14.01.2024 Консультация для родителей «Игры по речевому развитию для детей 4-5лет»
консультация (средняя группа)

Большое значение в развитии речи детей 4-5 лет играет общение родителей с ребенком. Интерес родителей к рассказу ребёнка помогает ему раскрепоститься и «начать» говорить, а совместные игры и специальные упражнения по дороге домой будут способствовать этому. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_rechi.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Игры по речевому развитию для детей 4-5лет»

Большое значение в развитии речи детей 4-5 лет играет общение родителей с ребенком. Интерес родителей к рассказу ребёнка помогает ему раскрепоститься и «начать» говорить, а совместные игры и специальные упражнения по дороге домой будут способствовать этому. Они просты, не требуют специальной подготовки, занимают мало времени, и дают прекрасный результат. Чтобы эти упражнения были ребёнку интересны, предлагайте их в форме игр, загадок, головоломок, и так, чтобы ребенок почувствовал, что вам хочется с ним поиграть. Пусть ребёнок тоже загадывает эти задания вам или другим детям (ведь объём его знаний будет расширяться благодаря той информации, которую он получит от взрослых). В эти игры можно играть как вдвоем, так и в компании с другими детьми.

 

1. Игры на расширение словарного запаса (предметного, глагольного словаря и словаря признаков).

Игра «Кто где живет?»

Попросите ребёнка ответить на вопросы:

Кто живёт в дупле? – Белка.                                                                                

Кто живёт в скворечнике? – Скворцы.                                                                                      

Кто живёт в гнезде? – Птицы.                                                                                    

Кто живёт в будке? – Собака.                                                                                    

Кто живёт в улье? – Пчёлы                                                                                          

Кто живёт в норе? – Лиса.                                                                                                

Кто живёт в логове? – Волк.                                                                                                  

Кто живёт в берлоге? – Медведь.

Можно попробовать и наоборот:

Где живут скворцы?                                                                                                                      

Где живут медведи? и. д.

Игра «Я знаю три слова» (можно с мячом). 

Взрослый называет обобщающее понятие, а ребёнок должен назвать три конкретных понятия:

овощи — огурец, картошка, помидор;

фрукты — яблоко, банан, груша;

животные — кот, собака, лошадь.

Игра «Назови одним словом» (можно с мячом). 

Взрослый называет несколько слов, ребёнок должен дать обобщающее понятие:

апельсин, яблоко, лимон — фрукты;

волк, лиса, заяц — дикие животные.

Игра «Какой? Какая? Какое?» 

Взрослый называет существительное, ребенок должен подобрать как можно больше слов-признаков:

апельсин (какой) - вкусный, сладкий, сочный, круглый, оранжевый и т. д.

зима (какая) - холодная, морозная, снежная и т. д.

Игра «Что делает?»

Ребенку предлагается подобрать как можно больше слов-действий к существительным:

Дети — играют, бегают, веселятся, смеются и т. д. ;

Ворона — каркает, летает, клюёт и т. д.

Игра «Скажи наоборот»

Взрослый предлагает ребёнку подобрать слова с противоположным значением (т. е. сказать наоборот):

Ворона большая, а воробей … (маленький);                                                                

Ваня высокий, а Саша … (низкий)                                                                                    

Катя весёлая, а Маша … (грустная);                                                                                                      

Летом на улице тепло, а зимой … (холодно).

2. Игры на развитие грамматического строя речи.

Игра «Скажи ласково».

Взрослый предлагает ребенку назвать ласково предметы: 

яблоко — яблочко,

диван — диванчик и т. д.

Игра «Скажи иначе»

Образовать от существительных прилагательные:

сок из яблок — яблочный;                                                                                          

суп из молока — молочный;                                                                                              

компот из ягод — ягодный;                                                                                                            

стол из стекла — стеклянный.

Игра «Один — много»

Образование формы множественного числа существительных:

мяч — мячи;                                                                                                                

птица — птицы;                                                                                                            

груша — груши.

Игра «Посчитай»

Ребёнку предлагается посчитать предметы от 1 до 5:

один мяч, два мяча …. пять мячей;                                                                                                

одно яблоко, два яблока …. пять яблок.

Игра «Кто – откуда?»                                                                                                                             Идя по дороге домой, вы можете задавать разные вопросы своему ребенку, используя в вопросах различные предлоги. Ребенок вам должен отвечать, правильно употребляя предлоги.

Откуда вышел мужчина? - (Мужчина вышел из магазина.)                        

Откуда выехал автобус? - (Автобус выехал из-за дома.)                              

Откуда вылезла кошка? - (Кошка вылезла из-под скамейки.)                      

Куда зашла бабушка? - (Бабушка зашла в подъезд.)                                                          

Где сидит ворона? - (Ворона сидит на дереве, на ветке.)                                            

Откуда слетел (вылетел) воробей? - (Воробей слетел с ветки, с дерева; вылетел из кормушки.)

3. Игры на развитие связной речи.

Игра «Придумай предложение»

Взрослый предлагает ребёнку составить предложение с одним заданным словом, затем с двумя заданными словами:

апельсин — Маша ест апельсин;                                                                        

ворона, дерево — Ворона сидит на дереве.

Игра «Большое предложение»

Взрослый предлагает ребёнку придумать предложение с заданным словом. Затем предложение увеличивается с помощью вопросов:

апельсин — Девочка ела апельсин.                                                                            

Какая девочка ела апельсин? - Маленькая девочка ела апельсин.            

Какой апельсин ела маленькая девочка? - Маленькая девочка ела вкусный апельсин.

Игра «Придумай рассказ по картинкам»

Взрослый предлагает ребёнку серию картинок, ребёнку нужно выложить в правильной последовательности, а потом составить рассказ.

Пересказ текста.

Заучивание стихов.

4. Игры на развитие фонематического восприятия.

Игра «Какой первый звук в слове?» 

Ребёнку предлагается определить начальный ударный гласный звук в слове:

Оля — первый звук «О»;                                                                                                

Аня — первый звук «А».

Игра «Придумай слово на звук» 

Взрослый предлагает ребёнку придумать как можно больше слов на заданный звук:

А — Аня, арбуз, ананас и т. д. ;                                                                                    

У — утка, улитка, улица и т. д.

5. Игры на развитие мелкой моторики.

Пальчиковые игры.

«Апельсин»

Мы делили апельсин (левая рука в кулачке, правая её обхватывает)

Много нас – а он – один.

Эта долька – для ежа, (правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)

Эта долька – для чижа,

Эта долька – для котят,

Эта долька - для утят,

Эта долька - для бобра,

А для волка – кожура! (встряхиваем обе кисти)

«Наша группа»
В нашей группе все друзья. (Ритмично стучат кулачками по столу)
Самый младший — это я. (Разжимают пальчики поочередно, 
начиная с мизинца)

Это Маша,                                                
Это Саша,
Это Юра,
Это Даша.

«Дружба»
Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши)
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
(Стучат кулачками друг об друга)
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять
(Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца)
Будем снова мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять
(Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке) 
Мы закончили считать.


 

«Как живёшь?» 
- Как живёшь? - Вот так! (показать большой палец)
- А идешь? - Вот так»!
(«шагать» пальчиками по столу)
- Как даешь? - Вот так! (протягивать открытую ладонь)
- Ждёшь обед? - Вот так! (кулачок подпирает лицо)
- Машешь вслед? - Вот так!
(помахать рукой)
-Утром спишь? - Вот так! (2 ладошки под щекой)
- А шалишь? - Вот так!
(щёки надули и руками лопнули)


«Девочки и мальчики»
Наши девочки и мальчики (дети держат руки на поясе)
Ловко прыгают как мячики
(прыгают)
Головой слегка качают (качают головой)
И красиво приседают (приседают)
Ручками хлопают вот так, вот так (хлопки 4 раза)
Ножками топают вот так, вот так (топают 4 раза)
Кулачки сжимают вот так. вот так (показывают один кулачок, портом другой)
Ладошки раскрывают вот так, вот так (поочерёдно раскрывают ладошки)
На ладошки мы подуем (дуют поочерёдно на обе ладошки)
Наши пальчики разбудим. (шевелят пальчиками)

Мозаика, шнуровка, бусы, конструктор.

Игра «Золушка»

Ребёнку предлагается разложить по разным тарелочкам сушеный горох, фасоль и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры и упражнения по развитию речи детей третьего года жизни"

quot;Игры и упражнения по развитию речи детей третьего года жизни"...

Консультация для родителей Игры и упражнения по развитию речи детей третьего года жизни

С двух до трех лет идет особо интенсивное развитие речи детей. Совершенствуются содержание и форма: значительно увеличивается объем словаря, некоторые дети начинают правильно произносить слова, в соот...

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста».

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, в...

Консультация для родителей «Игры, направленные на речевое развитие ребенка»

Консультация для родителей «Игры, направленные на речевое развитие ребенка»...

Консультация для родителей «Игры с детьми по развитию речи (дети 3–4 лет)»

Основные задачи - научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в окружающей жизни. Нахождение антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию, - главная задача многих словес...