Познавательно-творческий проект «Подарки для ёлочки»
проект (средняя группа)

Бушуева Ольга Владимировна

Данный проект позволит привлечь детей и родителей к активной деятельности в процессе подготовки к новогоднему празднику; раскрыть их творческие способности; обогатит родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье; повысит компетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

г. Иркутска детский сад №150

Проект

«Подарки для ёлочки»

в разновозрастной группе №6 (3-5 лет)

Подготовили воспитатели: Бушуева О.В.

Свидинская О.С.

       

2023г.

Познавательно-творческий проект «Подарки для ёлочки»

Творческая группа:

  • воспитатель Бушуева О.В.
  • воспитатель Свидинская О.С.

 

Паспорт проекта

По доминирующему методу: познавательно-творческий.

По характеру содержания: мероприятия, направленные на развитие фантазии и творческих способностей дошкольников, детского креативного мышления.

По характеру участия ребенка в проекте: участник, исполнитель.

По характеру контактов внутри проекта: (ребенок-ребенок, ребенок-родитель, ребенок-педагог).

По количеству участников: дети разновозрастной группы №6 (3-5 лет) и их родители, воспитатели.

По продолжительности: краткосрочный (2 недели декабря).

По роду деятельности: создание творческого продукта (выставка самодельных игрушек и украшений для новогодней ёлочки).

Выявление проблемы:

Новый год — это самый любимый праздник у нас в стране. Его любят взрослые и дети. Новый год — это пушистый белый снег за окном, запах смолистых ёлок, сверкание разноцветных шаров и мишуры. Это подарки, Дед Мороз и красавица Снегурочка. Украшение елки, группы к Новому году — это обязательный обряд, чтобы создать атмосферу праздника, волшебства, в которую так хочется верить под Новый год.

В ходе беседы с воспитанниками педагоги группы выяснили, что детей интересует множество вопросов о традиции празднования новогодних и рождественских праздников:

  • почему украшают именно ёлку?
  • кто придумывает ёлочные игрушки и почему они такие разные?
  • когда впервые начали украшать ёлку игрушками?
  • чем кроме елочных игрушек можно украсить новогоднюю елку?
  • как изготовить и смастерить елочные украшения самим?

Мы с детьми решили непременно найти ответы на эти вопросы.

Актуальность

На прилавках магазинов перед Новым годом появляются яркие новогодние игрушки, серебристая мишура и гирлянды. А в каждом доме спешат установить нарядную елку. Все эти праздничные атрибуты давно стали для нас привычными. И мало кто задумывается о том, какова история новогодней игрушки и почему появилась традиция устанавливать и украшать праздничное дерево.

Как и чем украсить групповую елку к Новому году?

В преддверии этого праздника актуальность поставленного вопроса очевидна. Вопрос помог определить тему познавательно-творческого проекта «Подарки для елочки». Возникла необходимость разработать и реализовать систему мероприятий, направленных не только на формирование у дошкольников системы знаний и представлений о традиции празднования Нового года, истории новогодней елочной игрушки, но и научить детей самостоятельно и с помощью родителей придумывать и изготавливать новогодние игрушки и украшения.

Данный проект позволит привлечь детей и родителей к активной деятельности в процессе подготовки к новогоднему празднику; раскрыть их творческие способности; обогатит родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье; повысит компетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста.

В процессе взаимодействия «педагог-дети-родители» будут созданы условия для совместного оформления выставки работ детей, родителей и педагогов, что позволит детям испытать удовольствие и радость от совместной творческой работы и результатов своего труда.

Тема совместной деятельности: «Подарки для елочки» (организация выставки-конкурса самодельных новогодних игрушек и украшений для групповой елки).

Цель: вызвать у детей желание изготовить игрушки и украшения для групповой елки.

Задачи:

Образовательные:

  • дать представление детям, что новогодняя игрушка – это не только атрибут зимнего праздника, но и часть истории нашей страны
  • познакомить детей с обычаем украшения елки, расширять представления детей об истории возникновения елочной игрушки
  • формировать у детей социально-духовные качества, через организацию разных видов деятельности: познавательной, продуктивной, восприятие художественной литературы, игровой

- закреплять у детей полученные ранее навыки работы с бумагой, картоном, клеем, ножницами, бросовым материалом, продолжать учить мастерить игрушки и поделки.

