Мастер-класс для родителей "Изучаем дни недели"
материал (старшая группа)

Мастер-класс поможет объяснить родителям, почему ребёнку необходимо знание дней недели, их последовательности, разделения на будничные и выходные дни.

А также познакомить родителей с игровыми  приёмами, помогающими в доступной для ребёнка форме сформировать представление о днях недели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dni_nedeli_starsh_gr_tekst.docx25.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4 имени В.В. Бианки»

Мастер-класс для родителей воспитанников

«Изучаем дни недели»

           

Разработчик:

воспитатель

Ульянова М.В.

Бийск 2023 г.

Тема: «Изучаем дни недели».

Цель: повышение активности родителей в вопросах формирования временных представлений у детей.

Задачи:

1. Объяснить родителям, почему ребёнку необходимо знание дней недели, их последовательности, разделения на будничные и выходные дни.

2. Познакомить родителей с игровыми  приёмами, помогающими в доступной для ребёнка форме сформировать представление о днях недели.

Материал: мяч, циферблат «Дни недели», карточки со стишками (для раздачи родителям).

Организационный этап

Вы когда-нибудь задумывались о происхождении названий дней недели?

Слово «понедельник» образовано от «после недели». Понедельник был первым днем после воскресенья, которое в древности называлось «неделей».

Вторник – от слова «второй». Второй день после «недели» (нынешнего воскресенья).

Среда – это слово тоже пришло из старославянского (как и «неделя», «понедельник», «вторник»). Имеет общий корень со словами «сердце», «середина». Обратите внимание: среда является серединой недели лишь в том случае, если неделя начинается с воскресенья.

Простое и ясное объяснение приходятся на четвертый и пятый дни недели. Четверг от числительного «четыре», пятница – «пять».

Суббота – слово пришло из старославянского языка. Когда-то оно было заимствовано из греческого языка.

Воскресенье – это слово пришло на смену слову «неделя». Возникло оно после принятия на Руси христианства.

Основной этап

Теоретическая часть

Думаю, никто не будет спорить, что умение разбираться в днях недели очень полезно для ребенка. Когда ребёнок начинает посещать детский сад, кружки, секции, сталкиваться с работой различных муниципальных учреждений, у него появляется множество вопросов: почему сегодня в детский сад идти не нужно? Почему в бассейн только завтра? Все эти учреждения работают по каким-то законам, о которых ребенок, конечно, тоже хочет знать. Если вы научите своего ребёнка определять дни недели, то он сможет примерно представлять, что его ждет в тот или иной день. А это уже первый шаг на пути к планированию собственного времени.

Объясните ребенку, что в неделе 7 дней (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье). Первые пять дней – это рабочие дни, в эти дни взрослые работают, дети ходят в детский сад или учатся в школе. Последние два дня, суббота и воскресенье, это выходные дни, в эти дни все люди отдыхают.

Как только дети идут в школу, каждый день становится для них более организованным. Это заметно не только в школе, но и дома. Для детей очень важно знать, какой сегодня день и что будет происходить в этот день. Возможно, у них есть книга, которую нужно отдать в библиотеку, или у друга день рождения. С самого первого раза, когда ребенок поинтересовался, какой сегодня день, родители должны поощрять этот интерес. Дети должны учиться быть независимыми в управлении своим временем. Зная, какой сегодня день, ребенок сделает первые шаги к планированию своего времени и расписания, что в свою очередь воспитывает собранность и организованность.

Какие же есть способы обучения детей дням недели?

Чаще произносите дни недели. Дети будут слышать названия дней недели и, хотя еще они их не поймут, однако начнут усваивать эту информацию и привыкать к ней.

Чаще обращайте внимание на дни, которые являются важными для вашей семьи: дни рождения, торжества, приезд бабушки и дедушки, выходные дни и т.д. Как и многое другое, это обучение может быть легко интегрировано в повседневные разговоры семьи.

Можно сделать простой календарь с днями недели и повесить на видное место в квартире. При любом случае можно будет обращаться к данному календарю, чтобы выяснить какой сегодня день, какой день был вчера и какой день будет завтра. Чтобы разнообразить и оживить этот календарь, можно каждый день оформить в виде кармашка и вкладывать в эти кармашки карточки с картинками тех событий, которые имели место в жизни ребёнка в этот день.

Есть стишки, которые помогут выучить дни недели. Регулярное повторение этих рифм в конечном итоге установят порядок дней в детских умах. Не беспокойтесь, если дети путают дни недели. Понятие времени – абстрактное понятие для маленьких детей и требует времени, чтобы это запомнить и выучить.

Не ожидайте, что изучение дней недели будет быстрым процессом. Сначала ребенок будет путать порядок дней. Но при регулярной практике и повторении, в конечном итоге, всё станет на свои места.

Познакомить ребенка с днями недели можно в игре. Можно попытаться пропеть подряд названия дней недели на какой-нибудь подходящий мотив.

Приколите на стене в детской комнате таблицу с названиями дней недели и каждый раз, обнимая ребенка утром с постели, показывайте ему, какой сегодня день. А каждый вечер зачеркивайте вместе с  ребёнком истекший день.

Можно также сделать своего рода циферблат с названиями дней недели, и тогда ребёнок сможет сам переводить стрелку на нужный день.

Обратите внимание ребёнка на то, что некоторые события его жизни повторяются в определенные дни: поход в бассейн, занятия танцами, приход бабушки и т.д.

