Статья по гражданско-патриотическому воспитанию, детей с 4-5 лет «С чего начинается Родина» .
консультация (средняя группа)

Детство- это каждодневное открытие мира. Нужно чтобы это открытие стало прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.

Детство-ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию –это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающем миром, и гордость за свой народ, и свою Родину.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья по гражданско-патриотическому воспитанию, детей с 4-5 лет «С чего начинается Родина» .

Детство- это каждодневное открытие мира. Нужно чтобы это открытие стало прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.

Детство-ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию –это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающем миром, и гордость за свой народ, и свою Родину.

Цель данной статьи: Воспитывать патриотические чувства, гордость за место, где они живут, за «малую» Родину.

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Нравственные представления дошкольников в основном ритуальны.

Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как

именно они должны поступить («пожалеть», «поделиться», «заступиться»,

«подарить», и т. п.). Это означает, что в формировании нравственных

представлений у дошкольников особая роль принадлежит выработке навыков

дисциплинированного, гуманного, культурного поведения. Дошкольнику

можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут

связаны с определенной последовательностью операций по их выполнению, -

они окажутся бесполезными.

Таким образом, процесс формирования первоначальных нравственных

представлений у дошкольников имеет следующую логику: выдвижение

образца, действие по образцу, состояние эмоционального комфорта,

повторение образца, выработка ритуального стереотипа, ощущение (еще не

понимание!) социальной значимости ритуальных действий, возникновение

потребности опираться на них в сходных ситуациях.

Отсюда педагогическое правило: нравственные представления не

закладываются взрослым в голову ребенка, они формируются в его сознании

на основе определенной последовательности поступков, умело направленных

взрослыми.

Н.В. Микляева, рассматривая опыт народной педагогики,

обращает внимание на этапы, которые следует учитывать при осуществлении

патриотического воспитания детей в условиях семьи и образовательного

учреждения — детского сада и школы.

Первый этап — инстинктивный патриотизм, где Родина и семья

воспринимаются ребенком как единое целое, где семья выступает объектом,

а Родина — фоном.

Второй этап — потребность в любви к ближним. Воспитывают ее особые «органы семейного воспитания»: родители, родственники, все люди, которые окружают ребенка с рождения. Е.Н. Водовозова рассматривала активное участие ребенка в жизнедеятельности

семьи как необходимое условие, при котором он научится сначала любить

свою семью, а затем — Отечество, будет способен жертвовать собственными

интересами ради ближних.

Третий этап — дифференциация физического и социального

окружения, осознание своей привязанности к физической среде, т.е. к той

местности, где ребенок родился и вырос.

Четвертый этап — привязанность к духовной среде: народному

творчеству, литературе и искусству, науке и т.д. В этом отношении опыт

единства интеллектуальных, эстетических и нравственных переживаний

особенно ценен для формирования мировоззрения и сознания ребенка,

обогащения его духовного опыта. В.А. Сухомлинскиий писал: «Пусть

ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти

навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

Пятый этап — воспитание гражданственности как высшего проявления

национального самосознания и чувства патриотизма. На данном этапе в результате обогащения

патриотических чувств историческими и гражданскими понятиями, которые

приобретает ребенок, происходит трансформация инстинктивного

патриотизма в сознательный патриотизм. Важно, чтобы личностно-

значимым для него становилось конкретное дело, непосредственно не

затрагивающее его личные интересы.

Шестой этап — изучение историко-культурного развития народов и

переход от идеи своего народа и государства к «идее народа и государства

вообще». На данном этапе формируется органическая взаимосвязь

патриотического и интернационального воспитания подрастающего

поколения. Особенностью патриотизма становится исключение вражды к

другим народам и готовность человека трудиться для всего человечества,

если он может принести ему пользу.

Седьмой этап — активный характер патриотизма, проявляющийся в

практической деятельности на благо Отечества. А.Н. Радищев писал, что

главная цель любой педагогической деятельности — образование и

воспитание нравственных и гражданских добродетелей, воспитание

истинного сына Отечества, способного к самоотверженной борьбе с

социальной несправедливостью, исполненного чувства человеческого

достоинства, непримиримого к любому проявлению зла. Это должны быть

настоящие патриоты, активные борцы за свободу и счастье Родины.

