Консультация на тему: «Устное народное творчество, как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
консультация (средняя группа)

Степочкина Светлана Анатольевна

Малый фольклор (песенки, потешки, пестушки, прибаутки и др.) играет важную роль в воспитании детей дошкольного возраста. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, лёгкость осознания и простоту запоминания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor.docx29.7 КБ
Файл folklor_wecompress.com_.pptx1.09 МБ

Предварительный просмотр:

«УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Слайд №2. Очень актуально сегодня звучат слова российского поэта Н.А. Добролюбова: «Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму и истинному. Ранние привычки будут служить основанием, на котором строится жизненное знание нравственности и благородства».

Слайд №3. Дошкольное детство – это важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Любовь маленького ребёнка - дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, сестрам, братьям. Это корни, которые связывают его с родным домом и ближайшим окружением. Ведь чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаются им глубоко, но, увиденные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности маленького патриота.

Слайд №4. Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная. Особенно, когда речь идёт о детях дошкольного возраста. Эта сложность заключается в том, что делается попытка переносить на детей «взрослые» показатели проявления патриотизма.
         Под патриотическим воспитанием - мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребёнке нравственных качеств личности, приобщение к источникам национальной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально- действенного отношения, чувства привязанности к окружающим. В основе этого лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.

Слайд №5. Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей.

Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизора ребёнок видит диснеевские мультфильмы, героями современных детей становятся персонажи иностранных фильмов. А как же наши сказочные герои, чудесные мультфильмы советского периода, изумительные фильмы-сказки, где добро побеждает зло?!

В связи с этим именно сейчас остро назрела необходимость воспитания у детей нравственно-патриотических чувств, нравственных устоев и культуры поведения уже в дошкольном возрасте. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребёнка и лежать в основе его личности.

Слайд №6. Одним из средств нравственно-патриотического воспитания дошкольников является устное народное творчество. Произведения устного народного творчества таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяют с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности.

Малый фольклор (песенки, потешки, пестушки, прибаутки и др.) играет важную роль в воспитании детей дошкольного возраста. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, лёгкость осознания и простоту запоминания.

Фольклор является идеальным средством для патриотического воспитания дошкольников, поскольку прививает детям любовь к родителям, родственникам; формирует культурно-гигиенические навыки, знакомит с красотами русской природы, родного дома и малой Родины.

В работе с детьми необходимо широко использовать все виды народного фольклора: потешки, народные песенки и игры, сказки, пальчиковые игры и др.

Слайд №7. Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с детьми и вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику. Для развития мелкой моторики используются такие игры как: «Сорока-ворона», «У нашей бабушки десять внучат», «Моя семья» и др.

Слайд №8. С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам. Так, процесс умывания можно сопровождать такими потешками как: «Водичка, водичка, умой моё личико…». При причесывании: «Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса. Расти, косонька, до пят, все волосики в ряд…». Во время кормления: «Умница Катенька, ешь кашу сладеньку, вкусную, пушистую, мягкую, душистую». При укладывании спать: «Баю-баюшки…» и др.

Слайд №9. Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребёнка. Сказки – особая фольклорная форма, призванная рассказать детям о добре и зле, воспитать в ребёнке трудолюбие, уважение к самому себе и окружающим, честность, справедливость и научить смекалке.

В дошкольном возрасте используются русские народные сказки, такие как: «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Три медведя» и др. Для наилучшего восприятия сказки активно используем различные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый.

Слайд №10. Также используются народные игры, в них много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребёнка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. В работе c детьми используем хороводные игры, например: «Ходит Ваня», «Каравай», «Карусель», «Зайка», «Мы матрёшки».

Слайд №11. Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детский фольклор даёт ребёнку прекрасные образцы русского народного языка, является одним из могучих средств развития и обогащения речи детей.

Слайд №12. Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗВРАСТА» Подготовила: воспитатель Степочкина Светлана Анатольевна

Слайд 2

«Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, ещё прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму и истинному. Ранние привычки будут служить основанием, на котором строится жизненное знание нравственности и благородства». Добролюбов Н. А.

Слайд 3

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Слайд 4

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Воспитание любви к своей Родине - задача не только важная, но и сложная. Особенно, когда речь идёт о детях дошкольного возраста. П атриотическое воспитание - это взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и в общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребёнке нравственных качеств личности, приобщение к источникам национальной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально- действенного отношения, чувства привязанности к окружающим.

Слайд 5

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизора ребенок видит диснеевские мультфильмы, героями современных детей становятся персонажи иностранных фильмов. А как же наши сказочные герои, чудесные мультфильмы советского периода, изумительные фильмы-сказки, где добро побеждает зло?! ПРОБЛЕМА

Слайд 6

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Слайд 7

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Слайд 8

НАРОДНЫЕ ПЕСЕНКИ, ПОТЕШКИ

Слайд 9

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Слайд 10

НАРОДНЫЕ, ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

Слайд 11

Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детский фольклор даёт ребёнку прекрасные образцы русского народного языка, является одним из могучих средств развития и обогащения речи детей. ВЫВОД

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания детей раннего возраста

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы...

Консультация для воспитателей: "Устное народное творчество - как средство духовно-нравственного воспитания детей."

Устное народное творчество - как средство духовно-нравственного воспитания детей....

Доклад на педагогический совет на тему: «Устное народное творчество, как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

Быть патриотом — это значит ощущать себя неотъемлемой частью отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающем...

Методические рекомендации для воспитателей "Устное народное творчество как средство развития речи у детей дошкольного возраста"

quot;Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающег...

Методические рекомендации для воспитателей «Устное народное творчество как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

В последние годы вопрос использования устного народного творчества в обучении и воспитании детей приобретает все большую актуальность в связи с бесконечным потоком иноязычных слов, которые засорят рус...

Методические рекомендации для воспитателей «Устное народное творчество как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

В последние годы вопрос использования устного народного творчества в обучении и воспитании детей приобретает все большую актуальность в связи с бесконечным потоком иноязычных слов, которые засорят рус...

Методические рекомендации для воспитателей Устное народное творчество как средство развития речи у детей дошкольного возраста

В последние годы вопрос использования устного народного творчества в обучении и воспитании детей приобретает все большую актуальность в связи с бесконечным потоком иноязычных слов, которые засорят рус...