28.01.2024 Рекомендации для родителей «Детям о профессиях»
консультация (средняя группа)

     Все без исключения родители хотят, чтобы их дети были счастливы, чтобы в жизни им сопутствовал успех, чтобы они самореализовались в какой-то деятельности. То есть получили профессию по душе, ориентируясь на свои стремления и желания. Родителям необходимо заметить к чему тяготеет их ребёнок больше всего.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detyam_o_professiyah.docx32.51 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей

«Детям о профессиях»

     Все без исключения родители хотят, чтобы их дети были счастливы, чтобы в жизни им сопутствовал успех, чтобы они самореализовались в какой-то деятельности. То есть получили профессию по душе, ориентируясь на свои стремления и желания. Родителям необходимо заметить к чему тяготеет их ребёнок больше всего.

Тема выбора будущей профессии начинает обсуждаться с раннего детства. Вряд ли вы найдете детское пособие, в котором этот вопрос будет обойдён стороной. Более того, ознакомление детей с профессиями – обязательный аспект государственных образовательных стандартов.

Рассказы детям о профессиях расширяют их кругозор, у них проявляется интерес к окружающему миру, воспитывается уважение к чужому труду.

Как рассказать детям о профессиях. Советы.

 

Знакомство с профессиями по дороге

в детский сад или на прогулке.

Конечно, эта тема неоднократно будет обсуждаться на занятиях в детском саду, но повторить пройденное никогда не помешает.

Методика беседы на прогулке очень проста: обращайте внимание на всех людей, занятых делом, и называйте ребенку их профессии.

Увидели дворника во дворе – расскажите об этой трудной и важной профессии, проходим мимо стройки – узнаем о профессии строителя. Зашли по дороге в магазин. Спросите: кто здесь работает?

Вернувшись домой, еще раз вспомните, людей каких профессий вы встретили сегодня. Закрепить материал можно, попросив ребенка нарисовать, например, строителя в желтой каске или дворника, убирающего снег.

Супергерои рядом с нами.

Можно предложить детям составить список героических профессий. Оказывается, герои встречаются не только в кино и компьютерных играх. Ежедневно мы сталкиваемся с десятками людей по-настоящему героических профессий, правда, они не носят плащ супермена или костюм Бэтмена, но их работа – спасать жизни реальных людей. Вместе с детьми составьте список таких профессий: спасатели, полицейские, пожарные, врачи. Попросите назвать известные детям врачебные специальности, летчики, военные, машинисты поездов и так далее.

 

Профессии в моей семье.

Нужно рассказать детям о профессии родителей. Постарайтесь объяснить суть вашего труда, его важность для других людей. Например, папа вместе с другими строителями, строит дома, чтобы потом там жили люди. Осветите профессии людей, которые трудятся вместе с вами. Рассказывайте с уважением о своих коллегах. Расскажите, что вам нравится приносить пользу людям, что вы с удовольствием ходите на работу.

Рассказ о профессиях своих родственников помогает ребенку больше узнать о собственной семье, укрепляет семейные узы. Особенно интересны будут рассказы о роде занятий прадедушек, прабабушек, если, конечно, такие сведения сохранились в семье.

Ребёнок должен понимать важность любого труда и уважать каждую профессию. Не стоит упоминать о размере заработной платы. Если вы лично негативно относитесь к представителям какой-либо профессии, воздержитесь от эмоций. Информацию нужно преподносить ровно, без негатива, чтобы у малыша сложилось беспристрастное отношение ко всем профессиям.

Мультфильмы и специальные видеоролики.

Следующий вариант знакомства с профессиями подойдёт для спокойных и усидчивых детей. Обучающие видеоролики или мультфильмы о профессиях рассчитаны на ребят определённого возраста. Они в доступной форме и за короткий промежуток времени наглядно демонстрируют особенности труда швеи, машиниста или художника. Ребёнок, наблюдая за действиями персонажей на экране, имеет возможность увидеть и выучить названия ранее незнакомых предметов и действий.

Чтение книг.

Детям о профессиях можно узнать при помощи чтения книг.

Многие детские поэты и писатели излагали описания тех или иных рабочих профессий в своих произведениях:

Дж. Родари – «Чем пахнут ремёсла?» 

В. Маяковский – «Кем быть?» 

А. Барто – «Маляр»«Песня моряков»«Ветеринарный врач».

С. Михалков – «Парикмахер»«Дядя Стёпа».

Б. Заходер – «Портниха»«Строители»«Сапожник»«Шофёр».

С. Чертков – Детям о профессиях: 

«Пограничник»«Доярка»«Фокусник»«Повар»«Парикмахер»«Столяр»«Ветеринар»«Летчик»«Моряк»«Фермер»«Рыбак»«Пожарный»«Учёный»«Музыкант» и др.

 Читая произведение и показывая иллюстрацию, можно доступно объяснить ребёнку, кто такой пограничник, почтальон или механик.

Ролевые игры.

Еще одним способом описать малышу взрослый мир профессий является игра. Забавляясь с ребёнком, или когда он общается с друзьями, можно предложить новое для него развлечение: игру в учителя, врача или милиционера. Для этого необходимо предоставить вспомогательную атрибутику: например, для игры в педагога дать малышу палочку-указку, книги, оформить школьную доску, а самому сесть за парту. В процессе ролевой игры можно использовать как подручные средства (пуговицы под видом таблеток, специальные заготовки (нарезанные из картона знаки дорожного движения, так и купленные тематические наборы (игрушка кухня, набор доктора или пожарная машина). Такие развлечения в непринужденной форме знакомят ребёнка с нюансами и особенностями     

профессий, развивают фантазию.

Как следует знакомить ребёнка с профессиями?

Чётко назвать полное наименование профессии и сделать маленький очерк о том, что именно делает тот или иной работник. Далее описать место его труда. Например, для врача и медсестры – это больница или поликлиника, а для повара – кухня, столовая детского садика или ресторана и прочее.

В тех случаях, когда при работе следует носить форму, можно познакомить ребёнка с отдельными видами и рассказать, чем один костюм отличается от другого. Во что одет милиционер, а во что пожарник, машинист поезда и пр.

Ответить на вопрос малыша об используемом в процессе работы оборудовании или инструменте. Милиционеру нужен жезл, портнихе – ножницы, швейный мел и линейка, астроному – телескоп.

Описать, а по возможности показать наглядно или проиграть действия рабочих: повар – варит, журналист – берет интервью, клоун – развлекает публику.

Охарактеризовать получаемые в конце работы результаты: приготовленные обед, вылеченный зуб или надоенное молоко.

В конце беседы стоит поговорить о значимости, полезности и необходимости труда одного человека для других.

Игры как средство ознакомления

детей с профессиями.

 

     В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра.

Это не только забава, удовольствие, баловство. Игра – это способ познания себя и окружающего мира, возможность научиться соотносить свои желания с желаниями других, развитие коммуникативных умений, норм поведения в той или иной ситуации, формирование понятия правила.

     Почему в дошкольном возрасте всё познается легко, запоминается быстро, и в большом объеме? Да потому что в детстве, все познается в игре, непроизвольно запоминаются яркие впечатления и интересные факты, которые потом помнятся очень долго. Возможно вам, дорогие родители, эти игры будут полезными во взаимодействии со своим ребёнком дома.

№ 1.  «Назови слова – действия»

Взрослый называет профессию, а ребенок говорит слова – действия, которые выполняют люди этой профессии

Врач – слушает, выписывает рецепт, смотрит горло, измеряет температуру, назначает лекарства.

Продавец – взвешивает, показывает, отрезает, заворачивает, считает.

Повар – режет, чистит, варит, жарит, печет, пробует, солит.

Парикмахер  причесывает, стрижет, моет волосы, делает прически, бреет бороду и усы.

№ 2. «Для чего нужны предметы?»

Ножом –режут

Метлой –метут

Пилой – пилят

Топором –рубят

Поварешкой – наливают

Лопатой - копают

Иглой – шьют

Ножницами – стригут

Градусником – измеряют температуру

Расческой – причесывают

Кистью – рисуют

В кастрюле – варят

В сковородке – жарят

На весах – взвешиваются

№ 3. «Кто что делает?»

Ребенку дается карточки с изображением представителей различных профессий, затем демонстрируется предметные картинки с изображением объекта их деятельности, при этом взрослый задаёт вопросы: «Кто строит дома?»; «Кто шьет платья?», «Кто продает молоко?» и т.д.

