Развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности.
материал

Черенкова Наталья Леонидовна

  До сих пор многие важные для понимания психологической природы воображения вопросы остаются без ответа, особенно это касается ранних этапов развития творчества. Как только заходит речь об истоках творчества психологи начинают противоречить друг другу. Так, в зарубежной психологии существуют на этот счет различные точки зрения. Одни считают, что творчество пробуждается в детях только после 5 лет, другие уверены, что «пик творчества» у детей приходится на 3,5-4,5 года. Расхождение тут более глубокое, чем может показаться на первый взгляд: год, даже полгода в жизни ребенка – это очень большой срок, поскольку он развивается быстро и все время включаются в действия новые и новые психологические механизмы. Какие же из них «ответственны» за формирование творческого воображения?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности.

  До сих пор многие важные для понимания психологической природы воображения вопросы остаются без ответа, особенно это касается ранних этапов развития творчества. Как только заходит речь об истоках творчества психологи начинают противоречить друг другу. Так, в зарубежной психологии существуют на этот счет различные точки зрения. Одни считают, что творчество пробуждается в детях только после 5 лет, другие уверены, что «пик творчества» у детей приходится на 3,5-4,5 года. Расхождение тут более глубокое, чем может показаться на первый взгляд: год, даже полгода в жизни ребенка – это очень большой срок, поскольку он развивается быстро и все время включаются в действия новые и новые психологические механизмы. Какие же из них «ответственны» за формирование творческого воображения?

  Есть еще одна позиция психологов, они и вовсе отказывают ребенку в каком бы то ни было творчестве, считая, что у ребенка есть только пассивная фантазия, что он может только слепо копировать увиденное у взрослых.

  Так что же происходит на самом деле? Когда мы можем говорить о возникновении воображения и в чем это проявляется?

  Воображение ребенка появляется гораздо раньше, чем мы можем себе представить. Первые проявления воображения мы можем наблюдать тогда, когда ребенок начинает действовать не на основе реальности, а на основе его собственных представлений. Когда малыш стучит погремушкой по кровати, когда собирает пирамидку или сует ложку каши из своей тарелки в рот любимой куклы. Во всех ситуациях ребенок действует с одним предметом, а воображает на его месте другой. И первые проявления воображения относятся к 2,5-3 годам, потому что именно в этом возрасте ребенок начинает действовать в воображаемой ситуации, с воображаемым предметом. Возникает это прежде всего в игре.

   В игре ребенка раскрываются те его возможности, которые еще не реализуются в реальной жизни.  Это как бы взгляд в будущее. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее и, конечно, проявляет больше фантазии и воображения, чем во многих других ситуациях. И это естественно. Ребенок должен обязательно соотносить свои желания с желаниями других детей. Иначе он просто не будет принят в игру. Он может упрямиться с родителями, с воспитателями, но только не с партнерами по игре. Игра формирует у ребенка навыки общения, умение устанавливать со сверстниками определенные отношения. Кроме того, принимая ту или иную роль, ребенок усваивает необходимые для этой игры нормы поведения. Ребенок должен быть нежным и заботливым в роли мамы, добрым и внимательным в роли доктора, вежливым и аккуратным в роли продавца. И уж конечно, он должен уметь придумать и во что играть, и что сказать и сделать в каждой из принятых ролей. И именно дети, отличающиеся богатством фантазии и выдумки, охотнее всего принимаются в игру, а чаще всего сами бывают зачинателями и организаторами игр.

  Только так кажется, что ребенок – дошкольник такой уж фантазер, живущий в мире своих фантазий. На самом деле воображение ребенка питается тем, что он видит в действительности, тем, что его интересует и волнует. В своих представлениях он перерабатывает услышанное и воспроизводит это в играх, сказках, рисунках. Иногда эта переработка заводит так далеко, что мы не сразу можем увидеть за выдумками ребенка те впечатления, которые разбудили его фантазию. Но в простых случаях связь воображения ребенка с реальностью прослеживается очень четко.

   В своих играх дошкольники не только следуют за логикой реальности, но и хорошо отличают действительность от игровой ситуации. Один из отечественных психологов справедливо указывает, что, когда ребенок играет с куклой, как с дочкой (разговаривает с ней, кормит ее, одевает), это вовсе не означает, что у него есть иллюзия того, будто это живой ребенок. Если бы эта кукла вдруг сама заговорила или откусила бы кусочек игрушечного пирога, то ребенок был бы просто испуган.

  Если внимательно понаблюдать за детьми, то можно заметить, что воображение младшего дошкольника еще как бы приковано к предмету. Поэтому младшие дети предпочитают яркие, предметно оформленные игрушки: куклы, машины и пр. Поскольку первоначально воображение связано с обыгрыванием предметов, то и основное развитие его может осуществляться через это обыгрывание.

  Ответ на первый вопрос об истоках, о первых шагах в развитии творческого воображения сразу дает нам ключ к управлению этим развитием. Становится ясно как мы можем влиять на развитие творческих возможностей ребенка с раннего детства, сначала как бы в общем плане.

                                                                                                   Черенкова Н. Л.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект развития сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности

Сенсорное воспитание:     - является основой для интеллектуального развития;     - упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии ...

Тема: "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности"

Выступление на семинаре: Развитие моторики у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности.Игры и упражнения для развития моторики. Пособия...

Отчет по самообразованию воспитателя Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»

Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.Разнообразие действия руками, пальчиковые...

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей  младшего дошкольного возраста  через различные виды деятельности»...

Развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности.

До сих пор многие важные для понимания психологической природы воображения вопросы остаются без ответа, особенно это касается ранних этапов развития творчества. Как только заходит речь об исток...

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»

Мною педагогом (Воспитатель) Гультяевой А.М. проведен анализ занятий по развитию мелкой моторики в группе детей младшего дошкольного возраста. На основании исследования были сформулированы методически...

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности

Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить...