Крупы для развития мелкой моторики у детей с РАС
консультация (средняя группа)

как при помощи крупы развивать мелкую моторику у детей с РАС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krupy_dlya_motoriki.docx17.29 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Игры с крупами-средство развития ручной и мелкой моторики пальцев рук у детей с РАС»

Развитие ручной и мелкой моторики является очень важной составляющей общего развития ребёнка.

Оно тесным образом связано с развитием речи, внимания, мышления, воображения, координации, зрительной и двигательной памяти. Развивать ручную моторику важно и потому, что она будет необходима ребёнку на протяжении всей его жизни. Скоординированные и точные движения пальцев и рук необходимы в повседневной жизни для того, чтобы писать и рисовать, выполнять самые необходимые бытовые действия, например, одеваться, убирать. И развитие мелкой моторики у детей нужно начинать как можно раньше.

Дети с РАС отличаются рядом особенностей.

Как правило, это соматически ослабленные малыши, отстающие не только в психическом, но и в физическом развитии. В анамнезе отмечается задержка в формировании статических и локомоторных функций, при обследовании выявляется несформированность всех компонентов двигательного статуса (физического развития, техники движений, двигательных качеств) по отношению к возрастным возможностям. Обнаруживается снижение ориентировочно-познавательной деятельности, внимание такого ребенка трудно привлечь и удержать. Затруднена сенсорно-перцептивная деятельность. Такие дети не умеют обследовать предметы, затрудняются в определении их свойств.

В значительной степени дети данной категории испытывают затруднения в развитии ручной и мелкой моторики пальцев рук. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества: быстрота, ловкость, сила, точность, координация. У дошкольников с РАС слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изобразительной деятельности и конструировании. А впоследствии отклонения в развитии моторной сферы создают определенные трудности и в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма.

Для развития ручной и мелкой моторики пальцев рук у детей с РАС можно применять разнообразные дидактические игрушки и пособия. Но для увлечения малышей, для обогащения их сенсомоторного опыта желательно использовать и другие нетрадиционные предметы, и материалы, например крупы.

Использование игр и игровых упражнений с различными крупами в работе с детьми-аутистами очень эффективно, так как обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей и позволяет решать сразу несколько коррекционно-развивающих задач:

-развивать тактильно — кинестетическую чувствительность, ручную и мелкую моторику пальцев рук,

-снимать мышечную напряженность,

-помогает ребенку почувствовать себя защищённым в комфортной для него среде,

-стабилизирует эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию,

-развивает творческие действия,

-развивает аккуратность, усидчивость, концентрацию внимания,

-совершенствует зрительно - пространственную ориентировку и речевые возможности,

-расширяет словарный запас.

Для игр с крупами подойдут любые, что есть в доме: горох, фасоль, гречка, рис, пшено, манка и др.

Очень эффективно для таких игр будет создание «сухого бассейна». Для этого желательно взять контейнер большого размера и заполнить его наполовину любой крупой или несколькими видами круп. Также понадобятся разнообразные мелкие игрушки, ракушки, пуговицы, камушки, пластиковые баночки и бутылочки, коробочки, палочки, ложечки, ситечки, воронки.

«Прячем ручки»

Опустите руки в контейнер с любой крупой и пошевелите пальцами. Ребёнок непременно захочет присоединиться. Можно играть в прятки с ручками: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем?!». Можно потереть ладошкой о ладошку: «Так приятно!».

«Ищем секрет»

Спрятать можно не только ручки, но и игрушки, различные предметы, крупную фасоль. Предложите ребенку отыскать их. А если контейнеров будет больше и в каждом будет свой секрет, то без сомнения интерес возрастет еще больше!

«Сортируем, перекладываем, собираем»

Возьмите небольшое количество фасоли и гороха, перемешайте их в одной емкости и предложите ребенку разделить горох и фасоль и разложить их в разные тарелочки: «Смотри, горошинки и фасолинки перемешались. Давай разложим горошинки на эту тарелочку, а фасолинки - на эту».

Но с крупами можно не только играть, но и заниматься творчеством. Например, рисовать.

Рисование

Возьмите большой однотонный поднос и насыпьте не него любую мелкую крупу (для рисования хорошо подойдет манка, кукурузная крупа, но так, же можно взять рис или гречку). И можно рисовать! Покажите ребенку, как действовать (проведите несколько линий), предложите ему сделать то же самое.

На подносе можно рисовать дорожки, предложите малышу пройти пальчиками по этой дорожке. Для детей постарше можно рисовать лабиринты, придумывать к ним сюжеты.

Нарисуйте основные фигуры – круг, квадрат, треугольник, овал!

Рисование манкой на бумаге

Возьмите картон А4 и такого же размера лист бумаги. Это нужно для того, чтобы получилась настоящая картина. Лист приклейте к картону. Если используете белую манку, тогда нужна бумага тёмных цветов. Подойдет бордовая, тёмно-синяя, чёрная, зелёная и т. д. Нарисуйте на листе контур картины. Вместе с ребенком обведите клеем по контуру рисунок. Предложите ему посыпать манкой на лист, затем лишнюю крупу стряхните. Получилась картина.

Аппликация

С помощью крупы можно выполнить интересные аппликации, используя трафарет. Приготовьте нужный трафарет, положите его на фон, закрепите канцелярскими скрепками. Покажите ребенку как надо заполнить трафарет клеем. Предложите посыпать на клей крупой (желательно брать мелкую крупу-манку, пшено, рис, гречку). Затем стряхните крупу и аккуратно снимите трафарет. После высыхания можно дополнить аппликацию недостающими деталями из бумаги или пластилина.

Пластилиновые картинки

Размажьте пластилин по картону, нанесите на него любой несложный рисунок зубочисткой или стекой.

Предложите ребенку выложить контур рисунка крупой. Для этого подойдут: горох, фасоль, гречка, чечевица. Внутрь контура можно насыпать щепотью рис или гречку и слегка прижать. Картина готова.

Таким образом, крупы-это уникальный материал и для развития ручной и мелкой моторики пальцев рук малышей и для творчества.

Самое ценное и полезное, что мы можем дать нашим детям – это внимание! Поэтому играйте, занимайтесь, фантазируйте и проводите время интересно и с пользой вместе со своими детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста при помощи игр с крупой.

Сегодня существует множество упражнений, приемов и игр для развития мелкой моторики. которые отлично развивают пальчики и мелкую моторику ребенка, а также способствуют пассивному массажу пальцев. Одни...

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста при помощи игр с крупой

развитие мелкой моторики рук – дело крайне полезное и необходимое, начиная с самого раннего возраста. Один из отличных способов ее развития – это игры с крупами, фасолью, макаронами....

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством рисования манной крупой

У многих детей дошкольного возраста мы наблюдаем недостаточный уровень сформированности тонких движений кистей пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладе...

«Развитие мелкой моторики у детей посредством работы с крупами».

Таким образом, одним из эффективных средств знакомства родителей с особенностями речевого и моторного развития детей является их участие в совместных занятиях с детьми....

Игры с крупами для развития мелкой моторики детей раннего возраста.

Игры с крупами для развития мелкой моторики детей раннего возраста....

Игры с крупами для развития мелкой моторики у детей первой ранней группы (1-2 года)

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста - это долгий и беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, и конечно же, начинает говорить.Для ее развития сущ...

Игры с крупой на развитие мелкой моторики для детей дошкольного возраста

Всем известно, что игры и упражнения на мелкую моторику очень важны для гармоничного развития ребенка. Мелкая моторика влияет на развитие всех психических процессов - внимания, памяти, восприятия, мыш...