Дидактические игры по формированию ЗОЖ в детском саду
методическая разработка по теме

Буц Светлана Васильевна

В методической разработке представлен широкий спектр игр для дошкольников по формированию ЗОЖ. Отдельно следует отметить удобное оформление методической разработки. При распечатке можно разрезать составные части и оформить коллекцию игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry_po_formirovaniyu_zozh.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры для детей дошкольного возраста по формированию здорового образа жизни

№1                      Тема: «Ребенок и здоровье»

                     

Кому что нужно

Цель: закрепить знания детей о предметах, необходимых для работы врачу, повару, продавцу.

Материал: круг, поделенный на сектора, в каждом из них картинки с изображением предметов, необходимых для работы врачу, повару, продавцу, в середине круга стрелки, на них изображены врач, повар, продавец.

Ход игры:   воспитатель предлагает ребёнку найти предмет,  необходимый для работы врачу (повару, продавцу).

№2                       Тема: «Ребенок и здоровье»

                                   

Разложи картинки по порядку

Цель:  систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

Материал:  картинки с изображением моментов распорядка дня

Ход игры:   воспитатель говорит о том, что волшебник Путаница перепутал картинки распорядка дня, и предлагает разложить картинки  по порядку.

Воспитатель подводит итог высказываниям детей.

Каждое утром, чтобы быть здоровым, мы начинаем с зарядки.

Чтобы расти нам сильными, ловкими и смелыми, ежедневно поутру мы зарядку делаем.

Воспитатель предлагает каждому вспомнить своё любимое упражнение, показать и всем вместе выполнить его.

№3                   Тема: «Ребенок и здоровье»

                         

          Оденем куклу на прогулку

Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление.

Материал: бумажная кукла с различной одеждой

Ход игры:   воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей одеть, сейчас зима и на улице очень холодно (различные ситуации).

Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор.

№4                      Тема: «Ребенок и здоровье»

                                   

Что такое хорошо, что такое плохо

Цель:  познакомить детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью; развивать у детей речь, внимание, память.

Материал: поля, разделённые на квадраты, в центре поля негативная и позитивная картинка, картинки с различными ситуациями.

Ход игры:

1-ый вариант детям раздаются поля, в центре поля изображена негативная или позитивная картинка. Детям  предлагается поиграть в лото, показывая и сопровождая свои действия объяснениями – «что такое хорошо и что такое плохо»

2-ой вариант.  Показ  картинок можно сопровождать двигательной активностью детей. Например, на позитивные картинке дети реагируют прыжками, а при показе негативной картинке садятся на пол.

№6                    Тема: «Полезные продукты»

                                               

Чудесный мешочек

Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на ощупь, называть и описывать.

Материал: мешочек, муляжи овощей, фруктов

Ход игры: воспитатель показывает группе «чудесный мешочек» с муляжами овощей, фруктов и предлагает детям узнать, что находится в «чудесном мешочке». Ребёнок опускает руку в «чудесный мешочек» и на ощупь определяет его, затем достаёт и описывает по схеме. Воспитатель даёт образец описания овощей, фруктов.

- У меня помидор, он красный, круглый, гладкий. А у тебя?

Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие вопросы: какой формы? Какого цвета? Какой на ощупь?

Дети складывают все овощи, фрукты на поднос.

№5                     Тема: «Ребенок и здоровье»

                                       

Азбука здоровья

Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

Материал: иллюстрации

Ход игры:   играют от 1 до … человек. Воспитатель называет правило, а ребёнок находит карточку – иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок говорит, что нужно делать в данной ситуации.

№7                   Тема: «Полезные продукты»

Угадай на вкус

Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на вкус, называть и описывать.

Материал:  тарелка с нарезанными овощами, фруктами
          Ход игры: воспитатель вносит тарелку с нарезанными овощами, фруктами, предлагает детям попробовать кусочек какого-то  овоща, фрукта и задаёт вопросы: «Что это?»,  «Какой на вкус?», «Кислый, как что?», «Сладкий, как что?»

№8                    Тема: «Полезные продукты»

Узнай и назови овощи

Цель: закрепить названия фруктов, овощей, формировать умения узнавать их по описанию воспитателя

Ход игры: воспитатель описывает какой-либо овощ (фрукт), а дети должны назвать этот овощ (фрукт).

 

№9                 Тема: «Полезные продукты»

Полезные и вредные продукты

Цель:  систематизировать представления детей о вредных и полезных продуктах, упражнять в умении их дифференцировать, формировать потребность заботиться о своём здоровье

Материал:  картинки с изображением различных продуктов, два обруча

Ход игры: для того чтобы быть здоровым, нужно правильно питаться. Сейчас мы узнаем, известно ли вам, какие продукты полезны.

Воспитатель предлагает детям картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают полезные продукты и объясняют свой выбор, во второй – продукты, которые вредны для здоровья.

№10               Тема: «Полезные продукты»

Узнай на вкус

Цель: закреплять знания об овощах и фруктах, умение определять их по вкусу.

Материал:  тарелка с нарезанными овощами, фруктами
 Ход игры: воспитатель вносит тарелку с нарезанными овощами, фруктами, предлагает детям попробовать кусочек какого-то  овоща, фрукта и задаёт вопросы: «Что это?»,  «Какой на вкус?»

 

№11                 Тема: «Полезные продукты»

Назови правильно

Цель: уточнить знания детей об овощах и фруктах, их качества (цвет, форма, вкус, запах), закреплять умение узнавать их по картинке и давать краткое

описание.

Материал:  картинки с изображением овощей, фруктов

Ход игры:   воспитатель предлагает ребёнку выбрать  картинку с овощем, фруктом и описать его.

- У меня помидор, он красный, круглый, сладкий. А у тебя?

Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие

вопросы: какой формы? Какого

цвета? Какой на вкус? Какой по запаху?

 №12                        Тема: «Личная гигиена»

                                                     

Вымоем куклу

Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность  действий, способствовать формированию привычки к опрятности.

Материал:  различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы.

Ход игры: играют 2 человека.  Сначала им предлагается из множества предметов выбрать те, которые  «помогают»  вымыть (умыть) куклу. А затем моют её. Выигрывает тот, кто правильно отберёт предметы личной гигиены и правильно последовательно вымоет (умоет) куклу.

 

№14                       Тема: «Личная гигиена»

Подбери картинки

Цель: уточнить представления детей о предметах личной гигиены, формировать навыки здорового образа жизни

Материал:  картинки различных предметов, картинки с изображением предметов личной гигиены

Ход игры: воспитатель просит выбрать только картинки с изображением предметов, помогающих ухаживать за телом (лицом, зубами, волосами)

 

№13                        Тема: «Личная гигиена»

 

                Таня простудилась

Цель: способствовать  формированию навыка пользования носовым платком, закреплять знание о том, что при чихании и кашле нужно прикрывать рот носовым платком, а если кто-то находится рядом, отворачиваться

Материал:  носовой платок

Ход игры: воспитатель спрашивает: зачем людям нужен носовой платок?

И затем предлагает детям различные ситуации, которые проигрываются вместе с малышами:

- Что нужно сделать, если ты хочешь чихнуть? И т.д.

 №15                       Тема: «Личная гигиена»

Правила гигиены

Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание), формировать умения показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.

Ход игры: Воспитатель просит  детей при помощи мимики и жестов показать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т.д.), соблюдая последовательность выполнения данных навыков. Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают.

№16                         Тема: «Личная гигиена»

Сделаем куклам разные прически

Цель: закреплять навыки ухода за волосами, уточнить названия необходимых для этого предметов, формировать  понятие «опрятный внешний вид»

Материал:  куклы, расчёски, заколки.

Ход игры: воспитатель предлагает детям причесать кукол.

 

 

 

№17                          Тема: «Тело человека»

Угадай по запаху

Цель: формировать представления о помощнике человека (нос), развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств

Материал:  баночки с различными запахами (ваниль, апельсин, мыло …)
 Ход игры: воспитатель предлагает детям понюхать баночки с различными запахами и спрашивает:

- Что помогло вам почувствовать этот запах?

– Где можно почувствовать такой запах?

№18                            Тема: «Тело человека»

Игра с микрофоном

Цель: систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, воспитывать умение слушать друг друга

Материал:  микрофон

Ход игры:  воспитатель начинает предложение, а ребёнок продолжает его, говоря в микрофон.

