Родительское собрание "Адаптация к детскому саду" + презентация + памятка + программа адаптации
консультация

Дорогова Марина Владимировна

Выступление на родительском собрании

«Адаптация к детскому саду»

педагог-психолог Дорогова М.В.

Слайд 1

Дорогие родители, поздравляю вас, ваши дети стали взрослыми и их ждет первый опыт общественных отношений, первая образовательная ступень.

Слайд 2

Адаптация  - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке

Степень адаптации:

  • легкая (2-4 недели);
  • средняя (до 1,5 месяцев);
  • тяжелая (от 2-х месяцев).

Нарушения  в период адаптации:

  • нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание);
  • нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый);
  • изменение эмоционального состояния (дети много плачут, раздражаются или заторможенность);
  • повышение температуры тела;
  • изменение характера стула;
  • нарушение некоторых приобретенных навыков (сам не ест, не раздевается, речь на ступень ниже).

 

Слайд 3

Как подготовиться к детскому саду

  • Здоровье (в детский сад здоровым, витамины, закаливание)
  • Вредные привычки (соска, бутылочка, палец, на прогулку на руках, еда не за столом, укачивание и др.)
  • Социально-бытовые навыки (сам ест, ходит на горшок, раздевается)
  • Режим (еда во время и как в доу, сон днем и вечером во время, подъем, прогулка)
  • Привязанность (остается с другими членами семьи)
  • Общение (с взрослыми – умеет подчиняться, слушаться, с детьми – не дерется, не кусается, умеет делиться, ждать очереди, уступать, играть рядом)
  • Игра (умеет занять себя игрой, интересуется игрушками, с взрослым способен какое-то время включаться в сюжетно-ролевую игру)
  • Развитие речи (может обратиться с просьбой, понимает речь)
  • Положительный образ детского сада (доверие воспитателю со стороны взрослых)
  • Не форсировать развитие ребенка, формировать необходимые и адекватные возрасту навыки!!!!!

Рекомендации родителям в период адаптации:

  • отправить ребенка в детский сад лишь при условии, что он здоров;
  • создать спокойный, бесконфликтный климат в семье;
  • не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему, на время прекратить походы в гости, намного сократить просмотр телевизионных телепередач;
  • создать в воскресные дни дома для ребенка режим такой же, как и в детском саду;
  • не обсуждайте при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом;
  • настраивайте себя на успешную адаптацию, постарайтесь наладить доверительные отношения с педагогами в детском саду;
  • пусть ребенок почувствует вашу любовь и заботу, не скупитесь на похвалу;
  • будьте терпимы к капризам;
  • выполняйте советы и рекомендации воспитателя;
  • когда ребенок привыкнет к новым условиям, не принимайте его слез при расставании всерьез - это может быть вызвано просто плохим настроением.

 

Слайд 4

Окончание адаптационного периода

1. Ребенок ходит в садик без капризов и даже хочет туда пойти

2. Прощается с мамой без слез

3. Болеет не чаще раза в три месяца

4. Хорошо ест в саду и соглашается ложиться там спать

5. Ходит в саду на горшок или в туалет

6. Рассказывает о других детях с интересом

7. С удовольствием играет в групповые игры

8. Показывает дома, что делал в саду: рисует и пытается слепить что-то, чему его учили

9. Делится с мамой планами на следующий день

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании

«Адаптация к детскому саду»

педагог-психолог Дорогова М.В.

Слайд 1

Дорогие родители, поздравляю вас, ваши дети стали взрослыми и их ждет первый опыт общественных отношений, первая образовательная ступень.

Слайд 2

Адаптация  - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке

Степень адаптации: 

  • легкая (2-4 недели);
  • средняя (до 1,5 месяцев);
  • тяжелая (от 2-х месяцев).

Нарушения  в период адаптации:

  • нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание);
  • нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый);
  • изменение эмоционального состояния (дети много плачут, раздражаются или заторможенность);
  • повышение температуры тела;
  • изменение характера стула;
  • нарушение некоторых приобретенных навыков (сам не ест, не раздевается, речь на ступень ниже).

Слайд 3

Как подготовиться к детскому саду

  • Здоровье (в детский сад здоровым, витамины, закаливание)
  • Вредные привычки (соска, бутылочка, палец, на прогулку на руках, еда не за столом, укачивание и др.)
  • Социально-бытовые навыки (сам ест, ходит на горшок, раздевается)
  • Режим (еда во время и как в доу, сон днем и вечером во время, подъем, прогулка)
  • Привязанность (остается с другими членами семьи)
  • Общение (с взрослыми – умеет подчиняться, слушаться, с детьми – не дерется, не кусается, умеет делиться, ждать очереди, уступать, играть рядом)
  • Игра (умеет занять себя игрой, интересуется игрушками, с взрослым способен какое-то время включаться в сюжетно-ролевую игру)
  • Развитие речи (может обратиться с просьбой, понимает речь)
  • Положительный образ детского сада (доверие воспитателю со стороны взрослых)
  • Не форсировать развитие ребенка, формировать необходимые и адекватные возрасту навыки!!!!!

Рекомендации родителям в период адаптации:

  • отправить ребенка в детский сад лишь при условии, что он здоров;
  • создать спокойный, бесконфликтный климат в семье;
  • не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему, на время прекратить походы в гости, намного сократить просмотр телевизионных телепередач;
  • создать в воскресные дни дома для ребенка режим такой же, как и в детском саду;
  • не обсуждайте при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом;
  • настраивайте себя на успешную адаптацию, постарайтесь наладить доверительные отношения с педагогами в детском саду;
  • пусть ребенок почувствует вашу любовь и заботу, не скупитесь на похвалу;
  • будьте терпимы к капризам;
  • выполняйте советы и рекомендации воспитателя;
  • когда ребенок привыкнет к новым условиям, не принимайте его слез при расставании всерьез - это может быть вызвано просто плохим настроением.

Слайд 4

Окончание адаптационного периода

1. Ребенок ходит в садик без капризов и даже хочет туда пойти

2. Прощается с мамой без слез

3. Болеет не чаще раза в три месяца

4. Хорошо ест в саду и соглашается ложиться там спать

5. Ходит в саду на горшок или в туалет

6. Рассказывает о других детях с интересом

7. С удовольствием играет в групповые игры

8. Показывает дома, что делал в саду: рисует и пытается слепить что-то, чему его учили

9. Делится с мамой планами на следующий день


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке Степень адаптации: легкая; средняя; тяжелая. Нарушения в период адаптации: нарушение аппетита; нарушение сна; изменение эмоционального состояния; повышение температуры тела; изменение характера стула; нарушение некоторых приобретенных навыков.

Слайд 3

Как подготовиться к детскому саду Здоровье Вредные привычки Социально-бытовые навыки Режим Привязанность Общение Игра Развитие речи Положительный образ детского сада

Слайд 4

Окончание адаптационного периода 1. Ребенок ходит в садик без капризов и даже хочет туда пойти. 2. Прощается с мамой без слез. 3. Болеет не чаще раза в три месяца. 4. Хорошо ест в саду и соглашается ложиться там спать. 5. Ходит в саду на горшок или в туалет. 6. Рассказывает о других детях с интересом. 7. С удовольствием играет в групповые игры. 8. Показывает дома, что делалось в саду: рисует и пытается слепить что-то, чему его учили. 9. Делится с мамой планами на следующий день.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад  № 6 «Светлячок»

Программа педагога-психолога по сопровождению детей в период адаптации к ДОУ

                                                                       

                                                             

педагог-психолог  М.В. Дорогова

 

г. Лесосибирск 2017

                                              Содержание

I Целевой раздел………………………………………………………….….…..3

1.1. Пояснительная записка………………………………………………3

1.2. Цели и задачи рабочей программы.

1.3. Возрастные особенности детей……………………………………….3

1.4. Планируемые результаты освоения программы…………………….4

1.5. Оценка результатов освоения программы…………………………..5

1.6. Методики, технологии, средства воспитания………………………5

1.7. Содержание совместной деятельности психолога с детьми………6

II Содержательный раздел……………………………………………………6

2.1.Формы и приемы работы педагога-психолога с детьми в период адаптации…….…………………………………………………………………..…....6

2.2.Взаимодействие педагога-психолога с семьями воспитанников……...……………………………………………………………9

Литература………………………………………..…………………....…10

  1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с образовательной программой МБДОУ детского сада № 7 «Улыбка» и отражает организацию адаптационного процесса в группе младшего возраста. Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, и образовательных потребностей и запросов  воспитанников.

1.2. Цели и задачи реализации программы

 Цель: помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Задачи:

- снятие эмоционального напряжения;

- развитие навыков взаимодействия со взрослыми (воспитатель, психолог);

- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

- развитие игровых навыков, произвольного поведения.

- обеспечение психолого-педагогической поддержки и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей.

1.3. Возрастные особенности детей

Для детей 2-3-х лет характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Начинает формироваться произвольность поведения, что обусловлено развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. Формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.          

В раннем возрасте совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развивается произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.

В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Основной формой мышления становится наглядно-действенное. Его особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

  1. Планируемые результаты освоения программы

По результатам успешной адаптации ребенка к ДОУ у ребенка

формируются такие качества:

- доброжелательность, общительность, инициативности,  эмоциональная удовлетворенность от сотрудничества  в процессе пребывания в группе с другими детьми;

- соответствующие возрасту формы общения со взрослыми и со сверстниками, доверчивость, открытость, умение ладить с людьми;

- игровая деятельность с предметами, с заместителями.

1.5. Оценка результатов освоения программы

- стремиться к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу;

 - проявляет интерес к сверстникам; и наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами;

- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

- владеет активной речью, включенной в общение; понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

 - проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).

1.6. Методики, технологии, средства воспитания.

Работа с детьми 3-его года жизни сводится к наблюдению за деятельностью и поведением детей. К проведению адаптационных игр предъявляются определенные требования:

-игру повторяют в течение дня несколько раз;

-при введение новой игры знакомые игры повторяют;

-игры и бытовые процессы каждодневно дополняют приемами торможения отрицательных эмоций;

-при повседневном использовании игр учитывают состояние ребёнка в конкретный момент взаимодействия, поэтому возможно возвращение к играм, которые ранее были освоены.

Это необходимо для того, чтобы проследить особенности адаптации каждого приходящего в детский сад ребенка и обеспечить полноценное общение с родителями. 

В адаптационный период необходимо соблюдать последовательность работы с семьей: 

1.Знакомство. Ребенок, поступающий в ДОУ, совместно с родителями знакомится с группой, условиями пребывания, педагогами. Родителям предлагается совместное посещение группы в момент первого посещения ДОУ.

2. Индивидуальный режим. Для ребенка устанавливается первичный, индивидуальный режим посещения. Первые несколько дней родителям рекомендовано забирать детей до сна, постепенно по мере социализации личности, время пребывания увеличивается. 

3. Наблюдение за адаптацией к среде.

 Степень адаптации:

Легкая степень: к 20-му дню пребывания в детском саду нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более 10 дней, без осложнений и без изменений.

Средняя степень: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психологическое развитие несколько замедляется, снижается речевая активность. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней без осложнений, вес несколько снизился. 

Тяжелая степень: Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1-2 квартала. Респираторные заболевания более 3-х раз сроком более 10 дней. Ребенок не растет, не прибавляет в весе в течение 1-2 квартала. 

По истечении периода адаптации на медико-педагогическом совещании ведется анализ степени адаптированности.

1.7. Содержание совместной деятельности психолога с детьми

Основная задача игр в этот период адаптации – формирование эмоционального контакта, доверия детей к друг другу, воспитателю, психологу.

Ребенок должен увидеть в воспитателе и психологе доброго, всегда готового прийти на помощь человека  и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места и время их проведения.

II  Содержательный раздел.

2.1. Формы и приемы работы педагога-психолога с детьми в период адаптации

Мероприятие

Цель

1

Игра «Куколка Катюша»

Установление доверительных отношений со взрослыми

2

Пальчиковая игра «Сорока-белобока»

Развитие навыков общения

3

Игра «Наши уточки»

Развивать желание совершать подражательные и самостоятельные  игровые действия

4

Игра «Прилетела птичка»

Развитие внимания к сверстникам

5

Подвижная игра «Мячик»

Развитие двигательной активности

6

Игра «Разноцветные клубочки»

Коррекция эмоциональной сферы

7

Игра «Зайка»

Доверительных отношений со сверстниками

8

Игра «Топ-Топ»

Развитие умения подражания, улучшение настроения

9

Пальчиковая игра «Катаем шарик»

Развитие умения обмениваться  со сверстниками предметами

10

Игра «Наши игрушки»

Побуждать принимать воображаемую ситуацию, соблюдая правила

11

Психогимнастика «Злая кошка, добрая кошка»

