Логико-математические занимательные игры для старших дошкольников
статья (старшая группа)

Недосекина Людмила Леонидовна

Материал для родителей - как в увлекательной форме развивать логическое мышление старших дошкольников  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основная цель познавательного развития, в соответствии с ФОП – развитие интеллектуально-познавательных и интеллектуально-творческих способностей детей. https://avatars.mds.yandex.net/get-altay/247136/2a0000015b174475e749b3200131db04be02/XXL

Все знают, что формирование элементарных

математических представлений обладает

уникальными возможностями для развития

детей, а также – это мощный фактор развития

 ребенка, который формирует жизненно

важные личностные качества воспитанников –

внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности. 

Но, для выработки определенных элементарных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобятся умения: сравнивать, анализировать, обобщать. Поэтому, необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Так как, в современных обучающих программах начальной школы важное значение уделяется логической составляющей. А развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

https://o-krohe.ru/images/article/orig/2017/02/razvivayushchie-igry-vyacheslava-voskobovicha-14.jpg

Занимательный математический материал является одним из дидактических средств, способствующих развитию математических представлений детей. Он включает в себя занимательные вопросы, задачи-шутки, игры, головоломки, логические задачи, ребусы.

«Составление геометрических фигур»

Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.

Материал: счётные палочки (15-20 штук, 2 толстые нитки (длина 25-30см)

Задания:

Составить квадрат и треугольник маленького размера

Составить маленький и большой квадраты

Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2.

Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники. Прямоугольники и четырёхугольники.

«Цепочка примеров»

Цель: упражнять в умении производить арифметические действия.

Ход игры: взрослый бросает мяч ребёнку и называет простой арифметический, например 3+2. Ребёнок ловит мяч, даёт ответ и бросает мяч обратно и т. д.

«Логические концовки»

• Если река глубже ручейка, то ручеёк… (мельче реки).

• Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры).

• Если дерево выше куста, то куст… (ниже дерева)

«Сложи квадрат»

Цель: развитие цветоощущения, усвоение соотношения целого и части; формирование логического мышления и умения разбивать сложную задачу на несколько простых.

Материал: Для игры нужно приготовить 36 разноцветных квадратов размером 80/80мм. Оттенки цветов должны заметно отличаться друг от друга. Затем квадраты разрезать. Разрезав квадрат, нужно на каждой части написать его номер (на тыльной стороне).

Задания к игре:

- Разложить кусочки квадратов по цвету.

- По номерам.

- Сложить из кусочков целый квадрат.

- Придумать новые квадратики.

«Помоги Чебурашке найти и исправить ошибку».

Цель: формировать умение детей объединять фигуры по какому-нибудь признаку (цвет, размер, форма).

Ребёнку предлагается рассмотреть, как расположены геометрические фигуры, в какие группы, и по какому признаку объединены, заметить ошибку, исправить и объяснить. Ответ нужно адресовать Чебурашке (или любой другой игрушке). Ошибка может состоять в том, что в группе квадратов может оказаться треугольник, а в группе фигур синего цвета – красная.

Для реализации этой игры можно использовать Блоки Дьенеша.

Задачи на смекалку со счетными палочками

• Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.

• Составить 2 равных квадрата из 7 палочек.

• Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.

• Составить 4 равных треугольника из 9 палочек.

• Составить 3 равных квадрата из10 палочек.

• Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника.

• Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника.

• Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники.

Игры на пространственные преобразования, воссоздание фигур-силуэтов, образных изображений из определенных частей

Решение осуществляется путем практических действий в составлении, подборе, раскладывании по правилам и условиям. Это игры, в которых из специально подобранного набора фигур надо составить фигуру-силуэт, используя весь предложенный набор фигур.

Например: в играх «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Чудо-крестики» - надо составить плоские фигуры, а в игре «Кубики для всех» - объемную фигуру.

Логико – математические занимательные игры развивают у детей: самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности.

Эти игры способствуют освоению детьми: https://storage.totosha.com.ua/cache/products/wd2718/6af0e00ef39d11eaa20a08f1eab125256af0e00ff39d11eaa20a08f1eab12525.jpg/9404763e6be4fa2dcfe7b9d7f88745f1.jpg?p=catalog_product_mobile&s=14023a7e56fdb4f5289d81af96f40060

  • эталонов свойств (цвет, форма)
  • эталонов мер (размер, масса)
  • накоплению логико - математического

опыта

  • овладению способами познания:

сравнением, обследованием, уравниванием,

счетом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по развитию логико-математической компетентности у детей в старшей группе «Путешествие с динозавром»

Занятие по логико-математической компетентности для детей старшего дошкольного возраста...

Занимательные игры для старших дошкольников по подготовке к обучению грамоте

Представленные игры по обучению грамоте способствуют развитию прежде всего навыку звуко-буквенного анализа, развитию фонематического слуха, связной речи, логического мышления, обогащению словарного за...

Консультация: логико-математические занимательные игры в обучении дошкольников математике

Данный материал будет полезен воспитателям при работе с родителями....

ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Игры для развития логики и математических способностей (рекомендует Т. В. Кузнецова)...

Логико-математические головоломки и игры

Логико-математические головоломки и игры...

Программа дополнительной платной образовательной услуги по развитию логико-математических представлений "Занимательная математика"

      Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых ...