Развиваемся играя. Взаимодействие ДОУ и семьи по проблеме организации игровой деятельности детей в домашних условиях
материал

Опыт работы с родителями воспитанников по организации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи; овладению родителями практическими умениями поддержки игр ребенка в семье.; содействие активному включению родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – «Слободо -Туринский детский сад «Солнечный»

 «Взаимодействие ДОУ и семьи по проблеме организации игровой деятельности детей в домашних условиях»

                                                     Педагог-психолог Клишина Е.А.

Аннотация: Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. Впервые в Законе «Об образовании» в статье 18 сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует лишь в помощь семье. Сменились акценты, главной стала семья, хотя вопросы педагогического просвещения по-прежнему актуальны. Но это должно быть не одностороннее воздействие на родителей, а взаимодействие ДОУ и семьи, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями.

Все это ставит нас перед необходимостью поиска новых форм взаимодействия между семьей и дошкольным учреждением, которые должны быть основаны на сотрудничестве и партнёрских взаимоотношениях.

Повседневная жизнь воспитанника в «Детском саду – Доме радости» насыщена различными видами детской деятельности, среди которых игровая занимает ведущее место. Игра – особый вид деятельности ребенка: возникает по его потребности, и каждый её компонент ценен сам по себе. Очень важно показать родителям важность игровой деятельности для ребенка дошкольного возраста, научить понимать игровые потребности собственных детей.

Цели данной работы:

  1. Установление единства требований и подходов к организации игровой деятельности со стороны ДОУ и семьи
  2. Обогащение представлений родителей об организации игровой деятельности детей в домашних условиях.
  3. Воспитание потребности и развитие интереса родителей к педагогической поддержке детской игры.
  4. Обогащение опыта игрового взаимодействия с ребенком.

Для реализации поставленных целей были определены несколько этапов работы с семьями воспитанников:

Диагностический этап

Задачи:

  1. Выявить степень информированности родителей о роли игры в жизни ребенка.
  2. Изучить потребности родителей в образовательных услугах для определения перспектив содержания работы и выбора наиболее эффективных форм сотрудничества детского сада и семьи по данной проблеме.
  3. Установить доверительные партнерские отношения с родителями

На данном этапе были проведены социологические исследования, анкетирование, опросы.

Так результаты анкетного опроса на тему «Место игры в жизни ребенка» показали, что 93% родителей придают серьёзное значение детской самодеятельной игре как жизненно необходимому условию для развития взросления ребенка.

На вопросы о собственном игровом опыте родителей в детские годы 58% отвечающих отметили, что «вволю наигрались в детстве». Отрицательные ответы получены в 17%; ответили , «что не помнят, как и с кем и во что играли в детстве»  – 25%.

На вопрос «Есть ли на ваш взгляд, разница в том, почему играют взрослые и почему играют дети?» – были получены такие ответы:

– «Дети играют «внешне», а на самом деле – это их жизнь и работа. Взрослые играют, чтобы отдохнуть от жизни и работы»

– «В жизни люди всегда играют, только у взрослых это социально желаемые роли, а у ребенка – путь к развитию»

На вопрос: Любит ли играть ребенок?» – 100% родителей ответили утвердительно.

Анализ ответов родителей на вопрос  про виды игрушек, имеющихся у ребенка дома, показал, что при покупке игрушек они руководствуются учетом пола ребенка в 37%, развивающим эффектом игрушки в 33% ответов, учетом игровых интересов в 17%, ценой игрушки в 13% ответов. Т.е. при выборе игрушки в большинстве своем  родители ориентировались на пол ребенка. Кроме того, характеризуя домашний набор игрушек, 40% родителей отдают предпочтение развивающим играм (конструкторам, мозаике, настольно-печатным играм), 27% семей воспитанников в своих ответах указали на образные игрушки (куклы, животные, солдатики) 20% – на мягкие, 13% – на военные (автоматы, пистолеты, танки)

Себя в качестве игрового партнера ребенка родители указывали в половине ответов, в 50% бабушку, старших братьев и сестер. Хотя, 100% родителей указали. Что ребенок просит поиграть с ним, в ответах отмечается разная степень участия взрослых в детских играх: от «с удовольствием играю», «всегда соглашаюсь», «никогда не отказываюсь», до «если есть время», «когда как», «чаще отказываюсь», «иногда».

Основной этап

Задачи:

  1. Повысить уровень психолого-педагогической просвещенности семей воспитанников по вопросу организации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи
  2. Способствовать овладению родителями практическими умениями поддержки игр ребенка в семье.
  3. Содействовать овладению родителей воспитанников умениями создавать благоприятные условия для организации игры ребенка дома
  4. Продолжать оказывать содействие активному включению родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада

В ходе реализации задач использовались как традиционные методы и формы, так и творческие, придуманные воспитателями или подсказанные жизнью. Перечислю некоторые из них:

  • Проведение «Устного журнала»

В «Устном журнале» освещаются актуальные проблемы развития ребенка. Главное – сделать эти встречи неформальными, а заинтересовать родителей. Отвечать на волнующие их вопросы, не увлекаться теорией вопроса, а преподносить материал убедительно, доступно, опираясь на их жизненный опыт.

  • Оформление познавательной информации в виде красочных

брошюр. Где вниманию родителей был представлен примерный перечень игр и игрушек для дома, соответствующий возрасту детей и их интересам.

  • Организация мастер-классов по изготовлению игрушек-самоделок.

В определенные дни (по договоренности) в группу приходили родители воспитанников для совместного с детьми изготовления атрибутов для сюжетно-ролевых игр в «Дочки-матери», «Детский сад» ( продукты из соленого теста, баранки из поролона, сахар из пенопласта), для строительных игр ( фонтаны, клумбы, фонари)

  • Участие родителей в «Ярмарке игр»

В течение месяца по средам во вторую половину дня родители приходили в группы и играли с детьми в разные виды игр: спортивные, настольно-печатные, хороводные, театрализованные…

Это дает детям возможность не только удовлетворить свою потребность в игре, но и видеть мам и пап своих сверстников в другой роли. В роли игрового партнера и активного участника игр

  • Организация работы библиотеки игр

На базе группы была создана библиотека развивающих, настольных игр, фонд которой пополнялся за счет домашних игр воспитанников. Ребенок, принесший в библиотеку игру, презентует её товарищам, и любой воспитанник группы может взять понравившуюся игру домой на конкретно установленный срок. Познакомиться с вариантами этой игры в семье. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. В итоге мы сможем увидеть. Что если библиотека игр будет обновляться. То значит, традиции совместных домашних игр прививаются в семьях наших воспитанников.

  • Проведение конкурса между семьями воспитанников на организацию лучшего игрового уголка «Моя игрушечная страна»

Вниманию жюри были предложены варианты оформления игровых уголков в домашних условиях в виде макетов, чертежей, фотостендов, на которых представлены фотографии детских домашних уголков, детей в игре, рассказы об игровом уголке. Победители были награждены грамотами и ценными подарками.

Итоговый этап

Задачи:

  1. Активизировать родителей к рефлексии результатов взаимодействия с педагогами дошкольного учреждения по проблеме детской игры.
  2. Обеспечить транслирование опыта семейного воспитания по теме «Развитие игровой деятельности в условиях дома»
  3. Определить перспективы дальнейшего сотрудничества с семьёй по вопросу организации игровой деятельности дошкольников.

Наиболее удачными нам показались такие формы как, родительские гостиные, круглые столы, дискуссии. Они позволяют достичь психологического контакта между родителями и педагогами, обеспечить активное усвоение, осмысление информации.

Разработанные и апробированные формы работы с родителями, на наш взгляд, являются эффективными, отражают потребности современного родителя, способны в доступной форме донести теоретический и практический материал.

Родители со своей стороны в своих отзывах отметили, что данная система мероприятий активизирует их, позволяет отвлечься от повседневных дел и подумать о своих детях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные дети – современные игры»: проблемы организации игровой деятельности в ДОУ и семье

Раздумья о том, каков же современный ребенок, как его воспитывать, как достигать с ним взаимопонимания, привели к тому, что у современного ребенка должен быть современный педагог. Мы начали прорисовыв...

«Проблемы организации игровой деятельности детей в современном детском саду».

laquo;Проблемы организации игровой деятельности детей в современном детском саду»....

Проблемы организации игровой деятельности детей в современном детском саду.

Проблемы организации игровой деятельности детей в современном детском саду....