Развивающие:

  • создать позитивный настрой в преддверии новогоднего праздника, развить взаимоотношения детей, умение действовать согласованно, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности
  • развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать и продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе приобретенных знаний и умений
  • развивать познавательную активность и творческие умения, конструктивное и креативное мышление, фантазию, воображение детей
  • способствовать развитию внимания, памяти и речи

- способствовать развитию творческой инициативы и поисковой деятельности дошкольников при изготовлении игрушек.

Воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к культурному наследию нашей страны, интерес к совместному труду и его результатам
  • воспитывать социальные навыки (самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность, умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение других детей)

- воспитывать доброжелательные отношения детей в играх, продуктивной совместной деятельности.

Работа с родителями:

  • способствовать активному вовлечению родителей в совместную продуктивную деятельность с детьми в период реализации проекта
  • привлечь родителей детей в воспитательно-образовательную работу педагогов детского сада
  • повысить компетентность родителей в вопросах создания в семье благоприятных условий для развития личности ребенка с учетом опыта детей, приобретенного в детском саду

- создать условия для совместного оформления выставки работ родителей, детей и педагогов.

Предполагаемый результат:

  • Дети познакомятся с новогодними традициями и обычаями своего народа, с историей появления елочной игрушки.
  • У детей появятся новые умения и навыки при изготовлении различных елочных игрушек и украшений, закрепятся навыки взаимодействия друг с другом в процессе совместной деятельности.
  • У детей разовьются познавательная активность и творческие способности.
  • Дети научатся вступать в активное взаимодействие со взрослыми и другими детьми во время создания творческого и креативного продукта.
  • Родители будут вовлечены в активную совместную продуктивную деятельность с детьми в период реализации проекта.
  • Будет проведена выставка-конкурс самодельных елочных игрушек и украшений при оформлении группы к Новому году.

Итоговые мероприятия: выставка-конкурс новогодних самодельных игрушек и украшений «Подарки для ёлочки».

Интеграция ОО: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Содержание образовательных областей

Образовательная область

Содержание

Основные задачи

Познавательное развитие

Образовательная деятельность:

•ООД (познавательное развитие) Ознакомление с окружающим миром «Новый год. Новогодняя елка»

•Экспериментальная деятельность «Разноцветные бусы» (замораживание разноцветных льдинок для украшения участка)

•Презентация для детей «Новогодние игрушки»

Совместная деятельность:

•Беседы: «Рождественские и новогодние обычаи на Руси», «История елочной игрушки»

•Рассматривание новогодних фабричных игрушек

•Д/и «Сложи елочку», «Найди пару», «Четвертый лишний», «Что изменилось?»

•Загадки о ёлке и игрушках

Дать представление детям, что новогодняя игрушка – это не только атрибут зимнего праздника, но и часть истории нашей страны.

Познакомить с обычаем украшения елки, расширять представления детей об истории возникновения елочной игрушки.

Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать и продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе приобретенных знаний и умений.

Развивать познавательную активность, внимание, память, логическое мышление.

Художественно-эстетическое развитие

Образовательная деятельность:

•ООД (аппликация) «Дед Мороз»

•ООД (рисование) «Наша нарядная елка»

•ООД: (ручной труд) «Украшения для елки»

•ООД: (Лепка) «Новогодний  шар»

•ООД: (ознакомление с художественной литературой) пересказ рассказа «Как елочные игрушки поссорились»

Совместная деятельность:

•Д/и «Найди пару», «Сложи елочку», «Украсим елку к Новому году»

•Чтение сказки «Елочка и ее друзья»

•Повторение и разучивание стихов к новогоднему утреннику

•Рассматривание иллюстраций и картинок новогодней тематики

Закреплять у детей полученные ранее навыки и умения работы с различными материалами, продолжать учить мастерить игрушки и поделки. Закреплять основные приемы рисования и лепки.

Развивать чувство цвета и композиции, эстетический вкус.

Развивать творческие умения, конструктивное и креативное мышление, фантазию, воображение детей.

Способствовать развитию творческой инициативы и поисковой деятельности дошкольников при изготовлении игрушек.

Продолжать знакомить детей с произведениями художественной литературы новогодней тематики.

Речевое развитие

Образовательная деятельность:

•ООД пересказ с опорой на сюжетную картину «Елка»

•ООД: составление рассказов-описаний о елочных игрушках по плану

Совместная деятельность:

•Речь с движениями «Новый год», «Елка»

•Д/и «Отхлопай слово», «Какой, какая, какие?», «Назови ласково», «Расскажи», «Один-много», «Что на елке, а что (кто) под елкой»

•Повторение и разучивание стихов к новогоднему утреннику

Способствовать развитию всех компонентов устной   речи (обогащение лексического запаса, формирование грамматического строя речи, развитие звуковой культуры речи, развитие связной диалогической и монологической речи). Упражнять в слоговом анализе.

Развивать коммуникативные умения детей, интонационную выразительность речи.

Социально-коммуникативное развитие

Совместная деятельность:

•Беседа «Правила для дошколят. Новогодняя елка» (пожарная безопасность)

•С/р игра «Магазин игрушек»

•Д/и, словесные и игры с движениями по теме проекта

•Консультации: для родителей «История новогодней игрушки в России», «Новогодние игрушки своими руками»

•Стендовая информация для родителей «Пожарная безопасность во время новогодних и рождественских праздников», «Об установке елок»

•Домашнее задание:

изготовление самодельных новогодних игрушек и украшений для елки

•Выставка-конкурс «Подарки для елки» (украшение групповой елки)

Создать позитивный настрой в преддверии новогоднего праздника, развить взаимоотношения детей, умение действовать согласованно, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности.

Воспитывать социальные навыки (самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность, умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение других детей).

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную продуктивную деятельность с детьми в период реализации проекта. Повысить компетентность родителей в вопросах создания в семье благоприятных условий для развития личности ребенка.

Физическое развитие

•Речь с движениями «Новый год»

•Пальчиковые гимнастики: «Праздник», «На елке», «Украшаем елочку»

•Гимнастика для глаз «Елочка»

•Динамическое упражнение «На елке»

•Физкультминутка «Елочка»

Развивать общую и мелкую моторику, учить согласовывать слова и движения, формировать навыки самоконтроля за своими действиями.

Основными методами и приёмами проекта являются:  организованная образовательная деятельность, самостоятельная творческая деятельность детей с различными материалами и канцелярскими принадлежностями (краски, кисти, цветные карандаши и фломастеры, цветная бумага и картон, ножницы, клей, пластилин, бросовый и природный материал, бусинки, пайетки, нитки, пуговицы и т.д.), наблюдения, беседы, презентации, чтение художественных произведений, дидактические и словесные игры, двигательные и динамичные упражнения, консультации для родителей.

Практическая значимость проекта

Для детей: появился познавательный интерес, раскрылись творческие способности, пополнились представления о традициях и обычаях нашей страны, стали придумывать новогодние игрушки и изготавливать их самостоятельно.

Для воспитателей группы: состоялась реализация поставленных целей задач по теме проекта, была оформлена группа к новогоднему празднику, состоялась выставка-конкурс самодельных елочных украшений.

Для родителей: появился интерес к участию в групповых конкурсах, раскрылся творческий потенциал, были созданы благоприятные условия для совместной продуктивной творческой деятельности со своими детьми.

1 ЭТАП: Подготовительный (11 – 15 декабря)

- изучить психолого-педагогическую литературу по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста;

- познакомиться с технологиями изготовления различных новогодних елочных украшений;

- пополнить ППРС группы различными материалами и канцелярскими принадлежностями для самостоятельной творческой деятельности детей;

- подобрать дидактический, демонстрационный и раздаточный материал по теме проекта;

- подобрать художественную литературу новогодней тематики для чтения и разучивания с детьми;

- выучить с детьми музыкальный и речевой репертуар к новогоднему утреннику;

- подобрать материал для оформления презентации для детей «Новогодние игрушки»;

- познакомить родителей воспитанников с целями, задачами и мероприятиями предстоящего проекта;

- подготовить консультации для родителей на темы «История новогодней игрушки в России», «Новогодние игрушки своими руками», составить памятки «Пожарная безопасность во время новогодних и рождественских праздников», «Об установке елок»;

2 ЭТАП: Введение детей в проблемную ситуацию (18 декабря)

Воспитатель: ребята, приближаются самые замечательные и любимые всеми нами праздники – Новый год и Рождество. Это время ожидания чудес, волшебства. Все – и взрослые, и дети с нетерпением ждут этих праздников. Потому что, именно в это время сбываются самые сокровенные желания и надежды. Вы любите эти праздники? Объясните почему? (ответы детей).  Какие сказочные герои приходят в гости к детям на Новый год? (ответы детей) Я вам загадаю одну загадку, а вы подумайте и отгадайте о чем она.

Что за дерево такое -
Вся макушка в серебре?
Расцвело у нас зимою
В день морозный в декабре.
И орехи, и конфеты,
И шары на ней висят.
Есть на дереве на этом
Всё для радости ребят.
Созревают фрукты летом,
Летом яблок полон сад,
А на дереве на этом
И зимой они висят.    

(Новогодняя ёлка)

Воспитатель: правильно, ребята.  Как вы думаете, почему украшают именно елку? Чем ее украшают?  Кто и когда придумал наряжать елку? (ответы детей). Хотите узнать об этом? Давайте постараемся найти ответы на наши вопросы.

Все люди готовятся встречать Рождество и Новый год. А как мы с вами готовимся к этому празднику? (ответы детей) У нас скоро будет Новогодний утренник, и мы уже разучиваем стихотворения, хороводы, танцы и песни, чтобы порадовать наших гостей.  

Мы уже начали украшать группу. А как и чем мы украсим елку, которую нам прислал Дедушка Мороз? Что нужно сделать, чтобы у нас с вами была необычная елочка? (ответы детей) Правильно, ребята. Давайте сделаем подарки для елки, а подарками будут новогодние игрушки и украшения.

Что нам понадобится для изготовления новогодних игрушек? Какие игрушки мы сделаем? Кто нам сможет в этом помочь? (ответы детей)

С детьми составляется план совместной деятельности.

3 ЭТАП: Реализация проекта (18 - 25 декабря)

Календарно-тематическое планирование

Основные мероприятия

Дата

Содержание деятельности

Участники

Понедельник

18 декабря

Утро (совместная деятельность):

•Речь с движениями «Новый год»

•Пальчиковая гимнастика «Праздник»

•Рассматривание иллюстраций и картинок с новогодней тематикой

•Гимнастика для глаз «Елочка»

•Д/и «Отхлопай слово», «Сложи елочку»

ООД

•ООД (ознакомление с окружающим миром) «Новый год. Новогодняя елка»

•ООД (аппликация) «Дед Мороз»

II-пол. дня:

•Рассматривание новогодних фабричных игрушек

•Беседа «Правила для дошколят. Новогодняя елка» (пожарная безопасность)

•Д/и «Какой, какая, какие?», «Найди пару», «Назови ласково»

•Повторение и разучивание стихов к новогоднему утреннику

•Консультация для родителей «История новогодней игрушки в России»

Воспитатели

Дети

Вторник

19 декабря

Утро (совместная деятельность):

•Беседа «Рождественские и новогодние обычаи на Руси»

 •Пальчиковая гимнастика «На елке»

•Д/и «Расскажи», «Найди пару», «Один-много» •Физкультминутка «Елочка»

•С/р игра «Магазин игрушек»

•Повторение и разучивание стихов к новогоднему утреннику

ООД

•ООД (логопедическое) пересказ с опорой на сюжетную картину «Елка»

II-пол. дня:

•Экспериментальная деятельность «Разноцветные бусы» (замораживание разноцветных льдинок для украшения участка)

•Д/и «Найди пару», «Что изменилось?», «Что на елке, а что (кто) под елкой»

•Загадки о ёлке и елочных игрушках

•Стендовая информация для родителей «Пожарная безопасность во время новогодних и рождественских праздников», «Об установке елок»

Воспитатели

Дети

Среда

20 декабря

Утро (совместная деятельность):

•Динамическое упражнение «На елке»

•Пальчиковая гимнастика «Украшаем елочку»

•Рассматривание иллюстраций и картинок с новогодней тематикой

•Гимнастика для глаз «Елочка»

•Д/и «Украсим елку к Новому году», «Расскажи», «Один-много», «Назови ласково»

ООД

•ООД: (ручной труд) «Украшения для елки»

II-пол. дня:

•Д/и «Какой, какая, какие?», «Найди пару», «Сложи елочку»

•Чтение сказки «Елочка и ее друзья»

• Загадки о ёлке и елочных игрушках

•Пальчиковая гимнастика «Праздник» •Повторение и разучивание стихов к новогоднему утреннику

Воспитатели

Дети

Четверг

21 декабря

Утро (совместная деятельность):

•Беседа «История елочной игрушки».

 •Д/и «Расскажи», «Украсим елку к новому году», «Что на елке, а что (кто) под елкой» •Физкультминутка «Елочка»

•С/р игра «Магазин игрушек»

•Пальчиковая гимнастика «Украшаем елочку»

ООД

•ООД: (Лепка) «Новогодний шар»

•ООД: (ознакомление с художественной литературой) пересказ рассказа «Как елочные игрушки поссорились»

II-пол. дня:

•С/р игра «Магазин игрушек»

•Д/и «Украсим елку к Новому году», «Расскажи», «Четвертый лишний», «Что изменилось?»

•Повторение и разучивание стихов к новогоднему утреннику

•Консультация для родителей «Новогодние игрушки своими руками»

Воспитатели

Дети

Пятница

22 декабря

Утро (совместная деятельность):

•Д/и «Четвертый лишний», «Что изменилось?», «Сложи елочку»

•Повторение и разучивание стихов к новогоднему утреннику

•Динамическое упражнение «На елке»

•Пальчиковая гимнастика «Украшаем елочку»

ООД

•ООД: составление рассказов-описаний о елочных игрушках по плану

•ООД (рисование) «Наша нарядная елка»

II-пол. дня:

•Презентация для детей «Новогодние игрушки»

•Д/и по желанию детей по теме проекта

•Речь с движениями «Новый год»

•Пальчиковая гимнастика «Праздник»

•С/р игра «Магазин игрушек»

Воспитатели

Дети

Суббота

Воскресенье

23-24 декабря

Выполнение домашнего задания:

Изготовление самодельных новогодних игрушек и украшений для елки.

Родители

дети

Понедельник

25 декабря

Выставка-конкурс «Подарки для елки»

Украшение групповой елки самодельными новогодними игрушками детьми и педагогами.

Дети

Воспитатели

Результат проекта:

У детей расширилось представление об истории возникновения елочной

игрушки, с процессом ее преобразования человеком.

Сформировалось представление о праздновании Нового года в древней Руси

и у разных народов, к русским народным традиционным праздникам.

Включение детей в самостоятельную и совместную с педагогом деятельность

привело к повышению самооценки детей.

У детей появился интерес к познавательной деятельности.

Дети научились изготавливать елочные игрушки, разными способами

применяя различный материал.

Включение детей в различные нетрадиционные виды деятельности

повысился интерес к продуктивной деятельности.

В результате был создана выставка «Новогодние игрушки». Эта работа

позволила раскрыть талант и способности родителей и ребенка.

Составлено портфолио новогоднего проекта.

Новогодний праздник, подвел итог работы, где дети и родители прониклись

атмосферой доброжелательности, радости, тепла, эмоционального комфорта

и благополучия.

В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта. Результат достигнут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий, групповой проект. Тема: «Пушистая кошка – мягкие лапки».

Создание условий для успешного развития детей в изучении домашнего животного – кошки. Прививание детям бережного отношения к кошке. Воспитывать чувство сопереживания  ко всему живому....

Познавательно-творческий, групповой проект. Тема: «Как я рад, как я рад – утром снова в детский сад!!!»

Содержание проекта направлено на воспитание у детей чувства привязанности к дому, детскому саду, любимым людям. Расширить знания детей о жизни детского сада. Формировать чувства взаимопомощи, дружелюб...

Познавательно-творческий долгосрочный проект «Нам на улице не страшно».

Представляю вашему вниманию познавательно-творческий долгосрочный проект по обучению детей правилам дорожного движения «Нам на улице не страшно»....

Познавательно – творческий групповой проект «Моя семья»

Формирование у детей понятия семья и семейные традиции,  повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка....

Познавательно-творческий , групповой проект "Растительный мир Южного Урала"

Познавательно-творческий, групповой проект: «Растительный мир Южного Урала».(1 часть – «Деревья»).Автор проекта: воспитатель Грачёва Юлия Валерьевна.Участники проекта: воспитатели, дети коррекци...

Познавательно-творческий проект «Подарки для ёлочки»

Познавательно-творческий проект «Подарки для ёлочки»Творческая группа:воспитатель Бушуева О.В.воспитатель Свидинская О.С. Паспорт проектаПо доминирующему методу: познавательно-творчес...