Развитие эмоциональной сферы

12

Этюд «Солнышко»

Настрой на доброжелательный лад

13

Игра «Чудесный мешочек»

Развитие внимания, речи

14

Пальчиковая игра «Моя семья»

Развитие мелкой  моторики рук, коррекция эмоциональной сферы

15

Дыхательная гимнастика «Ветерок»

Улучшение функций внешнего дыхания

16

Прослушивание песенок

Коррекция эмоциональной сферы, сплочение детского коллектива

17

Игра «Мишка –косолапый»

Развитие доверительных отношений, умения играть в группе

18

Игра «Чего не стало»

Развитие зрительного внимания

19

Игра «Гусеница»

Формирование чувства доверия и уверенности в себе

20

Психогимнастика «Разные настроения»

Снятие эмоционального напряжения и коррекция настроения

21

Дыхательное упражнение  «Воздушный шарик»

Расслабление мышц, снятие телесных зажимов

22

 «Радость»

Знакомство детей с эмоцией радости, внимания, воображения

23

Пальчиковая игра «Теремок»

Снятие физического напряжения, улучшение настроения

24

Упражнение «Вежливые слова»

Развитие навыков эффективного общения, сплочение группы

25

Игра «Прикосновения»

Помощь психическому и мышечному расслаблению, повышение тактильной восприимчивости

26

Пантомима «Смелый заяц»

Коррекция тревожности, развитие эмоциональной сферы

27

Психогимнастика «Смешинка»

Обогащение эмоциональной сферы детей путем позитивных переживаний

28

 «Грусть»

Знакомство с эмоцией грусти, научить определять эмоции на иллюстрациях, развитие эмпатии

29

Игра «Паровозик»

Сплочение группы детей, развитие речи

30

Пальчиковая игра «Колечки»

Развитие внимания, моторики рук

31

Игра «Передай апельсин»

Коррекция настроения

32

Релаксация «Солнечный зайчик»

Улучшение настроения, развитие доверительных отношений к взрослым

33

Игра «Строим домик для Тузика»

Развитие внимания, эмпатии, воображения

34

Игра «В гостях»

Коррекция тревожности

35

Упражнение «Тух-тиби-тух»

Коррекция агрессии, развитие эмоциональной сферы

36

Игра «Собираем пирамидки»

Развитие сенсорного восприятия, внимания, речи

37

Игра «Колокольчик»

Развитие слухового внимания, речи

38

Игра «Рисуем каракули»

Развитие фантазии, моторики рук

39

Занятие «Матрешки-крошки»

Развитие речи, движения, воспитывать чувство сопереживания

40

Подвижные игры «Догонялки»

«Лови мяч»

Развитие координации движений, умения слушать команды

41

Пальчиковые игра «Строим домики и мостик»

Улучшение настроения, развитие мелкой моторики рук и речи.

42

Танцы

Коррекция эмоциональной сферы

2.2. Взаимодействие педагога-психолог с семьями воспитанников

Взаимодействие  с родителями производить через наглядно – информационную пропаганду, индивидуальные и групповые консультации и носит  характер сотрудничества. Принцип взаимодействия с родителями носит целенаправленный, систематичный, плановый характер, дифференцировано с учетом специфики каждой семьи,  с соблюдением доброжелательности и открытости.

Литература

  1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ - Воронеж, 2004.- 189с
  2. Бондаренко Е.А. О психическом развитии ребенка. - СПб., 1994. - 342с.
  3. Ватутина, Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. / Н.Д.Ватутина - М., 1983. - 158с
  4. Веракса А.Н., Гуторова Н.Ф. «Практический психолог в детском саду»
  5. Лебединская К.С. Место адаптации в процессе социализации. - М.: 1999. - 218с.
  6. Широкова Г.А. «Практикум для детского психолога».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в детском саду "Несколько слов об адаптации ребенка к дошкольному коллективу"

Что такое адаптационный период, степени адаптации ребенка, факторы от которых зависит течение адаптационного периода, как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к ДОУ....

Памятка для молодых родителей "Родительские собрания в детском саду"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14445239","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 200px; width: 220px;"}}]]Одной из форм работы с родителями является Памятка -...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...

Родительское собрание в детском саду по адаптации.

Родительское собрание в детском саду по адаптации....

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»

Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер...