Консультация для педагогов "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, детей-инвалидов в рамках деятельности Психолого-педагогического консилиума ДОУ"
консультация по логопедии

Мутовина Оксана Викторовна

Детям с ОВЗ и детям-инвалидам, посещающим МДОАУ «Детский сад №171», оказывается психолого-педагогическое сопровождение. Основной целью такого сопровождения является помощь в решении проблем социализации, профилактика нарушений в поведении, формирование жизненных навыков; психологическое сопровождение перехода на новый образовательный уровень и адаптации на этапе вхождения в новую социальную среду, сопровождение перехода к школьному обучению; психологическое сопровождение деятельности по сохранению и укреплению здоровья дошкольников: содействие формированию ориентации на здоровый образ жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, детей-инвалидов в рамках деятельности психолого-педагогического консилиума ДОУ №171» (из опыта работы)

                                                       

Муниципальное  дошкольное образовательное  автономное учреждение детский сад № 171  посещают дети с тяжелыми нарушениями речи  и дети с задержкой психического развития в возрасте от 4 до 7 лет, по заключениям ТПМПК. Из 382 воспитанников, посещающих ДОУ детей с ОВЗ  - 93.

     Статус "Ребенок-инвалид» имеют  - 38 человек.

В ДОУ функционирует:  

3 группы комбинированной направленности:

  • 1 группа для детей 4-5 лет с ТНР;
  • 1 группа для детей 5-6 лет с ТНР;
  • 1 группа для детей 6-7 лет с ТНР;

3 группы компенсирующей направленности:

  • 1 группа для детей  5-6 лет с ЗПР;
  • 1 групп для детей  6-7 лет с ЗПР;
  •  1 группа кратковременного пребывания для детей 4-7 лет с ТМНР;

  • 3 логопедических кабинета и два кабинета дефектолога, 2 кабинета психолога, оснащенных в соответствии с программными требованиями и нормами СанПин;

Коррекционно-образовательный процесс осуществляют 3 учителя-логопеда, 2 учителя-дефектолога, 2 педагога-психолога, 1 инструктор по физической культуре, 2 музыкальных руководителя,  12 воспитателей.

        Целью ДОУ, имеющего группы компенсирующего и комбинированного вида является создание единого коррекционно-образовательного пространства, обеспечивающего оптимальную коррекцию отклонений в развитии, полноценное физическое и психическое развитие детей и выравнивание их стартовых возможностей при поступлении в школу. Поэтому диагностико-коррекционное и профилактическое направление деятельности дошкольного учреждения выдвигается как наиболее значимое и приоритетное.

        Весь коррекционно-образовательный процесс строится на основе грамотного сочетания Образовательной программы дошкольного образования и Адаптированной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад №171»

Данные программы обеспечивают комплексно-интегративный подход, способствующий выравниванию стартовых возможностей детей с ОВЗ, детей-инвалидов для обучения в общеобразовательной школе.

Детям с ОВЗ и детям-инвалидам, посещающим МДОАУ «Детский сад №171», оказывается психолого-педагогическое сопровождение. Основной целью такого сопровождения является помощь в решении проблем социализации, профилактика нарушений в поведении, формирование жизненных навыков; психологическое сопровождение перехода на новый образовательный уровень и адаптации на этапе вхождения в новую социальную среду, сопровождение перехода к школьному обучению; психологическое сопровождение деятельности по сохранению и укреплению здоровья дошкольников: содействие формированию ориентации на здоровый образ жизни.

            В МДОАУ №171 г.Оренбурга психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляется через психолого-педагогический консилиум (ППк), который функционирует уже более 10 лет.

Деятельность ППк  ДОУ осуществляется в соответствии с нормативно – правовой базой:        

  • Законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012г. №273-ФЗ (статья 42),
  • Письмом Министерства образования РФ от 09.09.2019г. № Р-93 «Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»
  • Договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанника,
  • Договором между ППк и территориальной  психолого-медико-педагогической комиссией (ТПМПК).
  • Положением о психолого-педагогическом консилиуме образовательного учреждения.

            Целью консилиума является создание оптимальных условий для обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения.

Задачи ППк предусматривают:              

1.Выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитиии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения;

2.Разработку рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся;

3.Консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возожностей обучающихся, содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования; контроль за выполнением рекомендаций ППк

4.Анализ, контроль выполнения рекомендаций ППк

Состав ППк

  В состав консилиума по приказу заведующего ДОУ входят:

Председатель консилиума: заместитель руководителя образовательного учреждения по воспитательно-образовательной и  методической  работе;  

Члены консилиума:

  • учителя-логопеды;
  • учителя-дефектологи;
  • педагоги-психологи;
  •  воспитатель, представляющий ребенка;

Родители

ППк проводится в плановой и внеплановой формах:

На Плановых заседаниях консилиума происходит ознакомление с планом  работы консилиума на учебный год и обсуждение результатов мониторинга и достижений  воспитанников на начало, середину и конец года (как правило это октябрь, январь, май), уточнение стратегии и определение тактики психолого –  педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

Внеплановые консилиумы (срочные)  собираются по запросам родителей, педагогов, непосредственно работающих с ребёнком, или перед проведением ТПМПК,  (в течение года).

        В работе консилиума выделяются следующие этапы: 

  • Психолого–педагогическая диагностика
  • Выявление и обсуждение проблемы у детей
  • Коллегиальное заключение специалистов
  • Составление индивидуального маршрута сопровождения развития ребенка
  • Рекомендации и консультирование родителей, воспитателей.

Деятельность ППк регламентируется соответствующей документацией.

Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится комплексной психолого-педагогической диагностике, позволяющей:  

•своевременно выявить детей с ОВЗ и изучить их индивидуальные психолого-педагогические особенности;

•определить оптимальный педагогический маршрут;

•обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с ОВЗ в ДОУ;

•спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;

•оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

• консультировать родителей ребенка.

Результаты комплексного обследования обсуждаются педагогами, работающими с данной группой детей (логопедом, дефектологом, воспитателями, педагогом-психологом): кому из детей нужно индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение (как правило, это неговорящие дети и дети, усваивающие образовательную программу на низком уровне). Эти данные выносятся  на заседание ППк, где специалисты высказывают свое мнение по каждому особенному ребенку, вырабатывается коллегиальное решение, профильные специалисты дают рекомендации (направления работы)  воспитателям.

На каждого ребенка заполняется соответствующий пакет документов.

На основании рекомендаций специалистов ППк разрабатываются, а затем корректируются индивидуальные маршруты развития детей. По результатам диагностики и консилиума логопеды, дефектологи, психологи, воспитатели проводят индивидуальные беседы с родителями и доводят в доступной для понимания и тактичной форме заключения специалистов, коллегиальное заключение ППк. Выслушивается мнение родителей по обозначенной проблеме, происходит совместное обсуждение проблемы и  пути ее решения.

Кроме того родителей знакомят с графиком работы профильных  специалистов с их ребенком для реализации индивидуального коррекционно- образовательного маршрута.

Предложенные рекомендации реализуются только с согласия родителей. В ДОУ практикуются индивидуальные занятия с детьми для родителей, на которых рассказывают об индивидуальных особенностях ребенка, о необходимости комплексного медикаментозного лечения и показывают игровые приемы развития речи и психических процессов. Такие занятия  очень полезны и информативны для родителей, побуждают их к повышению своей педагогической, родительской компетентности и совместной деятельности с ребенком в домашних условиях, мотивируют  на достижение положительных результатов.

Наряду с родителями (законными представителями) рекомендации получают и воспитатели группы, которую посещает ребенок.

Воспитатели осуществляют коррекционные мероприятия, как  во время занятий, так и вне.  Эта работа проходит как индивидуально, так и в подгруппе.  В индивидуальном маршруте  отражается ход коррекционной работы, степень усвоения того или иного процесса с помощью условных  обозначений.

Динамическое (итоговое) обследование детей проводится  после цикла коррекционно-развивающей работы, либо по ее окончанию. Если в ходе данного обследования выявлено, что динамика развития незначительная, либо  отсутствует вообще и все педагоги отмечают, что ребенок не усваивает программу, то консилиумом с согласия родителей может быть принято решение о досрочном предоставлении воспитанника на ТПМПК с целью определения другой программы обучения. Все специалисты готовят пакет документов.

Таким образом, сущностью психолого-педагогического консилиума дошкольного учреждения является создание оптимальных условий для обучения, развития, социализации и адаптации детей с ОВЗ посредством психолого-педагогического сопровождения.    

 

Консультационный центр

На базе МДОАУ «Детский сад №171» функционирует Консультационный центр. Он создан с целью оказания методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) с детьми дошкольного возраста, преимущественно не посещающих дошкольную организацию, в том числе от 0 до 3 лет, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.  

 Предоставление методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи осуществляется на бесплатной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Непосредственную работу с семьей осуществляют специалисты Учреждения: заведующий, заместитель заведующего по ВО и МР, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.

Информация о предоставлении методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи размещается на официальном сайте МДОАУ «Детский сад  № 171».

 Услуги, предоставляемые Консультативным центром:

-Просвещение родителей (законных представителей): информирование родителей, направленное на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей с целью объединения требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов семьи, формирование положительных взаимоотношений в семье;

·- Диагностика развития ребенка: психолого-педагогическое изучение ребенка, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей, а также выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации, разработка рекомендаций по дальнейшему развитию и воспитанию ребенка;

·-Консультирование (психологическое, социальное, педагогическое): информирование родителей о физиологических и психологических особенностях развития ребенка, основных направлениях воспитательных воздействий, преодолении кризисных ситуаций;

·- Проведение коррекционных и развивающих занятий на основе индивидуальных особенностей развития ребенка, направленных на обучение родителей организации воспитательного процесса в условиях семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Организация деятельности психолого - педагогического консилиума по выявлению и сопровождению детей в образовательной организации

Организация деятельности психолого - педагогического консилиума по выявлению и сопровождению детей в образовательной организации...

Психолого-педагогическое сопровождение детей и семей воспитанников через организацию совместной деятельности в рамках консультативного центра МБДОУ ЦРР №5

В материале представлена модель деятельности специалистов ДОУ: психолога, логопеда, дефектолога, объединенных в  консультативный цент. Освещена система работы с неорганизованными детьми и их семь...

Конспект занятия в рамках программы психолого-педагогической подготовки к школьному обучению Тема: «Учимся общаться»

В процессе деятельности дошкольников, которая идет в подготовительных группах детского сада от живого созерцания, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов...

Психолого-педагогического сопровождение воспитанников в ДОУ в рамках работы психолого-педагогического консилиума.

Психолого-педагогический консилиум (ППк) является одной из форм  взаимодействия руководящих и педагогических    работников, объединяющихся для оказания диагностической, консультати...

СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ, ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ.

Аннотация: в статье раскрываются современные подходы работы дошкольного отделения в вопросах партнерского взаимодействия педагогов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоров...