Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания детей раннего возраста
материал на тему

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В.А.Сухомлинский).

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное учреждение здравоохранения

Кемеровской области «Киселевский дом ребенка Теремок»

Опыт работы: «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания детей раннего возраста»

                                                                                     

                                                                                Составитель:

                                                                                Воспитатель 1 категории

                                                                                Щукина Светлана Геннадьевна

Киселевский городской округ, 2014 год

Государственное казенное учреждение здравоохранения

Кемеровской области «Киселевский дом ребенка Теремок»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЯ

На 2013-2014 уч.год

Щукиной Светланы Геннадьевны

Образование

Пед. стаж

Стаж в данном учреждении

Категория

Дата обучения на курсах

Дата последней аттестации

Дата

предполагаемой

аттестации

             ТЕМА:«Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания детей раннего возраста»

                                    Начало работы над темой: сентябрь 2013г.

                      Предполагаемая дата окончания работы: апрель2014г.

Цель: воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира и людей.

Задачи:

1.Создать условия для развития, становления, творческого самовыражения душевных сил ребенка

2.Учить детей жить дружно, быть добрыми, отзывчивыми, справедливыми, милосердными.

3.Знакомить детей с историей русского народа, его традициями, с укладом жизни и народной мудростью.

4.Воспитывать гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину.

ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

Сроки проведения итогов по теме самообразования: май 2014 год

Месяц

 Направления работы

Способы    достижения

Сентябрь,

ноябрь

Самоанализ профессиональной компетентности. Определение тематики, подбор литературы по теме.

Выбор темы.

Декабрь-апрель

Создать условия для развития, становления, творческого

самовыражения душевных сил ребенка

Использование малых фольклорных форм в режимных моментах и в различных видах

организованной деятельности.

Дидактические, пальчиковые игры;

игровые упражнения на развитие образных жестов и движений,

интонационной речевой

выразительности.

Знакомство с народными играми на физкультурных занятиях, во время

прогулок.

Игры-драматизации, где дети учатся

драматизировать не только сказки, но и обыгрывать потешки, небылицы.

Май

Подведение итогов,

систематизировать информацию полученную на основном этапе.

Ознакомление с собранным материалом педагогов на педагогическом совете

Изучение литературы по теме:

«Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания детей раннего возраста»

Автор

Название книги, статьи

Краткая аннотация, заметки

Ветохина, А.Я.

Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста.  

Формирование основ

моральных качеств начинается еще в раннем детстве. От того насколько успешно

осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно-нравственное развитие ребенка.

Гаврилова, И.Г.

Истоки русской народной культуры в детском саду.

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный ребенок живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур.

Картушина, М.Ю.

Русские народные праздники в детском саду.

Именно родная культура

должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности.

Лялина, Л.А.

Народные игры в детском саду.

Народные игры являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести.

 Практическая реализация темы по самообразованию:«Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания детей раннего возраста»

Форма

(открытое занятие, сообщение, мастер – класс, статья, проект)

Место

 Дата

Сообщение

Педагогический совет

Май 2014 года

Введение

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В.А.Сухомлинский).

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Формирование основ моральных качеств начинается еще в раннем детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно-нравственное развитие ребенка.

Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности.

Изначально, в российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира и людей.

Интегративным результатом реализации требований является создание развивающей образовательной среды:

  1.  Обеспечивающие духовно-нравственное развитие и воспитание детей; высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей и всего общества;
  2. Гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников;
  3. Комфортной по отношению к воспитанникам (в том числе и с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.

Создание культурно-образовательной среды является необходимым условием введения ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.

Дом ребенка – это культурно-социальная плацента для каждого ребенка, где формируется и отрабатывается его социальный опыт. В этом пространстве дети учатся воспринимать сложные жизненные явления, у них сглаживаются проявления социальной и материальной стратификации, формируется гуманистическая направленность.

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный ребенок живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизора ребенок видит диснеевские мультфильмы, героями современных детей становятся персонажи иностранных фильмов. А как же наши сказочные герои, чудесные мультфильмы советского периода, изумительные фильмы-сказки, где добро побеждает зло?

 Вспомним слова академика Д.С.Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Рациональные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности.

 Одним из средств духовно-нравственного воспитания является устное народное творчество. Неслучайно фольклор с давних времен должным образом оценивается в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как средство психолого-педагогического изучения ребенка, как средство формирования духовно-нравственной культуры, как средство обогащения словарного запаса детей и как средство передачи красоты и образности русского языка.

Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников.

Цель: воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира и людей.

Задачи:

  1. Создать условия для развития, становления, творческого самовыражения душевных сил ребенка
  2. Учить детей жить дружно, быть добрыми, отзывчивыми, справедливыми, милосердными.
  3. Знакомить детей с историей русского народа, его традициями, с укладом жизни и народной мудростью.
  4. Воспитывать гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину.

Виды фольклора.

Припевки, приговорки, потешки.

Словесное русское народное творчество заключает в себе большие поэтические ценности. Припевками, приговорками издавна пользуются для воспитания детей, особенно самых маленьких, для того, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить.

Такие процессы в жизни малыша, как одевание, купание, требуют сопровождения словом, и здесь русское народное творчество незаменимо. С раннего детства ребенок откликается на потешки, приговорки, напевки. Трудно переоценить их воспитательное значение.

Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигаясь в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и позволяет воспитателю с помощью потешек организовать его поведение. Малые фольклорные формы являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. Воспитатель, с учетом доступности, включает их в повседневный разговор с ребенком.

Когда дети слышат потешки, прибаутки, заклички, которые звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее, у них снижается агрессивность. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада. Хорошо помогает переключение внимания во время тяжелого расставания с родителями на яркую игрушку, сопровождая движения игрушки чтением потешки.

Правильно подобранная потешка помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии. Только установив эмоциональный контакт и создав положительную атмосферу в группе, можно начинать прививать детям представления о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности. С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию и т.п. Сопровождаемые припевками и приговорками, эти процессы становятся для ребенка более интересными.

Потешки можно обыгрывать разными способами: сопровождать чтение действием игрушки, использовать пальчиковый театр, куклы би-ба-бо, шапочки, маски различных персонажей. Таким образом дети быстрее запоминают потешки. Также дети учатся сами обыгрывать их: двигаться, как лисичка, говорить, как медведь, в зависимости от того, о ком потешка.

Потешка вводит ребенка в мир, учит его жить.    

          Пословицы и поговорки.

Пословицы и поговорки называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Обращенные к детям пословицы могут открыть им правила поведения, моральные нормы. Например: «Поспешишь – людей насмешишь».

Пословицы и поговорки можно использовать во всех процессах воспитательной работы. При одевании на прогулку: «Семеро одного не ждут», во время трудовой деятельности: «Труд человека кормит, а лень портит».

Пословицы и поговорки являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

          Загадки.

Загадки – полезное упражнение для детского ума. Игра в узнавании, отгадывании, разоблачении того, что спрятано и скрыто. При обучении детей отгадыванию загадок для начала можно использовать игрушки. Такая форма работы с загадками не вызывает у ребенка больших затруднений, так как перед глазами находятся загадываемые предметы. В дальнейшем дети учатся отгадывать загадки по собственным представлениям. При этом нужно учитывать опыт детей.

Загадки можно использовать на занятиях, во время наблюдений на прогулках. Они требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения для того, чтоб решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность.

Скороговорки.

Скороговорка – это веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Недаром в народе говорят: «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь». Скороговорки являются полезными грамматическими упражнениями, тренирующими ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно баловство – любимая игра в словотворчество.

Скороговорки чаще всего используются для развития речи. Они способствуют развитию умения следить за четкостью произношения каждого звука.

Считалки.

Считалки – это истории, придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого, распоряжается распределением ролей. Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразительным, памятливым, ловким, добрым и даже благородным. Все эти качества в детском сознании, душе, характере развивают считалки. Чаще всего считалки используются для проведения подвижных игр.

 

Сказки.

Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.

Сказка неотделима от красоты, она способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимы благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка – благодатный и ничем незаменимый источник воспитания любви к Родине, к родной земле, потому что сказка – творение народа, она воздействует на душу ребенка. В сказке перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами, быт; из них дети получают блестящие образцы родного языка. Сказка – это духовное богатство народной культуры, познавая которое ребенок познает сердцем свой народ.

Народная сказка может быть полностью использована в воспитании детей-дошкольников только в том случае, если они будут слышать рассказывание сказок, наслаждаться музыкой русской народной речи.

Праздники и обряды.

Знакомя детей с обрядовыми праздниками, которые были частью труда и быта русского народа, дети получают возможность познакомиться с историей народа, с его укладом жизни и народной мудростью.

Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и раскрывается. Профессор И.М. Снегирев писал, что народные праздники, со всеми относящимися к ним обрядами, песнями и играми – это сильнейший и обильнейший источник познания народной жизни. В народных праздниках есть не только красота и поэзия, отдых и веселье, предание и сказание, но есть и сокрытые истории, которые можно при желании увидеть.

Народный праздник помогает детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В.А. Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребенка, обучить его и сохранить детство».

Народные игры.

Народные игры являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром.

По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.

   

Формы работы.

Знакомство детей с различными жанрами устного народного творчества во время организованной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой

Взаимосвязь с музыкальным руководителем. Знакомство с народными песнями, хороводами, танцами.

Использование малых фольклорных форм в режимных моментах и в различных видах организованной деятельности.

Дидактические, пальчиковые игры; игровые упражнения на развитие образных жестов и движений, интонационной речевой выразительности.

Знакомство с народными играми на физкультурных занятиях, во время прогулок.

Игры-драматизации, где дети учатся драматизировать не только сказки, но и обыгрывать потешки, небылицы.

Создание предметно-развивающей среды: библиотека русского фольклора, центр театрализованных игр.

Заключение

Уровень развития представлений о духовно-нравственных качествах у детей раннего возраста характеризуется наличием обобщенных представлений о справедливости, правдивости, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивости, заботливости.

Усвоение моральных эталонов идет в процессе общения со сверстниками и взрослыми, где ребенок сталкивается с необходимостью применять на практике усвоенные нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям.

Изменения уровня духовно- нравственного развития у детей связано с занятиями, которые соответствуют программным требованиям, в процессе которых к каждому ребенку осуществляется индивидуальный подход, учитывается его уровень интеллектуальных способностей, его интересы.

Под влиянием фольклора совершенствуются познавательные способности, развивается эмоциональная сфера, обогащаются нравственные представления, повышаются наблюдательность и произвольное внимание.

Фольклор в значительной степени способствует формированию личности, он обогащает и развивает речь детей.

Дети любят театрализованные игры. Они живут одной жизнью с героями инсценировок и драматизаций, выражают свое одобрение, негодование восклицаниями, нередко вмешиваются в ход событий. Часто самостоятельно повторяют, преобразовывают инсценировки, включают их в сюжетно-ролевые игры, отчего они становятся более выразительными и интересными.

В самостоятельной деятельности у детей начинает проявляться творческое воображение, они обогащаются новыми представлениями, умениями и навыками.

Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.  

Список литературы

1. Ветохина, А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста.  [Текст] : методическое пособие для педагогов / А.Я. Ветохина [и др.]. – Санкт – петербург: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 192 с.

2. Гаврилова, И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду [Текст] : методическое пособие / И.Г. Гаврилова. – Санкт – петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 160 с.

3. Картушина, М.Ю. Русские народные праздники в детском саду [Текст] : практическое пособие / М.Ю. Картушина. – Москва: ТЦ Сфера, 2006. – 320 с.

4. Лялина, Л.А. Народные игры в детском саду [Текст] : методические рекомендации / Л.А. Лялина. – Москва: ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для воспитателей. «Устное народное творчество как средство развития речевой активности детей раннего возраста»

Буквальнос первых дней в жизнь ребёнка входит так называемая "материнская поэзия": колыбельные, потешки, прибаутки, песни, сказки. "Материнская поэзия" развивает и его эмоциональную сферу, и мышление:...

Консультация для воспитателей: "Устное народное творчество - как средство духовно-нравственного воспитания детей."

Устное народное творчество - как средство духовно-нравственного воспитания детей....

Устное народное творчество как средство развития речевой активности детей раннего возраста

Для развития речевой активности детей раннего возраста очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. И в этом нам, педагогам, помогают малые формы фольклора. Многолет...

Устное народное творчество как средство формирования речевой активности детей раннего возраста

Консультация для родителей на тему: "Устное народное творчество как средство формирования речевой активности детей раннего возраста"...

Проект «Устное народное творчество как средство развития речи» для детей раннего возраста по сказке «Курочка Ряба»

Проект «Устное народное творчество как средство развития речи» для детей раннего возраста по сказке «Курочка Ряба»...

Консультация на тему: «Устное народное творчество, как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

Малый фольклор (песенки, потешки, пестушки, прибаутки и др.) играет важную роль в воспитании детей дошкольного возраста. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают...