Ситуационные задачи для родителей.
методическая разработка

Харина Татьяна Анатольевна

Задача 1.

Семья состоит из пяти человек: отец, мать, бабушка и двое детей - мальчик 6лет и девочка 4лет. Однажды, в четверг, мама сказала, что в субботу к 16часам придут гости: дядя и тётя с пятилетней дочкой. Вечером  того же дня мама испекла торт для гостей. В субботу пришли гости, подарили детям коробку шоколадных конфет, которые они тут же начали делить.

Сели за стол. Мать пошла за тортом, но оказалось, что от него остался только  небольшой кусочек. Бабушка объяснила маме, что торт съели дети - «недоглядела». Мать молча взяла оставшийся кусочек торта на блюдечко  и поставила перед девочкой – гостьей, извинившись перед её родителями за случившееся.

 В начале  двенадцатого ночи гости ушли. Мать, укоризненно взглянув на бабушку, сказала: «Нехорошо получилось, стыдно перед гостями». Бабушка обиделась: «Вам жалко торта для детей?» Тогда отец сделал замечание детям за то, что они съели торт. Дети расплакались, бабушка приласкала их. Мать прикрикнула на детей за то, что  они до сих пор не спят, и ушла в свою комнату расстроившись.  Отец  включил магнитофон, закурил сигарету и стал прослушивать записи.

Кто какие ошибки допустил в воспитательном отношении?

 

Ответы  на эту ситуационную задачу.

 

Мать, раз уж так случилось, не должна была подавать оставшийся кусочек  торта на стол, извинение в данном случае не помогает делу.

Торт можно было  приготовить в пятницу или в субботу утром - гостей-то ждали к 16часам. Кроме того, детям не объяснили, что торт будет подан на стол, когда придут  гости.

Мать напрасно прикрикнула на детей за то, что они не спят. У них не выработана  привычка ложиться спать в определённое время, и виновата в этом в первую очередь она сама.

Отец не прав, что сделал замечание детям. Они не научены соблюдать определённый порядок, в этом есть и его вина.

Отец напрасно так поздно включил магнитофон, закурив к тому же в квартире сигарету.

Стол остался неубранным, посуда немытой. Плохой  пример для детей.

Гости тоже допустили ошибку: шоколадные конфеты дарить детям не следует, они содержат кофеин, который при передозировке приводит к раздражительности, нарушениям сна и другим неприятным последствиям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл situatsionnye_zadachi.docx27.74 КБ

Предварительный просмотр:

Ситуационная задача для родителей.

Задача 1.

Семья состоит из пяти человек: отец, мать, бабушка и двое детей - мальчик 6лет и девочка 4лет. Однажды, в четверг, мама сказала, что в субботу к 16часам придут гости: дядя и тётя с пятилетней дочкой. Вечером  того же дня мама испекла торт для гостей. В субботу пришли гости, подарили детям коробку шоколадных конфет, которые они тут же начали делить.

Сели за стол. Мать пошла за тортом, но оказалось, что от него остался только  небольшой кусочек. Бабушка объяснила маме, что торт съели дети - «недоглядела». Мать молча взяла оставшийся кусочек торта на блюдечко  и поставила перед девочкой – гостьей, извинившись перед её родителями за случившееся.

 В начале  двенадцатого ночи гости ушли. Мать, укоризненно взглянув на бабушку, сказала: «Нехорошо получилось, стыдно перед гостями». Бабушка обиделась: «Вам жалко торта для детей?» Тогда отец сделал замечание детям за то, что они съели торт. Дети расплакались, бабушка приласкала их. Мать прикрикнула на детей за то, что  они до сих пор не спят, и ушла в свою комнату расстроившись.  Отец  включил магнитофон, закурил сигарету и стал прослушивать записи.

Кто какие ошибки допустил в воспитательном отношении?

Ответы  на эту ситуационную задачу.

Мать, раз уж так случилось, не должна была подавать оставшийся кусочек  торта на стол, извинение в данном случае не помогает делу.

Торт можно было  приготовить в пятницу или в субботу утром - гостей-то ждали к 16часам. Кроме того, детям не объяснили, что торт будет подан на стол, когда придут  гости.

Мать напрасно прикрикнула на детей за то, что они не спят. У них не выработана  привычка ложиться спать в определённое время, и виновата в этом в первую очередь она сама.

Отец не прав, что сделал замечание детям. Они не научены соблюдать определённый порядок, в этом есть и его вина.

Отец напрасно так поздно включил магнитофон, закурив к тому же в квартире сигарету.

Стол остался неубранным, посуда немытой. Плохой  пример для детей.

Гости тоже допустили ошибку: шоколадные конфеты дарить детям не следует, они содержат кофеин, который при передозировке приводит к раздражительности, нарушениям сна и другим неприятным последствиям.

Задача 2.

Шестилетний мальчик увидел открытую банку с вареньем, стоящую на обеденном столе. Пододвинув её к себе, стал пальцем доставать варенье и облизывать его – раз. Второй, третий. Это заметила бабушка: « Ты что же, внучек, пальцем в банку лезешь?»

 Мать: « Возьми лучше ложку!»
    Отец, улыбнувшись, заметил: «Второй вариант не лучше первого!»

 Мать: «А тебе что варенья жалко для ребенка?»

На вопрос мальчику правильно ли он поступил, тот ответил: «А мне варенья захотелось!»

Отец: « А ты всё-таки подумай, как ты должен был поступить»
Кто какие ошибки допустил?

Ответы на эту ситуационную задачу.

У шестилетнего мальчика не выработаны элементарные нравственные и гигиенические привычки. Он не умеет есть варенье (положить в розетку), не знает, что надо спросить разрешение у старших.

Мать неправильно упрекнула отца в том, что он «жалеет» варенье для ребенка. Совет матери ребенку есть варенье из банки явно не педагогичен.

Банка с вареньем должна быть закрыта крышкой и находиться на своем месте, а не на обеденном столе.

Задача 3.

Шестилетняя девочка заправляет свою кровать тогда, когда мама ей об этом напомнит. Если напоминания нет, то кровать остаётся незаправленной. Так повторяется изо дня в день. Однажды мама, обнаружив, что кровать не заправлена, рассердилась. Сделала девочке замечание: «Почему ты не заправила кровать? Сколько раз тебе об этом говорить?» Девочка ответила: « Ты же, мама, не напомнила мне!» Пошла в детскую - кровать заправлена.        

Мать: «Это же не ты сделала, а бабушка!»

Девочка: «Какая разница? Бабушке всё равно делать нечего, она пенсионерка»

Отец, услышав последние слова девочки, рассердился на неё: « Как ты смеешь так говорить о бабушке?»
      Кто какие ошибки допустил?

Ответы на эту ситуационную задачу.

Мать приучила девочку заправлять кровать только при напоминании. Ребенок не осознал, что уборка постели – ежедневная обязанность.

Бабушка не должна была сама заправлять кровать, а объяснить девочке, что это ее обязанность.

У девочки не воспитано чувство уважения к старшим. В этом виноваты мать, отец и сама бабушка.

В семье нет системности и согласованности в воспитании девочки.

Задача 4.

Пятилетняя Таня, играя, разбрасывает игрушки по всей комнате. Однажды мама потребовала от Тани собрать все до единой игрушки (а их около пятидесяти) и сложить в ящик. Таня не собирает игрушки, мать настаивает на своём. Таня расплакалась и пожаловалась бабушке. Бабушка, молча начала собирать игрушки, но мать запретила ей это делать: «Пусть сама собирает!» Вмешался отец. Он, приласкав Таню, сказал ей: « Ладно, Танечка, на этот раз тебя простим. Я покажу тебе, как надо собирать игрушки, а ты мне будешь помогать и на следующий раз сама будешь их собирать» Отец поставил в ящик пять игрушек, остальные положил в недоступное для Тани место. Мама упрекнула отца в том, что он «спрятал от ребенка игрушки», и в том, что он вмешался: «Таня должна была сама собрать игрушки!» На следующий день Таня, поиграв пятью игрушками, самостоятельно собрала их в ящик. Папа дал ей ещё пять игрушек. Таня обрадовалась и охотно продолжала играть.
Кто поступил правильно, а кто допустил ошибки, и какие?

Ответы на эту ситуационную задачу

Мать не соблюдает обычной последовательности в выработке полезных привычек у девочки: разъяснение – показ – выполнение под контролем и коррекцией взрослого – самостоятельное выполнение – оценка. Кроме того, мать не учла, что разбросать 50 игрушек ребенок может, а собрать нет.

Отец поступил правильно, но он не делал этого раньше, мало вникал в процесс воспитания дочери.

Задача 5.

Через две недели день рождения Славика, ему исполнится 5 лет. Мама купила мальчику подарок - механический трактор и при ребенке запрятала его в шкаф. На вопрос Славика, что она купила, мама таинственно улыбнулась: «Секрет». Славик стал просить показать «секрет».

Мама. Отстань, ты мне надоел, потом покажу!

 Ребенок догадался: «Ага! Я знаю! Ты купила мне подарок ко дню рождения, покажи подарок, я только одним глазом посмотрю!»

Спрашивается, как могли вести себя дальше Славик и мама. Какой вывод из приведенной ситуации можно сделать?

Ответы на эту ситуационную задачу

Славик просил маму дать ему игрушку, и в конце концов она это сделала. К дню рождения Славика игрушка уже перестала быть подарком. Видимо, подобное делалось и раньше, так как ребенок догадался, что мама принесла подарок к дню его рождения.

Лучше, если бы ребенок не знал заранее о подарке.

Задача 6 .

Однажды ребенок спросил отца: «Папа, а зачем ты куришь? Курить ведь вредно!» Отец пообещал бросить курить, но не сдержал слова. Сын, увидев, что отец курит, спросил: «Папа, ты же обещал бросить курить?»

Как отцу выйти из сложного положения, в котором он оказался?

Ответы на эту ситуационную задачу

Поскольку папа пообещал бросить курит, то надо было сдержать слово, это имело бы большое воспитательное значение для сына.

Если уж так получилось, то надо было сказать следующее: «Верно, сынок, я обещал, но не сдержал слова.  Виноват, так поступать не хорошо. Дело в том, что меня давно научили курить, привык, а теперь очень трудно отвыкнуть. Не надо учиться курить! Я постараюсь бросить курить» после этого ребенок не должен видеть отца с сигаретой. Если решение твердое – исполнить его легко.

Задача 7.

 В день рождения шестилетнего Вани мама и папа пригласили друзей сына. Накрыли на стол, поставили закуски, рюмки, Лимонад, минеральную воду, фрукты. Затем наполнили рюмки лимонадом. Мама провозгласила тост за «юбиляра». Выпили, стали закусывать. Затем поочередно тосты провозгласили папа, бабушка. На третье подали торт, шоколадные конфеты, кофе. Ване преподнесли подарок: куклу в виде мужчины, который при нажатии кнопки автоматически наливает себе рюмку и выпивает. Называется подарок почему-то «Айболит». Включили «Айболита», все смеялись.

Через некоторое время Ваня начал капризничать, проявлять недовольство, раздражительность. Случайно уронил «Айболита», расплакался. Друзья тоже расстроились, начали спорить между собой. Ваню за «неблагодарность» наказали — поставили в угол, гости разошлись по домам. Ваня долго всхлипывал. На вопрос, за что его наказали, тот ответил: «Не знаю» - и опять расплакался.

Какие допущены ошибки в проведении дня рождения? Как вы полагаете, что расстроило детей, ведь вначале все шло вроде хорошо?

Ответы на эту ситуационную задачу

День рождение ребенка проводился, как у взрослых, а это грубая ошибка.

Кофе и шоколадные конфеты из-за наличия в них кофеина давать детям не следует. Кофеин активизировал возбудительный процесс у детей, вызвал раздражительность, что и послужило причиной разлада.

«Айболит» сделан в пародийном плане. Это – не подходящая игрушка для ребенка.

Наказывать ребенка не следовало, он не виноват. Виноваты родители, которые столь неумело «отметили» его день рождения.

Задача 8.

Пятилетний  Сергей возится со старой машиной, чинит её, стучит. Папа обратил внимание на занятие мальчика, принёс гвоздики, молоточек, какие-то планки. Мальчик с  удовольствием воспринял помощь папы. Чинят, стучат, разговаривают. Подошла мама, спросила, чем они заняты. Сергей стал оживлённо объяснять. «Чепухой вы занимаетесь, машина негодная, старая, поломанная, её давно надо выбросить, намусорили, да и только». К папе: «Лучше бы новую купил,  ребёнку приятнее было бы»,- сказала мама и ушла на кухню.

Кто прав? Стоит ли поощрять стремление мальчика к починке старых игрушек? Не лучше ли действительно с точки зрения эстетического воспитания купить мальчику новую машину?

Ответы на эту ситуационную задачу.

Мама не права в том, что отрицательно отнеслась к верному приёму трудового воспитания ребёнка.

Отец прав. Детей увлекает процесс починки поломанных игрушек, и в этом им надо помогать. Эстетическое чувство следует прививать не только к готовой «красоте», но и к обновлённой вещи, к самому процессу обновления, превращению «некрасивого», в «красивое». Самое красивое для ребёнка это то, что он сам сделал или «починил».

Задача 9.

Четырёхлетняя Лариса играет с куклами. Взяла ножницы, оставленные папой тут же на столе, и стала отрезать от новой косынки, которую папа принёс в подарок маме, кусочки для кукол. Отец, возвратившись в комнату, наказал Ларису, поставил её в угол. Пришла мать, позвала отца в другую комнату и высказала своё мнение о том, что Ларису следует освободить из угла и объяснить, что она поступила неправильно. Отец не согласился с мнением матери, упрекнув её в том, что она не дорожит его подарком.

Кто прав и почему?

Ответы на эту ситуационную задачу.

Папа допустил несколько ошибок: не положил ножницы на место. Подарок маме (косынку) он оставил тоже где попало. Не учёл возрастной особенности поступка Ларисы, ведь она отрезала кусочки для « очень  важного» дела (с её точки зрения). Кроме того, Лариса не знала предназначения косынки. Ввиду этого она не осознала, что она наказана, поэтому расплакалась. Отец напрасно не согласился с мнением матери о том, что Ларису надо освободить из угла и объяснить неправильность её поступка.

Права  мать. Она поняла смысл ситуации, ошибки отца и пыталась правильно разрешить конфликт.

Задача 10.

Отец ежедневно часов в шесть-семь вечера гуляет с пятилетним Вадиком: идут в парк, на детскую горку, в кино. Отец покупает сыну мороженое, пряники, конфеты. Перед прогулкой папа спрашивает у Вадика, что ему купить.

Мама высказала мнение о том, что папа балует ребенка, но он не усмотрел в своем отношении к сыну баловства и сказал, что лишь удовлетворяет обычные, нормальные запросы ребенка, необходимые для его успешного развития. К единому мнению не пришли и решили посоветоваться со знакомой воспитательницей.

Придя к родителям домой, воспитательница, прежде всего, попросила Вадима принести его книжки и игрушки. Папа принес ящик игрушек и начал искать книжки, которые находились в самых различных местах: в шкафу, на детском столике, на кухне, в тумбочке, на подоконнике. Воспитательница спокойно и терпеливо ожидала, наблюдая за Вадимом, который подсказывает папе, где еще есть книжечки. «Все!» - сказал отец. «Есть еще один ящик с игрушками и книжками»,— подсказала бабушка. Папа, неодобрительно взглянув на бабушку, повелительно сказал: «Не надо!» Воспитательница попросила все же этот ящик принести. Бабушка принесла ящик с разорванными детскими книжками и игрушками, покрытыми толстым слоем пыли.

 Вадим подошел к отцу и сказал, что он хочет гулять. Воспитательница заметила, обращаясь к папе: «Да вы идите гулять, раз уж каждый дань это делаете». Отец и Вадим ушли, а воспитательница начала просматривать книжки и игрушки, беседуя с мамой и бабушкой.

Вернулись папа с Вадиком. Пили чай, беседовали. Воспитательница завела разговор о работах А. С. Макаренко, К. Д. Ушинского, бабушка и мама слушали с большим интересом. Воспитательница узнала, что Вадим ложится спать в 22 часа 30 минут, а просыпается в 6 часов 30 минут. Бабушка сказала, что утром мальчик капризничает.

1. Правильно ли поступает отец, выполняя все запросы пятилетнего ребенка?

2. Следует ли спрашивать у ребенка о том, куда с ним пойти, что ему купить?

3. Верно ли мнение мамы о том, что отец балует ребенка?

 4. Зачем воспитательнице понадобились все книжки и игрушки Вадима, в том числе и те, которые пришли в негодность?

5. Почему папа неодобрительно взглянул на бабушку, когда та напомнила о наличии второго ящика с игрушками?

6. Какими побуждениями руководствовалась бабушка, предлагая ящик со старыми книжками и игрушками?

7. Правильно ли поступил папа, что, пригласив воспитательницу, ушел гулять с ребенком?

8. Правильно ли поступила воспитательница, «санкционировав» уход папы с ребенком на прогулку?

9. Почему воспитательница именно бабушку спросила о том, когда Вадим просыпается утром? Для чего ей это понадобилось?

10. Причина раздражительности ребенка, о которой говорила бабушка воспитателю?

Ответы на эту ситуационную задачу.

Отец поступает неправильно. Выполнение всех запросов ребенка ведет к развитию у него переоценки себя, вседозволенности.

На поводу у ребенка идти не следует.

Мама права, отец действительно балует ребенка.

Воспитательница, перед тем как дать советы, решила глубже ознакомиться с воспитательной работой в семье Вадима: много ли игрушек, их состояние. Отношение ребенка к книжкам, их хранение – показатель не второстепенный. Важно не количество книжек и игрушек, а их состояние.

Второй ящик с игрушками и книжками свидетельствует о небрежном отношении к ним.

Бабушка преследовала цель показать недостатки в воспитании внука, о которых она, судя по ситуации, говорила папе, маме, но к ней не прислушивались.

Отец должен был объяснить ребенку, что на прогулку они сегодня не пойдут.

Воспитательница поступила тактично  и  корректно.

Воспитательница заметила объективность бабушки, ее заинтересованность в правильном воспитании внука.

Причина раздражительности ребенка – недосыпание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ситуационные задачи

Ситуационные задачи для воспитателей при проведении семинаров, педсоветов и т.д....

Проблемные ситуации для дошкольников Примеры ситуационных задач на развитие мышления у детей.

Проблемные ситуации для  дошкольниковПримеры ситуационных задач на развитие мышления у детей. 1. «Дети идут по тротуару не соблюдая правила движения. К чему этоможет привести?».2...