Практическая часть

 

Сейчас мы с двумя ребятами покажем Вам несколько игр, которые помогут Вашему ребёнку запомнить дни недели.

1. Словесная игра.

Взрослый перечисляет разные слова, в том числе и названия дней недели. Когда ребенок услышит среди ряда слов день недели, он должен хлопнуть в ладоши. Все остальные слова нужно оставлять без внимания.

2. Словесная игра с мячом.

Предложите ребёнку поиграть в весёлую игру с мячом: встаньте друг напротив друга (игроков может быть двое или больше) и, бросая друг другу мяч, чётко произносите название первого дня недели: понедельник! Тот, кто поймал мяч, называет следующий день недели: вторник! И так далее. Во время игры в мяч с каждым броском называйте дни недели, в том порядке, как они стоят в календаре. Игра поможет запомнить последовательность дней.

Если ребёнок уже хорошо освоил очерёдность дней недели, можно играть в обратном порядке – начиная с воскресенья.

Ещё сложнее игра становится, когда бросающий мяч игрок даёт задания, прося назвать какой-либо день: «Назови день перед понедельником!», или «Следующий день после субботы?», или «Как называется пятый день недели?»

3. Подвижная игра.

Эта игра поможет запомнить какой день будничный, а какой выходной.

Взрослый называет дни недели в случайном порядке. Если ребенок слышит название будничного дня, то он делает вид, что занят какой-то деятельностью – рисует, строит из кубиков, читает книгу и т.д. Если же произносится название выходного дня, то ребенок делает вид, что отдыхает – спит, танцует, хлопает в ладоши – на ваш выбор.

4. Словесная игра.

Эта игра на закрепление знания последовательности дней недели.

Если ребёнок усвоил последовательность дней, то можно задавать такие задачки: «Какой день недели спрятался между вторником и четвергом? Какой день идет после пятницы? Перед средой? Какой день недели первый? А последний?».

Хорошим приёмом для закрепления знания дней недели служит художественное слово (стишок).

Стишок должен быть коротким, легко запоминающимся и обязательно содержащим ассоциацию к каждому дню недели.

Стишок для мальчиков:

В ПОНЕДЕЛЬНИК я стирал,

А во ВТОРНИК подметал.

В СРЕДУ  я испёк калач,

А в ЧЕТВНРГ играл я в мяч,

В ПЯТНИЦУ посуду мыл,

А в СУББОТУ торт купил,

В ВОСКРЕСЕНЬЕ отдыхал,

Сказки добрые читал.

Стишок для девочек:

В ПОНЕДЕЛЬНИК я стирала,

А во ВТОРНИК подметала.

В СРЕДУ  испекла калач,

А в ЧЕТВНРГ играла в мяч,

В ПЯТНИЦУ посуду мыла,

А в СУББОТУ торт купила,

В ВОСКРЕСЕНЬЕ отдыхала,

Сказки добрые читала.

Ещё один хороший приём – это показ видео, рассказывающих ребенку про дни недели. В интернете очень много развивающего контента для детей, связанного с днями недели. Это и мультфильмы, и развивающие видеоролики, и интерактивные дидактические игры и песенки... Используйте интернет с пользой!

Каждому из Вас я дарю карточку со стишком для заучивания с ребёнком.

Заключительная часть

- А теперь хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии, я буду по очереди бросать Вам мяч и при этом задавать вопрос;

- Понравилась ли Вам сегодняшняя встреча?

- Чем полезна именно для Вас данная встреча?

- Надо ли знать ребёнку дни недели?

- Будете ли Вы использовать предложенные игровые приёмы для формирования у ребёнка знания дней недели?

- Ваши пожелания на следующий мастер класс.

Спасибо за ответы. Я считаю, что цель  достигнута. Я обратила Ваше внимание на то, что дома необходимо закреплять у ребёнка знание дней недели.

Благодарю Вас за активное участие! Всем большое спасибо! До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация к мастер-классу, в рамках проведения городской недели открытых дверей «Игра в развитии ребенка раннего и младшего дошкольного возраста». Сюжетно-игровой макет «Фермерское подворье «Детсадково» /профориентация дошкольника: мир профессий/

Цель методического пособия: формирование элементарных представлений о профессиональной деятельности человека в сельской местности; /Предполагается усвоение ребенком  понятие  «фермерск...

Мастер-класс (видео- занятие) для родителей детей группы раннего возраста «Звонкая капель» с использованием нетрадиционной технике рисования. Тема недели «Весна в разгаре» 1 неделя апреля

В пособии представлен материал для обучения детей раннего возраста простейшим навыкам рисования. Предложенные в пособии занятия развивают восприятие, мелкую моторику рук, обучают графическим навыкам, ...

Мастер-класс (видео) для родителей детей группы раннего возраста «Лепим из пластилина» Тема недели: « В мире прекрасного» 4 неделя марта «Украсим тарелочку для куклы Кати»

Ребенок учится экспериментировать и делать все новые открытия. Через лепку ребенок может выражать, доступным ему способом, свои эмоции, как позитивные, так и негативные. Кроме того, постоянные занятия...

Мастер - классы из блинов на масленичной неделе "Рыбки" и "Солнышко"

Как важно прививать детям уважение и любовь к русским традициям и в этом нам помогают русские народные праздники. С  сегодняшнего дня, 20 февраля, начинается Масленая неделя — под...