СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ, ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ.
статья
Аннотация: в статье раскрываются современные подходы работы дошкольного отделения в вопросах партнерского взаимодействия педагогов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта).
Ключевые слова: дети с нарушением интеллекта, партнерское взаимодействие, коррекционно-образовательный процесс, сотрудничество, включение, участие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_mart_2023_nezhivaya_vd.docx | 24.91 КБ |
Предварительный просмотр:
В. Д. Неживая
МБОУ «С(К)ОШ № 119 г. Челябинска» ДО, Россия
СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ, ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ.
Аннотация: в статье раскрываются современные подходы работы дошкольного отделения в вопросах партнерского взаимодействия педагогов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта).
Ключевые слова: дети с нарушением интеллекта, партнерское взаимодействие, коррекционно-образовательный процесс, сотрудничество, включение, участие.
Abstract: the article reveals modern approaches to the work of the preschool department in matters of partnership between teachers and parents raising children with disabilities (intellectual disability).
На протяжении длительного времени семья как социальная структура была и остается одной из основных форм воспитания, обучения, развития подрастающего поколения.
Основная идея организации взаимодействия с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие детей с ОВЗ, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Что же значит для педагогов и специалистов работать с семьями, где воспитываются такие дети. Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. Наиболее оптимальным является понятие - «партнерство», оно наиболее точно отражает идеальный тип совместной деятельности родителей и педагогов.
Однако установление партнерских отношений требует времени и определенных усилий, опыта, знаний. Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, ведущих ребенка (учитель – дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог, учитель - логопед, психиатр, др.) Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья ( нарушение интеллекта), определим общую цель работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ.
Решая вопросы реабилитации и интеграции детей с нарушением интеллекта, исключительно важно знать особенности не только этих детей, но и их семей: многие из них остро нуждаются в комплексной психолого-социальной поддержке. Вовлекая семью воспитанников в педагогические отношения, мы преследуем следующие задачи:
- Повышение уровня педагогической культуры родителей
- Активное вовлечение родителей в воспитательно - образовательный процесс дошкольного отделения.
- Вооружаем необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития детей с нарушением интеллекта.
- Укрепляем связи дошкольного учреждения с семьей.
- Побуждать родителей к совместной творческой деятельности.
- Содействуем воспитанию сотрудничества во взросло-детских отношениях.
Следует отметить, что семья, воспитывающая ребенка с особыми образовательными потребностями, имеет свои особенности. Вопросы, решаемые данной категории семей на определенных стадиях жизненного цикла, отличаются от тех, с которыми в процессе жизнедеятельности сталкивается обычная семья. Отдельные указания на наличие специфических проблем функционирования семьи с ребенком с особыми образовательными потребностями, можно встретить в работах отечественных и зарубежных исследователей: Ю.Е. Алешина, Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкий, Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина [4].
Семья, воспитывающая ребенка с особыми образовательными потребностями, - это «особая» семья, в которой помимо типичных семейных вопросов, возникающих перед семьей на рассматриваемой фазе развития, имеется еще ряд своих специфических. Когда ребенок достигает школьного возраста, появляются проблема определения формы обучения ребенка (очное обучение, обучение на дому, семейное обучение); хлопоты по устройству в школу; переживание реакций сверстников; заботы по внешкольной деятельности ребенка. При работе с родителями важна этапность их включения в процесс совместного взаимодействия. Начиная с самого простого, при котором педагоги выступают инициаторами взаимодействия и принимают на себя ведущую роль в работе с ребенком, до этапа, когда родители перехватывают инициативу у педагогов и сами являются учителями своего ребенка. Остановимся коротко на основных этапах работы дошкольного отделения за последние годы для установления партнерских отношений с родителями.
Начиная с 2018 года в практику работы дошкольного отделения была введена такая форма взаимодействия с родителями, как неделя открытых дверей «Шаг навстречу» которая на наш взгляд является одной из открытых, понятных для родителей формой установления партнерских отношений. Остановимся на самых интересных методах и приемах, которые помогали нам при взаимодействии.
В рамках открытой недели родители посещали «Педагогические лектории» на которых знакомились с различными вопросами.
Темами педагогического лектория были:
1. «В семье особый ребенок».
2. «Развитие психических процессов у детей с нарушением интеллекта».
3. «Социально- психологические аспекты адаптации детей с нарушением интеллекта к школе».
В 2019 году темами педагогических лекториев были:
1. «Особенности семейного воспитания ребенка с нарушением интеллекта».
2. «Умственная отсталость – помогите своему ребенку».
В рамках пандемии нам пришлось внести изменение в формат проведения педагогических лекториев и начиная с 2020 года они начали проходить в онлайн формате, благодаря созданной группе в социальной сети «В Контакте» - «Дошкольное отделение» темами обозначали:
1. «Информационные ресурсы в работе с детьми с нарушением интеллекта».
2. «Особенности игровой деятельности детей с нарушением интеллекта» ( ИКТ компетентность родителей).
Данные лектории носили обучающий, помогающий и поддерживающий родителей фактор направленности. На протяжении лекториев родителям были предложены теоретические аспекты данных тем, много практического материала, который можно использовать в работе это - игры, пособия, буклеты, брошюры и много другое. По положительным откликам родителей, и заполненным анкетам в конце мероприятий, нами были сделаны выводы, что родители услышали много ответов, на постоянно мучащие их вопросы, стали более компетентны в вопросах воспитания ребенка с нарушением интеллекта.
