Родительское собрание в старшей группе «Детская гиперактивность: причины, рекомендации»
методическая разработка (старшая группа) по теме

В последнее время родители, воспитатели всё чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребёнке. Родители жалуются на то, что ребёнок не даёт им покоя - он постоянно вмешивается в разговоры взрослых, перебивает других, часто повышает голос, эмоционально лабилен, с ним всё время что- то случается, а для того чтобы добиться послушания, приходиться повышать голос, но замечания и наказания не приносят результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в старшей группе

«Детская гиперактивность: причины, рекомендации»

Гиперактивное поведение начинает появляться в большинстве случаев после четырёх лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

 Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью: гиперактивность, дефицит внимания и импульсивность. Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством, суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которых ребёнок часто вовсе не замечает. Для детей, страдающих гиперактивностью, характерна чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на месте. В двигательной сфере обычно обнаруживаются нарушение координации, не сформированность мелкой моторики (неумение застёгивать пуговки, складывать мозаику, использовать ножницы, роняет и ломает вещи, проливает молоко). Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: повреждение центральной нервной системы во время беременности; генетические факторы; родовые травмы; инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни. В основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция, наличие которой определяет врач - невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначает медикаментозное лечение.

Каждый воспитатель, работающий с гиперактивным ребёнком, знает, сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребёнок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать этого. Такому ребёнку трудно долгое время сидеть на месте, не ерзать, не разговаривать. Добиться того, чтобы гиперактивный ребёнок стал послушным и покладистым, ещё не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним вполне посильная задача. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребёнок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми он самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребёнка, а скорее ухудшат его.

Критерии гиперактивности

(схема наблюдений за ребёнком)

Дефицит активного внимания

1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

2. Не слушает, когда к нему обращаются.

3. С большим энтузиазмом берётся за задание, но так и не заканчивает его.

4. Испытывает трудности в организации

5. Часто теряет вещи.

6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

7. Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность

1. Постоянно ёрзает

2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда- либо)

3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.

4. Очень говорлив.

Импульсивность

1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.

2. Не способен, дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

3. Плохо сосредоточивает внимание.

4. поведение слабоуправляемо правилами.

5. При выполнении заданий ведёт себя по- разному и показывает очень разные результаты.

Если есть хотя бы 6 признаков, то можно предположить, что ребёнок гиперактивный.

Рекомендации родителям (Как помочь гиперактивному ребёнку)

1. В семье необходимо изменить психологический климат, то есть уделять ребёнку достаточно эмоционального внимания. Проводить досуг вместе, не допускать ссор в присутствии ребёнка.

2. ребёнку необходим чёткий режим дня; ограждать от занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач; избегать по возможности большого скопления людей, так как переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности

3. ребёнку необходима специальная поведенческая программа, то есть продуманная гибкая система вознаграждений и наказаний.

4. эффективные результаты коррекции достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных, психологических и педагогических методов. -5.использовать тактильный контакт (прикосновения, поглаживание);

-договариваться с ребёнком о тех или иных действиях;

-давать короткие, чёткие, конкретные инструкции

В любой ситуации оставайтесь спокойными. Помнить, что с ребёнком необходимо договариваться, а не стараться сломить его.

Почему ребёнок не слушается?

Четыре основные причины нарушения поведения детей, в том числе и их нежелание, выполнять требования взрослых.

Недостаток внимания. Ребёнок не получает того количества внимания, в котором нуждается. Родителям часто не хватает времени и сил, чтобы уделить время для игр, разговора, занятий с ребёнком, но для того чтобы поругать или наказать, они всегда его найдут.

Борьба за самоутверждение. Непослушанием ребёнок проявляет свою самостоятельность, свой выбор, протестует против чрезмерной родительской опёки. Это происходит в том случае, когда родители пытаются предупредить каждый шаг ребёнка.

Мы порой не замечаем, что тот или иной поступок пошатнул веру ребёнка в нас. Что - то пообещали и не выполнили, договорились никому не рассказывать, а сами по телефону: «А мой то…» Несправедливо наказали, не выслушали его объяснений. И ребёнок начинает действовать по принципу «Вы мне сделали плохо, и я вам».

Потеря веры в собственный успех. Если взрослые слишком часто повторяют ребёнку, что он плохой, что у него кривые руки и что он в жизни никогда ничего не добьётся, ему ничего другого не остаётся, как только всем своим поведением подтверждать сложившееся о нём мнение.

Если вы раздражены, то, скорее всего, непослушание вызвано борьбой за ваше внимание.

Если переполнены гневом, то ребёнок пытается -противостоять вашей воле.

Если вы находитесь во власти безнадёжности и отчаянья, то ваш ребёнок глубоко переживает свою несостоятельность и неблагополучие.

Если ваш ребёнок не слушается, обратитесь к собственным чувствам.

 Литература:

1. Журнал «Дошкольное воспитание» №8- 2007 стр.44, автор Е.Сиротюк

2. Е.Лютова; Г.Монина «Шпаргалка для взрослых» стр.11- СПб.: «ТЦ Сфера»       2002.

3. Е.В.Шитова «Работа с детьми источник удовольствия»; Волгоград, «Панорама» 2006.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в старшей группе детского сада "Здоровый образ жизни"

Представлен конспект проведения родительского собрания  "Здоровый образ жизни". Целью данного собрания является обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи в...

Родительское собрание в старшей группе детского сада по теме: "О здоровье всерьёз"

Собрание посвящено работе с родителями по укреплению и сохранению здоровья детей старшего дошкольного возраста....

Родительское собрание в старшей группе детского сада Тема: «Здоровый образ жизни»

Родительское собрание в старшей группе детского сада Тема: «Здоровый образ жизни»...

Родительское собрание в старшей группе детского сада. Тема: "Роль семьи в организации чтения"

Родительское собрание в старшей группе детского сада «Роль семьи в организации чтения» Цель: подведение родителей к выводу о том,  что чтение детских книг в семье играет огромную роль ...

Родительское собрание в старшей группе детского сада тема: « Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника.»

Цель:1.выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителем;2. разработка основных правил семейного воспитания....

Родительское собрание в старшей группе детского сада на тему "Развитие творческих способностей детей"

Материал для освещения вопроса "Развитие творческих способностей детей"; анкеты для воспитателей, родителей; опросник для детей для подготовки к собранию....

Родительское собрание в старшей группе детского сада «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада»

ПОВЕСТКА ДНЯ:1.О выполнении решения предыдущего родительского собрания.Информация воспитателя Белой Е.А.2. Как прийти к полному взаимопониманию с детьми или помочь детям справиться со своими чувствами...