Консультация для родителей «Роль семьи в преодолении речевых нарушений»
методическая разработка

 

Консультация для родителей

«Роль семьи в преодолении речевых нарушений»

 

 

 

 

 

 

Автор: воспитатель муниципального дошкольного

 образовательного учреждения, детский сад № 22,

 Филиппович Елена Владимировна

 

 

 

 

 

 

 Пояснительная записка:

Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка.

На втором году жизни у ребенка возрастает интерес ко всему окружающему: он хочет все увидеть, познать, взять в руки. Эти желания превышают возможности ребенка, и он вынужден обратиться за помощью к взрослому. Однако имеющихся средств общения (жесты, мимика, отдельные слова) ребенку уже не хватает, чтобы быть понятым, чтобы его возросшая потребность в общении была удовлетворена. Возникает противоречие, которое разрешается путем возникновения новой формы общения – активной самостоятельной речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_rol_semi_v_preodolenii_rechevyh_narusheniy.docx17.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 22

Консультация для родителей

«Роль семьи в преодолении речевых нарушений»

Автор: воспитатель муниципального дошкольного

 образовательного учреждения, детский сад № 22,

 Филиппович Елена Владимировна

Рыбинск 2022

 Пояснительная записка:

Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка.

На втором году жизни у ребенка возрастает интерес ко всему окружающему: он хочет все увидеть, познать, взять в руки. Эти желания превышают возможности ребенка, и он вынужден обратиться за помощью к взрослому. Однако имеющихся средств общения (жесты, мимика, отдельные слова) ребенку уже не хватает, чтобы быть понятым, чтобы его возросшая потребность в общении была удовлетворена. Возникает противоречие, которое разрешается путем возникновения новой формы общения – активной самостоятельной речи.

Переход к самостоятельной речи – важный этап во всем психическом развитии ребенка. На протяжении раннего возраста словарь ребенка усложняется – многозначность слова сменяется более высокой устойчивостью, ярко выражена предметная отнесенность слова.

В раннем возрасте возникает и описательная речь ребенка. Появление ее связано с расширением круга общения дошкольника, его представлений, с ростом его самостоятельности. Ситуативная, свернутая речь уже не может обеспечить полного взаимопонимания. Получает дальнейшее развитие в раннем возрасте и понимание речи ребенком.

Совершенствуется в раннем возрасте и звуковая сторона языка. Она включает в себя различение звуков языка (фонематический слух) и формирование правильного произношения звуков речи.

Итак, в раннем возрасте ребенок активно усваивает все компоненты родного языка.

Актуальность:

Развитие речи ребенка раннего возраста требует определенной зрелости операциональных предпосылок, входящих в механизм речевого онтогенеза.

Цель:

•        Преодоление речевых нарушений у ребёнка младшего дошкольного возраста

Задачи:

Образовательные задачи:

•        Расширить, систематизировать и конкретизировать представления родителей о роли семьи в преодолении речевых нарушений у ребёнка раннего возраста.

Развивающие задачи:

•        Развивать речевую активность детей через совместную образовательную деятельность взрослого и ребенка.

Воспитательные задачи:

•        Воспитывать у детей дошкольного возраста умение правильно произносят слова

Целевая аудитория: родители детей раннего возраста.

Консультация «Роль семьи в преодолении речевых нарушений»

Самым заметным нарушением для родителей является само звукопроизношение их детей. Но они совершенно забывают о таких важных сторонах речи как фонематическое восприятие, состояние словаря ребенка, развитие фразовой и связной речи.

Развитие речи у детей дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается произношение слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети имеют одинаковый уровень развития: ведь наши дети такие разные, и поэтому совершено естественно, что у некоторых из них не все идет так, как бы этого хотелось. Одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, сокращение слов, неправильное ударение и т. д.  В то же время бытует мнение, что со временем ребенок все равно рано или поздно «выговорится», поэтому особых тревог по этому поводу родители зачастую не испытывают. И совершено напрасно, потому что неправильное произношение, - иногда даже забавное – может войти в привычку, а исправить его в более старшем возрасте будет гораздо труднее. 

    Точно могу Вам сказать, что дошкольника не учат, а развивают, учебный процесс — основной вид деятельности только школьника. Играя на занятиях с детьми, мы даем им все те знания, которые ребенку необходимы. Но в виду индивидуальных способностей каждого ребенка, не все дети получают знания в полном объеме. Единого для развития всех детей рецепта нет: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить «по минуточкам» сидеть и внимательно работать.

Какова же роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей?

При правильном подходе семьи к воспитанию ребенка с проблемами в речевом развитии, правильном педагогическом воздействии можно избежать подобных проблем.  Поэтому в первую очередь - необходимо сформировать у ребенка осознанное отношение к работе над речью, стремление преодолеть своё нарушение: не ругать ребенка за неправильную речь; ненавязчиво исправлять неправильное произношение; не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов; осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это довольно длительный и сложный процесс. Родители должны знать, что речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих. Поэтому очень важно, чтобы взрослые в разговоре с детьми следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, четко произносили все звуки и слова спокойным, приветливым тоном.

     Чистое произношение и развитая речь – заслуга, прежде всего семейного воспитания. Если родители уделяют недостаточное внимание к развитию речи своих детей, то появляются проблемы в виде нарушений произношения, невыговаривания или искажения звуков. Устранить такие нарушения, сформировать и закрепить правильную артикуляцию вашему ребенку помогут  учитель-дефектолог, воспитатели дошкольного учреждения. Но основную работу в обучении ребёнка правильной речи должны взять на себя его родители.

    Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей и на занятиях, которые родители могут посещать по договоренности с педагогами. Для повышения результативности коррекционной работы используется такая форма, как тетрадь взаимосвязи для родителей. Она выдается с индивидуальными заданиями для закрепления знаний и умений детей, полученных в конце каждой недели.

Кто участвует в коррекции речи детей.

К сожалению, хочется отметить: очень часто в коррекции речи детей участвует только учитель-дефектолог. А ведь при таком подходе, положительные результаты появятся гораздо позднее, и закрепление звука может тянуться месяцами, если не годами. Часто родители воспринимают дефектолога, как врача – «Работайте, а мы в стороне». Но ведь у педагога нет «волшебной таблетки», выпив которую ребенок идеально заговорит.

     Проблема оказания помощи ребёнку совсем не простая. Но главное знать, что все трудности преодолимы. Нужна только доброта и терпение родителей и учителя-дефектолога, и их совместная работа. У ребёнка необходимо формировать волевое усилие к занятиям. Вначале будет трудно, но потом при систематических занятиях ребёнок сам будет просить позаниматься с ним. В этот момент никогда не отказывайте ему, как бы заняты Вы не были. Не забывайте время от времени повторять даже то, что было хорошо усвоено. Для того, чтобы Ваша работа с ребёнком была более эффективной, она должна быть систематической, а лучше ежедневной.

      Коррекция звукопроизношения - это труд, в первую очередь труд самого ребенка при поддержке родителей. Для преодоления речевых нарушений необходима длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль.

    Помните! Никакие  воспитатели и учителя-дефектологи не добьются быстрых результатов без эффективной и умелой помощи родителей. Родители должны понимать, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка.

     Таким образом, можно сделать вывод, что именно сотрудничество учителя – дефектолога, воспитателей и родителей определяет успешность всей коррекционной работы и способствует скорейшему преодолению речевых нарушений, а также позволяет родителям отследить положительную динамику развития и коррекции речи своих детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста».

Цели: Углубить знания родителей о работе логопеда в детском саду, дать понятия об общем недоразвитие речи, повысить уровень компетентности родителей в вопросах развития речи....

Консультация для родителей «Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста».

Очень часто многие родители замечают у своих детей только нарушение звукопроизношения и не видят необходимости переводить своего ребенка в специализированную логопедическую группу.  Зачастую, это...

Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Театр - самый доступный вид искусства для детей-дошкольников. Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника. Это психофизические способности (мимика,...

Консультация для родителей "Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей".

В консультации представлены способы и приемы работы, которые могут использовать родители дома для коррекции речевые нарушений....

Консультация для родителей «Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей»

Консультация для родителей «Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей»...

Консультация для родителей "Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей"

Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей Первые три года в жизни ребёнка являются основополагающими для формирования речи. Если к трём годам ребёнок имеет трудности в речи, следует...

Консультация для родителей «Роль семьи в преодолении речевых нарушений у дошкольников с ТНР »

Для  преодоления  речевых нарушений необходима систематическая,длительная коррекционная работа, в которой родителям отводитсязначительная роль, поскольку  больше  времени ребенок п...