Консультация для родителей "Применение народной педагогики в семье"
консультация (подготовительная группа)

Консультация для родителей

«Применение народной педагогики в семье»

 

Современная  семья утратила многие из старых добрых традиций,  выполняющих воспитательные функции. Это относится, в первую очередь, к городской семье, живущих изолированно, даже от близких родственников, друзей и соседей. Отсутствие такого важного фактора воспитания, как постоянное общение друг с другом, со взрослыми, с родителями в играх и праздниках не обеспечивает должной адаптации к социуму, не позволяет ребенку накопить опыт социальных ролей, уважительного отношения к старшим, поэтому нередко растет отчуждение между родными и близкими, детьми и родителями.

Достаточно типичной, является следующая ситуация:

- Мама, прочитай мне сказку, - просит больной малыш, лежа в постели.

- Ты сам уже хорошо читаешь. Скоро шесть лет тебе исполнится, а всё няньки нужны! Неужели ты не понимаешь, что я занята? Надо обед сварить, постирать.

Мальчик плачет и, натягивая на голову одеяло, с обидой и горечью говорит:

- Тебе всегда некогда. Хорошо ребятам, у которых бабушки есть. Они не только книжки читают,  но и сказки рассказывают.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx17.74 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Применение народной педагогики в семье»

Современная семья утратила многие из старых добрых традиций, выполняющих воспитательные функции. Это относится, в первую очередь, к городской семье, живущих изолированно, даже от близких родственников, друзей и соседей. Отсутствие такого важного фактора воспитания, как постоянное общение друг с другом, со взрослыми, с родителями в играх и праздниках не обеспечивает должной адаптации к социуму, не позволяет ребенку накопить опыт социальных ролей, уважительного отношения к старшим, поэтому нередко растет отчуждение между родными и близкими, детьми и родителями.

Достаточно типичной, является следующая ситуация:

- Мама, прочитай мне сказку, - просит больной малыш, лежа в постели.

- Ты сам уже хорошо читаешь. Скоро шесть лет тебе исполнится, а всё няньки нужны! Неужели ты не понимаешь, что я занята? Надо обед сварить, постирать.

Мальчик плачет и, натягивая на голову одеяло, с обидой и горечью говорит:

- Тебе всегда некогда. Хорошо ребятам, у которых бабушки есть. Они не только книжки читают, но и сказки рассказывают.

Ребенок расплакался еще сильнее, расстроилась и мать. На следующий день она рассказала об этом случае у себя на работе. Оказалось, что многие ее коллеги тоже не могли вспомнить, когда в последний раз читали своим детям книжки. А одна пожилая работница задумчиво произнесла:

- А ведь детям и еще и колыбельные петь надо…

Сегодня родители нередко стремятся дать детям элитное воспитание и отдают в специальные учреждения (детские сады, лицеи и т.д.). Но, как известно, это не может заменить ребенку семейный уют, родительскую любовь, тепло домашнего очага. Не трудно предсказать результаты такого воспитания: эгоизм, душевная черствость, искаженная система ценностей. При таком воспитании утрачивается «нить родства» и взаимопонимание. Дети и родители в этой ситуации становятся фактически чужими людьми, которых больше объединяют общие стены, чем родственные чувства.

Нередко молодая семья предпочитают отдавать ребенка в детское учреждение, нежели доверять родным бабушке и дедушке. И напрасно! Ведь кто лучше бабушки неторопливо и задушевно поведает внуку или внучке о добром Иванушке, злом Кащее, о трудолюбивой Золушке… Не забудутся малышу эти сказки, если нет-нет, да и скажет бабушка: «Ты у меня такая же трудолюбивая, как Золушка, находчивая, как Аленушка, красивая, как Василиса». Заметив грязь на полу, бабушка скажет со вздохом: «… не достанется тебе хорошего жениха, раз углы в комнате не метены – а это верная примета». И внучка уже бежит за веником. «Учти, муж будет рябой, если посуда долго не мытая». Глядишь – и нет грязной посуды. Вот и сняты проблемы, с которыми сталкиваются многие родители, безуспешно применяя различные методы наказания и поощрения.

Много секретов себе таит народная педагогика, и счастлив тот, кто познал их в непосредственном общении с любимой бабушкой или дедушкой. Конечно, многое зависит от отношений, которые складываются в семье. Они во многом определяют будущее ребенка.

Как бы ни была велика любовь бабушек и дедушек к своим внукам, они должны всегда помнить о необходимости приобщения ребенка к посильному труду, необходимому для других и для себя самого, т.е. о включении ребенка в реальную жизнь. Вот почему при воспитании с раннего детства должно учитываться многое, даже пол ребенка.

Сначала малыш овладевает определенными умениями и навыками с помощью игрушек: девочки, например, учатся вышивать, шить, ухаживать за детьми (пусть пока это будут куклы).

Из сказанного можно сделать вывод о том, что оправдана направленность педагогики в последние годы на возраждение интереса к глубинным истокам воспитания и народной культуры, где в основе лежит не повторение того, что сказал воспитатель, педагог, родители, а последовательное освоение «секретов» любого дела от: «смотри, как это красиво и добротно сделано», через «помоги мне это сделать», «давай сделаем это вместе», «у тебя получается лучше, чем у других, но ты можешь сделать еще лучше, если потренируешься, постараешься». Только такой подход к воспитанию и обучению, сложившийся исстари, помог сохранить секреты народной вышивки, плетения кружев, росписи и др.

Эффективность действия средств в народной педагогике в семье определяется следующими условиями:

- каждая семья, независимо от структуры и состава, должна создавать и развивать свои традиции;

- семья не должна существовать изолированно. Для правильного воспитания детей нужно создавать специальный круг семейных знакомств по принципу дружбы семей и дружбы по интересам;

- взрослые в семье должны владеть воспитательными методами народной педагогики: фольклором или танцевальным искусством, уметь проводить игры и праздники дома;

- дети в семье должны выполнять определенную посильную, но нужную для всех ее членов работу;

- в семье должна существовать система правил и норм: поведения, общения, деятельности каждого ее члена;

- семья должна способствовать участию детей в общественных видах труда, в помощи другим семьям и детям;

- семья должна постоянно интересоваться успехами ребенка, знать круг его общения друзей;

- в семье нужно постоянно обращаться к истокам народной культуры: к народным играм, праздникам и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Народные игры в семье»

Одним из средств создания положительной эмоциональной атмосферы в семье, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми, являются народные игры ....

Консультация для родителей "Народная педагогика"

НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА - совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в традициях, народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с друг...

Консультация для родителей «Народные игры в семье»

Данная консультация раскрывает значение народных и дворовых игр в воспитании детей, предлагает некоторые забытые игры для совместных развлечений родителей с детьми....

Консультация для родителей .Народные игры в семье

Развивающий потенциал традиционных игр очень высок, они способствуют формированию функций, которые носят универсальный характер и составляют основу деятельности человека. Для детей такие игры служат в...

Консультация для родителей «Народные игры в семье»

                                           Консультация для родителей«Народны...

Консультация для родителей «Народные игры в семье»

Данная консультация раскрывает значение народных и дворовых игр в воспитании детей, предлагает некоторые забытые игры для совместных развлечений родителей с детьми....