Консультация для родителей "Если ребёнок не говорит"
консультация
С каждым годом всё больше родителей обращаются за помощью к логопеду. «Наш ребенок не говорит!» - с такими словами приходят на прием мамы двух - трехлетних детей. Надо ли бить в этом случае тревогу или можно пустить всё на самотек?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rebenok_ne_govorit.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Если ребенок не говорит
С каждым годом всё больше родителей обращаются за помощью к логопеду. «Наш ребенок не говорит!» - с такими словами приходят на прием мамы двух - трехлетних детей. Надо ли бить в этом случае тревогу или можно пустить всё на самотек? Вашему ребёнку третий год, а он не говорит. Родители часто списывают это на возраст, на то, что ребенок – мальчик, а мальчики начинают позже говорить, на то, что его мама и папа начали говорить довольно поздно. Наследственная предрасположенность к задержке речевого развития действительно существует, но является ли эта причина основной, может определить только специалист.
«Заговорит» - успокаивают маму маленького мальчика окружающие. И приводят в пример случаи своих племянников, детей, внуков, которые начали усиленно болтать лишь в три года. Так действительно может быть, но не всегда.
Порой родители не могут адекватно оценить, насколько хорошо говорит ребенок. Задержка речевого развития, как правило, результат проблем, которые были у мамы и будущего ребенка во время беременности, родов либо сразу после них. Задержка речевого развития может стать предвестницей серьёзных диагнозов, например, моторной и сенсо-моторной алалии, различных форм дизартрий, общего недоразвития речи.
Основные причины задержки речевого развития – повреждения нервной системы.
Гипоксия – недостаточное снабжение кислородом тканей плаценты и плода.
Родовая травма – местное повреждение плода, вызванное механическим воздействием непосредственно на плод во время родов.
Причины гипоксии плода:
- пороки сердца у матери;
- бронхиты, связанные с курением во время беременности;
- ранние токсикозы;
- патология пуповины;
- анемия у беременной.
В результате гипоксии развивается хроническая плацентарная недостаточность, и у плода значительно нарушается созревание.
В результате родовой травмы возникает недостаточность мозгового кровообращения, поэтому и «расстраиваются» функции головного мозга. Страдают его структуры, отвечающие за речь, внимание, поведение, эмоции.
Возможные причины задержки речевого развития:
- асфиксия;
- инфекция внутриутробная или в первые недели жизни малыша;
- хирургические операции до 3 лет;
- переливание крови, проблемы с кровью у новорождённого;
- нарушение темпов роста и развития в первый год жизни;
- «затянувшаяся желтушка» (высокий уровень билирубина негативно влияет на мозг, слух, зрение, нервную систему);
- проблемы со слухом;
- умственная отсталость;
- черепно-мозговая травма;
- у кого-то из родственников были психические заболевания, проблемы с речью.
Задержка речевого развития может наблюдаться при различных психических травмах (переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье). Также задержка речевого развития может наблюдаться у ребенка, родители которого «сверхзаботливые». Мамы и папы готовы всё делать за него сами: даже говорить. Ведь речь появляется у ребенка как раз для того, чтобы передавать окружающим свои желания, требования, а у таких детей нет стимула, чтобы начать говорить.
Иногда может быть прямо противоположная причина долгого молчания: родители не могут себе позволить сидеть в декрете, рано выходят на работу. Маме некогда с ребенком заниматься, читать книги, разговаривать, играть, гулять, песни петь, т.е. стимулировать появление речи. вернувшись с работы, они предпочитают смотреть новости, фильмы, слушать музыку. Так что вместо мамы с папой у ребенка главный источник информации – телевизор, который блокирует внимание, перегружает мозг ребенка.
Если двухлетний ребенок владеет только десятком лепетных слов, не умеет строить фразы из 2-3 слов, не может показать изображения на картинке, если в 3 года ребенок не отвечает на простейшие вопросы «кто?», «где?», не строит фразу из 3-4 слов, путает понятия «верх» и «низ», не может последовательно выполнить две команды («Подними мишку и дай его мне!»), - это тревожные сигналы, которые должны насторожить родителей. Тут без помощи специалиста не обойтись.
Занятия надо начинать как можно раньше. К сожалению, родители ждут, когда ребенку исполнится 3 года, и он заговорит сам. Очень редко эти ожидания оправдываются.
Отсутствие помощи в раннем возрасте приводит к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. более успешно можно управлять процессом овладения речью, когда у ребенка должны появиться лепетные слова. Эффективна коррекционная помощь, оказываемая в сенситивный для речи период, - от 2,5 до 5 лет, т.е. когда активно устанавливается речевая функция.
Родители! Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи вашего ребенка, чем раньше вы окажете ему помощь, тем эффективнее она будет. Проводите больше времени с ним, читая ему книги. Рассказывайте стихи и пойте вместе песни. Называйте предметы, изображаемые на рисунках, и просите ребенка показать их.
Смотрите на него, когда говорите с ним. Используйте паузы и повторения слов и фраз, чтобы ребенок мог вникнуть в то, что вы сказали.
Описывайте ребенку всё, что он делает, видит и слышит, используя доступные для него слова, и поступайте так же в отношении ваших собственных действий.
Имитируйте звуки, которые вы слышите, используйте стихи, загадки, игры, где применяются эти звуки.
Повторяйте новые слова и добавляйте несколько простых слов к словарю вашего ребенка каждый день. Давайте ему задания, пользуясь простыми командами. Предварительно объясните ребенку, чего вы хотите достичь своими инструкциями. Используйте слова, обозначающие последовательность действий: «сначала», «подожди», «после», «затем», «до», «в конце». Во время игр используйте простые команды: «подними мяч», «брось мяч». Помогайте ребенку классифицировать окружающие его предметы и вещи, описывая для чего они предназначены, что с ними можно делать или нельзя делать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей Тема: «Как говорит ваш ребёнок»
Речь ребенка не возникает сама собой, она развивается постепенно....
Консультация для родителей "Почему мой ребёнок плохо говорит?"
В материале помещена информация о причинах возникновения речевых нарушений; когда следует обратить внимание родителей на задержку речи и куда обращаться....
Консультация для родителей на тему: "Что делать, если Ваш ребёнок не говорит?"
Консультация предназначена для родителей....
Консультация логопеда для родителей детей 3-4 лет «Если ваш ребёнок плохо говорит…».
Консультация расчитана на родителей детей 3-4 лет и содержит в себе информацию о причинах нарушения речи у детей и нормах речевого развития. Здесь та же даются советы логопеда родителям по этой теме....
Консультация для родителей "Если ребёнок плохо говорит"
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, и педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим...
Консультация логопеда для родителей детей 3-4 лет «Если ваш ребёнок плохо говорит…».
Речевые нарушения у детей – серьёзная проблема нашего времени. Почему-то все чаще перед поступлением в школу родители с удивлением узнают, что их семилетний ребенок не выговаривает одну или...
Консультация" Почему мой ребёнок не говорит?"
Основные причины отсутсвия речи....