Элементарное музицирование как средство развития речевой активности детей раннего возраста
методическая разработка (младшая группа)

Никифорова Тамара Васильевна

Методическая разработка содержит обзор практического опыта воспитателя2 группы раннего возраста. Работа основана на материалах семинаров Т.Тютюнниковой "Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение". Новизна работы в использовании методов элементарного музицирования с детьми  1,5-3 лет (в большинстве неговорящими)  в период адаптации малышей к детскому саду.  Работа содержит перспективное планирование на учебный год по развитию речевой активности детей 1,5-3 лет средствами элементарного музицирования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

Введение __________________________________________________

2

Основная часть ____________________________________________

3

Заключение _______________________________________________

7

Приложение 1. Перспективное планирование 

Приложение 2. Конспект  организованной деятельности «Поезд».                                              

Приложение 3. Работа с родителями

Приложение 4. Картотека игр и упражнений

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Ушинский К. Д.

Музыка – посредник между жизнью ума

и жизнью чувств.

Людвиг ван Бетховен

Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие.

М.Монтень

Введение

Данная работа представляет собой обзор практического опыта работы с детьми раннего возраста, направленной на активизацию речи средствами элементарного музицирования. Работа велась в течение учебного года с детьми от 1,5 до 3 лет.

 Ранний возраст — особый период в развитии детей, который характеризуется стремительным становлением разных граней развития детей, в том числе — становлением речи и овладением основами родного языка.

Именно в этот период важна роль взрослого — роль ведущего и проводника, доброго волшебника и друга, мудрого наставника и учителя.

Цитаты, предваряющие текст, взяты нами не случайно. Дети не задумываются о том, чему их учат — они просто играют. Чем увлеченнее играет ребенок, чем больше позитивных эмоций вызывает игра — тем более продуктивным будет процесс обучения, который запланировал педагог.

Музыка видится нам тем связующим звеном, который соединяет эмоциональный мир ребенка и его умственное развитие. Вовлеченность в совместную музыкальную деятельность, желание детей «общаться» с музыкой, петь и играть в ансамбле, получая от этого удовольствие — вот те наиважнейшие факторы, которые без насилия и давления позволяют педагогу донести учебный материал до малышей, какими бы маленькими они не были.

В этой связи элементарное музицирование выходит на первый план как практический метод формирования и развития основных способностей детей раннего возраста (двигательной, сенсорной, эмоциональной, познавательной, игры, самообслуживания и т.д.), в том числе  - формирование и развитие речевой активности малышей.

Элементарное музицирование обладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Это очень важно для малышей, которые впервые пришли в детский сад и находятся в процессе адаптации к условиям жизни в социуме, в непривычных для них условиях, среди чужих людей. Максимально важно создать благоприятные психологические  условия, увлечь игрой, отвлечь от грустных мыслей. Здесь огромную помощь оказывает музицрование, народный фольклор и авторские произведения современных авторов. Ручки мыть - с потешками, за стол садиться - с прибаутками, спать идти - с колыбельными.

Как увлечь занятием малышей, которым нет еще и двух лет? Как привлечь их внимание, которое они могут произвольно удерживать лишь считанные минуты? Как вызвать желание повторять за педагогом звуки, слоги и слова? Ответ — средствами элементарного музицирования.

Цель данной работы — раскрыть возможности элементарного музицирования как средства активизации речи детей раннего возраста.

Перед нами стояли следующие задачи:

  • проанализировать теоретическую литературу по заданной теме;
  • подобрать репертуар, соответсвующий задачам речевого развития детей в раннем возрасте;
  • составить перспективное планирование работы по заданной теме на учебный год;
  • разработать примерные занятия, охватывающие разные аспекты пребывания ребенка в детском саду (режимные моменты, совместную деятельность с педагогом, организованную деятельность с группой детей, индивидуальные занятия и т. д.).

Адресуем данную работу всем воспитателям и специалистам, работающим с детьми раннего возраста, а также заинтересованным родителям, которые хотят обучать своего малыша и проживать вместе с ним его раннее детство в радостной и творческой атмосфере совместного музицирования.

Основная часть

Термин «элементарное музицирование» впервые ввел Карл Орф — немецкий композитор, родившийся в конце 19 века. Его методика до сих пор считается новаторской. Многие последователи черпали и по сей день черпают вдохновение из идей орфовской педагогики, многие новые термины и понятия стали использоваться в работе с детьми именно благодаря ей.

Элементарное — то есть, состоящее из элементов (изначально это было пение, движение, театрализация, импровизация и игра на музыкальных инструментах). В дальнейшем этот список пополнился.

