Консультация для родителей "Заикание. Причины. Пути первой помощи"
консультация

Степоненкова Светлана Александровна

Материал для родителей о том, что необходимо сделать при первых признаках появления заикания. Даты рекомендации по проведению упражнений на формирование дыхания и голосоподачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_zaikanii_dlya_roditeley.docx26.99 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила учитель – логопед Степоненкова С.А.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ:

«ЗАИКАНИЕ. ПРИЧИНЫ. ПУТИ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ»

Заикание — это такой дефект речи, при котором нарушается ритм, темп, плавность и ее коммуникативная сторона в результате функциональных расстройств и органических поражений центральной нервной системы.

Причины заикания

Причиной возникновения заикания может явиться эмоциональная перегрузка ребенка. Часто родители водят своих детей в кино на детские утренники, выставки, в театры. Разрешают им ежедневно подолгу смотреть телевизионные передачи. Эмоциональными впечатлениями ребенок стремится поделиться с членами семьи. Его речь становится быстрой, захлебывающейся, он «проглатывает» звуки, слова, сбивается с ритма: возникают запинки. Они могут принять стойкий характер, если вовремя не принять соответствующие меры.

Заикание может возникнуть и вследствие быстрой речи. Такой темп мешает легкой и свободной артикуляции звуков: возникают остановки, чтобы сориентироваться в выборе правильного звука.

С чего начать устранение заикания

Прежде всего, родители должны проконсультировать своего ребенка у невропатолога и психиатра, которые определят природу заикания: является ли оно функциональным или органическим. От этого и зависит подход при устранении того или иного вида заикания.

Родителям следует неукоснительно выполнять все указания врачей и не реже 1—2 раз в месяц консультироваться у них.

Родители должны контролировать действие медицинских препаратов на организм ребенка и сообщать об этом лечащему врачу.

Помимо медикаментозного лечения проводятся физиотерапевтические процедуры, массаж и ЛФК.

А что же могут предпринять сами родители?

Дыхание. Прежде всего, нужно начать работу по отработке правильного дыхания. У заикающихся детей наблюдаются судороги мышц дыхательного отдела речевого аппарата. Речь становится прерывистой из-за судорожного дыхания. Заикающийся ребенок во время судорожного дыхания пытается произносить звуки, слоги, слова, фразы. При этом прерывистая струя приводит в судорожные колебания голосовые складки, которые тоже работают под прерывистым давлением воздушной струи.

Во время таких судорог голос тоже пропадает. У заикающегося ребенка начинает формироваться ощущение, что ему не хватит воздуха для того, чтобы закончить фразу — у него вырабатывается патологический рефлекс.

Кроме того, родители должны научить ребенка правильно владеть нижнe-диафрагмальным дыханием.

Первые упражнения помогут активизировать работу диафрагмы.

Попробуем сымитировать дыхание собаки, которой «жарко». Открыв рот и высунув вперед язык, быстрыми движениями делаем вдохи и выдохи небольшими порциями воздуха. Одной рукой контролируем (она находится на животе) движение мышц брюшного пресса: при вдохе живот чуть выпячивается вперед, а при выдохе —чуть втягивается.

Упражнение «хомячок» — делаем то же самое, с той лишь разницей, что вдох и выдох идет только через нос, и при этом еще оскаливаем зубы.

Это подготовительные начальные упражнения. Они должны выполняться легко, без напряжения.

Следующий этап — это постановка нижне-диафрагмального дыхания, самого экономичного. Большую роль при этом типе дыхания играет диафрагма, которая является мощной всасывающей мышцей.  

При нижне-диафрагмальном дыхании при одновременном вдохе синхронно вперед выпячиваем мышцы живота (надуваем живот). Вдох делаем через нос. При выдохе мышцы живота втягиваем в себя. Усиливаем выдох. Брюшной пресс является мощными выдыхательными мышцами.

Нижне-диафрагмальное дыхание (НДД) начинаем осваивать в положении лежа. Выпячивание мышц живота контролируем рукой, которая лежит на нем. Кроме контролирования рукой можно на живот положить книгу или игрушку: при вдохе поднять ее животом. При выдохе книга/игрушка опускается вместе с мышцами брюшного пресса.

Всегда нужно помнить — плечи при вдохе не поднимать!

По мере усвоения навыков НДД лежа, постепенно переходим к сидячему и стоячему положению. Сначала вдох по продолжительности соответствует выдоху. Ежедневно проводим 18—20 дыхательных упражнений, три-четыре раза в день. Затем добиваемся короткого вдоха и длительного выдоха.

Чтобы увеличить длительность выдоха, произносим на выдохе отдельно звуки С, 3, Ш, Ж (тянем их). Родители могут даже устроить соревнование «кто дольше протянет звук». Игровые моменты следует устраивать как можно чаще — это создает у ребенка эмоциональный настрой.

Голос.

