«Дидактические игры для формирования детского лексикона»
презентация к уроку (старшая группа)

АКТУАЛЬНОСТЬ ОБРАЩЕНИЯ К ДАННОЙ ТЕМЕ

Развитие речи и словаря детей, овладение богатством родного языка составляет один из основных элементов формирования личности. Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательная область «Коммуникация» - это не только и не столько развитие речи, сколько развитие общения, в том числе речевого. В этом случае развитие словаря, связной речи, грамматического строя являются не самоцелями, а средствами развития навыков общения.

 При наличии достаточно обширного пассивного словаря ребенок зачастую затрудняется перенести его содержимое в активное использование в повседневной жизни, на занятиях, в игре.

Это подчеркивает важность проблемы усовершенствования условий развития речи и словаря старших дошкольников с помощью дидактических игр.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Дидактические игры для формирования детского лексикона»

Слайд 2

АКТУАЛЬНОСТЬ ОБРАЩЕНИЯ К ДАННОЙ ТЕМЕ Развитие речи и словаря детей, овладение богатством родного языка составляет один из основных элементов формирования личности. Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательная область «Коммуникация» - это не только и не столько развитие речи, сколько развитие общения, в том числе речевого. В этом случае развитие словаря, связной речи, грамматического строя являются не самоцелями, а средствами развития навыков общения. При наличии достаточно обширного пассивного словаря ребенок зачастую затрудняется перенести его содержимое в активное использование в повседневной жизни, на занятиях, в игре. Это подчеркивает важность проблемы усовершенствования условий развития речи и словаря старших дошкольников с помощью дидактических игр.

Слайд 3

Разработка рациональной методики обучения речевой коммуникации В работах А.А. Леонтьева, А.Р. Лурии мы находим наиболее адекватную современным представлениям о языке «принципиальную структуру» модели порождения речи, последовательно включающую в себя

Слайд 4

этап внешнего (фонационного) оформления речи этап замысла, плана (создание внутренней, смысловой программы) этап мотивации высказывания этап реализации плана ( лексикограмматическое развертывание высказывания)

Слайд 5

Достойное место в практике обучения должны занимать разнообразные игровые приемы , проблемные ситуации, предполагающие решение несложных мыслительных задач, анализ увлекательных лингвистических парадоксов (языковых головоломок) — всего того, что позволяет благодаря наличию мотива включать обучающихся в активную речевую деятельность.

Слайд 6

Разработка рациональной методики обучения речевой коммуникации Мотивационный процесс имеет стадийный характер. Исходной стадией его организации следует считать формирование потребности ( первичного доминирующего мотива), которая возникает как цель. Следующий шаг в организации мотива – начало активной поисковой деятельности, связан с созданием мотивационной установки , способной изменять направленность речевого поведения говорящего, оказывать решающее влияние на его детерминацию. Для того чтобы быть мотивированным к речевому поведению, ребенку необходима уверенность в существовании непосредственной связи между реализуемым поведением и его последствиями. Если же последствия поведения оказываются негативными для говорящего, он перестает испытывать интенцию, намерение к выполнению речевого действия исчезает, мотивационный поиск заметно ослабевает либо вовсе исчезает. Завершающая фаза формирования мотивационного процесса связана с выбором цели и принятием решения , следствием чего является целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии с правилами языкового поведения.

Слайд 7

Решаемые педагогом / воспитателем задачи определяются, исходя из особенностей словаря детей. Выделяются следующие задачи словарной работы: обогащение словаря , т.е. усвоение новых, ранее не известных детям слов; уточнение словаря , т.е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (употребление синонимов, антонимом, многозначных слов, понимание переносных значений); активизация словаря , т.е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания; устранение нелитературных слов , перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные).

Слайд 8

Основные задачи речевого развития Развитие звуковой культуры речи; - формирование грамматического строя речи; - обогащение словарного запаса; - развитие связной речи. Речь ребенка формируется поэтапно и на каждом возрастном этапе решаются свои задачи речевого развития ребенка.

Слайд 9

Методы обогащения словаря наблюдения, обзорные экскурсии, рассматривание и беседа по репродукциям картин, дидактические игры с предметами, игрушками, картинками, показ видео-, кинофильмов, разного рода театров. чтение рассказов и стихов познавательного содержания, беседы, устное народное творчество, словесные дидактические игры. методы непосредственного обогащения словаря опосредованные методы К приемам словарной работы относятся : речевой образец, повторное проговаривание слов, объяснение и толкование их значений, приемы привлечения внимания детей к слову, включение слова в предложения, показ его сочетаний с другими словами.

Слайд 10

Дидактическая игра – средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и лексические упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее.

Слайд 11

Игры и упражнения, направленные на: Название игры Звукоподражание Нахождение предмета, ориентируясь на его признаки и действия Выделение и обозначение признаков предмета Соотношение предметов с разными характеристиками Ознакомление с противоположностями Закрепление представления об обобщающих словах Образование форм род. падежа мн. числа существительных Подбор глаголов «Чей это голос?», «Кто как говорит» «Угадай игрушку», «Про кого я говорю» «Скажи какой», «Исправь ошибку», «Кто больше увидит и назовёт», «Что напутал Буратино», «Какая кукла» «Назови одним словом» «Чего не стало?», «Прятки» «Кто, что умеет делать?», «Где что можно делать? », «Закончи предложение», «Оркестр», «Добавь слово», «Кто назовёт больше действий» По сказкам: « Заюшкина избушка», «Теремок», « Маша и медведь» …

Слайд 12

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ Ведущая линия развития детей данного возраста – обогащение словарного запаса. Продолжается работа по воспитанию звуковой культуры речи (формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи и интонационными средствами выразительности ). Дети знакомятся с новыми терминами «звук», «слово».

Слайд 13

Игры и упражнения, направленные на: Название игры Развитие слухового восприятия, интонационной выразительности речи «Найди первый звук», «Как слово звучит», « Громко-шепотом », «Как говорит Таня?» Обогащение словарного запаса (подбор синонимов, однокоренных слов, многозначных слов) «Кто больше слов скажет» «Кто заблудился?», «Кого можно гладить», «Шишка», «Ручка-ножка», «Как сказать по-другому» Формирование грамматического строя речи «Кто это ползёт», «Какие бывают иголки» Развитие связной речи (составление сказки, совместного рассказа, творческого рассказа) «Приключения Маши в лесу», «Расскажем про белочку», «В гостях у лесника»

Слайд 14

Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников и младших школьников Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники сокращает время обучения и одновременно решает следующие речевые задачи: обогащение словарного запаса, составление рассказов, пересказ художественной литературы, отгадывание и загадывание загадок, заучивание стихов.

Слайд 15

Подвижные игры в речевом развитии Во время игры педагог стремится к расширению объёма понимания речи детей, словарного речевого запаса, к подражательной деятельности. Это достигается путем проговаривания вместе с педагогом потешек , стихотворений, словесного сопровождения подвижных игр

Слайд 16

Предметно-развивающая среда в группе

Слайд 17

Предметно-развивающая среда в группе В пустых стенах ребенок не заговорит… Е.И. Тихеева Насыщая групповое пространство , воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, движении и в общении. Группы должны быть оснащены современным игровым оборудованием, которое включает наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность

Слайд 19

Основные виды дидактических игр

Слайд 20

Спасибо за внимание! Уважаемые родители Игры, дидактические упражнения на развитие словарного запаса ребёнка разнообразны по форме и наполнение их содержанием зависит только от Вашей фантазии и желания работать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по формированию ЗОЖ в детском саду

В методической разработке представлен широкий спектр игр для дошкольников по формированию ЗОЖ. Отдельно следует отметить удобное оформление методической разработки. При распечатке можно разрезать сост...

Дидактические игры по формированию математических представлений с числами и цифрами в детском саду

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14331863","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"359","width":"480"}}]]Хочу начать со слов выдающегося советского педагога-новатора, ...

Дидактические игры на формирование дружеских взаимоотношений между детьми в детском саду

Дидактические игры на формирование дружеских взаимоотношений между детьми в детском саду...

Дидактические игры на формирование дружеских взаимоотношений между детьми в детском саду

Дидактические игры на формирование дружеских взаимоотношений между детьми в детском саду...

Подвижные и дидактические игры для формирования дружеских отношений в детском коллективе.

Подвижные игры, подходящие по возрасту и подталкивающие детей к более тесному взаимодействию. Большинство подвижных игр имеют чёткие правила и подталкивают детей к дружеским взаимоотношениям....

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА

В этой публикации представлен комплекс дидактических игр математического содержания, способствующих усвоению программных требований по формированию математических представлений у детей старшего дошкол...

Презентация «Дидактические игры для формирования детского лексикона»

АКТУАЛЬНОСТЬ ОБРАЩЕНИЯ К ДАННОЙ ТЕМЕРазвитие речи и словаря детей, овладение богатством родного языка составляет один из основных элементов формирования личности. Согласно Федеральным государств...