"Страхи и эмоциональные переживания в детстве"
консультация

Панова Наталья Алексеевна

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Страхи и эмоциональные переживания в детстве.

Уделяя внимание изучению возрастного эмоционального развития дошкольника, можно сказать, что страх,  как эмоция, имеет своё происхождение и развитие. Ребёнок с первых лет жизни боится всего нового и неизвестного. У маленьких детей  всё реально, их страхи носят реальный характер.

В дошкольном возрасте дети в своём развитии испытывают ряд общих страхов: страх отделении от матери, страх животных, темноты, в 6-8 лет страх смерти. Это связано с психическим развитием, когда созревающие психические структуры под влиянием социальных факторов становятся основой для проявления одних и тех же страхов. Выраженность страхов зависит от индивидуальных особенностей психического развития и конкретных социальных условий, в которых происходит формирование личности ребёнка. Там где больше людей, сверстников, больше возможностей для совместных игр и меньше страхов.

Страх, беспокойство у детей могут вызвать постоянно испытываемые матерью нервно- психические перегрузки вследствие вынужденной или преднамеренной подмены семейных ролей(прежде всего роль отца)

Наиболее чувствительны  к конфликтным отношениям родителей дети-дошкольники. Девочки эмоционально ранимо, чем мальчики , воспринимают отношения в семье. Как у девочек, так и у мальчиков интенсивность связей между страхами наибольшая в 3-5 лет. Это возраст, когда страхи « цепляются друг за друга» и составляют одно целое – психологическую структуру беспокойства. Максимум страхов в 5-6 лет, в возрасте, когда заметно уменьшается интенсивность связей между страхами, но когда страх более сложно психологически мотивирован и несёт в себе большой интеллектуальный заряд. На частоту появления страхов оказывает влияние количественный состав семьи. Как у девочек, так и у мальчиков старшего дошкольного возраста число страхов заметно выше в неполных семьях, что подчёркивает особую чувствителность этого возраста к разрыву отношений между родителями. Если у мальчиков отсутствие отца. Незащищённость им и чрезмерно опекающее, замещающее отношение матери ведут к несамостоятельности, инфантильности и страхам, то у девочек нарастание страхов скорее будет зависеть от самого факта общения с беспокойной, лишенной опоры матерью.

Единственный ребёнок находится в более тесном эмоциональном контакте с родителями и перенимает их беспокойство, если оно есть. Ближе к 3 годам в кошмарных снах начинает фигурировать и Баба- Яга, отражающая проблемы ребёнка во взаимоотношениях со строгой матерью, которая недостаточно ласковая и теплая, часто грозит наказанием. Волк  и Баба-Яга, живущие в подсознании ребенка, всегда говорят о каких-то тревожащих обстоятельствах его жизни, связанных с отношениями со взрослыми членами семьи.

Перенесенный и неосознаваемый ребенком ужас или страдание, которое не может заявить о себе днем, превращает ночь в борьбу с воображаемыми чудовищами, порождаемыми фактически родителями. Если ребенок просыпается ночью от страха и его удается успокоить, то травмирующее влияние кошмарных сновидений выражено меньше. Замети что уже со второго полугодия жизни некоторые эмоционально чувствительные и беспокойные дети нуждаются в том, чтобы их иногда перед сном убаюкивали, нежно пели песни, ласково гладили и обнимали. В этом нет ничего плохого, скорее, это умение матери создать малышу эмоциональный комфорт, в котором он так нуждается.

В 5-7 лет сновидения воспроизводят настоящие, прошлые (Баба-Яга) и будущие страхи. Косвенно это указывает на наибольшую насыщенность старшего дошкольного возраста страхами. В страшных снах отражается и характер отношения родителей, взрослых к детям. Ведущим страхом старшего дошкольного возраста является страх смерти. Ребенок впервые ощущает, что смерть- это неизбежное. Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями, но только в том  говорят о болезнях, о том, что кто-то умер и с ним (ребенком) тоже может  что-то случится. Если ребенок беспокойный, то тревоги подобного рода только усилят возрастной страх смерти.

Боязнь темноты начинается  с трех и длится до даже подросткового возраста. В темноте  знакомые нам ориентиры исчезают или изменяют свой облик и кажутся более зловещими и таинственными. Боязнь темноты у ребенка в основном связана со страхом перед чудовищами, которые якобы могут скрываться там. «Видение» чудовищ в темноте – явление настолько обычное, что может считаться почти всеобщим. Обладая богатым воображением, дети зачастую не способны отличать фантазию от действительности. Для них чудовища, которых они якобы видят, реальны. Нередко чудовища являются проекцией злости, раздражения или  дурного настроения ребенка. Они содержат в себе «дурные» чувства и эмоции, с которым ребенку трудно справится. Таким образом, предоставляя ребенку возможность изучить этих чудовищ и противостоять им, вы в то же время указываете ему на путь владения собой.  Иногда ночные страхи детей сосредоточены вокруг грабителей и похитителей детей, в этом случае полезно прорепетировать действия, которые они могут предпринять, обнаружив в доме, скажем, вора-взломщика. Главное, показать детям, что двери и окна их дома заперты и, стало быть, ночью им ничто не угрожает. Важно, чтобы постель, спальня стали местом, где ребенок успокаивается, а не местом, где он «отбывает наказание». Можно также порекомендовать  ребенку рисовать чудовищ, а затем рвать эти рисунки в клочья или лепить их из пластелина, чтобы потом сплющить их в лепешку. Это позволит ребенку не только выразить свои «чудовищные» чувства и эмоции, но и меньше боятся чудовищ и в конечном итоге обрести власть над ними.

Таким образом, страхи дошкольников зависят от эмоциональной сферы ребенка, в старшем дошкольном возрасте и от интеллектуальной. Они имеют развитие, что способствует развитию фобий. Следовательно, необходимо принять меры для работы с дошкольником, которая даст возможность ребенку научиться преодолевать свои страхи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий игрового психокоррекционного сеанса по снижению страхов вымышленных сказочных героев и негативных переживаний у старших дошкольников Путешествие в «Долину Монстров

Знакомясь  с детскими страхами осознаешь, что спектр их велик и разнообразен. Чтобы помочь нашим детям справиться со всеми страхами, нужно их выявить и найти источник возникновения. Дополнительны...

Театр-источник эмоциональных переживаний.

Статья: "Театр-как источник эмоциональных переживаний" (материал из опыта работы)....

специфика переживания страха

Специфика переживания страха у детей дошкольного возраста  с общим недоразвитием речи III уровня...

"Эмоциональный интеллект с детства"-ключ к будущему"

Тема эмоционального развития и воспитания последнее время становится особенно актуальной. Психологами доказано, что люди с высоким эмоциональным интеллектом уверенны в себе и более успешны в преодолен...

Исследование тревожности и страхов как следствия переживания стрессовых ситуаций у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст является одним из важных этапов формирования психики ребенка: происходит развитие познавательных процессов, формирование мышления и личностных особенностей.В настоящее время количес...

Эмоциональные переживания маленького ребенка.

У детей в раннем возрасте два основных эмоциональных переживания – разлука с мамой и встреча с новым, неизвестным. ...

«Осенняя сказка» Сценарий утренника во 2 младшей группе Цель: Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей, воспитывать культуру поведения на массовых мероприятиях. Действующие лица: Взрослые - Осень Мишка

laquo;Осенняя сказка»Сценарий утренника во 2 младшей группе Цель: Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей, воспитывать культуру поведения на массовых мероприя...