Для того чтобы снять напряжение с голосовых складок, чтобы они ровно смыкались на всем своем протяжении, на начальном этапе по работе с голосом следует проводить следующие упражнения:

  1. После вдоха на плавном выдохе потянуть звук «м», при этом зубы не смыкать и голос не форсировать (в среднем регистре). Так проделать несколько раз (5 - 7).
  2. После вдоха на плавном выдохе поочередно протянуть гласные «а, о, у, ы, э, и».
  3. После вдоха на плавном выдохе поочередно протянуть слоги «ма, мо, му, мы, ме, ми». По продолжительности звук «м» и последующая гласная звучат одинаково: ммммммммаааааааа, ммммммммоооооооо.....
  4. После вдоха на плавном выдохе поочередно тянуть только гласные, которые перечислены выше.
  5. Потом по две гласных: ааааоооо, аааауууу и т. д. По три — аааоооууу в разных сочетаниях.
  6. Потом по две гласных два раза на одном выдохе: аааоооаааооо. При этом дыхание и голос не прерывать – голос звучит на выдохе постоянно.

Эти упражнения вырабатывают длительное дыхание и голосоведение. Они должны проводиться систематически, чтобы выполнение их было легким, без напряжения, т. е. довести их до автоматизма.

Упражнения следует начинать всегда только после вдоха и ребенку почаще напоминать: «Сначала вдохни, а потом говори».

Кроме этого хорошо проводить вокальные упражнения: пение гласных звуков в таком порядке — а, э, о, и, у.

Для того чтобы уменьшить или устранить элементы заикания в речи, необходимо выполнять следующие речевые правила:

1.        Речь начинать только после вдоха! Вдох должен быть легким, бесшумным, коротким и одновременно глубоким. Плечи при вдохе не поднимать.

2.        Необходимо научиться пользоваться замедленной речью — одно из условий в работе с заикающимся ребенком. Заикающиеся дети стараются говорить быстро и громко и для них нормальная, чуть замедленная речь становится неприемлемой. Быстрая речь индуктивно оказывает негативное влияние на нервно-психические процессы, протекающие в головном мозге. Все системы работают не в синхронном режиме.

Для того чтобы замедлить речь, необходимо в каждом слове выделять ударный гласный звук, т. е. он произносится чуть громче и протяжнее, чем остальные.

3. Все слова в предложении, словосочетании произносить СЛИТНО, т. е. голос звучит постоянно, не прерываясь.

Поведение родителей с заикающимся ребенком

При первых симптомах заикания родители должны обратиться к врачу-невропатологу или психиатру, чтобы получить медикаментозное лечение. Родители в присутствии ребенка не должны показывать своего волнения, не должны требовать от него правильной речи, правильного произношения слов. Они должны отказаться от сурового давления на заикающегося малыша, от насмешек над его речью и от передразнивания его. Это все может обострить течение заикания.

Говорить с заикающимся ребенком нужно как можно спокойнее, неторопливо. Не провоцировать речь своими вопросами. При резко выраженном заикании создать такие условия, чтобы ребенок на первых порах меньше разговаривал, не травмировал свою психику. Отношение родителей к своему ребенку должно быть ровным, спокойным. Спокойная, плавная, неторопливая речь должна повсеместно окружать ребенка со стороны родителей и близких.

Родители должны строго соблюдать режим дня своего ребенка. Сон должен продолжаться не менее 10—11 часов для дошкольников и обязательно дневной сон, который составляет 2—3 часа. Приучить ложиться ребенка в одно и то же время. Перед сном следует исключить подвижные игры, прослушивание страшных сказок, просмотр телевизионных взрослых передач, а детские сократить до минимума.

Стараться не перегружать ребенка впечатлениями — ребенок в один день может сразу побывать в кино, на елке, в цирке. Это все сказывается на работе центральной нервной системы: ребенок перевозбуждается, утомляется. Родители не должны заставлять ребенка одновременно заниматься танцами, спортом, музыкой, изучением иностранного языка. Такая непосильная перегрузка может стать одной из причин возникновения заикания.

Отношение к ребенку в семье должно быть ровным, т. е. родители не должны чрезмерно проявлять ласку, не потакать капризам, не наказывать. 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Укусы насекомых. Первая помощь"

Этот материал будет полезен не только родителям, но и педагогам. Поможет быстро оказать первую помощь при укусах насекомых ....

Консультация для родителей и воспитателей «Первая помощь, или Что делать до прихода врача»

Консультация для род​ителей и воспитателей «Первая помощь, или Что делать до прихода врача»...

консультация для родителей на тему: "Первая помощь ребенку при укусах насекомых".

консультация для взрослых на тему, оказание первой помощи ребенку  при укусах комаров, пчел, клещей, муравьев и т. д....

Консультация для родителей по теме «Первая помощь при укусах насекомых»

Кусающие и жалящие насекомые подстерегают нас везде: в лесу, степи, лесопосадках, парках и скверах. Как правила, последствия их укусов не опасны и часто проходят без осложнений. Но это при условии ока...

Консультация для родителей и педагогов " Первая помощь"

Консультация для родителей и педагогов...

Консультация для педагогов: "Правила оказания первой помощи детям в ДОУ»

        Первая доврачебная медицинская помощь должна быть оказана на месте до прибытия врача или доставки пострадавшего в лечебное учреждение....