Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Одним из важнейших и необходимых условий полноценного речевого развития дошкольников является тесное, согласованное взаимодействие детского сада и семьи. Данный материал содержит основные традиционные и нетрадиционные формы и методы совместной работы по речевому развитию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_det.sada_i_semi_po_rr_detey.docx35.25 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей

Актуальность

   Проблема развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе развития общества является особо значимой.

 Современный мир и его технические «игрушки» подменяют ребенку необходимость получения познавательной информации из общения со сверстниками, взрослыми, из любимых детских книг. Ребенок легко осваивает технический язык, но при этом живая речь утрачивает свою значимость, эмоциональность.

Сензитивным периодом развития всех психических процессов является дошкольный возраст. Своевременное и успешное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Человек, в детстве овладевший выразительными средствами языка, вряд ли будет обеднен в жизни среди техники и компьютеров, среди строгих категорий и понятий, и всегда найдет место сравнениям, метафорам, образам и эпитетам.

Следовательно, единственным выходом из сложившейся проблемы является необходимость максимального обогащения речи детей в условиях ДОУ и семьи.

Важнейшим условием для того, чтобы ребенок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружен с первых дней жизни. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.

      Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно.

     Однако подобное согласованное взаимодействие не возникает сразу. Ему предшествует целенаправленная работа педагогов, в процессе которой родители эпизодически включаются в жизнь группы; приобщаются к проблемам своих детей (в разных формах и на разном содержании).

     Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Уже на этом этапе (и во время последующих встреч) важно убедить родителей в том, что именно их роль в речевом развитии ребенка значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.

Обследование речи детей 

    Ежегодно в начале учебного года педагоги проводят обследование состояния речи каждого ребенка группы по следующим разделам: произносительная сторона (звукопроизношение и речевой слух), словарь, грамматический строй речи, связная речь. Обследуется также развитие мелкой моторики рук, с которой, как известно, теснейшим образом связано нормальное речевое развитие ребенка.

     Цель обследования – выявление уровня речевого развития каждого ребенка и группы в целом на начало года учебного года; определение результативности работы по речевому развитию детей за предыдущий год, т.е. динамики речевого развития за год. От результатов обследования зависит планирование работы педагогов и родителей по развитию речи детей: анализ материалов обследования дает четкую и ясную картину речевого развития каждого ребенка группы.

     Результаты обследования доводятся до сведения каждого родителя. Это происходит только в индивидуальной беседе. Главная цель этого этапа работы – заручиться поддержкой родителей для последующего взаимодействия в вопросах речевого развития. В беседе воспитатели отмечают сильные и слабые стороны речи ребенка, намечают пути оказания помощи в развитии речи и дальнейшего ее совершенствования. Тогда же происходит «распределение обязанностей» между детским садом и семьей, иными словами, что будут делать педагоги, а что родители. Объем их работы по развитию речи ребенка в каждом конкретном случае, естественно, разный. Это зависит от многих причин: от уровня речевого развития ребенка; от сложности речевых недостатков; от желания родителей участвовать в мероприятиях по развитию речи своего ребенка и пр.

 Воспитатели объясняют родителям, что их участие в речевом развитии ребенка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса. В результате пострадает их ребенок.

Формы совместной работы по речевому развитию детей

 Сложной проблемой взаимодействия педагогов и семьи является поиск форм приобщения родителей к речевому развитию их детей. Детский сад (воспитатели, логопеды) владеют серьезной информационной и методической базой для воспитания и образования дошкольников. Как же сделать так, чтобы родители могли воспользоваться методической базой, которой владеют воспитатели? Для этого лучше всего провести с ними беседу, анкетирование, что позволит определить наиболее приемлемые формы взаимодействия воспитателей с семьей.

     В работе с семьей используются традиционные и нетрадиционные формы и методы:

  •  групповые собрания;
  •  индивидуальные беседы;
  •  консультации;
  •  анкетирование;
  •  наглядные материалы;
  •  открытые занятия с детьми;
  • приглашение родителей на праздники;
  • совместные мероприятия;
  • закрытые ящики и информационные корзины.
  • игротека

Анкета – это быстрый и удобный способ получить необходимую информацию о семье.

Пример.

  1. Как Вы считаете, какова основная цель речевого развития дошкольников?
  2. Как Вы оцениваете речь вашего ребенка в целом? (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошая).
  3. Что беспокоит вас в речевом развитии вашего ребенка?
  4. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка?
  5. По каким признакам вы отмечаете, что в детском саду ведется работа по развитию речи?
  6. Часто ли Ваш ребенок в домашней обстановке проявляет интерес к речевым играм, чтению книг?
  7. Какую форму подачи художественной литературы Вы предпочитаете дома?
  • чтение книг (печатных изданий) и рассматривание иллюстраций;
  • чтение электронных книг;
  • просматривание мультфильмов по телевизору;
  • прослушивание аудиосказок;
  • свой вариант ответа

      8. Чем Вы руководствуетесь в выборе книг для чтения ребенку?

      9.  Что Вы лично делаете для развития речи Вашего ребенка? Играете ли вы вместе со своим ребенком? Какие игры для развития речи есть у вас дома?

     10.  Какие вопросы по речевому развитию детей вы хотели бы обсудить на родительском собрании?

      11.  Ваши предложения и пожелания по работе детского сада в данном     направлении.

Игротека

    Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. 

Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребенка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот что необходимо ребенку.

    К 5-годам у детей впервые отмечается пристрастие к играм в слова. Это естественное желание необходимо всячески поощрять, пусть игры будут интересными, веселыми и даже азартными. Именно благодаря словесным играм происходит становление культуры речи и общения. Играя, ребенок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.

 Примеры словесных игр:

  • «Четвертый лишний».
  • «Скажи по-другому».
  • «Скажи наоборот».
  • «Большой – маленький» («Скажи ласково»).
  • «Доскажи словечко».
  • «Цепочка слов».
  • «Подбери слово».
  • «Назови, какой».
  • «Отгадай, кто это».
  • «Отгадай предмет по его частям».
  • «Перепутанница».
  • «Исправь ошибку».
  • «Упрямые слова».
  • «Посчитай».
  • «Подумай и ответь» (словесные логические задачи).

 Игры на развитие слухового внимания:

  • «Отгадай, что звучит»
  • «Где позвонили?»
  • «Угадай, кто позвал»
  • «Угадай, что делать»
  • «Так ли это звучит?» (лук-луг, плод-плот, роса-роза)
  • «Кто внимательный?»
  • «Звуковые песенки»
  • «Придумай слово со звуком…»
  • Назови первый (последний) звук в слове»
  • «Разложи вещи по полкам».

Игры на развитие мелкой моторики:

  • пальчиковые игры со стихотворным сопровождением
  • пальчиковые игры с элементами самомассажа
  • игры с предметами
  • игры с бумагой (сминание, разрывание, скатывание в комок, складывание,вырезание)

Кинезиологические упражнения:

  • Зеркальное рисование
  • Кулак – ребро – ладонь
  • Гусь – курица – петух
  • Флажок – рыбка – лодочка
  • Солнышко – заборчик – камешки
  • Лезгинка
  • Ухо – нос
  • Локоть к колену
  • Фонарики

Домашняя игротека.

  • «Давай искать на кухне слова».
  • «Приготовим сок».
  • «Угощаю».
  • «Волшебные очки».
  •  «Я заметил» (по дороге в детский сад или из детского сада).

 «Я дарю тебе словечко» (или «Копилка новых слов»)

     Цель данной игры – расширить словарь ребенка, объяснить лексическое значение слов. Один раз в неделю, например в выходной день, родители « дарят» ребенку новое слово: не просто называют его, но обязательно объясняют значение. Традиция « Я дарю тебе словечко» продолжается в детском саду. Каждый понедельник дети «приносят» в группу подаренные дома слова и знакомят с ними в течение всего дня своих друзей. Воспитатели на маленьких листочках бумаги записывают каждое слово, а на обратной стороне – имя и фамилию. Все бумажки складываются в коробочку, которую называют либо копилкой, либо коллекцией слов. Периодически педагоги достают копилку и проводят разнообразные игры. Один раз в квартал в группе вывешивается благодарственное письмо, в котором указываются те родители, чьи дети принесли в копилку много интересных слов.

Организация душеполезного семейного чтения (по Книгам для развития детей дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки», И. А. Кузьмин, А. В. Камкин)

    Организация процесса душеполезного семейного чтения должна быть хорошо продумана.