Наиболее разработанной системой элементарного музицирования нам представляется методика Т.Э.Тютюнниковой, которая и легла в основу нашей работы. Ее методика «Открыть музыку в ребенке» включает речь как элемент музыкального языка. В современной педагогике даже появилось новое понятие - «речевое музицирование», которое с успехом используют при коррекции речевых нарушений (метод формирования языковой системы (МФЯС), разработанный Т. Н.Новиковой-Иванцовой, «Мои первые слова» Н. А. Шишкиной и многие другие).

В раннем возрасте речевое музицирование может стать толчком к запуску речи, что в нашей группе было очень актуально, поскольу некоторые дети не разговаривали на момент поступления в детский сад.

Ранний возраст также благоприятен для формирования звуковой культуры речи. Обучение звукопроизношению начинается с гласных звуков и простых по артикуляции согласных ([м], [п], [б], [в], [ф]). Правильное, отчетливое их произношение готовит к произношению более сложных звуков, таких как [с], [з] (свистящие).

При помощи инструментов элементарного музицирования мы можем осущетвлять отработку хвукопроизношения поэтапно:

  • проговаривание изолированного звука в речевом музицировании;
  • произнесение несложных звукосочетаний (при тенденции к общей смягченности речи в звукоподражаниях, начинающихся с согласного звука (му-у, тук-тук, динь-дон и т. п.)  при  допевании песенок и потешек,
  • отработка звука в составе слова с простой слоговой структурой (слова с открытым слогом, односложные слова) при играх с звучащими жестами;
  • закрепление произношения звука во фразовой речи, включающей слова с данным звуком — при озвучивании стихов.

Маленькие дети часто говорят или тихо, или, наоборот, очень громко, не умеют разговаривать шепотом. Развитию голосового аппарата способствуют упражнения, в которых одни и те же звуки или звукосочетания произносятся с различной громкостью. Это подготавливает ребенка к правильному интонированию как средству выразительности (смена силы голоса в зависимости от содержания высказывания). Этим задачам соответствуют упражнения на импровизацию, инсценирование и озвучивание небольших стихов, закличек, песенок.

Правильное произношение звуков, слов, фраз обеспечивается и хорошо поставленным речевым дыханием. Для выработки относительно плавного и продолжительного выдоха мы с детьми протяжно и длительно пропеваем гласные звуки, глиссандируя голосом (например, «спеть песенку ветра»: «У-у-у-у».).

Взяв за основу материалы семинаров Татьяны Эдуардовны, мы разработали свою технологию проведения совместной деятельности по элементарному музицированию с вектором на развитие речевой активности детей, которая включает:

  • звучащие жесты (хлопки, шлепки, топотушки и т.д.);
  • пальчиковые игры (работа по развитию мелкой моторики с акцентом на развитие чувства метрической пульсации и эмоциональности детей );
  • речевое музицирование (звуковысотные упражнения, упражнения на дыхание, упражнения на тембральную окраску голоса, озвучивание стихов («звучащими жестами», звукоподражаниями, инструментами детского оркестра и т.д.), артикуляционные упражнения);
  • пение (распевание потешек и песенок («допевание» для неговорящих детей);
  • движение и активное слушание (импровизированное движение, сопровождаемое стихами или песнями, ритмизированные стихи).

В своей работе с детьми мы основываемся на постулате, который гласит, что основой деятельности ребенка является игра. Проявление игры — это различные виды деятельности. При элементарном музицировании дети получают опыт синкретической музыкальной деятельности — опыт движения и речи, опыт общения и непосредственного переживания, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыт переживания музыки как радости и удовольствия.

Синкретичность элементарного музицирования раскрывается даже в рамках работы с одним произведеним. Так, распевая попевку Е.Железновой «Мошка» дети делают пальчиковую гимнастику, вокализируют слог «Ай!», выполняют метрически равномерные постукивания по ладони и импровизируют с высотой голоса (у кого «мошка выше полетит?»).

Введение репертуара во многом было продиктовано задачами адаптационного периода и расписано по режимным процессам в течение дня. Занятия как таковые не проводились, малыши привыкали к новым условиям и новым людям. Большая часть совместной деятельности  проводилась индивидуально. В этом состоит особенность планирования деятельности на первые три месяца учебного года.

При выстраивании учебного процесса с декабря по май уже появляется структура, которую можно назвать организованной деятельностью — дети уже могут некоторое время работать коллективно с педагогом, в их памяти закрепились некоторые базовые действия элементарного музицирования, появилась привычка радостно ожидать занятия, с удовольствием повторять за взрослым все, во что он предлагает поиграть.

