Приобщение детей к нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Афанасьева Наталия Николаевна

     Общение – это условное развитие ребёнка, важнейший фактор, формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

     С точки зрения психолога М.Л.Лисиной (психолог) под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. Общение имеет большое значение для формирования психики человека как личности. Сфера общения - мощный источник, который определяет психическое состояние ребёнка, его здоровье.

     Группа детского сада - это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. Каждый ребёнок должен уметь слушать и понимать другого ребёнка или взрослого, от этого зависит его будущий успех в личностном общении.

     Умение общаться не приходит само собой, оно приобретается ценой усилий. Наверное, все без исключения родители хотят увидеть своего ребёнка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими детьми и взрослыми. Чем раньше обращается на это внимание, на эту сторону жизни ребёнка, тем меньше у него будет проблем в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающим огромно, и их нарушение – один из показателей отклонения в развитии. Ребёнок, который мало общается и не принимается другими детьми из-за неумения организовывать общение, становится неинтересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребёнку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом в развитие личности. В наше современное, технологичное время можем выявить, такую проблему, как неумение детей свободно идти на контакт, общаться и взаимодействовать друг с другом. Следовательно, можно с уверенностью отметить, что дети не владеющие, навыками культуры общения хуже других усваивают программный материал, а также, как показывает опыт - знания, умения и навыки детей формируются более эффективно в совместной и коллективной деятельности. Отсутствие умений сотрудничать со сверстниками порождает не успешность ребёнка в познавательной деятельности, следовательно, в результате этого возникают трудности его адаптации в школе.

     В дошкольном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребёнка в его коммуникативном развитии – расширение круга общения. Помимо мира взрослых дошкольник «открывает» для себя мир сверстников.

     Д.В. Эльконин писал, что человек, относящийся к эпохе детства, это человек играющий. Для дошкольника игра - это ведущий вид деятельности. Слово «играть» применительно к ребёнку с давних времен означало «жить» и «дружить».

     Бедность и примитивность игры пагубно отражается на становлении личности, а также на коммуникативное развитие детей, потому что общение происходит в основном в совместной игре. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила.      Семья - ближайшее и постоянное социальное окружение ребёнка. Влияние семьи на развитие личности ребёнка огромно.  Коммуникативные навыки ребёнка напрямую зависят от поведения его родителей, поэтому следует учитывать некоторые аспекты.

Прежде всего, проследите, чтобы ребёнок не был изолирован от своих сверстников. Очень хорошо, когда ребёнок посещает детский сад, всевозможные секции и кружки, где ребёнок будет постепенно привыкать к присутствию других взрослых. Кроме того, в игровой форме ребёнок приобретает навыки общения.

     Но главным залогом успешного развития детской коммуникабельности является уверенность ребёнка в себе. Просто ваш ребёнок должен знать, что он умный, любимый и красивый. Тогда он не будет бояться улыбнуться прохожему или подойти поговорить с незнакомым сверстником. Именно самооценка является корнем большинства наших страхов. Всегда интересуйтесь мнением ребёнка по тому или иному вопросу. Он должен чувствовать, что интересен вам. Для развития тактики общения и лидерских способностей чаще приглашайте в гости знакомых деток.

     Многие родители задаются вопросом, а нужна ли вообще коммуникабельность ребёнку? Ведь если у малыша «некоммуникабельный» тип личности, стоит ли разрушать его стереотипы? Возможно, именно так он чувствует себя наиболее комфортно. К тому же не все дети могут быть открытыми к общению одинаково максимально. Это заблуждение. Независимо от типа своей личности ребёнок нуждается в помощи для общения с внешним миром. Окружающая среда полезна и увлекательна, но без коммуникативных навыков её преимущества оценить сложно. Задача родителей - научить своё чадо черпать информацию любыми способами, поэтому учите ребёнка общению. Это очень важно!

                                 

                           Примеры негативных и позитивных установок.

1. Негативные установки:

   - Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить!

  Последствия: замкнутость, отчужденность, безынициативность, угодливость, льстивость.

    Позитивные установки:

   - Будь собой, и тогда у тебя будет много друзей!

 

2. Негативные установки:

   - Горе ты мое!

 Последствия: заниженная самооценка, чувство вины, конфликтные взаимоотношения с родителями и окружающими, отчуждение.

    Позитивные установки:

   - Радость ты моя!

 

3. Негативные установки:

   - Нытик! Плакса!

  Последствия:  эмоциональная ригидность, внутренняя озлобленность, чрезмерная восприимчивость, повышенное эмоциональное напряжение, тревожность, неуверенность в своих силах, безынициативность.

    Позитивные установки:

   - Поплачь, станет легче.

 

4. Негативные установки:

   - Ну что за ребёнок! Всё готов раздать!

  Последствия: накопительство, жадность, эгоизм, заниженная самооценка.

    Позитивные установки:

    - Молодец, что делишься с друзьями!

 

5. Негативные установки:

    - Не твоего ума дело!

  Последствия: робость, отчужденность и конфликты в общении с родителями, эмоциональная отгороженность, замкнутость, задержка психического развития, нарушение самосознания и идентификации.

    Позитивные установки:

    - А ты как думаешь?

 

6. Негативные установки:

    - Ты - копия своего папочки (мамочки)!

  Последствия: неадекватная самооценка, упрямство, агрессия, противоречивость, трудности в общении с родителями.

    Позитивные установки:

    - Папа у нас замечательный!

 

7. Негативные установки:

    - Неумейка! Откуда у тебя только руки растут!

  Последствия:  страхи, заниженная самооценка, неуверенность, низкая мотивация к активности.

    Позитивные установки:

    - Тебе надо попробовать ещё раз, и все обязательно получится!

 

8. Негативные установки:

    - Ты плохой -- обижаешь маму! Вот уйду от тебя к другому (другой)!

  Последствия:  отчуждение, тревожность, страхи, чувство одиночества, нарушения сна.

    Позитивные установки:

    - Ты самый любимый, и я тебя никогда не брошу!

 

9. Негативные установки:

    - Уйди с глаз моих, не маячь, пойди займись чем-нибудь!

  Последствия:  озлобленность, скрытность, отчужденность.

    Позитивные установки:

    - Давай разберёмся вместе, иди ко мне!

 

10. Негативные установки:

    - Никогда не сноси обиды, давай сдачу!

  Последствия:  агрессивность, низкий уровень произвольной регуляции, несдержанность, раздражительность, ощущение вседозволенности.

     Позитивные установки:

    - Люди всегда могут найти общий язык и договориться друг с другом!

    

 Родители должны строго следить за каждым словом, обращенным к ребёнку, ведь ребёнок как никто восприимчив ко всему что слышит. И, порой, неправильная установка с детства, может развить в ребёнке отрицательные качества, которые будут препятствовать ребёнку расти, развиваться, общаться правильно и гармонично.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация способов приобщения детей с нарушением интеллекта к элементарным общепринятм нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

В презентации содержится подборка игровый приемов для приобщения детей с нарушением интеллекта к элементарным общепринятм нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Материал м...

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через игровые технологии

По словам М.Л.Лисиной под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. Взаимоотношение – это субьективные связи, во...

Приобщение детей младшего и среднего дошкольного возраста к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

В настоящее время социализация личности является важной составляющей системы образования. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, требуют от каждого человека обращения к норма...