НОВЫЕ ФОРМЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ И ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ: СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка ( группа) на тему

Лекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektsiya_3.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Деркунская Вера Александровна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Новые формы совместной деятельности воспитателя и детей в детском саду: ситуационные задачи для старших дошкольников

В лекции раскрывается специфика такой формы совместной деятельности взрослого и ребенка как ситуационная задача. Ситуационный подход в современной педагогике сегодня становится одним из актуальных и перспективных, поскольку нацелен на становление у ребенка компетентности как результата образования. Преимущество предложенных ситуационных задач заключается в том, что они отвечают социальной ситуации развития и ведущему виду деятельности детей 5-7 лет и позволяют аккумулировать ребенку имеющийся у него багаж знаний и представлений, умений, опыт об окружающем мире. Предлагаемые задачи вариативны и могут использоваться воспитателем как непосредственно образовательная деятельность нового типа, как индивидуальная работа, как совместная деятельность в режиме дня, как один из методов мониторинга по освоению ребенком основ здорового образа жизни.

Ключевые слова: ребенок как субъект деятельности и поведения; субъектность; задачный подход; ситуационная задача; логика и этапы ситуационной задачи; речевые клеше, примерные конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста, основанные на ситуационных задачах.

        Проблема воспитания ребенка-дошкольника как субъекта детских видов деятельности и поведения активно возрастает в связи с интенсивным развитием у современного ребенка субъектных свойств и качеств, к которым относятся активность, инициативность, наличие интересов и мотивации к избираемым видам деятельности, самостоятельность и стремление сделать так, как задумано самим ребенком, оценить качество достигнутого результата.

Выраженная субъектность дошкольников требует изменения позиции взрослых в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения, поиска новых форм организации воспитания, обучения и развития детей. Одним из таких вариантов может быть задачный подход в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.

Возникновение задачного подхода в образовании тесно связано с формированием компетентности у учащихся как нового качества результата общего образования. Задача как единица педагогического процесса требует от ребенка не только знаний, умений и навыков, а самое главное – развитой способности применять их, анализировать и оценивать результат предложенного решения. Решая задачи или проблемные ситуации, основанные на задачах, дети воспринимают знания без отрыва от жизни, не разобщено, а целостно, легче и эффективнее осваивая их.

Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер. Поэтому с одной стороны в ее решении ребенок использует имеющиеся у него знания, умения и навыки, а с другой – совершая поисково-практические действия, самостоятельно открывает новое знание, приобретает новые умения.

Еще одно преимущество ситуационных задач – это возможность интеграции в одной задаче разнообразного содержания. Современные дошкольники обладают очень развитой способностью и стремлением комбинировать разнообразные впечатления жизни и способы деятельности в решении возникшей проблемы, ситуации, задаче, они мыслят вариативно и широко.

Логика ситуационной задачи выглядит следующим образом: ознакомление-понимание-применение-анализ-синтез-оценка.

Ядром задачи становится проблемный вопрос, решая который ребенок становится созидателем, обретает позицию деятеля, преобразователя, что крайне важно для современных детей и полностью отражает специфику субъектности дошкольника. Самое важное, чтобы задача была интересна ребенку, находила у него живой отклик, вызывала яркую эмоциональную реакцию, удивление.

Ситуационные задачи могут быть разных типов. Так, например, возможно построение задач на основе программного содержания по разделам, методических рекомендаций к его реализации. Возможно создание практико-ориентированных задач, требующих экспериментирования и прикладных действий от дошкольников. Задачи могут возникнуть из реальной жизни, из условий происходящего с детьми на улице, в помещении, дома и т.п. А могут быть задачи на применение знаний, умений и навыков на значимом для ребенка материале (развитие речи, математические представления, экология и др.).

Рассмотрим классификацию ситуационных задач, предложенную Л.С. Илюшиным и помогающих воспитывать ребенка как субъекта здоровьесберегающей деятельности в условиях совместной деятельности с детьми или самостоятельной деятельности дошкольников при косвенном помогающем участии взрослого. В предложенной классификации представлены речевые клише, которые становятся началом ситуационной задачи для ребенка. Учитывая особенности психологии детей дошкольного возраста и их познавательной деятельности лучше всего использовать наглядность: тематические картинки, фотографии, рисунки детей, дидактические игры, модели.