Перспективное планирование на 2022-2023 учебный год по элементарному музицированию с детьми раннего возраста представлено в Приложении 1.

Связующим звеном построения занятия  стал детский «поезд» - ряд стульчиков, выстроенных друг за другом, на котором мы с малышами за год куда только не «съездили»! Пример занятия см. в Приложении 2.

Большую помощь в организации занятий оказали родители наших маленьких воспитанников: в рамках родительского клуба «Самоделкин» были изготовлены красочные и «разноголосые» инструменты детского шумового оркестра — начиная с «шума дождя» из тубы от бумажных полотенец, заканичвая марокассами и тамбуринами из киндер-сюрпризов, колотушками из бобин от атласных лент и кастаньеттами из крышечек от детского пюре (см. Приложение 3).

Ожидаемые результаты к концу года:

  • у ребят развиты слуховые и телесные ощущения равномерной метрической пульсации;
  • у детей развиты основы интонационного слуха в звукоподражательных музыкальных играх со словом и инструментами; тембрового слуха в играх с инструментами и предметами окружающего мира, могут использовать их в озвучивании стихов и сказок;
  • у детей сформировано эмоционально-радостное ощущение от активного участия в речевом музицировании;
  • у неговорящих детей сформированны предпосылки к  возниконвению устной речи: появляются первые звукоподражательные звуки, сформировано желание повторять звуки за взрослым;
  • у говорящих детей детализируется речь, становится более внятной, интонационно и эмоционально разнообразной;
  • пополняется пассивный и активный словарь детей.

Заключение

К концу учебного года в ходе работы с детьми была отлично видна динамика развития речевой активности детей нашей группы. Дети радостно участвуют в коллективных играх, с удовольствием выполняют предложенные упражнения,  поют и танцуют, играют на инструментах шумового оркестра, участвуют в инсценировках стихов и сказок и даже декламируют небольшие стихи. У них отстутвует стеснение или зажатие, что тоже немаловажно.

Неговорящие дети столь же активно принимают участие во всех видах элементарного музицирования, у многих появились первые слова и даже предложения, что отмечено и их родителями.

У говорящих детей пополнился речевой словарь, расширись голосовые возможности.

Считаем, что цель работы по активизации речевой активности детей достигнута, задачи выполнены.

Приложение 1.

Перспективное планирование

деятельности по элементарному музицированию

с детьми раннего возраста

группы № 11 «Смородинка»

на 2022-2023 уч.г.

Период

Наимено-вание деятельности

Содержание деятельности

Репертуар

Сентябрь-Ноябрь

(адаптация)

Звучащие жесты

Игра с одновременным проговариванием (хлоп-хлоп, топ-топ, хлоп-шлеп и т. д.). Музицирование со звучащими жестами под пение педагога — простейшие последовательности равномерно метричных похлопываний по различным частям тела. Методический прием — одновременное копирование действий педагога.

Игры «Тихие и громкие ладошки»

 Т. Тютюнникова «Тюшки-тютюшки»

Пальчиковые игры

Знакомство с собственными ладонями, различные относительно крупные действия (сжимание и разжимание кулаков, установка на разные стороны, поглаживание по тыльной стороне ладони, рисование указательным пальцем на ладони и т. д.), выполненные метрически равномерно под эмоциональное проговаривание текста педагогом.

Пальчиковые р.н. игры  («Сорока-белобока», «ЛАдушки»,

«ЛадОшки»,

«Как у нашего кота»

«Мы капусту рубим, рубим»

«Кулачок»

Речевое музициро-вание

Ритмичное проговаривание коротких фольклорных текстов (потешек, закличек) сопровождая их равномерными хлопками, шлепками.

Потешки «Зайчик», «Петушок», «Котик»

Пение

Звукоподражание голосам животных, допевание последних слов в строке.

Е. Железнова «Мошка», «К нам пришёл котёнок», «Щенок»

Движение и активное слушание

Движение (по показу) под пение педагога или фонограмму.

И. Плакида, Т. Ломовая «Где же наши ручки?»

Игровой танец-команда «Большие ноги шли по дороге»

В.Казаковцева

«Наши погремушки»

Декабрь

Звучащие жесты

Использование приёмов,  развивающих реакцию и внимание (смена «инструмента» на последней доле: шлеп-шлеп… ХЛОП!). Аккомпанемент к исполняемой музыке (хлопки, шлепки, удары по груди).

Речевая игра-команда «Прыг-скок по ладошке»

Пальчиковые игры

Более детализированные игры с пальцами — отсоединение большого пальца от остальных, сжатых в кулак,

сплетение пальцев в замок.

«Это дом»,

«Наши пальчики бежали»

Речевое музициро-вание

Речевая игра с театрализацией и последующим озвучиванием на инструментах шумового оркестра. Звукоподражательные речевые игры.

Игры на развитие диапазона голоса

Речевая игра «Зайчик»,

«Большая и маленькая собачка»,

«Чайка»

Пение

Пение со звучащими жестами и речевым звукоподражанием

Р.н.п. «Заинька»

А.Жилинскас

«У кого какая песня»

Игра на инструмен-тах детского шумового оркестра

Знакомство с приемами игры: метричное встряхивание, метричное постукивание. Инструменты: погремушки, самодельные марокассо.

В.Антонова

«Наши погремушки»

Движение и активное слушание

Использование движений рук и инструментов для  формирования у детей мышечных ощущений равномерной метрической пульсации — дети под музыку кончиками пальцев касаются рзличных частей тела.

А.Александрова

«Дождик»

Январь

Звучащие жесты

Исполнение 1-й части «Польки» М.Глинки с аккомпанементом звуащими жестами. 2-ю часть воспитатель играет на бубенцах.

М. Глинка «Полька» (фонограмма)

Пальчиковые игры

Расширение диапозона действий — докасываться пальчиками до разных частей тела.

«Это я» («Это глазки — вот,вот...»)

Речевое музициро-вание

Знакомство с понятием «речевые диалоги». Учить детей вовремя слушать и вовремя выполнять свою партию., используя как речь, так и шумовые инструменты.

Игра-команда «Была тишина...»

Игра-диалог «Разговоры» (дождика и ветра, дождя с громом)

Пение

Интонационная подражательная игра по принципу «весело-грустно»

Е.Поплянова «Два утенка»

Игра на инструмен-тах детского шумового оркестра

Испольнение в ансамбле с чередование двух способов игры на бубенцах (метрично потряхивать и просто звенеть).

Полька «Янка»

Движение и активное слушание

Использование движений рук и инструментов для  формирования у детей мышечных ощущений равномерной метрической пульсации — дети под музыку кончиками пальцев касаются рзличных частей тела.

Франц. игровая песня «Маленький зайчик»

Февраль

Звучащие жесты

Появление в ритмических играх более сложных рисунков (восьмые, паузы - «тишина»). Методический прием - «эхо».

«Тюшки-тютюшки» (импровизация)

Пальчиковые игры

Равномерно метричное докасывание до каждого пальчика по очереди

«Пальчики здороваются»

«Здраствуй, солнце золотое!»

Речевое музициро-вание

Речевая ритмическая игра с палочками с использованием различных видов движений руками и палочками, доступных детям (стучать по олу, по палочкам, перекладывать без звука и т. д.) Методический прием: одномоментное подражание.

Т.Тютюнникова «Тук-тук — деревянный стук»

Т.Тютюнникова «Скачут две лошадки»

Пение

Исполнение детских песенок с сопровождением жесами и инструментами.

А.Агафонников «Лошадка»

Е.Железнова «Котенок»

Игра на инструмен-тах детского шумового оркестра

Использование самодельных инструментов «шум дождя», палочки, бубенцы, марокассо. Сравнение звучания различных деревянных инструментов (громкие и тихие, звонкие и глухие). Игра в шумовом оркестре.

Р.н.п. «Ах вы, сени»»

Движение и активное слушание

Игра с барабаном и колокольчиком на различение темпа, тембра и динамики.

«Ходим, бегаем, замираем»

Т.Волгина, А.Филиппенко «Цыплята»

Март

Звучащие жесты

Усложнение ритмического рисунка восьмыми и паузами. Игра-приветствие «Мое имя» (простое и ласковое) проводится как чередование соло — ребенок сам называет свое имя, и тутти — вся группа произносит его ласковое имя, сопровождая его шлепками по коленям.

Игра-приветствие «Мое имя»

Пальчиковые игры

Поочередное сгибание пальчиков на руках.

«Этот пальчик - бабушка»

Речевое музициро-вание

Звукоподражательные игры с переносом на деревянные инструменты (ложки, палочки).

В.Степанов «На лугу»

Пение

Сопровождение пения метрически равномерными движениями рук.

А.Филиппенко, Н.Кукловская «Я пеку, пеку, пеку»

Игра на инструмен-тах детского шумового оркестра

Знакомство с треугольником и металлофоном, споровождение метричной игрой на треугольнике маленьких пьес в высоком регистре фортепиано.

М.Глинка «Полька»

Движение и активное слушание

Выполнение движений под музыку в соответствии с ее характером, темпом.

Е.Железнова комплекс «Воробушки»

М.Пляцковский, В.Шаинский

«Неваляшки»

Апрель

Звучащие жесты

Импровизированное сопровождение звучащими жестами четверостишей «Метелица», «Снег» с использованием различных вариантов. Работа над координацией движений в более сложных вариантах. Введение третьего жеста в конце ритмической последовательности: «хлоп-шлеп, хлоп-шлеп, хоп-шлеп, ТОП» и т.д.

«Метелица»

«Снег»

Пальчиковые игры

Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко «мяу!» несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой. В заключение провести занятие двумя руками.

«Коготки»

Речевое музициро-вание

Озвучивание стихотворения соответствующими приемами (как лошадка, как машина, как пароход, как самолет).

И.Токмакова «На лошадке ехали»

Пение

Песня-театрализация: первая часть — мышки крудутся к часам, вторая — дергают за гири и раздается бой часов, третья — ПАУЗА (испугались) и разбежались по норкам.

Потешка «Вышли мыши как-то раз»

Игра на инструмен-тах детского шумового оркестра

Сопровождение звоном и постукиванием тамбурина двух контрастных частей произведения.

Бел.нар. песня «Бульба»

Движение и активное слушание

Игра-ловишки с пением.

«Мыши водят хоровод»

Май

Звучащие жесты

Игра на внимание и реакцию  - после игры восьмыми длительностями, например, шлепков, следует остановка на другом жесте — например: (шлеп… ХЛОП!) и т.д.

Ритмическая игра «Угадай!»

Пальчиковые игры

Совершенствование работы пальцев: поочередное соединение большого пальца с остальными.

«Мальчик-пальчик, где ты был?»

Речевое музициро-вание

Речевая игра с движением

Речевые пьесы с движением и звукоподражанием (птичьи голоса, звук капель, ручейка).

«Прыг-скок, полный поворот»

«Воробушки»

«Солнышко»

Пение

Трихордные заклички

«Солнышко»

«Весна»

«Птички»

Игра на инструмен-тах детского шумового оркестра

Исполнение двух контрастных частей пьесы разными инструментами (маракасы, колокольчики)

А.Жилинский «Полька»

Движение и активное слушание

Песня-игра, девочки прыгают как белочки, мальчики — как зайчики по тексту.

Е.Железнова

«Я бурый медвежонок»



Предварительный просмотр:

Приложение 4.

Звучащие жесты

Первым   инструментом  человека было  его собственное тело. Для современного ребенка оно им является и сейчас.

Звучащие жесты — это игра звуками человеческого тела, которое испокон веков и до нынешних времен становится первым и незаменимым «оркестром» разнообразных инструментов. Инструментов, которые всегда «с собой», которые позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствии любых других инструментов.

В теле человека содержится и заключено все, что необходимо для продуцирования и исполнения музыки. Разнообразие тембров, возникающих при ударе ладонями по его различным частям, вполне соотносимо с ансамблем ударных инструментов. Эти «инструменты» даны человеку самой природой, и их использование отличается универсальностью.

Термин «звучащие жесты»   принадлежит Гунильд Кетман, соавтору «Шульверка» Карла Орфа. Звучащие жесты — это   хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы, щелчки пальцами и др.

Пение и танцы с аккомпанементом звучащих жестов позволяют организовать элементарное музицирование в любых условиях, при отсутствии других инструментов. Четыре основных тембра — это четыре природных инструмента: притопы, шлепки, хлопки, щелчки. Учитывая специфику детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет мы используем только три основных тембра, без щелчков. Их мы будем осваивать позднее.

Для каждого из звучащих жестов существуют варианты исполнения. Хлопки: звонкие — всей ладонью, тихие — согнутыми ладонями, удары верхними частями кистей, удары одним или несколькими пальцами по нижней части ладони. Помимо этого для воспроизведения тихих шелестящих звуков можно использовать потирание ладонями, верхними частями кистей, фалангами согнутых пальцев, ногтями. Притопы: всей стопой, пяткой, носком. Шлепки: по коленям, по груди, по бокам.

В контексте развития речевой активности звучащие жесты помогают развивать чувство метра и ритма у детей, стимулируют внешнюю речь у неговорящих детей, знакомят с репертуаром детских потешек, закличек, игровых песенок, а также вызывают искреннюю радость и удовольствие от занятий.

«Тихие и громкие ладошки»

Хлоп-хлоп-хлоп, ну-ка, повтори!

Хлоп-хлоп-хлоп, вместе говори!

Хлоп-хлоп-хлоп, ну-ка, не зевай!

Хлоп-хлоп-хлоп, за мною повторяй!

Игра проводится два раза — первый раз громко и звонко, второй раз — тихо и загадочно.

«Тюшки-тютюшки»

Т.Тютюнникова

Тюшки-тютюшки, сделаем хлопушки — хлоп-хлоп-хлоп! (в ладоши)

Тюшки-тютюшки, сделаем шлепушки — шлеп-щлеп-шлеп! (по коленям)

Тюшки-тютюшки, сделай топотушки — топ-топ-топ! (ногами по полу)

Тюшки-тютюшки, сделаем бамбушки — бам-бара-бам! (ладонями по груди)

В дальнейшем ритмический рисунок усложняется — добавляются восьмы и паузы. Расширяется диапазон звучащих жестов, подключаются «щелкушки», и даже «бурчушки» и «молчушки». На более сложных этапах жесты комбинируются между собой.

Речевая игра-команда «Прыг-скок по ладошке»

Дети выполняют движения одновременно с показом педагога. Педагог импровизирует со звучащими жестами, меняя слог и жест на последнюю долю. Например:

Шлеп-шлеп-шлеп-шлеп-шлеп-шлеп … ХЛОП!

или

Топ-топ-топ-топ-топ-топ … Бам!

Аккомпанемент звучащими жестами

под исполнение/фонограмму небольших детских пьес

Сопровождение мелодии равномерными метрическими шлепками, хлопками, ударами по груди. Так можно сопровождать пьесу М.Глинки «Полька», А.Голынина «Чижик», В.Селиванова «Шуточка» и т.д.

Игра-приветствие «Мое имя»

Усложнение ритмического рисунка восьмыми и паузами. Игра-приветствие «Мое имя» (простое и ласковое) проводится как чередование соло — ребенок сам называет свое имя, и тутти — вся группа произносит его ласковое имя, сопровождая его шлепками по коленям. Неговорящему ребенку помогает педагог. Например:

Ребенок (педагог): Ма-ша! (хлоп-хлоп!)

Дети: Ма-шень-ка! (шлеп-шлеп-шлеп!)

Снег

Работа над координацией движений в более сложных вариантах. Введение третьего жеста в конце ритмической последовательности: «хлоп-шлеп, хлоп-шлеп, хоп-шлеп, ТОП» и т. д.

Снег кружится за окном

В хороводе дружно.

Нам дорожки прокопать

Завтра будет нужно.

Ритмическая игра «Угадай!»

Игра на внимание и реакцию  - после игры восьмыми длительностями, например, шлепков, следует остановка на другом жесте — например: (шлеп… ХЛОП!) и т.д.

Пальчиковые игры

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге стимулирует развитие речи.

Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой и усилится контроль за выполняемыми движениями.

Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

Упражнения можно условно разделить на три группы:

I группа. Упражнения для кистей рук:

  • развивают подражательную способность;
  • учат напрягать и расслаблять мышцы;
  • развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
  • учат переключаться с одного движения на другое.

II группа. Упражнения для пальцев условно статические:

  • совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

III группа. Упражнения для пальцев динамические:

  • развивают точную координацию движений;
  • учат сгибать и разгибать пальцы рук;
  • учат противопоставлять большой палец остальным.

«Ладушки»

Цель: развивать ощущение собственных движений.

Ход игры: хлопаем в ладоши, сопровождая  действия стихотворным текстом.

Ладушки – ладушки!

Пекла бабка оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Хороши оладушки

У нашей милой бабушки!

«ЛадОшки»

Цель: развивать моторику рук.

Ход игры: дети выполняют движения сопровождая их стихотворным текстом.

Ладошки вверх

Ладошки вниз,

Ладошки на бочок –

И сжали в кулачок.

«Сорока»

Цель: активизировать движения пальцев рук.

Ход игры: (указательным пальцем правой руки выполняются движения по ладони левой,  руки. Действия  сопровождаются словами, загибаем пальчики: мизинец, безымянный,  средний, указательный, большой.

Сорока – сорока

Кашу варила

Деток кормила

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала

Этому дала,

А этому не дала!

Ты большой у двери постой,

Вот тебе горшок ПУСТОЙ! (складываем пальики колечком, показываем «пустой» горшок.)

«Как у нашего кота»

Цель: развивать мелкую моторику рук, переключаться с одного движения на другое.

Ход игры: дети выполняют движения, сопровождая их стихотворным текстом: гладят себя по тыльной стороне ладони, докасываются до частей тела в соответствии с текстом.

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глаза смелые,

Зубки беленькие.

«Мы капусту рубим, рубим»

Цель: развивать моторику обеих кистей и пальцев рук.

Ход игры: движения прямыми ладонями вверх, вниз; поочерёдное поглаживание подушечек пальцев; потирать кулачок о кулачок; сжимать и разжимать кулачки.

Мы капусту рубим, рубим,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту трём, трём,

Мы капусту жмем, жмём.

«Кулачок»

Цель: развивать моторику рук.

Ход игры: дети выполняют движения сопровождая их стихотворным текстом.

Как сожму я кулачок

Да поставлю на бочок,

Разожму ладошку,

Положу на ножку.

«Это дом»

Цель: развивать моторику рук.

Ход игры: дети выполняют движения сопровождая их стихотворным текстом.

Это дом (пальцы переплетены в «замок»),

Это крыша (пальцы из «замка» выпрямляются «домиком»),

А труба еще повыше («домик» поднимаем над головой).

Е. Железнова «Наши пальчики бежали»

Цель: развивать беглость пальцев, внимательность.

Ход игры: дети выполняют «бегающие» движения средним и указательным пальцами на обеих руках, подпевая педагогу.

Наши пальчики бежали,

И на кнопочку нажали — пик!пик!пик! (дотрагиваемся пальчиком до носа.)

Вариации игры:

Наши пальчики устали, еле-еле добежали! (медленно)

«Кнопочкой» могут служить разные части тела, например — щеки (нажимаем ладошкой, меняем слог на «плюх!»)  или макушка головы (также ладошкой на слог «бум!») и т.д.

«Это я»

Цель: развивать  моторику рук и пальцев, координацию движений.

Ход игры: по тексту показывать называемые части тела..

Это глазки: вот,вот.

Это ушки: вот, вот.

Это нос, это рот.

Там спинка, тут живот.

Это ручки: хлоп-хлоп.

Это ножки: топ-топ.

Ох, устали, ох,устали,

Вытрем лоб!

«Пальчики здороваются»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук.

Ход игры: Кончиком большого пальца правой руки поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

Я здороваюсь везде –

Дома и на улице.

Даже «здравствуй!» говорю

Я соседней курице.

Повстречал ежонка ёж:

«Здравствуй, братец! Как живешь?»

«Здраствуй, солнце золотое!»

Цель: развивать движения пальцев рук

Ход  игры: пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая по кончикам.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю –

Всех я вас приветствую!

«Этот пальчик — бабушка»

Цель: активизировать движения пальцев рук.

Ход игры: загибаем и разгибаем пальчики попеременно на правой и левой руке сопровождая движения словами.

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья! (сжимаем и разжимаем кулачки).

«Коготки»

Цель: развивать моторику обеих рук.

Ход игры: Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко «мяу!» несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой. В заключение провести занятие двумя руками.

У кошкиной  дочки

На лапках коготочки.

Ты их прятать не спеши,

Пусть посмотрят малыши!

«Мальчик-пальчик, где ты был?»

Цель: развивать моторику и координацию пальцев обеих рук.

Ход игры: поочередно делать колечко между большим пальцем и другими пальцами, начиная с указательного. Переходить на следующий пальчик с каждой новой строкой.

Мальчик-пальчик, где ты был? (показываем большой палец)

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел!

Речевое музицирование

Речевое музицирование - это ритмическая декламация стихов, потешек, прозаического текста. При этом можно активно применять «звучащие жесты» (хлопки, шлепки, щелчки) и музыкальные инструменты. Есть и другое наименование данного вида деятельности - ритмодекламация (чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме).

Ритмизованная речь является частью работы по активзации речевой активности детей: развивается чувство ритма, речевое интронирование, координация, артикуляция, улучшается эмоциональный фон.

Хочется отметить, что для организации такого вида игр совсем необязательно иметь специальное музыкальное образование и владеть игрой на музыкальных инструментах, они могут быть использованы педагогами в качестве разминки в ходе групповых занятий, на прогулке (но только в тёплое время года, соблюдая гигиену голоса), а также в самостоятельной деятельности детей.

«Зайчик»

«Петушок»

 «Котик»

Речевая игра «Зайчик»,

«Большая и маленькая собачка»,

«Чайка»

Игра-команда «Была тишина...»

Игра-диалог «Разговоры» (дождика и ветра, дождя с громом)

Т.Тютюнникова «Тук-тук — деревянный стук»

Т.Тютюнникова «Скачут две лошадки»

В.Степанов «На лугу»

И.Токмакова «На лошадке ехали»

«Прыг-скок, полный поворот»

«Воробушки»

«Солнышко» Е. Железнова

Пение

Многими учеными исследовался вопрос влияния пения на формирование речи детей раннего возраста. Ученые пришли к выводу, что пение очень активно влияет на формирование и развитие многих факторов речи ребенка.

Во-первых, оно формирует речевое дыхание. Речевое дыхание – это диафрагмальное дыхание, когда при вдохе поднимается брюшная полость, расширяется объем легких, а при выдохе диафрагма выталкивает воздух. Выдох при этом сильный, протяженный, активный. Часто у маленьких детей наблюдется поверхностное, грудное дыхание, когда при вдохе легкие расширяются не в полном объеме, количество вдыхаемого воздуха меньше по сравнению с диафрагмальным дыханием, выдох, соответственно, короткий, дыхание прерывистое. Формирование правильного выдоха позволяет ребенку произносить более длинные фразы и предложения, не задыхаться во время эмоциональной речи.

Пение формирует правильное произношение гласных звуков речи, без которых нет полной передачи рисунка слова, а также предупреждает замещение гласных и перестановку слогов. Пропевание гласных способствует формированию у ребенка правильной слоговой структуры речи.

Пение развивает слуховое восприятие, внимание, память, формирует правильный уклад звуков и активность речевого аппарата, развивает фонематических слух, обогащает словарный запас.

Одним словом, пение — это и есть речь, положенная на мелодию.

 

Е.Железнова «Мошка»

Е. Железнова «К нам пришёл котёнок»

Е. Железнова  «Щенок»

Р.н.п. «Заинька»

А.Жилинскас

«У кого какая песня»

Е.Поплянова «Два утенка»

А.Агафонников «Лошадка»

Е.Железнова «Котенок»

А.Филиппенко, Н.Кукловская «Я пеку, пеку, пеку»

Потешка «Вышли мыши как-то раз»

Р.н.п.«Солнышко»

«Весна»

«Птички»

Движение и активное слушание

Движение доставляет детям ни с чем не сравнимую радость. Именно поэтому в практику нашей жини в детском саду очень быстро включились ежедневные детские «дискотеки» - это и способ радостной  адаптации к условиям детского сада, и отличный способ добиться эмоционально-образного восприятия музыки детьми через музыкально-двигательные импровизации.

Это также и прекрасный способ активизировать речевую активность наших малышей, поскольку весь подобранный материал стимулирует детей издавать различные звуки: звукоподражать, подпевать, заканчивать музыкальный фразы, отвечать на музыкальные вопросы и т.д.

И. Плакида, Т. Ломовая «Где же наши ручки?»

Игровой танец-команда «Большие ноги шли по дороге»

В.Казаковцева «Наши погремушки»

А.Александрова «Дождик»

Франц. игровая песня «Маленький зайчик»

Игра-команда «Ходим, бегаем, замираем»

Т.Волгина, А.Филиппенко «Цыплята»

Е.Железнова комплекс «Воробушки»

М.Пляцковский, В.Шаинский «Неваляшки»

«Мыши водят хоровод»

Е.Железнова «Я бурый медвежонок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для воспитателей. «Устное народное творчество как средство развития речевой активности детей раннего возраста»

Буквальнос первых дней в жизнь ребёнка входит так называемая "материнская поэзия": колыбельные, потешки, прибаутки, песни, сказки. "Материнская поэзия" развивает и его эмоциональную сферу, и мышление:...

Устное народное творчество как средство развития речевой активности детей раннего возраста

Для развития речевой активности детей раннего возраста очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. И в этом нам, педагогам, помогают малые формы фольклора. Многолет...

Консультация для воспитателей «Элементарное музицирование как средство развития эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста»

laquo;Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рожденная их фантазией, она проста и чудесна, как сама страна детства. Здесь из обычного металлофона рождается мерцающий огонек ...

Нетрадиционные техники рисования, как средство развития речевой активности детей раннего возраста

Нетрадиционные техники рисования, как средство развития речевой активности детей в младшем дошкольном возрасте....

Консультации для родителей (ноябрь) "Элементарное музицирование - как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Учеными биофизиками отмечено удивительное влияние акустических волн классической музыки на здоровье человека. Чувство ритма заложено в каждом ребенке, но чувству музыки можно и обучить.Игра на му...

"Пальчиковые игры, как средство развития речевой активности детей раннего возраста"

Информация для коллег и родителей (законных представителей)....