  • В семье следует определить благоприятное во всех отношениях место для детской библиотеки.
  • Общаясь с книгой, следует относиться к ней как к величайшей ценности.
  • Бережное отношение к книге – одно из важных качеств общей культуры человека и закладывается оно в «золотую пору детства».
  • Читать литературные тексты следует неспешно, выразительно, эмоционально, осмысленно.
  • Если сказочные и другие тексты довольно большие по объему, рекомендуется читать их с продолжением. При этом очень важно, чтобы у ребенка сложилось целостное восприятие читаемого произведения.
  • В конце чтения произведения нужно дать ребенку возможность внимательно и неторопливо рассмотреть иллюстрации к нему. Рассматривание образов-иллюстраций углубляет понимание услышанного, уточняет отдельные, может быть, не ясные места, полнее раскрывает художественные образы.
  •  После чтения литературных текстов взрослому рекомендуется поразмышлять вместе с ребенком, выбрать и определить те жизненные уроки, которые они получили после прочтения.
  • Возвращение к прочитанному помогает ребенку лучше осмыслить содержание литературного текста, сформировать представление о духовно-нравственных ценностях.
  • После окончания чтения произведения и совместных размышлений можно приступить к выполнению творческого задания – оформлению страницы Альбома.

Примеры выставок.

1. « Как умелые ручки язычку помогали».

2. «Моя любимая книга».

3. «Книжки - малышки».

4. «Сказки дедушки Корнея».

5. «Цветик - семицветик».

6. «Осенний переполох».

7. «Лучшая новогодняя игрушка».

8. «Маму, бабушку, сестру – всех поздравить я хочу!»

9. «Неопалимая купина».

   На выставке демонстрируются рисунки, поделки и другие результаты совместного творчества детей и родителей.

Советы родителям.

1. Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребенком.

2. Помните, что основные собеседники для ребенка в семье – мама, папа, бабушка или дедушка.

3. Поручайте старшим детям как можно больше разговаривать с ребенком в свободное время.

4. Приобретайте репродукции художественных картин, альбомы, картинки, рассматривайте их с детьми.

5. Предложите ребенку соревнование «Чья сказка лучше», «Чей рассказ интереснее» с участием всех членов семьи.

6. Записывайте в тетрадь или на магнитофон рассказы и сказки вашего ребенка. Через 2-3-месяца прослушайте их вместе с ребенком, проанализируйте, запишите новые. 

Речевые формулы для конструктивного общения с родителями

 Как сформулировать просьбу, чтобы отказать было невозможно?

  • Только Вы …в этой ситуации можете нам помочь.
  • Как замечательно, что Вы подошли…
  • Я больше ни к кому не могу обратиться, только к Вам…
  • Я знаю, что только Вы справитесь, потому что…
  • Нам очень нужна именно Ваша помощь…
  • Только Ваши знания и родительский опыт могут нам помочь…

    Как возразить родителю, чтобы избежать возникновения конфликта?

            Очень хорошо, что Вы подняли этот вопрос, и…

  • Спасибо, что Вы обратились с этой проблемой к нам, и мы обязательно ее решим, когда это будет удобно нам с Вами…
  • Я уважаю Ваше мнение, и в то же время вижу эту ситуацию с другой стороны…,

           а как Вы видите выход из этой ситуации…, что мы можем предпринять?  (дождаться первого предложения родителя).

  • Нам это важно, давайте подумаем, как нам решить эту проблему, и избежать   данной ситуации в будущем…

Вывод.

Практика показывает, что тесное, согласованное взаимодействие детского сада и семьи является одним из важнейших и необходимых условий полноценного речевого развития дошкольников.

Для формирования целостной системы речевого развития детей в детском саду

очень важно объединить усилия педагогов с использованием всех возможных технологий, методик, научных разработок и семей воспитанников. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей (из опыта работы)

В статье раскрыты цели, задачи, методы и приёмы совместной работы воспитателя и родителей по вопросам речевого развития. В помощь родителям предлагаются игры, игровые упражнения по развитию речи,...

Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей

С момента прихода дошкольника в детский сад важно убедить роди­телей в том, что их роль в этом очень велика и все усилия воспитателей без их помощи будут недостаточны, а может, и безрезультатны. С...

«Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста».

Цель  работы – активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье ...

Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей.

Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей.Одним из условий нормального развития ребёнка и его дальнейшего успешного обучения в школе является полноценное формирован...

Статья на тему: «Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей»

   Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развити...