Ознакомление:

  • назови основные части тела человека, основные моменты режима твоего дня и т.п.
  • сгруппируй…
  • составь классификацию (разложи, объедини)…
  • расположи в определенном порядке…
  • перескажи…
  • вспомни и расскажи, выложи с помощью моделей…

Понимание

  • объясни причины того, что…
  • что ты будешь делать в этом случае (если чего-то не будет)…
  • покажи связи, установи связи…
  • что будет дальше, как ты думаешь…
  • расскажи так, чтобы тебя понял инопланетянин или сказочный персонаж…
  • приведи пример того, что…
  • составь режим дня для малышей (своего маленького братика, сестрички)…
  • из взрослых ты остался один в садике, составь меню для маленьких детей (своего маленького братика, сестрички)…

Применение

  • изобрази как это будет…
  • смоделируй ситуацию…
  • предложи способ, позволяющий…
  • сравни и объясни разницу или общее…
  • давай проведем эксперимент, попробуем узнать, чистый или грязный воздух в нашей группе…
  • давай проведем эксперимент, подтверждающий что…
  • объясни младшему брату или сестренке как себя вести, что делать в этой ситуации…

Анализ

  • составь правила здоровья или правильного поведения на улице, если бы ты был мылом, зубной щеткой, машиной, светофором и т.д.
  • разложи по группам, по ячейкам картинки…
  • сравни вкусы, запахи, тактильные ощущения в этом и вот этом случае, как ты обобщишь их…
  • найди ошибку (в сказке, сюжетной картинке, этом рисунке, и т.д.)…
  • послушай, пожалуйста, один персонаж говорит так…, а второй по-другому, вот так…, чье мнение тебе правильнее, больше тебе понятно, с кем из персонажей ты согласен…

Синтез

  • предложи новый вариант светофора, чтобы не было аварий, новый вариант зарядки, чтобы взбодриться, новые правила поведения в группе, в природе, на улице и т.п.
  • найди необычный способ для того, чтобы научить маленького ребенка (братика, сестренку) мыть руки, умывать лицо, вытирать руки насухо полотенцем, полоскать рот после еды, не бежать по лестнице, не толкаться и т.п.
  • придумай игру, которая…
  • покажи или расскажи, что будет с куклой, твоим любимым игровым персонажем, если не лечить его, если не будет мыть руки и лицо, расчесываться, следить за собой, спать днем, убирать игрушки…
  • представь, что ты самый умный, самый-самый всезнайка, что ты скажешь по этому поводу… (выскажи свое мнение).

Оценка

  • какое из решений, предложенных ребятами, на твой взгляд, самое лучшее, самое правильное, самое полезное для здоровья…
  • что в этом решении тебе не очень нравится, понятно, заставляет задуматься…
  • проверь, стал ли воздух в нашей группе чище, вымыли ли ребята руки, вытерли ли их полотенцем, чисто ли в группе…
  • как узнать накормлены ли рыбки, попугай…сыт ли ты сам…
  • как узнать, правильно мы сделали или нет…

Предложенная классификация ситуационных задач может быть использована так же в условиях занятий с детьми дошкольного возраста. Такое занятие строится как цепочка задач, где сохраняется обозначенная логика. Очень удобно использовать такие занятия на обобщающем или закрепляющем этапе обучения, когда воспитатель имеет возможность проверить качество приобретенных детьми знаний, умений и навыков, способность переносить их в самостоятельную деятельность.

Рассмотрим несколько примеров организации подобных занятий.

Конспект НОД «Где прячется здоровье?» с детьми старшего дошкольного возраста

Цели и задачи:

  1. Формировать представления детей о зависимости здоровья от двигательной активности, закаливания и чистоты тела; уточнить знания о полезных свойствах воздуха с опорой на исследовательские действия. Учить  избирательно относится к рекламе.
  2. Развивать познавательный интерес и речь.
  3. Воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье.

Предварительная работа: рассматривание детских энциклопедий, беседы о здоровье, чтение литературы, загадывание загадок, просмотр телевизионных рекламных пауз.

Активизация словаря: физические упражнения, физкультура, воздух, дыхание, закаливание.

Методические приемы: художественное слово, ситуационные задачи, беседа, исследовательские действия, упражнения на дыхание, игра «Рекламный мячик», использование наглядности, физкультминутка, обращение к жизненному опыту детей.

Оборудование: модель солнца, рекламный мячик, емкость с водой, бутылочки по количеству детей, грамзапись для физкультурной минутки.

Ход:

        Воспитатель:

-Ребята, у нас сегодня гости! Подойдите, поздоровайтесь с душой и сердцем.  (Дети здороваются.)

        Воспитатель:

- Знаете, вы ведь не просто поздоровались, вы подарили друг другу частичку здоровья, потому, что вы сказали: «Здравствуйте!» Здоровья желаю.

