Устное народное творчество как средство развития речевой активности детей раннего возраста
статья

Бельтюкова Ольга Аркадьевна

Для развития речевой активности детей раннего возраста очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. И в этом нам, педагогам, помогают малые формы фольклора. Многолетний опыт работы с малышами показал, что звучность, напевность, ритмичность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, а это в свою очередь способствует развитию разговорной речи. Ценность фольклора заключается и в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beltyukova_o.a._ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.docx15.76 КБ

Предварительный просмотр:

О.А. Бельтюкова,

воспитатель первой категории

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 34»,

г. Глазов Удмуртская республика

Устное народное творчество

как средство развития речевой активности детей раннего возраста

Для развития речевой активности детей раннего возраста очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. И в этом нам, педагогам, помогают малые формы фольклора. Многолетний опыт работы с малышами показал, что звучность, напевность, ритмичность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, а это в свою очередь способствует развитию разговорной речи. Ценность фольклора заключается и в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.

Особую важность приобретает фольклор в первые дни малыша пребывания в дошкольном учреждении. Маленький ребенок в период адаптации скучает по дому и маме. Правильно подобранная потешка помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство доверия и симпатии к взрослому, отвлечься от переживаний и успокоиться. Такие процессы в жизни маленького ребенка, как умывание, одевание, кормление, укладывание спать, сопровождаемые словом тоже способствует созданию положительного эмоционального настроя.

Мой многолетний опыт работы с малышами показал, что для них более доступными являются малые фольклорные формы: пестушки, потешки, колыбельные песенки. Дети слушают их с интересом и выполняют движения соответствующие тексту. Поэтому мы поставили перед собой задачу использовать произведения устного народного творчества с целью развития у детей речевой активности.

Подбирая фольклорные произведения, мы обращали, внимание на то, чтобы они были просты, понятны по содержанию, побуждали к действию.

Ознакомление малышей с потешками мы проводили поэтапно:

Первый этап: развитие у детей интереса к новой потешке. Для этого мы использовали ее в режимных моментах, в игре, в повседневной деятельности.

Второй этап: рассматривание иллюстраций к потешке, обыгрывание ее с помощью игрушек.

Третий этап: повторное чтение потешки с обыгрыванием и побуждение детей к повтору потешки.

Четвертый этап: закрепление умения детей произносить потешку.

Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек, малыши легко запоминали их, использовали в повседневной деятельности. С большим интересом слушали дети стихи и потешки, сочиненные воспитателями.

В фольклоре существует много потешек, в которых сочетаются речь и движение рук. Поэтому, для детей были подобраны произведения устного народного творчества, которые использовались во время пальчиковых игр. Перед своими маленькими слушателями мы ставили задачу не только запомнить потешку, но и обыграть ее с помощью рук.

Для достижения положительных результатов в развитии речевой активности детей, мы подключили родителей. Для этого провели консультацию «Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка», обучающий семинар о пальчиковых играх, индивидуальные беседы об особенностях развития каждого ребенка. Родителям были предложены папки-передвижки с потешками, пальчиковыми играми, для закрепления материала  дома.

 В результате систематической работы у детей обогатился словарный запас, активизировалась речь, появился интерес к устному народному творчеству, к художественному слову. Наши воспитанники стали  самостоятельно использовать потешки и пальчиковые игры в играх и повседневной деятельности.

Таким образом, наш опыт работы показал, что целенаправленное и систематическое использование произведений устного народного творчества в работе с детьми раннего возраста, способствует развитию речевой активности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль устного народного творчества в развитии речевой активности детей раннего возраста

Дана система работы  по использованию устного народного творчества с детьми раннего возраста....

Консультации для воспитателей. «Устное народное творчество как средство развития речевой активности детей раннего возраста»

Буквальнос первых дней в жизнь ребёнка входит так называемая "материнская поэзия": колыбельные, потешки, прибаутки, песни, сказки. "Материнская поэзия" развивает и его эмоциональную сферу, и мышление:...

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей дошкольного возраста.

Публикация посвящена устному народному творчеству в развитии детей дошкольного возраста. Работа освещает значимость устного народного творчества для целостного и встестороннего развития ребенка....

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей раннего возраст

Педагогическая копилкаПлан:1.    Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни2.    Условия и задачи развития речи3.    Значение произведений устно...

Нетрадиционные техники рисования, как средство развития речевой активности детей раннего возраста

Нетрадиционные техники рисования, как средство развития речевой активности детей в младшем дошкольном возрасте....

"Пальчиковые игры, как средство развития речевой активности детей раннего возраста"

Информация для коллег и родителей (законных представителей)....

Элементарное музицирование как средство развития речевой активности детей раннего возраста

Методическая разработка содержит обзор практического опыта воспитателя2 группы раннего возраста. Работа основана на материалах семинаров Т.Тютюнниковой "Учусь творить. Элементарное музицирование:...