"Почему дети отбирают игрушки?"
консультация

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

Вопрос родителей: Дети от года до трех отбирают у других детей свои игрушки, даже если сами в них не играют. Объяснения не действуют. Почему?

Объяснения не действуют, потому что в данном случае ребенок дей­ствует не осознанно, а вполне иррационально, повинуясь одному из са­мых древних инстинктов, перешедших к человеку от животных, — терри­ториальному инстинкту. Что же это такое? Каждое живое существо имеет вокруг себя некоторую пространственную среду, оболочку, в которой оно чувствует себя в безопасности, комфортно, которую оно считает своей и границы которой поэтому особенно защищает. На чужой территории есть риск вызвать агрессивность ее «хозяина», на своей он ощущает себя уве­ренно, а вот сохранность границ обычно порождает особое беспокойство.

Для ребенка территория — это не только физическое пространство, но и те предметы, которые он считает своими личными и с владением ко­торыми он бессознательно связывает собственное «могуще­ство». Безус­ловно свои — это те игрушки, которыми он играет в данный момент, чу­жие — те, что принадлежат другим детям, а игрушки, принад­лежащие ре­бенку, но не задействованные в данный момент, как раз и обо­значают границы его территории. Поэтому посягательство на них вызывает разд­ражение, кажущееся взрослым немотивированным. Однако стоит задума­ться, и мы легко найдем анало­гии в поведении взрослых — так на­зывае­мого поведения «собаки на сене». Не то же самое ли делает девушка, имею­щая двух ухажеров и не отка­зываю­щая никому? Муж, не отпускающий жену к подруге, тоже считает свое поведение обоснованным, хотя совер­шенно не планирует провести вечер с женой. Можно продолжить этот ряд, вспомнив о том, что и почему каждый из нас пытается контролировать.

Взрослый в отличие от ребенка соразмеряет в своем поведении ирра­циональное и разумное и в состоянии рефлексировать свои поступки. Ре­бенок пока этого не может. Поэтому бороться с инстинктом можно тоже только бессознательно. Заранее откажитесь от оценок такого поведения как «жадности», «агрессивности» — чем острее борьба за границы терри­тории, тем сильнее ребенок будет сопротивляться. Если волевым решени­ем лишить его этих ненужных на первый взгляд игрушек подавленная аг­рессивность примет иные формы — негативизма, недоверия к родителям, отказа от сотрудничества. Успокоить ребенка можно только доверием. Пусть он спрячет свои игрушки в недоступное для других место или дер­жит их в поле зрения, но распоряжается при этом ими сам. Игрушки, име­ющие для него особую ценность, лучше вообще исключить из коллективного пользования. Пусть ребенок сначала привыкнет играть чужими игрушками, постепенно ситуация может стать обратимой: он почувствует к окружающим достаточное доверие, чтобы уступить им и свои «сокровища». Нужно, чтобы он был уверен, что без его согласия никто ничего не возьмет. Вообще же территориальность — это устойчи­вая черта личности, и можно ожидать, что ребенок, ревниво относящийся к своим игрушкам, будет особенно чувствителен и ревнив и в своих привязанностях, идеях, увлечениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_otbirayut_u_drugih_igrushki.docx312.25 КБ

Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

Вопрос родителей: Дети от года до трех отбирают у других детей свои игрушки, даже если сами в них не играют. Объяснения не действуют. Почему?

Объяснения не действуют, потому что в данном случае ребенок действует не осознанно, а вполне иррационально, повинуясь одному из самых древних инстинктов, перешедших к человеку от животных, — территориальному инстинкту. Что же это такое? Каждое живое существо имеет вокруг себя некоторую пространственную среду, оболочку, в которой оно чувствует себя в безопасности, комфортно, которую оно считает своей и границы которой поэтому особенно защищает. На чужой территории есть риск вызвать агрессивность ее «хозяина», на своей он ощущает себя уверенно, а вот сохранность границ обычно порождает особое беспокойство. 

Для ребенка территория — это не только физическое пространство, но и те предметы, которые он считает своими личными и с владением которыми он бессознательно связывает собственное «могущество». Безусловно свои — это те игрушки, которыми он играет в данный момент, чужие — те, что принадлежат другим детям, а игрушки, принадлежащие ребенку, но не задействованные в данный момент, как раз и обозначают границы его территории. Поэтому посягательство на них вызывает раздражение, кажущееся взрослым немотивированным. Однако стоит задуматься, и мы легко найдем аналогии в поведении взрослых — так называемого поведения «собаки на сене». Не то же самое ли делает девушка, имеющая двух ухажеров и не отказывающая никому? Муж, не отпускающий жену к подруге, тоже считает свое поведение обоснованным, хотя совершенно не планирует провести вечер с женой. Можно продолжить этот ряд, вспомнив о том, что и почему каждый из нас пытается контролировать.D:\Ирина Б\РИСУНКИ, ФОТО\РИСУНКИ\Рисунки детей 1\IMG_0046.jpg

Взрослый в отличие от ребенка соразмеряет в своем поведении иррациональное и разумное и в состоянии рефлексировать свои поступки. Ребенок пока этого не может. Поэтому бороться с инстинктом можно тоже только бессознательно. Заранее откажитесь от оценок такого поведения как «жадности», «агрессивности» — чем острее борьба за границы территории, тем сильнее ребенок будет сопротивляться. Если волевым решением лишить его этих ненужных на первый взгляд игрушек подавленная агрессивность примет иные формы — негативизма, недоверия к родителям, отказа от сотрудничества. Успокоить ребенка можно только доверием. Пусть он спрячет свои игрушки в недоступное для других место или держит их в поле зрения, но распоряжается при этом ими сам. Игрушки, имеющие для него особую ценность, лучше вообще исключить из коллективного пользования. Пусть ребенок сначала привыкнет играть чужими игрушками, постепенно ситуация может стать обратимой: он почувствует к окружающим достаточное доверие, чтобы уступить им и свои «сокровища». Нужно, чтобы он был уверен, что без его согласия никто ничего не возьмет. Вообще же территориальность — это устойчивая черта личности, и можно ожидать, что ребенок, ревниво относящийся к своим игрушкам, будет особенно чувствителен и ревнив и в своих привязанностях, идеях, увлечениях. C:\Documents and Settings\Администратор\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_0042.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психосоматика у детей- почему дети болеют?

В норме дети должны болеть остро и быстро. И у ребенка дошкольного и младшего школьного возраста болезнь не должна вызывать потерю его позитивного психоэмоционального состояния, так как в этом возраст...

Поведение родителей в ситуации непослушания детей. ПОЧЕМУ ДЕТИ НЕ СЛУШАЮТСЯ? (Консультация - рекомендация)

Что делать, если ваш малыш не слушается? Чтобы разобраться в этом, нужно постараться ответить на следующие вопросы:Почему ребенок не слушается? Что он хочет этим сказать, чего добиться?Как реагировать...

Полезная информация для родителей. " Почему детей нужно обучать игре в шахматы и что дают детям шахматы? "

Детям игра в шахматы открывает ворота в мир непредсказуемых познаний творения древних мудрецов, изобретших одну из самых гениальных игр человечества — ШАХМАТЫШахматы, с первых же дней зна...

Памятка для родителей "Почему дети кусают других детей в возрасте от 15 месяцев до 3-х лет?"

Привычка кусаться - очень распространенная проблема у детей, начиная с полугодовалого возраста вплоть до дошкольного возраста. В памятке указаны основные причины такого поведения детей....

Польза сна для детей. 10 причин, почему детям нужно спать больше чем взрослым.

Сон жизненно необходим человеку в любом возрасте, однако именно для детей он имеет критическое значение для правильного развития. Большинство педиатров уверены: когда дети спят столько, сколько требуе...