(Дети рассаживаются на стульчики.)

        Воспитатель:

- Сегодня я хочу рассказать вам старую легенду:

        «Давным-давно, не горе Олимп жили-были Боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек?

        Один из Богов сказал: «Человек должен быть сильным». Другой сказал: «Человек должен быть здоровым». Третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из Богов сказал так: «Если все это будет у человека, он будет подобен нам». И решили они спрятать главное, что есть у человека – здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. А один из Богов предложил: «Здоровье надо спрятать в самого человека».

        Так и живет с давних времен человек, пытаясь найти свое здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар Богов!

        Воспитатель:

- Значит, здоровье-то оказывается спрятано и во мне, и в тебе, и в каждом из вас. Ребята, а вы чувствуете себя здоровыми?  Что значит быть здоровым?  (Ответы детей). А как ты считаешь? А ты здоров? Почему?  (Ответы детей).

        Воспитатель:

- Я открою вам маленький секрет! Наше здоровье можно сравнить с солнышком, у которого много лучиков, эти лучики живут в каждой клеточке вашего организма. Первый лучик вашего здоровья - это физические упражнения или физкультура.

        (На модели солнца открывается первый лучик с изображением физических упражнений).

        Воспитатель:

- Давайте подумаем, какую пользу приносят физические упражнения?

        Дети:

- Укрепляют мышцы, закаляют организм, дарят нам бодрое хорошее настроение, прогоняют сон.

        Воспитатель:

- А вы сами выполняете физические упражнения? Где и когда?  (Ответы детей). Ребята, давайте покажем, как мы тренируем мышцы своего тела. Выбегайте, вставайте в круг.

        Дети выполняют упражнения под музыку. Затем рассаживаются по местам.

        Воспитатель:

- Кто зарядкой занимается, тот здоровья набирается. Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей).

        Воспитатель:

- Какие мышцы стали у вас? (Крепкие, сильные). Значит верно, говорят: «Силушка по жилушкам   огнем бежит». Скажите мне, почему человек должен заниматься физкультурой?

        Дети:

- Физкультура укрепляет здоровье человека.

        Воспитатель:

-Чтоб больным не лежать, надо спорт уважать. Помните об этом дети.

        Воспитатель:

- Чтобы узнать, как называется второй лучик нашего здоровья, я покажу вам фокус. Возьмите по бутылочке и загляните внутрь. Что там лежит? А у тебя что-то есть? Сейчас мы увидим, кто там прячется! «Один, два, три -  невидимка из бутылочки беги!» Опустите бутылочки в воду.

        Опыт: дети опускают бутылочки в емкость с водой и нажимают на них.

        Воспитатель:

- Что за невидимка сидел в бутылочке? (Воздух)

        Воспитатель:

- Ребята, все мы знаем:

        Без дыханья жизни нет,

        Без дыханья меркнет свет.

        Дышат птицы и цветы

        Дышим он,  и я, и ты.

- Давайте проверим, так ли это? Сейчас вы постараетесь глубоко вдохнуть и закрыть рот и нос ладошками.

        Опыт: дети глубоко вдыхают и закрывают рот и нос ладошками.

        Воспитатель:

- Что вы почувствовали? Почему не смогли долго быть без воздуха?  (Ответы детей).

        Воспитатель:

- Правильно! Это каждая клеточка вашего организма взбунтовалась – пришлите, пожалуйста, воздух, а то мы погибаем. Давайте, с вами выполним упражнение на дыхание.

        Дети выполняют упражнения на дыхание:

  1. «Погреемся». Руки развести в стороны, затем быстрыми движениями скрестить их перед грудью, хлопнуть ладонями по плечам, произнести  «у-х-х!».
  2. «Сердитый ежик». Присесть ниже, обхватить голени, опустить голову, произнести  звук «ф-р-р».
  3.  «Заблудился в лесу». Сделать вдох на выдохе прокричать «а-у-у».

        Воспитатель:

- Скажите, пожалуйста, почему мы на зарядке выполняем дыхательные упражнения?

        Дети:

-Чтобы наш организм обогатился кислородом.

        Воспитатель:

- Правильно, ребята, воздух богатый кислородом, - это чистый свежий воздух. Так как же называется второй лучик здоровья?  (Воздух)

(На модели солнца открывается второй лучик с изображением воздуха.)

        Воспитатель:

- Послушайте пословицу: «Хочешь – не хочешь, а есть надо». Почему так пословица говорит? Зачем человеку еда? Как ты считаешь?  (Ответы детей). Вы согласны?

