Консультация для родителей "Если ребёнок не говорит"
консультация

Шаляпина Татьяна Викторовна

С каждым годом всё больше родителей обращаются за помощью к логопеду. «Наш ребенок не говорит!» - с такими словами приходят на прием мамы двух - трехлетних детей. Надо ли бить в этом случае тревогу или можно пустить всё на самотек? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rebenok_ne_govorit.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Если ребенок не говорит

С каждым годом всё больше родителей обращаются за помощью к логопеду. «Наш ребенок не говорит!» - с такими словами приходят на прием мамы двух - трехлетних детей. Надо ли бить в этом случае тревогу или можно пустить всё на самотек? Вашему ребёнку третий год, а он не говорит. Родители часто списывают это на возраст, на то, что ребенок – мальчик, а мальчики начинают позже говорить, на то, что его мама и папа начали говорить довольно поздно. Наследственная предрасположенность к задержке речевого развития действительно существует, но является ли эта причина основной, может определить только специалист.

«Заговорит» - успокаивают маму маленького мальчика окружающие. И приводят в пример случаи своих племянников, детей, внуков, которые начали усиленно болтать лишь в три года. Так действительно может быть, но не всегда.

Порой родители не могут адекватно оценить, насколько хорошо говорит ребенок. Задержка речевого развития, как правило, результат проблем, которые были у мамы и будущего ребенка во время беременности, родов либо сразу после них. Задержка речевого развития может стать предвестницей серьёзных диагнозов, например, моторной и сенсо-моторной алалии, различных форм дизартрий, общего недоразвития речи.

Основные причины задержки речевого развития – повреждения нервной системы.

Гипоксия – недостаточное снабжение кислородом тканей плаценты и плода.

Родовая травма – местное повреждение плода, вызванное механическим воздействием непосредственно на плод во время родов.

Причины гипоксии плода:

 - пороки сердца у матери;

 - бронхиты, связанные с курением во время беременности;

 - ранние токсикозы;

 - патология пуповины;

 - анемия у беременной.

В результате гипоксии развивается хроническая плацентарная недостаточность, и у плода значительно нарушается созревание.

В результате родовой травмы возникает недостаточность мозгового кровообращения, поэтому и «расстраиваются» функции головного мозга. Страдают его структуры, отвечающие за речь, внимание, поведение, эмоции.

Возможные причины задержки речевого развития:

 - асфиксия;

 - инфекция внутриутробная или в первые недели жизни малыша;

- хирургические операции до 3 лет;

 - переливание крови, проблемы с кровью у новорождённого;

 - нарушение темпов роста и развития в первый год жизни;

 - «затянувшаяся желтушка» (высокий уровень билирубина негативно влияет на мозг, слух, зрение, нервную систему);

 - проблемы со слухом;

 - умственная отсталость;

 - черепно-мозговая травма;

 - у кого-то из родственников были психические заболевания, проблемы с речью.

Задержка речевого развития может наблюдаться при различных психических травмах (переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье). Также задержка речевого развития может наблюдаться у ребенка, родители которого «сверхзаботливые». Мамы и папы готовы всё делать за него сами: даже говорить. Ведь речь появляется у ребенка как раз для того, чтобы передавать окружающим свои желания, требования, а у таких детей нет стимула, чтобы начать говорить.

Иногда может быть прямо противоположная причина долгого молчания: родители не могут себе позволить сидеть в декрете, рано выходят на работу. Маме некогда с ребенком заниматься, читать книги, разговаривать, играть, гулять, песни петь, т.е. стимулировать появление речи. вернувшись с работы, они предпочитают смотреть новости, фильмы, слушать музыку. Так что вместо мамы с папой у ребенка главный источник информации – телевизор, который блокирует внимание, перегружает мозг ребенка.

Если двухлетний ребенок владеет только десятком лепетных слов, не умеет строить фразы из 2-3 слов, не может показать изображения на картинке, если в 3 года ребенок не отвечает на простейшие вопросы «кто?», «где?», не строит фразу из 3-4 слов, путает понятия «верх» и «низ», не может последовательно выполнить две команды («Подними мишку и дай его мне!»), - это тревожные сигналы, которые должны насторожить родителей. Тут без помощи специалиста не обойтись.

Занятия надо начинать как можно раньше. К сожалению, родители ждут, когда ребенку исполнится 3 года, и он заговорит сам. Очень редко эти ожидания оправдываются.

Отсутствие помощи в раннем возрасте приводит к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. более успешно можно управлять процессом овладения речью, когда у ребенка должны появиться лепетные слова. Эффективна коррекционная помощь, оказываемая в сенситивный для речи период, - от 2,5 до 5 лет, т.е. когда активно устанавливается речевая функция.

Родители! Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи вашего ребенка, чем раньше вы окажете ему помощь, тем эффективнее она будет. Проводите больше времени с ним, читая ему книги. Рассказывайте стихи и пойте вместе песни. Называйте предметы, изображаемые на рисунках, и просите ребенка показать их.

Смотрите на него, когда говорите с ним. Используйте паузы и повторения слов и фраз, чтобы ребенок мог вникнуть в то, что вы сказали.

Описывайте ребенку всё, что он делает, видит и слышит, используя доступные для него слова, и поступайте так же в отношении ваших собственных действий.

Имитируйте звуки, которые вы слышите, используйте стихи, загадки, игры, где применяются эти звуки.

Повторяйте новые слова и добавляйте несколько простых слов к словарю вашего ребенка каждый день. Давайте ему задания, пользуясь простыми командами. Предварительно объясните ребенку, чего вы хотите достичь своими инструкциями. Используйте слова, обозначающие последовательность действий: «сначала», «подожди», «после», «затем», «до», «в конце». Во время игр используйте простые команды: «подними мяч», «брось мяч». Помогайте ребенку классифицировать окружающие его предметы и вещи, описывая для чего они предназначены, что с ними можно делать или нельзя делать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Тема: «Как говорит ваш ребёнок»

Речь ребенка не возникает сама собой, она развивается постепенно....

Консультация для родителей "Почему мой ребёнок плохо говорит?"

В материале помещена информация о причинах возникновения речевых нарушений; когда следует обратить внимание родителей на задержку речи и куда обращаться....

Консультация логопеда для родителей детей 3-4 лет «Если ваш ребёнок плохо говорит…».

Консультация расчитана на родителей детей 3-4 лет и содержит в себе информацию о причинах нарушения речи у детей и нормах речевого развития. Здесь та же даются советы логопеда родителям по этой теме....

Консультация для родителей "Если ребёнок плохо говорит"

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, и педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим...

Консультация логопеда для родителей детей 3-4 лет «Если ваш ребёнок плохо говорит…».

Речевые нарушения у детей – серьёзная проблема нашего времени. Почему-то все чаще перед поступлением в школу родители с удивлением узнают, что их семилетний ребенок не выговаривает одну или...

Консультация" Почему мой ребёнок не говорит?"

Основные причины отсутсвия речи....