"Развитие фонематического слуха" консультация для родителей
консультация (подготовительная группа)

Макарова Наталья Ивановна

Совсем скоро наши дети пойдут в школу. Одной из важных составляющих успешного обучения в школе является овладение грамотой. Для того чтобы овладеть грамотой, необходимо иметь хорошо развитый фонематический слух.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditele1.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

«Развитие фонематического слуха»

      Уже совсем скоро наши дети пойдут в школу. Одной из важных составляющих успешного обучения в школе является овладение грамотой, беглое осознанное чтение и безошибочное письмо. Для того чтобы овладеть грамотой, неoбходимо иметь хорошо развитый фонематический слух. Причём развивать  нужно ещё задолго до поступления в школу, начиная с раннего детства.

Что же такое фонематический слух?

Фонема – это звук, который придаёт слову определённый смысл. Возьмём, к примеру, пару слов: сом – дом. Звучат похоже, различаются всего одной фонемой, но именно из-за этого различия у сходных по звучанию слов совершенно разный смысл: сом – рыба, дом – строение.

Таким образом, под фонематическим слухом понимается врождённая способность, позволяющая:

  • узнавать наличие данного звука в слове;
  • различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем, например, банка – кабан, кот – ток;
  • различать слова, отличающиеся одной фонемой (о чём и говорилось выше): миска-мишка, тачка-дачка.

Начальное, а потому самое важное звенo в этой работе – развитие фонематического слуха. Принято выделять пять основных этапов данной работы:

1.     узнавание неречевых звуков;

2.     различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;

3.     различение близких по звуковому составу слов;

4.     различение слогов;

5.     различение фонем.

I. Узнавание неречевых звуков.

 Игра «Что звучало?»

На столе – несколько звучащих игрушек: бубен, погремушка, колокольчик, свистулька и т.д. Взрослый просит ребёнка послушать и запомнить звучание каждого предмета. Далее предметы закрываются ширмой и ребёнку предлагается только на слух, без зрительной опоры, определить, что звучит. Количество игрушек можно постепенно увеличивать (с трёх до пяти).

II. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.

 Игра «Узнай по голосу».

В эту игру можно играть всей семьёй. Ребёнку предлагается отвернуться и догадаться, кто из родных его пoзвал. Вначале ребёнка зовут по имени, затем произносят, например, АУ. Один и тот же взрослый с целью усложнения игры может менять силу голоса: говорить то низким, то высоким, то средним голосом.

III. Различение близких по звуковому составу слов.

 Игра «Светофор».

У ребёнка – красный и зелёный кружки. Взрослый показывает ребёнку картинку, и просит его поднимать зелёный кружок, если он услышит правильное название изображённого на картинке предмета, и красный кружок, если название предмета прозвучит неправильно: баман – паман – банан – банам – баван – даван – ванам. Далее взрослый громко, медленно произносит слово – название картинки.

IV. Различение слогов.

 Игра «Повторюшки».

Взрослый предлагает ребёнку повторить за ним слоговые ряды:

  • со сменой ударного слога: та- та-та, та-та-та, та-та-та;
  • с общим согласным и разными гласными: да-ды-до, вы-ва-ву и т.д.;
  • с общим гласным и разными согласными: та-ка-па, ма-на-ва и т.д.;
  • с парными звонкими — глухими согласными сначала по два, далее по три слога: па-ба, та-да, ка-га; па-ба-па, та-да-та, ка-га-ка и т.д.;
  • с парными твёрдыми – мягкими: па-пя, по-пё, пу-пю, пы-пи и т.д.;
  • с добавлением одного согласного: ма-кма, на-фна, та-кта 

V. Различение фонем.

Нужно объяснить ребёнку, что слова состоят из звуков и с ними можно поиграть.

 Игра «Поймай звук».

Взрослый несколько раз произносит звук, который ребёнок должен запомнить и «поймать» (хлoпнуть, стукнуть, топнуть и т.д.), далее медленно, чётко произносит звуковой ряд: А-Л-С-Д-Ж-И-А-Ф-Х-У-А и т.д. Согласные звуки нужно произносить отрывисто, без добавления звука «э» ( не «сэ», а «с»).

     Играя с ребенком, будьте уважительны и дружелюбны к нему. Он должен чувствовать, что это не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра. Хвалите и поощряйте ребенка за малейшие успехи, будьте терпеливы к его маленьким неудачам. 

      У детей дошкольного возраста формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.

       Полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки ещё в дошкольном возрасте, до того, как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное — она наиболее гибка и податлива. Поэтому все виды нарушений речи преодолеваются легче и быстрее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....

Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".

Консультация "Развитие фонематического восприятия  у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....

Практикум для родителей "Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей 4-5 лет"

Родители упражняются в играх , направленных на развитие фонематических навыков у детей....

Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха во время игры.

Развитие фонематического восприятия. Развитие фонематического слуха во время игры....