Консультация «Как не надо отвечать на детские вопросы»
консультация (подготовительная группа)

Царенкова Валентина Анатольевна

Консультация для родителей детей подготовительной к школе группы «Как не надо отвечать на детские вопросы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx13.96 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Как не надо отвечать на детские вопросы»

Дети - исследователи. Они любознательны и неравнодушны. Психологи отмечают несколько периодов в речевом развитии детей. Некоторые из них связаны с тем, какие вопросы задают дети.
Первый период вопросов бывает в 2-3 года. Ребенок интересуется всем подряд: как зовут кошку, где спят птицы, когда завтра будет лето и т. д. Второй период вопросов начинается в 4-5 лет. Это уже более сложные вопросы и с точки зрения структуры, и сточки зрения ответов. Это период вопросов "Когда?", "Где?" и "Почему?".
Всем взрослым известно, что отвечать на детские вопросы надо. Но вот вопрос - как отвечать. Возьмем, к примеру,
самый простой вопрос ребенка: "Почему с деревьев падают листья? У взрослых такой вопрос вызывает, по крайней мере, 10 типов ответов-реакций.
1. Взрослый выражает удивление: "А почему, собственно, они не должны падать?". Тут и явное неодобрение, и неготовность ответить. Преобладает тут эмоция недоумения: "Странные вещи ты спрашиваешь!" Но ребенок именно поэтому и спрашивает, что для него это странно.
2. Бывает, что взрослый повторяет в своем ответе вопрос: "Почему листья падают? Потому что падают". Это ответ-пустышка, когда взрослый опять-таки делает вид, что ребенок спрашивает о чем-то очень примитивном.
3. Другой тип ответа на детский вопрос - ссылка на регулярность: "Листья каждый год падают". Тут уже чуть больше информации, но ответа по существу снова нет.
4. Более серьёзным является отсылка якобы к сущности: "Листья падают, потому что они такие". Очень философский ответ. По форме, но не по существу. Ребенку он мало что даёт. Это что-то вроде шутливого выражения "Такова селява, как говорят японцы".
5. Взрослые любят делать отсылки к чему-то хорошо им известному: "Листья падают потому, что такой закон природы". Хорошее обобщение, и оно тоже настраивает на философский лад. Однако для ребенка такой ответ по-прежнему не содержит никакой конкретной информации. Он не знаком еще с законами природы.
Кстати, обобщение - это один из типичных приемов манипуляции, известный всем, кто изучал нейро-лингвистическое программирование.
6. Иногда, отвечая на вопрос, взрослые отсылают к несуществующим у предметов эмоциям и желаниям. "Почему листья падают?"- "Потому что им так хочется." В этом выражается так называемый антропоморфный взгляд на природу, когда явлениям окружающего мира приписываются человеческие свойства. Психологи полагают, что ребенка такой ответ может устроить, но только на некоторое время. Ребенок ведь должен научиться различать то, что относится к человеку, и что не относится. Поэтому такого рода ответ уводит детей в область мифологии и сказок, а не приближает к пониманию реального мира.
7. Взрослые любят объяснять по аналогии: "Деревья засыпают, и тогда...". На первый взгляд, это - уподобление деревьев людям. Но, начав так отвечать, можно сообщить ребенку сведения о цикличности смены времен года, о том, что зимой меняется все вокруг ("Словно засыпает"), а весной, наоборот, просыпается. И провести маленький урок природоведения.
8. Возможно объяснение по дедуктивной модели - от общего к частному. "Листья падают потому, что они живые, а все живое умирает". Тут взрослый пытается дать представление о природе как части живого мира. Природа не просто похожа на что-то живое, а сама действительно живая.
9. Возможно и причинное объяснение: "Листья падают потому, что сильный осенний ветер срывает их". Такой ответ уже объясняет значительно больше, показывая взаимосвязь явлений природы.
10. Последний тип ответов - целесообразное объяснение: "Листья падают для того, чтобы новые листья появились весной". Взрослый направляет мышление ребенка и на цикличность природных явлений, и на будущее (а не только на смерть).
    Если взрослый стремится "поставить ребенка на место", затыкает ему рот, учит его прежде всего уважать старших, то тем самым он демонстрирует свой невысокий уровень развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей : "КАК ОТВЕЧАТЬ НА ДЕТСКИЕ ВОПРОСЫ?"

Ребенок часто задает такие вопросы родителям, воспитателям, своим друзьям... Что стоит задуматься... Предлагаю вашему вниманию несколько полезных советов....

Консультация для родителей «Как отвечать на детские вопросы»

«И спросила кроха:Что такое хорошо?И что такое плохо? »Цель данной консультации:- Обратить внимание родителей на значение детских вопросов в развитии любознательности ребенка.- Дать родителям ре...

Консультация для родителей «Как отвечать на детские вопросы?»

Консультация для родителей "Как отвечать на детские вопросы?"...

Консультация для родителей «Как отвечать на детские вопросы»

Консультация для родителей «Как отвечать на детские вопросы» может быть использована как материал для размещения на информационном стенде для родителей дошкольников....

Как не надо отвечать на детские вопросы?

Как не надо отвечать на детские вопросы?...

Как не надо отвечать на детские вопросы

Потому, что кончается на "У"...

Консультация для родителей КАК НЕ НАДО ОТВЕЧАТЬ НА ДЕТСКИЕ ВОПРОСЫ

Дети - исследователи. Они любознательны и неравнодушны. Психологи отмечают несколько периодов в речевом развитии детей. Некоторые из них связаны с тем, какие вопросы задают дети....