Буклет "Народные подвижные игры"
картотека (подготовительная группа)

Хабибулина Зиля Хамитовна

Буклет с рекомендациями для родителей по народным подвижным играм

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_narodnye_podvizhnye_igry.docx131.91 КБ

Предварительный просмотр:

       Одними из основных задач духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста являются: - формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа; - понимание своих национальных особенностей; - формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений.

    С первых лет жизни ребёнка, приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нём фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. Приобщение детей к национальной традиционной культуре позволяет им познакомиться с окружающим миром, осознать свое место в нём, развить интеллект, творческие способности, элементы самостоятельности, сформировать нагляднообразное мышление, навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. И неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания дошкольников являются народные игры.      По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой степени развития.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками.  Он сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.     Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребёнка, они являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе.          Игры способствуют утверждению добрых отношений в детском коллективе, ненавязчиво учат ребёнка быть трудолюбивым, любить природу, гордиться своим родным краем.      Народные  игры бывают : - Пальчиковые, движения пальцев ребёнка соединяются с короткими ритмическими стихами.   К ним относятся:  «Сорока-белобока», «Бабушкины пирожки», «Этот пальчик хочет спасть», «Птички-невелички», «Братьялежебоки», «Пастушок», «Банька», «Пианино», «Едут-едут бабка с дедом». - Игры – забавы, В этих играх необходимо проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. Например: «Земля – Вода – Небо», «Горелки», «Жмурки», «Отгадай, чей голосок», «Краски», «Тише едешь – дальше будешь», «Колечко», «Зайчик», «До чего ж у нас красиво», «Молчанка», «Стыдно ссориться друзьям».

  • Игры – ловишки, игры в которых воспитываются такие психофизические качества как, ловкость, быстрота, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.  Например: «Колдуны», «Хвост и голова», «Мы весёлые ребята», «Мороз – красный нос» и др. - Игры, отражающие отношение человека к природе, такие игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся такие игры как : «Гусилебеди», «Волк и овцы», «Зайцы в огороде», «Пчелки и ласточки», «У медведя во бору», «Коршун и наседка», «Стадо», «Змея».  - Драматические, игры, в которых дети по определённому, выработанному традицией сценарию разыгрывали сценки из реальной жизни. В игре обычно воспроизводилась жизнь семьи и деревни, взаимоотношения людей друг с другом и с окружающим их миром природы.  Например: «Овечки», «Крыночка», «Волк и дети». 
  • Бытовые, игры, отражающие повседневные занятия наших предков. «Дедушкарожок», «Ворота», «Заря», «Каравай», «Невод»,  «Рыбаки и рыбка». «Птицелов», «Продаем горшки». 
  • Сезонно – обрядовые,   игры проводятся в определённое время года и соответствуют народным праздникам. Например: «Катиськатись, яичко» (Пасха) , «Венок» (Троица) и др. - Хороводные, это целый ряд детских игр, который основан на соединении песни с движением. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне. Это такие хороводы как: «Оленюшка», «Где был, Иванушка?», «Берёзка», «Гуси и волк», «Колпачок», «Я на бочке сижу», «Селезень и утка», «Уж я улком шла» и другие.

В современном обществе дети большую часть времени проводят за компьютерными играми и телевизором, что не лучшим образом сказывается на их здоровье.  

Позабыты всеми любимые дворовые игры, в том числе и народные.  

Кто из взрослых в детстве не играл в «Фанты», «Испорченный телефон», «Колечко-колечко», «Летает – не летает»! Эти и многие другие народные игры незаслуженно позабыты. А ведь они несут в себе хорошее настроение, радость и много юмора. В них есть задор соревнования по придумыванию смешных нелепиц, каламбуров, смешных жестов и заданий для «выкупа» фантов. И что самое главное, шутки и дразнилки в этих играх воспринимаются детьми спокойно, так как юмор и шутки в играх безобидны. Доброжелательная атмосфера, царящая во время таких игр с друзьями или взрослыми, воспитывает больше и лучше, чем порицание, нравоучение и наказание. Эти игры незаменимы во время семейного отдыха, праздника, прогулок.       Как и в любой игре, здесь тоже есть свои правила, которые необходимо соблюдать всем участникам игры. Когда вместе с детьми играют родители на равных условиях, эмоциональные контакты между ними укрепляются, теплее и доверительнее становятся отношения. Для народных игр не нужно специального и дорогостоящего оборудования, поэтому в них можно играть в любое время и в любом месте.  Дома во время плохой погоды можно играть в спокойные в игры, детям понравится поиграть вечером в «Чепуху», «Холодно-горячо»,  «Крестики-нолики», «Морской бой». Эти игры не только весёлые, они помогут развить у ребёнка внимание, память, быстроту реакции. На улице хорошо играть в игры большей подвижности, с мячом, скакалкой.  

Для улицы подойдут такие игры, как

«Пятнашки» («Салочки», «Горелки»), «Прятки», «Змейка», с мячом - «Собачки», «Вышибала» и другие. Если взрослые любят отдыхать большими компаниями с детьми, друзьями и родственниками на даче, в походах, на природе, то целесообразно играть в игры с большим количеством участников, такие, как «Золотые ворота», «Ручеёк», «Палочка-выручалочка», «Жмурки». В этих играх водящего выбирают с помощью считалки. Считалки быстро запоминаются детьми, особенно смешные. При разделении на команды участники игры договариваются между собой, выбирают капитанов, придумывают названия своим командам. При установлении очередности можно использовать жребий. Для этого один из игроков зажимает в кулаке какой-либо небольшой предмет (камешек, пуговицу, спичку, соломинку и т.п.), а другой пытается угадать, в какой руке спрятан предмет. Если угадал – начинает игру его команда. Все игроки неукоснительно соблюдают правила игры, и ребенок учится также не нарушать правила, старается контролировать свое поведение во время игр, учится достойно переживать проигрыш.

Игры вместе со взрослыми, с родителями – это большая радость для ребёнка, ведь совместное времяпрепровождение обогащает семейный досуг, создает радостную, праздничную атмосферу, повышает авторитет родителей и сближает их с детьми. Народные игры придуманы для того, чтобы помочь детям не только весело провести время, но и научиться общению, взаимовыручке, дружбе, честности.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  

 Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области основной общеобразовательной школы №2 имени Героя Российской Федерации Е.А. Зеленова посёлка городского типа Смышляевка    муниципального района Волжский Самарской области                                                                                                                               Структурное подразделение "Детский сад

 

НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНОНРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 

 

 

«Давайте детям больше человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления…».  

                                                       В. Белинский

  

 

 подготовила воспитатель: Хабибулина Зиля Хамитовна

 

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные. подвижные, игры малой подвижности)

Данный материал содержит разнообразные игры для использования  в работе над проеком  "Огород на окне"....

Мастер-класс для педагогов.«Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

Цель: Систематизировать представления педагогов  о подвижных играх и играх малой подвижности как о форме  двигательной активности детей.Задачи:1. Познакомить педагогов  с подвижными игр...

Подвижные игры. (Понятие, значение и характеристика подвижных игр; классификация подвижных игр: элементарные подвижные, спортивные; игры разной динамики, игры с разным двигательным содержанием; место в режиме дня) - подсказки для инструктора

Подвижные игры. (Понятие, значение и характеристика подвижных игр; классификация подвижных игр: элементарные подвижные, спортивные; игры разной динамики, игры с разным двигательным содержанием; место ...

Дидактическая игра «Посади бабочку на цветок» Подвижная игра «Бабочки летают» Подвижная игра на прогулке «Карусели» (на прогулке)

Ребята, берём стулья и садимся на ковер. Посмотрите какая у нас полянка. А на нашу полянку прилетели бабочки, посмотрите какие они красивые!...

Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

В настоящее время наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста. Ведь подви...

Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

Цель: Систематизировать представления педагогов о подвижных и малоподвижных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни. Вносить элементы творчества и театрализованности в игру....

Картотека на тему "Подвижные игры летом" Подвижные игры на прогулке в теплое время года ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, БЫСТРОТЫ, ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИИ

Картотека на тему"Подвижные игры летом"Подвижные игры на прогулке в теплое время годаИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, БЫСТРОТЫ, ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИИ...