Рекомендации "Что делать, если ребенок гиперактивный?"
консультация

Если ребенок испытывает серьезные и систематические трудности контроля своего поведения и эмоций, то речь идет о гиперактивности, как о серьезной проблеме, которую нужно решать. Чем родители могут помочь своему ребенку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл giperaktivnye_deti.docx18.32 КБ

Предварительный просмотр:

«Гиперактивные дети»

О большинстве детей дошкольного возраста можно сказать, что они очень активны, а в некоторых случаях – даже гиперактивны. Малыши легко отвлекаются, быстро теряют интерес к чему-либо, они эмоциональны и никогда не сидят на месте. И это нормально, ведь усидчивость и способность к самоконтролю в этом возрасте только начинают формироваться. Однако если ребенок испытывает серьезные и систематические трудности контроля своего поведения и эмоций, это негативно сказывается на его общении с взрослыми и сверстниками, а также на процессе обучения. В этом случае, скорее всего, речь идет о гиперактивности, как о серьезной проблеме, которую нужно решать совместно со специалистами (врачами, психологами, педагогами). Что же такое гиперактивность? Как вести себя с гиперактивным ребенком? Чем родители могут помочь своему малышу?

«Гипер…» - (от греч. Hyper – над, сверху) – составляющая часть сложных слов, указывающих на превышение нормы.

«Активный» - от лат. «аctivus» – действенный, деятельный.

Внешние признаки

  • Невнимательность
  • Отвлекаемость
  • Импульсивность
  • Повышенная двигательная активность

Чаще всего гиперактивность наблюдается в возрасте до 7 лет, чаще у мальчиков, чем у девочек.

Причины возникновения

1. Генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга.

2. Родовые травмы.

3. Инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни.

Портрет гиперактивного ребенка

Гиперактивному ребенку трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться правилам, безответственен.

Он суетлив, вспыльчив, много двигается, толкает сверстников, иногда чрезмерно говорлив, раздражает манерой своего поведения; создает конфликтные ситуации, часто обижается, но о своих обидах быстро забывает.

Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль, задевает и роняет различные предметы.

Такому ребенку трудно контролировать свое внимание, легко отвлекается, задает много вопросов, но редко дожидается ответа.

Основные проявления гиперактивности

1. Дефицит активного внимания

2. Двигательная расторможенность

3. Импульсивность

Как вести себя родителям с гиперактивным ребенком

- Узнать причину гипердинамичности ребенка. Проконсультироваться с нужным специалистом.

- Если гиперактивность обусловлена болезнью, необходимо строго выполнять все предписания врача и правильно дозировать лекарственные средства.

- Все то, что может вызвать в доме «любознательность» ребенка, последствием которой будет детский травматизм, необходимо убрать с поля зрения ребенка.

- Лекарственные средства, хранящиеся в квартире, должны быть спрятаны в надежном месте.

- Любое разногласие в семье в вопросах воспитания ребенка усиливает отрицательные качества ребенка.

- Необходимо уменьшить расторможенность и отвлекаемость.

- Продумать режим дня до мелочей. Пусть ваш ребенок четко знает, когда он должен встать, поесть, пойти гулять, играть с друзьями.

- Друзей у вашего ребенка должно быть мало: чем больше будет у него товарищей по играм, тем больше он будет возбуждаться с ними.

- Игра для вашего ребенка - главное лекарство.

- Приобщайте ребенка к подвижным и спортивным играм, в которых можно разрядиться от бьющей ключом энергии. Ребенок должен понять цель игры и научиться подчиняться этой цели.

- Необходимо постараться неусидчивость ребенка перевести в целенаправленную игровую деятельность ребенка со сверстниками дома и во дворе.

- Гиперактивность ребенка с ранних лет желательно занять каким-нибудь видом спорта, доступным его возрасту и темпераменту.

- Не путать гиперактивность с темпераментом ребенка.

- Чтобы выработать у гиперактивного ребенка усидчивость, приучайте его помимо шумных игр в тихие, используя мозаику, лото, домино. Эти игры учат концентрировать внимание, что очень важно, когда ребенок поступает в школу.

- Гиперактивность ребенка можно отвлечь от «двигательной бури» рисованием и чтением любимых сказок.

- Желательно, чтобы малыш играл с одной игрушкой. Не надо распылять его внимание на остальные.

- Ребенок способен сделать одно дело, посильное ему.

- Не раздражайтесь, если ваш ребенок сделает все наоборот. Спокойно повторите ему снова свое задание.

- Все старания гиперактивного ребенка и даже слабые попытки во время его деятельности, необходимо сразу поощрить.

- Просмотри телевизора необходимо минимально ограничить. Ни в коем случае ребенок не должен видеть фильмы ужасов и криминальные истории с насилием.

- Не надо брать ребенка с собой в шумные компании.

- Учить его сдерживать «бурные эмоции» и постараться не выплескивать свои. Запомните, ребенок подражает Вам.

- Поглубже прятать свое раздражение и ярость.

- Пытаться погасить конфликты, в которые замешен ваш ребенок, уже с момента первой искры.

- Жонглировать довольно осторожно своими «можно и нельзя».

- Будьте последовательны в наказаниях, и в поощрениях ребенка.

- Не забывайте, что наказание словесной, телесной агрессией обычно вызывает идентичную реакцию у малыша. Гораздо эффективнее наказывать ребенка лишением свободой действий и неподвижностью на многие часы.

- Нельзя рассматривать гиперактивность своего ребенка как шалость или баловство.

«Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребенком

1. Отвлечь ребенка от его капризов.

2. Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность)

3. Задать неожиданный вопрос.

4. Отреагировать неожиданный для ребенка образом (пошутить, повторить действие ребенка).

5. Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.

6. Не капризничать, а просить (но не заискивать).

7.  Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).

8. Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).

9. Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.

10. Оставить в комнате одного (если это безопасно для здоровья).

11. Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.

12. Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит).

Профилактическая работа с гиперактивным ребенком.

- Заранее договориться с ребенком о времени игры, о длительности, о прогулке и т.д.

- Об истечении времени ребенку сообщает не взрослый, а заведенный ранее будильник, кухонный таймер, что будет способствовать снижению агрессии ребенка.

- Выработать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение.

- Выработать и расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения в группе детского сада, дома.

- Просить ребенка вслух проговорить эти правила.

- Перед началом занятия ребенок может сказать, что он хотел пожелать себе сам при выполнении задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Что делать, если ребенок ворует?

Статья имеет консультативный характер и предназначена для родителей детей дошкольного возраста. В ней рассматриваются причины детского воровства, его возрастные аспекты, а также даны рекомен...

Что делать, если ребенок не желает делиться своими игрушками

Ребенок от года до двух лет может еще не понимать и не помнить правил поведения в группе детей, поэтому взрослые, прежде всего должны научить его, как следует общаться, взаимодействовать с...

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ЖЕЛАЕТ ДЕЛИТЬСЯ СВОИМИ ИГРУШКАМИ С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ?

Ребенок от года до полутора лет может еще не понимать и не помнить правил поведения в группе детей. Поэтому взрослые прежде всего должны научить его, как лучше общаться, взаимодействовать с окружающим...

Консультация для родителей на тему: «Речь ребенка третьего года жизни. Что делать если ребенок не говорит?»

Слово является первичным инструментом нашего мышления, и чтобы совершать сложные умственные действия, детям не­обходима развернутая фразовая речь. Для некоторых детей оказывается достаточно о...

Ребенок-манипулятор. Что делать, если ребенок манипулирует родителями?

Что такое манипуляции, как распознать, как прекратить...

А ваш ребенок в безопасности? Что делать, если ребенок пропал? Правила безопасности для ребенка.

Консультация для родителей в форме памятки о действиях, направленных на сохранение безопасности  ребенка, о приучении ребенка к выполнению определенных правил, помогающих сохранить безопасность. ...

Памятка родителям «Что делать и чего не делать, если ребенок сосет предметы или грызет ногти»

Памятка для педагогов и родителей«Что делать и чего не делать, если ребенок сосет предметы или грызет ногти» Сосание предметов Что нужно делать?Чего делать нельзя? 1. Наполн...