Консультация для родителей "Воспитание культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста"
консультация (младшая группа)

Воспитание культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста имеет большое значение для дальнейшего успешного развития детей. В консультации собран материал которых будет полезен родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста»

                                                                                Воспитатель: Стародумова И.Г. 

      Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста играет важнейшую роль для их здоровья. С первых дней жизни при формировании культурно – гигиенических навыков идет усвоение правил и норм поведения, вхождение малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс откладывать на потом, период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно – гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.

   Культурно – гигиенические навыки лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – самообслуживания. Здесь важна постепенность: по мере овладения простыми навыками вводить новые, более сложные составляющие навыки. При обучении использовать показ самого действия, знакомить со способами его выполнения.

   По мере приобретения навыка непосредственная помощь взрослого сокращается, а доля самостоятельного участия ребенка увеличивается. Малыши до трех лет испытывают удовольствие, что они сначала выполняют действия со взрослым, а потом самостоятельно.

   Ласковый голос, спокойное и доброжелательное отношение настраивают малыша на взаимодействие. Потешки, песенки делают процесс формирования навыка более привлекательным, ими можно сопровождать любые действия малыша.

При умывании.

Зайка начал умываться,

Видно в гости он собрался.

Вымыл ротик, вымыл носик,

Вымыл ухо, вот и сухо!

При расчесывании.

Петушок – петушок,

Расчеши мне гребешок.

Ну, пожалуйста, прошу,

Я кудряшки расчешу!

При кормлении.

Каша вкусная дымится,

Леша кашу есть садится.

Очень каша хороша,

Ел он кашу не спеша.

Ложка за ложкой,

Ел понемножку.

При засыпании.

Вот лежат в кроватке розовые пятки.

Чьи это пятки, мягки да сладки?

Прибегут гусятки, ущипнут за пятки.

Прячь скорей, не зевай,

Одеяльцем накрывай!

При одевании.

Даша варежку надела:

«Ой, куда я пальчик дела?»

Даша варежку нашла:

«Посмотрите – ка, нашла!»

   Навыки детей становятся прочными, если они закрепляются постоянно. Главное, чтобы детям было интересно и чтобы они могли видеть результаты своих действий.

Следующее условие – единство требований со стороны взрослых.

Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.

Малыш за столом.

   Прием пищи – сложный процесс, в котором должно сложиться четкое взаимодействие руки, глаз, рта. К трем годам навык пользования ложкой закрепляется, можно считать, что обучение действиям приема пищи состоялось. Важно обеспечить правильную посадку ребенка за столом. Желательно, чтобы прием пищи проходил на уровне высокого сервиса: на стол ставят хлебницу (ребенок должен учиться брать хлеб самостоятельно), бумажные салфетки в салфетницах (ребенок будет сам вытирать лицо), красивую посуду. Все это привлекает внимание ребенка и повышает аппетит.

Критерии опрятной еды.

- Правильно держать ложку (правой или левой рукой).

- Не крошить хлеб.

- Опрятно есть, пережевывать пищу с закрытым ртом.

- Не разговаривать с полным ртом.

- Пользоваться салфеткой.

- Пользоваться только своим прибором.

- Тихо выходить по окончании еды  из – за стола.

- Благодарить.

Малыш умывается.

   Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры – потребность, привычка. Обучение гигиеническим навыкам начинается со знакомства с предметами личной гигиены (полотенце, расческа, носовые платки).

   При умывании необходимо учитывать следующие умения и навыки: учить детей с помощью взрослого мыть лицо и руки, самостоятельно вытирать их только своим полотенцем и знать его место.

    Перед гигиеническими процедурами нужно:

- Завернуть рукава одежды ребенка.

- Проверить температуру воды.

- Ребенок подносит руки под струю воды, берет мыло, намыливает ладони, трет ими друг о друга.

- Смывает мыло под струей воды.

- Малыш самостоятельно снимает полотенце и насухо вытирает лицо и руки.

Все действия сопровождаются разговором.

Малыш одевается и раздевается.

   В процессе одевания и раздевания детей необходимо научить самостоятельно снимать одежду, обувь, расстегивать и застегивать пуговицы спереди, развязывать шнурки у ботинок, знать порядок одевания, раздевания и аккуратно складывать снятую одежду.           Учим оказывать помощь друг другу.

 

- Знать свою расческу и место, где она лежит.

- Показать назначение расчески и формировать навык ее использования.

- Учить спокойно относиться к процедуре причесывания.

- Позволять ребенку проявлять самостоятельность, исходя из его желания (Я сам).

- Переносить навык использования расчески в игровую ситуацию.

- Исключить возможность пользования чужой расческой.

Малыш перед зеркалом.

- Знать, что такое зеркало и его назначение.

- Учить спокойно рассматривать себя в зеркале, не трогая его руками.

Учим пользоваться носовым платком.

- Знать назначение носового платка.

- Самостоятельно брать платок и побуждать к его использованию  (по необходимости обращаться за помощью).

- Постепенно формировать умение разворачивать платок.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста (2-3 года).

Приобщение детей раннего возраста к народным традициям, наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором. Выбор этой темы связан с проблемой форм...

Консультация для воспитателей групп раннего возраста на тему "Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"

В консультации дан материал на тему "Особенности формирования культурно-гигиенических наыков у детей раннего возраста."...

Консультация для родителей «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)» Воспитатель: Титус Л. И. МАДОУ ЦРР –д/с №14 г. Кропоткин

Консультация для родителей«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)»Воспитатель: Титус Л. И.МАДОУ ЦРР –д/с №14 г....

Консультация для родителей детей раннего возраста "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"

Формирование культурно-гигиенических навыков – первая ступень воспитания культуры поведения. Работа по формированию у малышей культурно-гигиенических...

Консультация для воспитателей групп раннего возраста на тему "Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"

В консультации дан материал на тему "Особенности формирования культурно-гигиенических наыков у детей раннего возраста."...