Примеры ответов детей: «Строитель строит дома», «Портной шьет платья», «Продавец продает молоко».

№ 4. «Кто что делает?»                                                                                                         

Врач что делает?                                                                                                    Повар что делает?                                                                                                                                                                                                                      Дворник что делает?                                                                                                                                   Парикмахер что делает?

№ 5. «Я начну, а ты продолжи»                                                                                 

Врач лечит людей, чтобы ... .

Строитель строит дома, чтобы ... .

Парикмахер подстригает людей, чтобы ... .

№ 6. «Один – много»

Учитель — учителя, врач — врачи,
продавец — ………….., пекарь — …………..,
фотограф — ………….., портной — …………,
доярка — ………………, почтальон — …………,
маляр – …………….……, воспитатель – ……

№ 7. «Назови по образцу»

Он художник, а она — художница; он учитель, а она — … ;
он писатель, а она — … ; он проводник, а она — … ;
он певец, а она — … ; он переводчик, а она — …

Загадки о профессиях:

Знают взрослые и дети,

Кто в скафандре на ракете

Прямо к звёздам смело мчится,

Чтобы в космосе трудиться.

Кто там кружит на орбите,

Разные планеты видит,

Нашу Землю с высоты?

Догадаться сможешь ты?

(Космонавт)

Он машиной управляет,

На дороге знаки знает.

Если красный светофор,

То стоит и ждёт… (Шофёр)

Если вдруг болит живот

Или кашель, в горле жжёт,

Не пугайся и не плачь,

Ведь придёт на помощь… (Врач)

Это кто же он такой?

Вкусной радует едой,

Каши и супы нам варит,

Что-то тушит, парит, жарит,

Может пироги испечь.

И о ком ведётся речь?

(Повар)

На машине красной мчится,

Если вдруг беда случится.

Настоящий он герой,

Ведь с огнём вступает в бой.

И хоть этот враг коварный,

Победит его… (Пожарный)

Ножницы в руках, расчёска —

Вот и новая причёска.

Чёлку быстро подстрижёт,

Кудри пышные завьёт.

Это мастер красоты.

Кто такой, ответишь ты?

(Парикмахер)

За растениями следит,

Чтобы был хорош их вид.

Поливает, удобряет,

От вредителей спасает.

Садит яблони, крыжовник.

Догадались, кто? (Садовник)

Строит он высокий дом,

Много окон будет в нём,

В них заглянут свысока

Солнце, птички, облака.

Столько радостных людей

Там поселятся скорей.

Дети, их родители

Благодарят … (Строителя)

Утром рано он встаёт,

Чисто улицу метёт.

Лёд зимою посыпает,

Нас от травм оберегает.

Уберёт наш дворик.

Кто же это? (Дворник)

Ему работа нравится:

На глубину спускается.

Под водой, на самом дне

Трудится он в тишине.

Может что-то починить

Или трубы проложить,

Кораблям помог не раз.

Кто же это?… (Водолаз) 


Сергей Чертков

«ДЕТЯМ О ПРОФЕССИЯХ»

ПОВАР

Дайте повару продукты:

Мясо птицы, сухофрукты,

Рис, картофель... И тогда

Ждёт вас вкусная еда.

ДОЯРКА

Утром солнце светит ярко,

Молочко несёт доярка.

Тёплое, коровье,

Детям на здоровье.

ПАРИКМАХЕР

Дайте ножницы, расчёску,

Он вам сделает причёску.

Парикмахер непременно

Подстрижёт вас современно.

ФОКУСНИК

Кто из шляпы достаёт

Зайца всем на удивление?

Это фокусник даёт

В цирке представление.

СТОЛЯР

Молоток в работе нужен,

И с пилою столяр дружен.

Он дощечки распилил

И скворечник смастерил.

ВЕТЕРИНАР

Звери, птицы, все, кто болен,

Кто здоровьем недоволен!

Вас зовёт ветеринар -

Перевяжет, даст отвар.

КОНСТРУКТОР

На далёкие планеты

От земли летят ракеты.

Их конструктор разработал,

День и ночь не спал, работал.

ПОГРАНИЧНИК

Охранять границу - важно!

Пограничника зовут.

С верным псом они отважно

Службу РОДИНЕ несут

ЛЁТЧИК

Лётчик знает своё дело,

В небе водит самолёт.

Над землёй летит он смело,

Совершая перелёт.

МОРЯК

Плывёт моряк на корабле

Он не тоскует по земле.

Он с ветром дружит и волной

Ведь море - дом его родной.

ХУДОЖНИК

Он и фрукты, и природу

Нарисует, и портрет.

Взял художник на работу

Кисти, краски и мольберт.

ФЕРМЕР

Есть у фермера хозяйство,

Держит фермер поросят.

Труд не терпит разгильдяйства

Знает каждый из ребят.

РЫБАК

Каждый день он в море ходит

И сетями рыбу ловит.

Ловит и зимой, и летом -

Рыбака работа в этом.

ПОЖАРНЫЙ

Если вдруг беда случится,

Где-то что-то загорится,

Там пожарный нужен срочно.

Он погасит, - это точно.

МУЗЫКАНТ

Как играет музыкант,

Как прекрасны скрипки звуки!

У него большой талант,

Золотые руки.

УЧЕНЫЙ

В микроскоп учёный смотрит,

Видно, опыты проводит.

Дела нет ему до скуки -

Весь в работе, весь в науке.

СПАСАТЕЛЬ

Спасатель там, где есть беда,

Придёт на помощь он всегда.

И сомневаться нет причин:

Спасать - работа для мужчин.

        Пословицы и поговорки о профессиях:

                     Профессия портной:

  • Шить не будешь – портным не станешь.
  • Добрый портной с запасом кроит.
  • Какова пряха, такова и рубаха.

Профессия учитель:

  • Учитель, что родитель – о добре помышляет
  • Учитель в школе, что посев в поле.
  • Почитай учителя, как родителя

Профессия повар:

  • Добрый повар стоит доктора
  • Повар с голода не умирает.
  • Повар и духом сыт бывает.
  • Плохой повар любое кушанье испортит.

Профессия доктор:

  • Больному нужен врач, а голодному калач.
  • Верь не болезни, а врачу.
  • Если врачу не веришь – болезнь не одолеешь.
  • У врача лечись, а у умного учись.

Профессия продавец:

  • Покупатель дома хвалит, а продавец – в лавке.
  • Хорош продавец: копейку в ящик, да пятак за сапог.
  • Продавец что стрелец: оплошного ждет.

Профессия воспитатель:

  • Детей учить – не лясы точить.
  • Воспитать ребенка – не выпустить цыпленка.
  • Наказывать легче, воспитывать труднее.
  • К чему ребенка приучишь, то от него и получишь.

Профессия рыбак:

  • Рыбак рыбака видит из далека.
  • Не всяк рыбак, кто раз рыбу поймал.
  • Дедка рыбак – туда же и внуки глядят.

Профессия плотник:

  • Плотник топором думает.
  • Не топор тешет, а плотник.
  • Плотник без топора, что изба без угла.
  • Плотника не шуба греет, а топор.
  • Были времена — любили гармониста, а теперь время настало — любят тракториста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по теме "Профессии: кто работает в магазине"

Данный материал содержит рекомендации для родителей дошкольников по ознакомлению и закреплению лексической темы "Профессии: кто работает в магазине"...

Рекомендации для родителей по теме "Профессия повар"

Рекомендации для родителей по ознакомлению детей с профессией повара....

Рекомендации для родителей по теме "Профессии"

В этих рекомендациях есть советы, игры, стихи, задания для детей по теме "Профессии"...

Рекомендации для родителей по теме "Профессии"

Рекомендации для родителей по теме "Профессии"...

Рекомендации для родителей по теме: «Профессии».

Знакомство детей с профессиями можно начинать как можно раньше. Бережное отношение к труду, умение работать в коллективе – это качества, которые необходимо воспитывать в юном поколении....

Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста по лексической теме "Профессии"

Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста по лексической теме "Профессии"...

Рекомендации для родителей на тему "Профессии" «Орудия труда. Профессии»

Нужно рассказать детям о профессии родителей. Постарайтесь объяснить суть вашего труда, его важность для других людей. Например, папа вместе с другими строителями, строит дома, чтобы потом там жили лю...