Детская гиперактивность. Рекомендации
консультация

Клепцова Галина Васильевна

Детская гиперактивность. Понятие. Рекомендации.

Чем отличается гиперактивный ребенок от просто активного крохи? Главное отличие состоит в том, что поведение гиперактивного малыша в любой обстановке остается устойчивым, поскольку этим деткам неведомо понятие самоконтроля. Они буйствуют всегда и везде, потому просто нуждаются в помощи. 

Итак, синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – что это: медицинский диагноз или особенность поведения современных детей? Давайте в этом разберемся!

Диагноз СДВГ

Впервые тема гиперактивности была затронута в середине XIX века немецким врачом-психоневрологом Генрихом Хоффманом, который впервые описал случай чрезмерной физической расторможенности у малыша. Но относить подобное состояние к разделу патологии медики начали только с 60-х годов ХХ века. И лишь с 80-х годов ХХ века гиперактивность начали выделять как самостоятельное заболевание, дав ему название «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ). 
Всего врачи выделяют 3 варианта проявления СДВГ в зависимости от преобладающих признаков:

  1. Сочетающие дефицит внимания с гиперактивностью (СДВГ в чистом виде, наиболее распространенный вариант, на котором мы и остановимся).
  2. Дефицит внимания без гиперактивности («мечтательность, витание в облаках»). Родители и воспитатели считают таких детей ленивыми. Это — второй по распространенности вариант СДВГ.
  3. Гиперактивность без дефицита внимания. Такая форма встречается наиболее редко. В большинстве случаев, если у ребенка есть только гиперактивность, это скорее связано с его темпераментом, нежели с патологией.

Основа подобного состояния — функциональная незрелость головного мозга или нарушение работы той части центральной нервной системы, которая обеспечивает координацию обучения и памяти, обработку поступающей информации, удержание внимания. Это приводит к тому, что даже самые обычные зрительные, звуковые, эмоциональные стимулы становятся для малыша избыточными, вызывая беспокойство и раздражение. Доказано, что головной мозг гиперактивного ребенка меньше нормальных размеров на 3—4%. Более того, чем меньше мозг, тем сильнее гиперактивность. Тем не менее, умственные способности таких детей не нарушены, и при правильном подходе из них можно вырастить хороших специалистов или выдающихся спортсменов. Важно только помочь им социально адаптироваться, раскрыть свои таланты и обучить самодисциплине. К большому сожалению, СДВГ не проходит с возрастом. Внешнее благополучие достигается путем снижения гиперактивности и импульсивности, тогда как проблема дефицита внимания остается прежней.

Ребенок с СДВГ

Начальные проявления СДВГ порой можно наблюдать уже на первом году жизни. Кроха с этим расстройством поражает избыточным количеством движений и их хаотичностью. Малыш имеет повышенный мышечный тонус, страдает частыми неоднократными, немотивированными рвотами, подергиваниями и тиками. Иногда может отмечаться дневной и ночной энурез.

  1. Ребенок плохо спит (с трудом засыпает, быстро просыпается), чрезмерно чувствителен к различным раздражителям (например, к искусственному свету, звукам, купанию, смене подгузника), часто и без видимого повода громко плачет.
  2. В двигательном развитии ребенок с СДВГ может отставать на 1—2 месяца: позже начинает переворачиваться, ползать, ходить. Он моторно неловок (неуклюж): падает на ровном месте, задевает предметы, натыкается на простенки, дверные косяки. Действия, требующие координации, даются ему с трудом: он позже начинает ходить, прыгать, ездить на велосипеде, плохо играет с мячом, компенсируя свои недостатки «броуновским движением».
  3. Ребенок отстает и в речевом развитии: позже начинает изъясняться фразами, медленно пополняет свой словарный запас. При всей своей внешней активности он инертен, пассивен, мало эмоционален. Компенсируется это живой мимикой и быстрой речью.
  4. В 3—4 года очень отчетливой становится неспособность сосредоточенно заниматься чем-либо: кроха не может спокойно дослушать сказку, играть в игры, требующие минимальных раздумий. Ребенок с СДВГ любопытен, но не любознателен, так как не может долго выслушивать ответ на свои «почему?», удовлетворяясь буквально первыми словами. Его игры всегда самые шумные. Он везде и все время в движении, постоянно что-то мнет, рвет или ломает. Детская одежда быстро приходит в негодность. Он все теряет. Действует крайне импульсивно, не заботясь о последствиях. Нетерпим к неудачам. Часто проявляет агрессивность, но не помнит обиды. От избытка чувств не говорит, а кричит.

СДВГ и детский сад

Очень важно выявить болезнь и начать ее лечение до поступления в детский сад и уж конечно же до школы, поскольку своим нестандартным поведением ребенок раздражает и шокирует не только воспитателей (учителей), но и сверстников. Конфликты внутри коллектива приводят к тому, что в результате такие дети, как правило, ожесточаются, и тогда их поведение становится демонстративным, а иногда и асоциальным. Причиной тому служит и то, что гиперактивный ребенок не восприимчив к боли, не знает чувства страха, не признает авторитетов и не способен предвидеть последствия своих поступков. К такому малышу нужен будет индивидуальный подход, поэтому перед тем, как отдать ребенка в детский сад или школу, обсудите данный вопрос с педагогом. Кроме того, нагрузка в виде занятий в детском саду или уроков в школе дает, как правило, ухудшение состояния, поскольку 5-7-летний возраст является критическим для созревания мозговых структур. Избыточные нагрузки у детей с СДВГ могут вызывать переутомление, сопровождаясь тиками, головными болями, страхами, заниженной самооценкой. Внимание снижается еще больше. Несмотря на достаточно высокий интеллект, эти дети плохо успевают в школе и адаптируются в коллективе. А ведь такого варианта развития событий вполне можно избежать!

Диагностика Диагноз ставит врач-невролог. Лучше обратиться в специализированный неврологический центр или на кафедру детской неврологии. Там ребенку смогут провести комплексное обследование. Оно длится не менее 2—3 часов. При обычном неврологическом обследовании СДВГ практически не выявляется; очаги патологической активности в коре головного мозга можно обнаружить только при проведении электроэнцефалограммы. Существуют и более современные исследования с использованием магнитно-резонансной томографии. Детям дошкольного возраста диагноз СДВГ при первом обращении специалисты обычно не ставят, а наблюдают за ребенком несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок.

Особенности лечения

Если при СДВГ преобладает невнимательность, врач назначает малышу ноотропные средства — препараты, нормализующие обменные процессы в головном мозге.

Если же преобладает гиперактивность, то препараты, содержащие гаммааминомасляную кислоту, которая отвечает за тормозящие, контролирующие реакции в головном мозге.

Другой метод лечения — воздействие очень слабым электрическим током на определенные зоны мозга (транскраниальная микрополяризация). Это позволяет снизить степень гиперактивности. Этот метод активизирует функциональные резервы мозга, не имеет нежелательных побочных эффектов и осложнений.

Еще один способ лечения СДВГ — метод обратной связи, позволяющий ребенку с помощью компьютера волевым напряжением сконцентрировать внимание.

Кроме того, малышу назначаются биологически активные вещества, которые оказывают существенную питательную поддержку мозга и уменьшают проявления гиперактивности. Это — комплекс витаминов группы В, цинк, хром, глицин, таурин, 5-гидрокситриптофан, лецитин, пробиотики и другие. Одной медицинской помощью обойтись нельзя — такой ребенок нуждается и в психологической коррекции. Кроме того, помощь психолога понадобится и матери малыша — как руководство по воспитанию. В качестве лечения детям с гиперактивностью показана и физкультура. Она успокаивающе действует на нервную систему ребенка, помогает выработать правильную координацию движений, восстановить поведенческие реакции. Следует отказаться от таких игр, как футбол, баскетбол, показательные выступления (все, что требует эмоционального напряжения). Их следует заменить на ЛФК, танцы, плавание, бег, коньки.

Родителям в помощь

Дети с СДВГ не воспринимают запретов, и слова «нет», «нельзя», «не разрешаю» для них — пустой звук. Поэтому заменяйте жесткие запреты альтернативным разрешением: «На обоях рисовать нельзя, а вот на бумаге можно». Гиперактивные дети не восприимчивы к критике и наказанию, но зато очень хорошо реагируют на похвалу, одобрение, поэтому не бойтесь перехвалить ребенка — хвалите его, даже за самые незначительные успехи, так как это повысит его самооценку.

Никогда не наказывайте ребенка физически! Помните, что после наказания следует дать малышу почувствовать вашу любовь. Лучше всего физическим образом — потрепать по плечу, поцеловать, прижать к себе. Не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинение за свой проступок.

Очень важное требование в воспитании гиперактивного малыша — единство со стороны всех членов семьи. Один из родителей не должен разрешать того, что запрещает другой: не делайте ребенку поблажек, списывая все на особенности его нервной системы. Не допускайте ссор в присутствии малыша.

Следите за своей речью, говорите всегда медленно, спокойным голосом. Не позволяйте себе сердиться! Ваше спокойствие — лучший пример для ребенка.

Детский режим дня выстраивается таким образом, чтобы у малыша не оставалось свободного времени. Составьте подробный распорядок дня, в котором определите время утреннего подъема, часы для еды, игры и т. д. Заранее запаситесь терпением и приготовьтесь к тому, что малыш все равно будет его нарушать.

В комнате ребенка не должно находиться много вещей. Для оформления стен лучше всего подойдут неяркие цвета (зеленый или бледно-синий). Также не забудьте оборудовать в помещении спортивный уголок.

Воспитывайте у малыша интерес к какому-нибудь занятию, но одновременно не принуждайте его к этому. Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к своему ребенку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям. Готовьтесь к тому, что у расторможенных детей плохая обучаемость и им требуется больше времени для закрепления различных навыков и умений, поэтому во время занятий обязательно наберитесь терпения.

Ставьте перед малышом конкретную цель и требуйте ее достижения. И так должно быть до тех пор, пока целенаправленная активность не станет привычкой. Не предлагайте ребенку больше одного дела одновременно. Определите для малыша круг ежедневных обязанностей (полив цветов, уборка рабочего стола, игрушек). Контролируйте добросовестность исполнения.

Введите балльную систему вознаграждений и наказаний за поведение и выполненные (невыполненные) задания. По результатам набранных баллов в конце дня (в конце недели, месяца) назначайте поощрение (покупка мороженого, например, или поход в цирк) или нет.

Оберегайте кроху от переутомления, ведь оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности. Не позволяйте малышу подолгу сидеть у телевизора или у компьютера. Избегайте больших скоплений людей (магазины, рынки). Ограничивайте число товарищей по играм одним, самое большее, двумя детьми одновременно.

Научитесь отвлекать ребенка, если он чрезмерно «разошелся». Воспитывайте у малыша навыки самоконтроля (торможения гнева и агрессии). Например, научите его считать до 10, перед тем как что-то сделать. Обнимите его, прижмите к себе, положите руку на плечо — это помогает вернуть ребенка в «здесь и сейчас».

Давайте ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить. После того, как он закончит можно приступать к следующему.

Поощряйте ребенка к занятиям, требующим концентрации внимания.

Избегайте большого скопления людей (можно повременить с гостями и многолюдными праздниками).

Старайтесь всячески повышать самооценку ребенка, так как из-за дефицита внимания он может неправильно понимать обращенную к нему информацию или указания, поэтому взрослые непрерывно ему делают замечания. Это способствует занижению самооценки ребенка и ощущению, что он все делает неправильно. Ищите, за что можно похвалить вашего ребенка. Сразу же, без промедления, хвалите и вознаграждайте его за хорошее поведение и поступки.

Поддерживайте ребенка во всем, что у него хорошо получается. Особенное внимание уделяйте тем успехам ребенка, которые не относятся к школе и интеллекту (например, в спорте, в любимом увлечении и т.д.). Помните, такому ребенку играть и двигаться не менее важно, чем учиться. Не допускайте, чтобы домашние задания занимали все его свободное время.

Когда ребенок выполняет домашнее задание, рядом не должно быть ничего, что могло бы отвлечь его внимание.

Необходимые поощрения нужных действий, постоянная похвала за желаемое поведение. К сожалению, многие родители и учителя забывают или не хотят хвалить ребенка, а используют только один способ педагогической коррекции, который, по их мнению, является самым эффективным - наказание. К словесному наказанию следует прибегать очень осторожно и никогда не использовать физическое.

Ребенок должен как можно меньше смотреть телевизор. Известно, что телевизор негативно влияет на нервную систему детей. День без телевизора – и ребенок более уравновешенный, спокойный.

Учите ребенка анализировать, что для него опасно, какие могут быть последствия. Не пытайтесь управлять ребенком с помощью крика и силы.

Для гиперактивного ребенка очень важным фактором оздоровления является сон и полноценное питание. Сон для детей до 12 лет должен составлять 12-14 часов в сутки. Дневной отдых - обязателен. Если ребенок не может заснуть днем, то желательно, чтобы он хотя бы полежал в затемненной комнате. Это тоже отдых для нервной системы. У ребенка могут быть проблемы из-за постоянного недосыпания, усталости.

 

 

Утренняя гигиеническая гимнастика благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое оздоровительное и воспитательное влияние. Как правило, дети охотно занимаются утренней гимнастикой вместе с родителями, главное контролировать интенсивность нагрузки с учетом возраста и физического развития малыша, а также постоянно проявлять выдумку и, время от времени, разнообразить используемы упражнения.

Утреннюю гимнастику с детьми желательно проводить на свежем воздухе, если это не возможно, например, в городе, то занятия необходимо проводить в хорошо проветренном помещении, при температуре воздуха 16-17 С. Для упражнений выполняемых сидя или лежа, необходимо иметь гимнастический коврик. Для начала занятий утренней гимнастикой не требуется никакой подготовки: поднимитесь сами, разбудите малыша (если не он разбудил Вас), откройте форточку или окно, включите музыку и, пожалуйста, набирайтесь бодрости, сил и здоровья.

Рекомендуется совмещать занятия утренней гимнастикой с закаливающими процедурами, с воздушными ваннами: заниматься можно босиком, минимум одежды стесняющей движения.

При выполнении ребенком упражнений, нужно научить его, а затем постоянно контролировать правильное дыхание - малыш должен дышать глубоко, ровно и спокойно, делая полный выдох.    

В большинстве упражнений имеются указания, когда делать вдох, а когда выдох. Также необходимо следить, чтобы ребенок не делал лишних движений в суставах, например, сгибание колен, при выполнении движений для туловища.

При занятиях можно использовать готовые комплексы упражнений, а можно составлять их самостоятельно. Упражнения подбираются с таким расчетом, чтобы в них принимали участие основные мышечные группы и системы детского организма.

Примерная схема комплекса утренней гимнастики должна быть такова:

а) потягивание;

б) ходьба (на месте или в движении);

в) упражнения для мышц шеи, рук и плечевого пояса;

г) упражнения для мышц туловища и живота;

д) упражнения для мышц ног (приседания и прыжки);

е) упражнения общего воздействия с участием мышц ног и рук (махи, выпады вперед (в стороны));

ж) упражнения силового характера;

з) упражнения на расслабление;

и) дыхательные упражнения.

При подборе упражнений особое внимание необходимо уделять их доступности для ребенка и разнообразию. Комплексы упражнений рекомендуется менять, в зависимости от заинтересованности ребенка, раз в месяц, начиная постепенно заменять отдельные составляющие через 3 недели начала занятий по данному комплексу.

Эффективность утренней гимнастики с детьми возрастает, если в нее включены упражнения с предметами: гантели (0,3 - 0,5 кг), гимнастической палкой, скакалкой, мячом и т.д. До и после зарядки, 2-3 раза в неделю, подсчитывайте пульс ребенка, если после занятий он не превышает 100-110 ударов в минуту, то все в порядке.

Утренняя гимнастика не только "пробуждает" организм, но и оказывает определенный тренирующий эффект. После зарядки можно предложить ребенку легкий бег, а затем рекомендуется принять водные процедуры.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и воспитателей "Детская гиперактивность"

В материале описаны признаки и причины возникновения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), даны практические рекомендации для более успешного взаимодействия воспитателей и родителей с ...

Детская гиперактивность

Досуг с родителями...

Дифицит внимания с гиперактивностью. Рекомендации родителям.

Гиперактивность и дефицит внимания. Признаки, причины, лечение и рекомендации родителям....

Методическая разработка консультации «Детская гиперактивность. Рекомендации родителям гиперактивных детей.»

   В последнее время все большую актуальность приобретает проблема гиперактивных детей, или, так называемый синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)....

Родительское собрание в старшей группе «Детская гиперактивность: причины, рекомендации»

В последнее время родители, воспитатели всё чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребёнке. Родители жалуются на то, что ребёнок ...

Консультация для родителей в детском саду Рекомендации родителям «Гиперактивный ребёнок»

Работа с родителями в детском садуРекомендации родителям «Гиперактивный ребёнок»Источник: http://doshvozrast.ru/rabrod/konsultacrod64.htm...

Консультация для родителей: "Детская гиперактивность: причины и рекомендации"

Консультация для родителей: "Детская гиперактивность: причины и рекомендации"...