Патриотизм является одним из нравственных качеств личности,

которое формируется уже в дошкольном возрасте, и, как любое нравственное

качество, оно включает:

 содержательный компонент – овладение детьми доступным их возрасту

объёмом представлений и понятий об окружающем мире: социальном

устройстве общества, жизни народа, истории страны, культуре, традициях

народа, природе родного края, выработку правильных взглядов на факты

общественной жизни страны;

 эмоционально-побудительный – переживание личностью

положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям,

окружающему миру, любви к родному городу (селу), краю, стране,

гордости за трудовые и боевые успехи народа, уважения к историческому

прошлому родной страны, восхищения народным творчеством, любви к

родному языку, природе родного края, проявление интереса к этим

сведениям, потребности расширить свой кругозор, стремления

участвовать в общественно полезном труде;

 деятельный компонент – реализация эмоционально прочувствованных и

осознанных знаний в деятельности (оказание помощи взрослым,

проявление заботы о них, готовность выполнить задание взрослого,

бережное отношение к природе, вещам, общественному имуществу,

умение отразить полученные знания в творческой деятельности), наличие

комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает

действенное отношение к окружающему.

Воспитание было и остается важнейшим преобразующим фактором

общественного развития. Суть патриотического воспитания состоит в том,

чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к

родному дому, семье, природе, к истории, культуре и духовному

богатству нашего народа. Родина, Отечество, Единение, Духовность в этих

словах, близкие каждому человеку образы: мать и отец, родители, те, кто

дает жизнь новому существу, единение и духовная сущность каждой семьи.

Основные задачи патриотического воспитания дошкольников

 воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,

детскому саду, улице, городу;

 формирование бережного отношения к природе и всему живому;

 воспитание уважения к людям труда; развитие интереса к русским

традициям и промыслам;

 формирование элементарных знаний о правах человека;

 развитие интереса к русским традициям и промыслам;

 развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

 формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их

традициям;

 расширение представлений о России, её столице;

 знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на

занятиях, в играх, труде, быту и т.д. Таким образом, патриота в ребенке

воспитывает вся жизнь в детском саду и дома, его взаимоотношения с

взрослыми и сверстниками.

Патриота может воспитать только патриот, любящий свою Родину,

признающий и уважающий не только свои права, но и права других,

делающий все для того, чтобы Родиной можно было гордиться.

Содержание работы с детьми 4-5 лет

Ознакомление с предметным окружением.

- уважения к людям труда и предметам народного творчества,

художественным промыслам;

- уважения к людям труда и предметам, произведенным ими. Знакомить с

людьми прославившими Россию;

- Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей;

Ознакомление с социальным миром

- Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические

даты и праздники) ;

- Бережливое отношение к тому, что сделано людьми;

- Воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране,

городах, столице, символике государства;

- Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры,

с названиями улиц, носящих имена известных людей;

- Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение

представлений о стране, столице, символике государства;

Ознакомление с миром природы.

- Воспитание любви к природе родного края;

- Воспитание бережного отношения к родной природе;

- Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны

родной природы.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет

пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах

из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой

Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо

привить детям такие важные понятия, как долг перед Родиной; любовь к

Отечеству; ненависть к врагу; трудовой подвиг и т.д. Важно подвести

ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну,

Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена

увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты

памятники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы на тему "С чего начинается Родина?"

Цель: воспитание патриотических чувств, любви к Родине.Образовательная область: познаниеИнтеграция образовательных областей:Познавательно-речевая;Художественно-эстетическая;физическая...

Конспект ОД по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе на тему: "С чего начинается Родина"

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Задачи: — формировать у детей представление о России, как о родной стране; — формировать уважительное отношение к государственным с...

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе по теме «С чего начинается Родина»

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.Задачи: — формировать у детей представление о России как о родной стране; — формировать уважительное отношение к государств...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе на тему: «С чего начинается Родина. Как появился флаг»

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе на тему: «С чего начинается Родина. Как появился флаг»...

Роль музейной педагогики в воспитании гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к истории малой родины»

Сегодня в нашу педагогическую практику прочно вошли различные музейно – образовательные программы для воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Музейная педагогика, как научная дисцип...

Проект по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста «С чего начинается Родина»

Проект по патриотическому воспитанию с детьмистаршего дошкольного возраста«С чего начинается Родина»...