Консультация для родителей "Дети с ОВЗ и дети - инвалиды, в чем отличие?"
консультация

Халанова Нина Борисовна

«Дети с ОВЗ и дети - инвалиды, в чем отличие?»

Многие родители спрашивают, что означает поставленный диагноз ребенок с ОВЗ и означает ли это, что он инвалид? Давайте вместе разберемся.

Закон об образовании предусматривает две категории обучающихся с особыми образовательными потребностями - дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Условия признания ребенка инвалидом и лицом с ОВЗ различаются, различны и меры поддержки, которые им предоставляются.

Ребёнок - инвалид - лицо, не достигшее 18 лет, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Статус инвалида (ребенка-инвалида) присваивает бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ). МСЭ выдает справку об инвалидности и индивидуальную программу реабилитации или абилитации (ИПРА).

Обучающийся с ОВЗ - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).

К основным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья относятся:

  1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
  3. Дети с нарушением речи;
  4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  5. Дети с умственной отсталостью;
  6. Дети с задержкой психического развития;
  7. Дети с нарушением поведения и общения;
  8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Причины, влияющие на развитие нарушений в развитии, можно условно разделить на три группы: врожденные, приобретенные и социальные.

  • Врожденные причины связаны с наследственностью, генетикой или воздействием неблагоприятных факторов на плод во время беременности:

- хромосомные аномалии (например, синдром Дауна, синдром Клайнфельтера, синдром Тернера и т.д.);

- генетические заболевания (например, фенилкетонурия, гемофилия и т.д.);

- инфекционные заболевания матери во время беременности (например, краснуха, токсоплазмоз, цитомегаловирус и т.д.);

- токсическое воздействие на плод алкоголя, наркотиков, лекарств, радиации и т.д.;

- травмы или пороки развития плода.

  • Приобретенные причины связаны с повреждением или заболеванием органов и систем организма после рождения:

- инфекционные заболевания (например, менингит, полиомиелит, энцефалит и т.д.);

- травматические повреждения головного мозга, позвоночника или конечностей;

- опухоли головного мозга или других органов;

- эндокринные нарушения (например, сахарный диабет, гипотиреоз и т.д.);

- иммунные нарушения (например, аутоиммунные заболевания, аллергии и т.д.);

- хронические заболевания сердца, легких, почек или других органов.

  • Социальные причины связаны с неблагоприятными условиями жизни, воспитания или обучения. К ним относятся:

- недостаток эмоциональной поддержки или любви со стороны родителей или близких;

- насилие, избиение или злоупотребление со стороны родителей или близких;

- недостаток качественного обучения и т.д.

Причины нарушений в развитии у детей могут быть разными, но все они влияют на качество жизни ребенка.

Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа - ПМПК.

Специальные условия - это условия обучения и воспитания, учитывающие особенности детей и способствующие компенсации и коррекции их нарушений.

Например, у слабовидящего ребенка может быть статус ОВЗ, так как ему необходимы специальные технические приспособления (увеличительные лупы и др.), пособия для обучения в детском саду, школе. При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус инвалид.

Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Например, ребенок с диагнозом сахарный диабет имеет статус «инвалид», но ему не нужны специальные образовательные условия. Следовательно, он не имеет статус «обучающийся с ОВЗ». В этом случае он получает реабилитационные услуги не в образовании, а в иных сферах (здравоохранении, социальной защите).

Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. Например, глухой ребенок получает статус «инвалид» (у родителей есть справка МСЭ об инвалидности и ИПРА), а также и статус «обучающийся с ОВЗ» (имеется заключение ПМПК).

Определить наличие нарушений у ребенка может быть не так просто, особенно если речь идет о скрытых или легких формах. Некоторые признаки могут проявляться только в определенных условиях или ситуациях. Кроме того, некоторые дети могут компенсировать свои слабости другими способностями или поведением.

Однако есть некоторые общие признаки, которые могут указывать на то, что ребёнок нуждается в психолого-педагогической помощи:

- задержка или отклонение в психомоторном развитии (малыш поздно начинает ходить, говорить, писать и т.д.);

- нарушение восприятия (трудности с различением цветов, форм, звуков и т.д.);

- нарушение памяти, внимания, мышления (трудности с запоминанием, концентрацией, не воспринимает инструкции к заданиям и т.д.);

- нарушение речи (не говорит, использует жестовую речь, неправильное звукопроизношение, бедный словарный запас, нарушение грамматики и т.д.);

- нарушение общения и социализации (избегание контакта с другими людьми, агрессивность, замкнутость и т.д.);

- нарушение эмоциональной сферы (частые приступы плача, страха, гнева, апатии и т.д.).

Если вы заметили у своего ребенка один или несколько из этих признаков, не стоит паниковать или винить себя. Возможно, это временные трудности или особенности развития, которые могут быть исправлены с помощью специалистов. Поэтому важно своевременно обнаруживать и диагностировать нарушения, а также оказывать детям необходимую медицинскую, психологическую и социальную помощь. Только так можно обеспечить им счастливое детство и полноценное развитие.

Дети с ОВЗ и дети с инвалидностью нуждаются в особой заботе и поддержке со стороны родителей, педагогов и других взрослых. Они имеют право на полноценное образование, развитие и социализацию в соответствии со своими ресурсами и потребностями. Для того, чтобы помочь детям с ОВЗ и детям с инвалидностью, необходимо также учитывать их индивидуальные особенности, интересы, способности и желания. Нужно стимулировать их сильные стороны, поддерживать самооценку и самоуважение. Также необходимо создавать для ребенка положительную атмосферу в семье и в коллективе, где он будет чувствовать себя принятым, любимым и нужным.

 

Материал подготовлен учителем-логопедом высшей квалификационной категории Халановой Н.Б.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_s_ovz_i_inv.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

«Дети с ОВЗ и дети - инвалиды, в чем отличие?»

Многие родители спрашивают, что означает поставленный диагноз ребенок с ОВЗ и означает ли это, что он инвалид? Давайте вместе разберемся.

Закон об образовании предусматривает две категории обучающихся с особыми образовательными потребностями - дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Условия признания ребенка инвалидом и лицом с ОВЗ различаются, различны и меры поддержки, которые им предоставляются.

Ребёнок - инвалид - лицо, не достигшее 18 лет, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Статус инвалида (ребенка-инвалида) присваивает бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ). МСЭ выдает справку об инвалидности и индивидуальную программу реабилитации или абилитации (ИПРА).

Обучающийся с ОВЗ - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).

К основным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья относятся:

  1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
  3. Дети с нарушением речи;
  4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  5. Дети с умственной отсталостью;
  6. Дети с задержкой психического развития;
  7. Дети с нарушением поведения и общения;
  8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Причины, влияющие на развитие нарушений в развитии, можно условно разделить на три группы: врожденные, приобретенные и социальные.

  • Врожденные причины связаны с наследственностью, генетикой или воздействием неблагоприятных факторов на плод во время беременности:

- хромосомные аномалии (например, синдром Дауна, синдром Клайнфельтера, синдром Тернера и т.д.);

- генетические заболевания (например, фенилкетонурия, гемофилия и т.д.);

- инфекционные заболевания матери во время беременности (например, краснуха, токсоплазмоз, цитомегаловирус и т.д.);

- токсическое воздействие на плод алкоголя, наркотиков, лекарств, радиации и т.д.;

- травмы или пороки развития плода.

  • Приобретенные причины связаны с повреждением или заболеванием органов и систем организма после рождения:

- инфекционные заболевания (например, менингит, полиомиелит, энцефалит и т.д.);

- травматические повреждения головного мозга, позвоночника или конечностей;

- опухоли головного мозга или других органов;

- эндокринные нарушения (например, сахарный диабет, гипотиреоз и т.д.);

- иммунные нарушения (например, аутоиммунные заболевания, аллергии и т.д.);

- хронические заболевания сердца, легких, почек или других органов.

  • Социальные причины связаны с неблагоприятными условиями жизни, воспитания или обучения. К ним относятся:

- недостаток эмоциональной поддержки или любви со стороны родителей или близких;

- насилие, избиение или злоупотребление со стороны родителей или близких;

- недостаток качественного обучения и т.д.

Причины нарушений в развитии у детей могут быть разными, но все они влияют на качество жизни ребенка.

Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа - ПМПК.

Специальные условия - это условия обучения и воспитания, учитывающие особенности детей и способствующие компенсации и коррекции их нарушений.

Например, у слабовидящего ребенка может быть статус ОВЗ, так как ему необходимы специальные технические приспособления (увеличительные лупы и др.), пособия для обучения в детском саду, школе. При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус инвалид.

Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Например, ребенок с диагнозом сахарный диабет имеет статус «инвалид», но ему не нужны специальные образовательные условия. Следовательно, он не имеет статус «обучающийся с ОВЗ». В этом случае он получает реабилитационные услуги не в образовании, а в иных сферах (здравоохранении, социальной защите).

Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. Например, глухой ребенок получает статус «инвалид» (у родителей есть справка МСЭ об инвалидности и ИПРА), а также и статус «обучающийся с ОВЗ» (имеется заключение ПМПК).

Определить наличие нарушений у ребенка может быть не так просто, особенно если речь идет о скрытых или легких формах. Некоторые признаки могут проявляться только в определенных условиях или ситуациях. Кроме того, некоторые дети могут компенсировать свои слабости другими способностями или поведением.

Однако есть некоторые общие признаки, которые могут указывать на то, что ребёнок нуждается в психолого-педагогической помощи:

- задержка или отклонение в психомоторном развитии (малыш поздно начинает ходить, говорить, писать и т.д.);

- нарушение восприятия (трудности с различением цветов, форм, звуков и т.д.);

- нарушение памяти, внимания, мышления (трудности с запоминанием, концентрацией, не воспринимает инструкции к заданиям и т.д.);

- нарушение речи (не говорит, использует жестовую речь, неправильное звукопроизношение, бедный словарный запас, нарушение грамматики и т.д.);

- нарушение общения и социализации (избегание контакта с другими людьми, агрессивность, замкнутость и т.д.);

- нарушение эмоциональной сферы (частые приступы плача, страха, гнева, апатии и т.д.).

Если вы заметили у своего ребенка один или несколько из этих признаков, не стоит паниковать или винить себя. Возможно, это временные трудности или особенности развития, которые могут быть исправлены с помощью специалистов. Поэтому важно своевременно обнаруживать и диагностировать нарушения, а также оказывать детям необходимую медицинскую, психологическую и социальную помощь. Только так можно обеспечить им счастливое детство и полноценное развитие.

Дети с ОВЗ и дети с инвалидностью нуждаются в особой заботе и поддержке со стороны родителей, педагогов и других взрослых. Они имеют право на полноценное образование, развитие и социализацию в соответствии со своими ресурсами и потребностями. Для того, чтобы помочь детям с ОВЗ и детям с инвалидностью, необходимо также учитывать их индивидуальные особенности, интересы, способности и желания. Нужно стимулировать их сильные стороны, поддерживать самооценку и самоуважение. Также необходимо создавать для ребенка положительную атмосферу в семье и в коллективе, где он будет чувствовать себя принятым, любимым и нужным.

Материал подготовлен учителем-логопедом высшей квалификационной категории Халановой Н.Б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителейдетей старшего дошкольного возраста на тему: «О правилах дорожного движения»

Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваш ребёнок владел навыками безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и бесполезной фразе: "Будь осторожен на дороге"....

Индивидуальная программа реабилитации механизм осуществления права инвалидов (детей-инвалидов) на образование

В данной главе речь преимущественно пойдет о вопросах получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья через оформление ИПР....

Консультация для родителей и педагогов "Дети с ОВЗ и дети-инвалиды. В чем разница?"

В консультации даны разъяснения понятий "Дети с ОВЗ" и "Дети-инвалиды", перечислены нарушения развития, относящиеся категории детей с ОВЗ, даны разъяснения по присвоению малышу той...

Консультация для педагогов «Обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов в соответствии с ФГОС ДОУ»

Образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов предусматривает для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающие адекватные условия и равные с обычными детьми возможностями, для получения ...

Консультация для родителей детей, в том числе и детей- инвалидов, по теме " Нужны ли ребенку иргрушки?"

В данной статье рассказывается о пользе игрушек для детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, детей-инвалидов в рамках деятельности Психолого-педагогического консилиума ДОУ"

Детям с ОВЗ и детям-инвалидам, посещающим МДОАУ «Детский сад №171», оказывается психолого-педагогическое сопровождение. Основной целью такого сопровождения является помощь в решении пробле...

Консультация для родителей на тему «Развитие двигательной активности у детей инвалидов и детей с ОВЗ в домашних условиях»

       Физические упражнения, бег, гимнастика, подвижные игры и многое, многое другое является основой физического развития вашего ребенка и объединяется одним понятием &nda...