Следующей формой работы, которую мы предложили родителям в рамках открытой недели - это индивидуальные консультации со специалистами дошкольного отделения по интересующим родителей вопросам. Эта форма работы нашла положительный отклик, так как родитель, записавшись на консультации имел возможность в рамках недели переговорить со всеми специалистами дошкольного отделения, это учителя- дефектологи, врач- психиатр, педагог – психолог, социальный педагог, музыкальный руководитель, учитель- логопед, и др. Проведя мониторинг участия родителей в индивидуальных консультациях, мы сделали вывод, о колоссальном значении такой формы взаимодействия, так как она охватила 89% родителей.
Одной из самых интерактивных форм взаимодействия в рамках недели открытых дверей была «Родитель- родителю», это приглашение родителей на обучающие семинары, организованные самими родителями. Благодаря такой форме многие родители узнали от такого же родителя о том, как можно в домашних условиях выстроить систему работы с аутичным ребенком используя карточки PECS. Данные карточки – это альтернативный способ общения ребенка с окружающими. Главная цель которых – дать ребенку возможность попросить или сказать о том, что он хочет, что ему нужно и при этом он не может это сделать традиционно, с помощью слов.
Также родителям помог замечательный опыт семьи, которая предложила варианты поиска внутренних сил, возможностей, ресурсов для того чтобы установить порог взаимопонимания с ребенком аутоподобного поведения.
Ну и самой интересной, действенной, практичной и необходимой была практическая форма взаимодействия, в которой родитель совместно с ребенком проживал в стенах дошкольного отделения весь день. Все режимные моменты родители смогли пронаблюдать, принять в них участие, в совместной работе с воспитателем они находили различные варианты решения возникающих проблем, дополняли предлагали друг другу поиск путей решения. В данном взаимодействии педагог и родитель выступали как партнеры, действующие для достижения определенного результата.
С 2021 года и по сегодняшний день мы практикуем в работе с родителями как онлайн, так и офлайн взаимодействие. В 2022 году неделя открытых дверей для родителей проходила под девизом «ИгроМамаПапия». Родителям был предложен огромный багаж игр, которые они могут провести дома с детьми. По результатам данной недели всем родителям был предложен электронный «Мегасборник развивающих игр с детьми от 1 года до 7 лет», Натальи Захаровой
Опыт работы, проделанный дошкольным отделением - колоссальный. Ежегодно проводя брифинг по результатам недели открытых дверей, мы видим, чувствуем и понимаем насколько необходимую форму работы с родителями мы организуем. Всегда чувствуем, как много важного, нужного мы предложили тем, кто воспитывает ребенка с ограниченными возможностями в здоровье.
Над данной темой мы продолжаем и будем продолжать работать, разрабатываем новые формы взаимодействия, проводить анкетирование родителей с целью определения потребностей, консультируемся с ведущими специалистами, изучаем опыты работы других учреждений по данному направлению.
Семья и дошкольное отделение не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. И конечно, нам надо учиться взаимодействовать в интересах ребенка.
Список литературы
1.Крыгина Ксения Геннадьевна Педагогические технологии, используемые в ДОУ [Электронный ресурс] – 2015 г. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/12/10/pedagogicheskie-tehnologii-ispolzuemye-v-dou
2. Левченко, И. Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии [Текст]: метод. пособие / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева. – М.: Просвещение, 2008
3. Маллер, А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями [Текст]: книга для родителей / А. Р. Маллер. – М.: Педагогика – Пресс, 2007
4. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психотерапия семьи. СПб., 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуализация взаимодействия ДОУ с родителями, воспитывающими детей с нарушениями зрения: опыт организации и проведения экспериментальной работы ДОУ
В статье обобщен опыт работы педагогов МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №25» по реализации экспериментального проекта «Индивидуализация взаимодействия ДОУ с родителями, воспитыв...
Современные подходы к организации взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников
В соответствии с законом РФ "Об образовании" основной задачей ДОУ является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка"....
Организация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников и возрастные особенности детей 3-4 лет
Всем известно, что взаимодействие педагогов с родителями очень сложный процесс, он требует специальной подготовки воспитателей. В первую очередь необходима убеждённость педагогов в том, что взаимодейс...
Аналитическая справка по итогам тематической проверки «Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников»
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Все нормативно-правовые документы ориентируют на взаимодействие с родителями.Одним из основных принципов ФГОС дошкольного обр...
Программа,направленная на образовательную и коррекционно-развивающую работу с родителями,воспитывающими детей с ОВЗ, детей-инвалидов
Программа "Шаг навстречу" рассчитана на совместную работу воспитателей, учителя-логопеда, психолога и родителей, воспитывающих детей с ОВЗ , детей-инвалидов....
Рекомендации педагога-психолога родителям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессе становления личности ребенка необходима такая организация социума, которая могла бы максимально стимулировать это развитие, сглаживать негат...
Родительское собрание на тему: "Общие рекомендации для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ (детей-инвалидов)"
Родительское собрание, слайды....