Я – голова, я умею … думать, но не умею говорить.

Я – нога, я умею …  ходить, но не        умею рисовать.

Я – рука, я умею … рисовать, но не умею слушать … и т.д.

 №19                         Тема: «Тело человека»

Ты – моя частичка

Цель: систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, внимание, память.

Материал:  мяч

Ход игры:   воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос.

Я – личико, ты – моя частичка. Ты кто? (глаза, бровь, нос и т.д.)

Я – голова, ты – моя частичка. Ты кто? (волосы, уши …)

Я – туловище, ты – моя частичка. Ты кто? (спина, живот ...)

 

 №20                          Тема: «Тело человека»

Кто я такой?

Цель: упражнять детей в умении правильно называть части тела человека, умении различать девочек и мальчиков.

Материал: картинки с изображением мальчика и девочки, карточки-накладки.

Ход игры:   воспитатель называет какую-либо часть тела, ребёнок находит её среди карточек и кладёт её на картинку. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок называет нарисованную часть тела и кладёт на картинку.

  

№21                          Тема: «Тело человека»

Запомни движение

Цель: упражнять в умении осознавать, запоминать и воспроизводить показанные движения, развивать зрительно-моторную память, внимание.

Ход игры: воспитатель или ребёнок показывает движения. Дети должны их запомнить и воспроизвести.

 

№22                           Тема: «Тело человека»

Посылка от обезьянки

Цель: продолжать формировать представление о своем организме; закрепить знания о том, что предметы можно узнать по внешнему виду, запаху, вкусу, на ощупь; упражнять в определении фруктов по вкусу и запаху.

Материал: посылка с овощами, фруктами

Ход игры: играют 4 человека. Воспитатель говорит, что пришла посылка от обезьянки, в ней может быть или овощ, или фрукт.  Предлагает детям узнать, что за овощ или фрукт находится в посылке.  Одну ребёнку предлагается опустить руку в посылку и на ощупь определить её содержимое. Другому – попробовать кусочек и определить по вкусу, третьему предлагается определить по запаху, а четвёртому воспитатель описывает этот овощ (фрукт). Выигрывает тот, кто угадает.

 

№23                         Тема: «Тело человека»

Угадай по звуку

Цель: формировать представления о помощнике человека (уши), развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств

Материал:  музыкальные инструменты
Ход игры:  воспитатель за ширмой издаёт звуки на различных музыкальных инструментах, дети угадывают их

- Что помогло вам услышать разные звуки?

 

№24          Тема: «Ребенок на улицах города»

    О чем говорит светофор

Цель:  закреплять знания о значении цветов светофора и правила поведения на улице.

Материал:  цветные картонные кружки (красные, жёлтые и зелёные), макет светофора.

Ход игры: воспитатель раздаёт детям кружки красного, жёлтого и зелёного цвета. Последовательно «переключают» светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал. Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о назначении цветов.

№25           Тема: «Врачи - наши помощники»

  Если кто-то заболел

Цель: закрепить знание о том, что при серьёзной травме необходимо вызвать врача «скорой помощи», позвонив по номеру «103», поупражнять в вызове врача

Материал: телефон

Ход игры:  Если мы сами не можем  справиться с ситуацией, то мы вызываем врача, скорую помощь.

Детям предлагается  вызвать врача на дом. Сначала набираем номер телефона и называем по порядку:

фамилия, имя —> адрес —> возраст —> жалобы

 №26                 Тема: «Опасные предметы»

Источники опасности

Цель: закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности, формировать умения выбирать картинки предметов по описанной ситуации, воспитывать чувство товарищества

Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.

Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки)

Ход игры: воспитатель отворачивается, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.

№27                 Тема: «Опасные предметы»

Игра - дело серьёзное

Цель: упражнять детей в выборе безопасных предметов для игр по картинкам, закреплять знания о том, какими предметами можно играть.

Материал: картинки с изображением различных  предметов (опасных и неопасных), два обруча

Ход игры:   Воспитатель предлагает детям разложить картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают картинки с изображением предметов, с которыми можно играть, во второй – картинки с изображением предметов, с которыми нельзя играть, и объясняют свой выбор.

№29                  Тема: «Опасные предметы»

Мы – спасатели

Цель: закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.

Материал:  картинки, на которых  изображены дети в конкретных опасных ситуациях, набор карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации.

Ход игры: воспитатель на стол кладёт картинку с изображением опасной ситуации, ребёнок рассматривает её и из всех карточек с изображением действий выбирает две правильные, последовательно раскладывает их.

 №28                  Тема: «Опасные предметы»

Сто бед

Цель: закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему

Материал: картинки с изображением детей в опасной ситуации

Ход игры: несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней  изображено, почему такое случилось с ребенком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребёнку.

№30               Тема: «Опасные предметы»

Что мы знаем о вещах

Цель: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества

Материал: карточки с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара, картинки с изображением различных, бытовых предметов.

Ход игры: в игре принимают от 2 до 4 детей, каждый из них берёт себе по картинке с изображением «травмы». Воспитатель поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей карточкой и взять картинку. При отборе ребёнок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила общения с ними.

   №31             Тема: «Опасности вокруг нас»

На прогулке

Цель: закреплять знания о правильном поведении и общении с животными, соотносить изображенное на картинках с правильными и неправильными

действиями при встрече с животными

Материал: иллюстрации, 2 обруча

Ход игры:   несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней  изображено, правильно или неправильно здесь поступает ребёнок.

Или  в один обруч положить картинки с изображением правильных действий при встрече с животными, а в другой – неправильными действиями

№32                 Тема: «Опасные предметы»

Так или не так

Цель: формировать умение детей отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности.

Материал: 2 карточки – с красным и с зелёным кружком,

картинки с изображением опасных и безопасных действий детей;

Правила: под красную  карточку (кружок) положить картинки с изображением опасных для жизни ребёнка ситуаций, под зелёную – неопасных (разрешённых).

Варианты: индивидуально с воспитателем;

несколько детей по очереди, объясняя свой выбор.

 

№33              Тема: «Опасности вокруг нас»

Что где растёт

Цель: закрепить знания о том, где растут лекарственные растения

Материал:  мяч

Ход игры:   воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос:

- Где растёт подорожник?  (Ребёнок отвечает и бросает мяч обратно)

- Где растёт ромашка? и т.д.

 

 

 

№34               Тема: «Опасности вокруг нас»

Определи растение по запаху

Цель: упражнять детей в определении по запаху листьев мяты, цветков, ромашки, черёмухи.

Материал: листьев мяты, цветков, ромашки, черёмухи.

Ход игры:   воспитатель предлагает детям понюхать листья мяты (цветки ромашки, черёмухи)

  • Что помогло вам почувствовать этот запах?

Где можно почувствовать такой запах?

 

   №35            Тема: «Опасности вокруг нас»

        Если малыш   поранился

Цель: познакомить детей с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи, ведь это зачастую может спасти его здоровье и жизнь.

Материал: карточки с наиболее встречающимися бытовыми травмами, карты со способами оказания помощи

Ход игры:   Воспитатель предлагает детям выбрать карточки для оказания первой медицинской помощи при резаной ране и последовательно их выложить (промыть рану, наложить  стерильную повязку, вызвать врача)

 

 

№36               Тема: «Опасности вокруг нас»

По грибы

Цель: закреплять знание съедобных и несъедобных грибов, умение различать их по внешнему виду на картинке и муляжах.

Материал: картинки или муляжи съедобных и несъедобных грибов

Ход игры:   картинки или муляжи разложить в разных местах. Детям предлагается собрать в корзинку съедобные грибы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по правовому воспитанию в детском саду.

Дать детям понятие о плохих поступках, уметь анализировать их, развивать у детей вежливость и предупредительность....

Консультация для воспитателей «Дидактические игры по экологическому воспитанию в детском саду»

Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности....

Консультация для педагогов дошкольных учреждений «Дидактические игры на экологическую тематику в детском саду»

Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности....

Дидактические игры по правовому воспитанию в детском саду.

В пособии представлены дидактические игры по правовому воспитанию дошкольников....

Консультация для воспитателей «Дидактические игры по экологическому воспитанию в детском саду»

Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности....