Межполушарное взаимодействие
презентация

Шепелева Таисия Николаевна

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого и правого полушарий в единую интегративную, целостно работающую систему,  которая формируется под влиянием как генетических, так и средовых факторов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhpolusharnye_vzaiodeystviya.pptx397.06 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия . «Гимнастика для мозга»» Выполнила: Воспитатель Шепелева Т. Н., ВКК, г ород Воронеж МБДОУ « Центр развития ребенка – детский сад № 123»

Слайд 2

Мозг человека состоит из двух полушарий: левого и правого. У кого-то лучше функционирует левое полушарие, у кого-то правое, а идеальный вариант, когда функционируют оба полушария головного мозга . Совершенно очевидно, что человеку необходимо и то, и другое. Поэтому с самого детства желательно развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.

Слайд 3

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого и правого полушарий в единую интегративную, целостно работающую систему, которая формируется под влиянием как генетических, так и средовых факторов . Между полушариями находится мозолистое тело, которое интенсивно развивается до 7-8 лет . Это толстый пучок нервных волокон, через который происходит взаимодействие между двумя полушариями. Благодаря этому процессу происходит передача информации из одного полушария в другое, обеспечивается целостность и координация работы мозга.

Слайд 4

За что отвечает правое полушарие : обработка невербальной информации, эмоциональность; музыкальные и художественные способности; ориентация в пространстве; способность понимать метафоры (смысл пословиц, поговорок, шуток и др ); обработка большого количества информации одновременно, интуиция; воображение; отвечает за левую половину тела . За что отвечает левое полушарие: логика , память; абстрактное , аналитическое мышление; обработка вербальной информации; анализ информации, делает вывод; отвечает за правую половину тела . Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.

Слайд 5

Почему у некоторых детей межполушарное взаимодействие не сформировано? Причин может быть много: болезни матери, стресс во время беременности; родовые травмы; болезни ребёнка в первый год жизни; психотравмирующие ситуации. Что бывает, если межполушарное взаимодействие не сформировано? Происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении: инфантильность ; отсутствие познавательной мотивации; задержка умственного развития; поведенческие нарушения; моторная неловкость; логопедические отклонения (речевые нарушения, зеркальное написание букв и цифр).

Слайд 6

«Кинезиология – наука о развитии умственных и творческих способностей через определённые двигательные упражнения ». Благодаря этим упражнениям создаются новые нейронные сети и происходит качественное улучшение эффективности взаимодействия полушарий мозга. Повышается уровень развития . Часто данную методику применяют к деткам с проблемным развитием ( ДЦП, гиперреактивность, аутизм). С помощью упражнений ребенок становится более внимательным , быстрее учится читать и писать, память улучшается. Стоит отметить, что занятия с детьми проводятся индивидуально. Точность и правильность выполнения заданий имеет очень большое значение. Сами занятия усложняются , если виден прогресс.

Слайд 7

Кинезиология рассматривает мозг человека как компьютер, в котором уже заложена информация обо всех функциональных связях в организме. Мозг накапливает информацию и способен решить любую задачу, связанную с регуляцией функций организма.

Слайд 8

Основные задачи кинезиологии : Балансировка и синхронизация межполушарного взаимодействия и всех связей ; Развитие мелкой моторики, способностей, памяти и внимания; Развитие речи, навыков письма и чтения; Развитие памяти, внимания, мышления; Формирование навыков для обучения; Повышение продуктивности деятельности; Устранение дислексии , стресса, апатии; Раскрытие внутреннего потенциала, творческого подхода и личного роста ; Формирование пространственных представлений; Формирование произвольности; Снятие эмоционального напряжения; Создание положительного эмоционального фона.

Слайд 9

При регулярном выполнении специальных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга. Происходят положительные структурные изменения . Несколько правил по применению кинезиологических упражнений: 1. Основным требованием к использованию кинезиологических упражнений является четкое выполнение движений. Вначале сам педагог должен «отчеканить шаг», а потому уже показывать это детям. 2. Все упражнения очень простые, поэтому их можно выполнять в любом месте и в любое удобное время. 3. Заниматься ежедневно. 4. Занятия должны быть оформлены в виде игры. 5. Продолжительность занятий от 5 до 20 минут. 6. Одно упражнение не должно занимать более 2 минут. 7. Внутри комплекса упражнения можно как угодно менять местами. 8. Все упражнения нужно выполнять вместе с детьми, постепенно усложняя и увеличивая время и сложность.

Слайд 10

Примеры кинезиологических упражнений: « Ладонь – кулак» Ладони лежат на столе, тыльной стороной вверх, ритмично сжимаем ладони в кулаки , разжимаем (ладони), сжимаем, разжимаем. Усложнение: - одна рука-кулак, вторая- ладонь, одновременно меняем- первая –ладонь, вторая кулак, ритмично одновременно меняем положение, доводя до автоматизма; - ладонь, ладонь, кулак, кулак. Ладони превращаем в кулаки не одновременно, а поочередно, ритмично, доводя до автоматизма. Вначале образец взрослого необходим, затем постепенно пытаемся предложить ребенку продолжить выполнение упражнения самостоятельно.

Слайд 11

«Яблочко и червячок » Рука в кулаке (яблоко), большой палец вверх – это червячок, червячок то спрятался в яблоко (убираем палец в кулак), то показался (достаем). Вначале ребенок делает одновременно на обеих руках- червячки спрятались, показались. Затем поочередно- на одной руке спрятался, на другой показался. Усложняем через добавление хлопка . «Домик-ёжик-замок » Дом – пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить, ёжик – поставить ладони под углом друг к другу, расположить пальцы одной руки между пальцами другой руки, замок – ладони прижать друг к другу, пальцы переплести.

Слайд 12

Упражнения с карандашами « Добывание огня» Взять карандаш, зажать его между ладонями вертикально, катать вперёд-назад. Сначала выполнять это упражнение медленно, затем можно ускорить темп. «Утюг» Положить карандаш на стол, катать попеременно правой рукой движение «вперёд-назад», затем левой . «Игра на пианино» Положить карандаш перед собой. Нажимать поочерёдно каждым пальцем руки на карандаш. Можно сначала делать лёгкие прикосновения, затем фиксировать нажим, надавливая сильнее . «Качели» Зажимаем карандаш между двумя пальцами и качаем влево – вправо. Выполняем поочередно двумя руками «Зайчик» Положить левую ладонь с широко расставленными пальцами на стол, карандаш взять в правую руку, «перескакивать» через каждый пальчик. Меняем руки, повторяем движения.

Слайд 13

Упражнения с кинезиологическими мячами ( Су- Джок ) «Ежик » У пражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой. Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож. (дети катают Су- Джок между ладонями) На спине иголки (массажные движения большого пальца) очень-очень колкие . ( массажные движения указательного пальца) Хоть и ростом ёжик мал , ( массажные движения среднего пальца) нам колючки показал , ( массажные движения безымянного пальца) А колючки тоже (массажные движения мизинца) на ежа похожи . ( дети катают Су Джок между ладонями ) «Зайки » На поляне, на лужайке (катать шарик между ладонями) Целый день скакали зайки. (прыгать по ладошке шаром) И катались по траве, от хвоста и к голове . (катать вперед – назад) Долго зайцы так скакали, (прыгать по ладошке шаром) Но напрыгались, устали. (положить шарик на ладошку) Мимо змеи проползали, «с добрым утром!» - им сказали. (вести по ладошке) «Стала гладить и ласкать всех зайчат зайчиха-мать. (гладить шаром каждый палец)

Слайд 14

Упражнение «Двойные каракули» «Двойные каракули» считается одним из наиболее эффективных упражнений, которое развивает сразу оба полушария головного мозга . Необходимо занять положение, стоя или сидя. Ребенок выпрямляет обе руки в локтях, вытягивая их перед собой . Затем указательными пальцами верхних конечностей необходимо синхронно рисовать в воздухе различные геометрические фигуры. Это упражнение следует повторять по 10 раз ежедневно. Средняя продолжительность тренировки от 5 до 7 мин . Упражнение «Ленивая восьмерка» Данное упражнение направлено на развитие памяти, координации движений, внимательности и способности фокусироваться на одном предмете окружающей среды. Ребенок занимает положение сидя. Затем на большой палец правой руки надевают пальчиковую игрушку. Данным пальцем ребенок медленно рисует в воздухе воображаемую цифру «8». После этого игрушку надевают на палец левой руки для выполнения аналогичных действий. Для каждой верхней конечности потребуется сделать не менее 15 повторений. При этом все движения большим пальцем руки должны быть плавными и неспешными.

Слайд 15

Приведённые примеры упражнений оказывают помощь в развитии межполушарных связей, стимулируют мозжечок и положительно влияют на физическое, интеллектуальное и речевое развитие ребёнка. Регулярные занятия помогут улучшить ряд физических навыков, ловкость рук и кистей. Также такие тренировки позволяют усовершенствовать эмоциональные навыки, сделать ребенка менее подверженным стрессу и более общительным, научат его проявлять свои творческие способности в процессе игры, а затем – и в учебной деятельности. Кроме того, гимнастика для мозга – это еще и способ предотвратить появление дислексии , то есть нарушения навыков чтения. Развивать мозг необходимо с дошкольного возраста, тогда в школе и во взрослой жизни ребенку удастся избежать массы проблем, связанных с работой на компьютере, управлением автомобилем, каким-либо иным сложным устройством; он сможет полностью раскрыть свой внутренний потенциал и стать успешным.

Слайд 16

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Межполушарное взаимодействие - профилактика дисграфии".

Упражнения на межполушарное взаимодействие  улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают проц...

Развитие межполушарного взаимодействия как основы интеллекта и физического здоровья детей

Занятие разработано совместно с инструктором по физкультуре Мавриной Еленой Павловной. Практическое занятие для воспитателей. Цель которого,совершенствовать и обновлять  систему оздоровитель...

Развитие межполушарного взаимодействия как основы интеллекта и физического здоровья детей

Практическое занятие для воспитателейЦель: Совершенствовать и обновлять систему оздоровительной работы в ДОУ, формируя активную позицию в отношении личного здоровья педагога  и здоровья воспитанн...

Профилактика неуспеваемости в школе: развитие межполушарного взаимодействия головного мозга.

Практические рекомендации по развитию координации движений и моторики ребенка, способствующей развитию межполушарного взаимодействия головного мозга....

Межполушарное взаимодействие. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

В настоящее время мы часто слышим о важности развития межполушарных связей у детей, в продаже появились даже прописи для развития межполушарного взаимодействия. Попробуем разобраться: что же такое эти...

Консультация для педагогов «Межполушарные связи: что это? Развитие межполушарного взаимодействия»

В представленной консультации дается понятие "межполушарное взаимодействие", перечислены возможные причины нарушения межполушарного взаимодействия и последствия таких нарушений. Также предст...

Межполушарное взаимодействие. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения Левого Полушария и Правого Полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, ...