Сказкотерапия для дошкольников
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Волошина Марина Николаевна

Сказкотерапия для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сказкотерапия для дошкольников266.28 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ДС №27 «Филиппок»

Г. Нижневартовск

Консультация для родителей

«Сказкотерапия

в семье

и детском саду »

Сказки для детей 3-4 года

Подготовила: М.Н. Волошина

воспитатель

Процесс перехода из семьи в детское дошкольное учреждение очень сложен для малыша. Ребёнку предстоит приспособиться к совершенно иным

условиям, чем те, к которым он привык в семье. Ранее сформированные динамические стереотипы, иммунная система, физиологические процессы подвергаются некоторым преобразованиям. Возникает необходимость преодоления психологических преград.

Дети очень эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности легли в основу использования сказкотерапии для детей дошкольного возраста.

Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в

формировании положительных качеств характера и психических процессов для

детей дошкольного возраста написано много. Значимость народной сказки подчеркивал К. Д. Ушинский. О сказках и их роли положительно отзывались В.Г.

Белинский, А. С. Пушкин. Еще

наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать

провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл его поступка.

Чем сказка отличается от сказкотерапии? Что это такое?

Сказкотерапия – это молодое перспективное течение в прикладной психологии, которое широко используется в настоящее время в дошкольной педагогике.

Во время игры, ребёнок принимает на себя роль какого-либо героя, легче взаимодействует с окружающими его взрослыми и детьми. Сказка помогает ребёнку глубже понять поведение и поступки людей. На собственном опыте ребёнок может ощутить что такое «плохо» и что такое

«хорошо». Сказку можно подобрать под любую самую сложную ситуацию, в игровой манере мы можем ненавязчиво научить ребёнка нормам поведения, признанным в обществе, моральным заповедям.

Погружение в сказочный мир позволяет ребёнку использовать речевой аппарат намного активнее. В обычном общении ребёнок привыкает пользоваться лишь небольшим объёмов слов, интонаций и выражений. В такой ситуации объём используемых слов и выражений быстро беднеет, делая интеллект и речь ребёнка маловыразительным и скучным. И напротив, подражая героям, часто пользуется яркими красивыми речевыми оборотами. Это даёт прекрасную возможность овладеть родной речью. Воспитатель берёт в помощники сказку, потому что она богата живыми красивыми оборотами, меткими сравнениями.

Сказкотерапия производит оздоровительный эффект на дошкольников. Под ее влиянием ребёнок корректирует своё поведение мягко и без потрясений, также можно воспитывать, преодолевать негативные черты характера и поведения ребенка.

Основанием по внедрению приемов сказкотерапии в работу с дошкольниками послужили следующие причины:

  • необходимость организации работы по эмоциональному развитию

дошкольников. Героями наших детей стали персонажи современных

мультфильмов, компьютерных игр (тематика и содержание которых не соответствует возрасту детей), которым они подражают, отсюда агрессивность и жестокость в поведении;

  • недостаточная информированность родителей о работе с детьми в детском саду по использованию методов сказкотерапии в работе с дошкольниками.

Основная цель работы: выявлять положительное влияние сказкотерапии на

эмоциональное благополучие дошкольника.

Задачи:

В работе с детьми:

  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • снижение импульсивности, тревоги;
  • развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
  • развития внимания, восприятия, речи, воображения;
  • развитие общей и мелкой моторики, координации движений.

В работе с родителями:

  • способствовать повышению компетенции родителей по данной теме через проведение консультаций, родительских собраний, бесед, оформление папок- передвижек;
  • вовлекать родителей в воспитательный и оздоровительный процесс как активных его участников.

Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева разработала курс сказкотерапии, который включает множество приемов, и форм работы, позволяющих развивать творческое мышление, воображение, внимание и память, восприимчивость и координацию движений, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку. Существует несколько форм работы со сказкой:

  1. Анализ сказок.
  2. Рассказывание сказок.
  3. Переписывание сказок.
  4. Постановка сказки с помощью кукол.
  5. Сочинение сказок.

Сказкотерапия может применяться как для групповых занятий, так и для индивидуальных. Конечно, у индивидуальных занятий больше возможностей.

Педагог является непосредственным активным участником занятия – заражает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в игре, задаёт образцы выполнения действий.

Для сказкотерапии можно применять всем известные сказки. Уверенна, что вы будете удивлены, если каждую сказку будете не просто читать ребенку, а попытаетесь вникнуть в ее истинный глубокий смысл, который вложили в нее наши далекие предки. Я только начну, а дальше вы сами поймете, как читать сказку и на что акцентировать внимание ребенку.

Давайте разберем самые распространенные сказки:

  1. Колобок – ушел из дома один, и с ним случилась беда (сказка для коррекции поведения).
  2. Волк и семеро козлят – нельзя открывать дверь чужим (вы можете 10 раз говорить, что нельзя открывать дверь чужим, но сказка воспринимается и запоминается ребенком легче).
  3. Красная шапочка – нельзя разговаривать с чужими на улице.
  4. Петушок золотой гребешок (это где Петушок в окошко выглядывал, а Кот и Дрозд спасают его от Лисы) – учит тому, что друзья всегда помогают друг другу в беде.
  5. Репка – всем вместе любое дело по плечу, и важна помощь даже самого маленького.
  6. Маша и медведь – из любой трудной ситуации всегда можно найти выход,

главное не сила, а смекалка.

Большую помощь в работе с детьми по сказкотерапии оказывают дидактические игры, позволяющие расширять знания о сказках, а также зрительное представление происходящего события. Дидактические игры учат

детей сличению, узнаванию классификации, развивают зрительное восприятие и активизируют зрительные функции.

Таким образом, использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста является весьма эффективным и многофункциональным. Это позволяет нам рекомендовать этот метод родителям.

Сказки для детей: Читаем сказки детям. Лучшие сказки на ночь.

Список литературы:

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Формы и методы работы со сказкой», СПб.: Речь, 2008.
  2. Микляева Н.В., Толстикова С.Н., Целикина Н.П. «Сказкотерапия в ДОУ и семье» -

М.:ТЦ Сфера,

2010.

  1. Шорохова О.А «Играем в сказку» (сказкотерапия по развитию связной речи дошкольников) – М.: ТЦ Сфера, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сказкотерапия для дошкольников

методические рекомендации для воспитателей по использованию сказкотерапии в ДОУ...

"Сказкотерапия для дошкольников".

Статья с практическими упражнениями....

Презентация для воспитателей "Сказкотерапия для дошкольников – современное средство, широкоиспользуемое в педагогике и психологии для решения различных задач"

Презентация поможет педагогу грамотно использовать авторские и народные сказки в совместной деятельности для развития высоких нравственных и этических  качеств ребенк. А так же поможет научить ре...

Почему так популярна и необходима сказкотерапия для дошкольников?

Вряд ли есть хоть один человек, который не любит сказки. Нежный голос мамы, красивые описания природы, яркие персонажи и, конечно же, добро, которое всегда побеждает зло, – все это мы вспоминаем с л...

«Сказкотерапия для дошкольников»

Консультация для родителей....

"Сказкотерапия для дошкольников"

О влиянии сказок на детей...