        Воспитатель:

- В магазинах продают много разных продуктов, если бы вас мама попросила сходить в магазин, смогли бы вы выбрать полезные продукты. Давайте поиграем в игру «Рекламный мячик» и узнаем, можно ли вам доверить домашнее хозяйство.

(Проводится игра).

        Воспитатель:

- Желтая «Фанта» – напиток для франта.

        Ребенок:

- Будешь «Фанту» пить, смотри, растворишься изнутри.

        Воспитатель:

- В мире лучшая награда – это плитка шоколада.

        Ребенок:

- В мире лучшая награда – это ветка винограда.

        Воспитатель:

- Знайте дамы, господа «Сникерс» - лучшая еда.

        Ребенок:

- Будешь кушать «Сникерс» сладкий, будут зубы не в порядке.

        Воспитатель:

- Если много есть горчицы – полетишь быстрее птицы.

        Ребенок:

- Если много есть горчицы, будешь злей самой волчицы.

        Воспитатель:

- Я собою очень горд, я купил сегодня торт.

        Ребенок:

- Фрукты, овощи полезней, защищают от болезней.

        Воспитатель:

- В благодарность «Пепси-Коле» самым умным будешь в школе.

        Ребенок:

- Вкус обманчивый порой – молоко пей, дорогой.

        Воспитатель:

-Дает силы мне всегда очень жирная еда.

        Ребенок:

- Даем силы нам всегда витаминная еда.

        Воспитатель:

- Стать здоровым мне помог с красным кетчупом хот-дог.

        Ребенок:

- Будешь часто есть хот-доги, через год протянешь ноги.

        Воспитатель:

- Рыбий жир всего полезней, хоть противный – надо пить,              

        Ребенок:

- Он спасет от всех болезней, без болезней лучше жить.

        Воспитатель:

- От простуды и ангины помогают апельсины,

        Ребенок:

- Ну а лучше съесть лимон, хоть и очень кислый он.

        Воспитатель:

- Молодцы! Обязательно скажу вашим мамам, что вы знаете и умеете выбирать полезные продукты. Ответьте мне еще на один вопрос: Какие овощи и фрукты защищают от вредных микробов? (Ответы детей.)

        Воспитатель:

- Вы совершенно правы. И пословица такая есть: «Чеснок да лук – от всех недуг». Скажите, как же называется третий лучик здоровья?  

        Дети:

- Полезная еда.

(На модели солнца открывается третий лучик.)

        Воспитатель:

- Сейчас я хочу показать вам фотографии. Рассмотрите их внимательно и скажите, чем занимаются люди?

        Дети:

- Закаляются.

        Воспитатель:

- Смолоду закалишься – на весь век сгодишься. Есть много видов закаливания, помогите мне вспомнить их.  

        Дети:

- Обливание душем, обтирание рукавичкой, умывание прохладной водой, полоскание горла, бег в прохладном помещении.

        Воспитатель:

- Как вы думаете, для чего люди закаляются?  (Ответы детей.)

        Воспитатель:

- Какие вы молодцы, все знаете. Люди закаляются для того, чтобы научить свой организм сопротивляться вредным условиям, научить его быть сильным, а значит - выносливым и здоровым. Теперь вы знаете название четвертого лучика здоровья. Кто скажет, как он называется? (Закаливание.)

(На модели солнца открывается четвертый лучик.)

        Воспитатель:

- Ребята, посмотрите на модель здоровья. У нас остался неоткрытым только один лучик. Хотите узнать какое имя у последнего лучика? Я его открою, а вы постарайтесь сами догадаться, как он называется.

(На модели солнца открывается пятый лучик.)

        Дети:

- Нужно быть чистым.

        Воспитатель:

- Правильно вы сказали. Пятый лучик здоровья называется чистота. Как вы думаете, связанны ли чистота и здоровье? Почему говорят: «Чистота – залог здоровья»?  (Ответы детей).

        Воспитатель:

- Я предлагаю вспомнить правила чистоты.

        Дети:

  1. Каждое утро умывайся, а вечером принимай ванну или душ перед сном.
  2. Зубы чисти утром и вечером.
  3. Следи за чистотой ногтей – подстригай их через каждые 10 дней.
  4. Не забывай следить за чистотой ушей – мой их каждый день.
  5. Следи за чистотой носа, всегда имей при себе носовой платок.
  6. Нижнее белье меняй каждый день.
  7. Обязательно мой руки перед едой и после каждого посещения туалета.
  8. Помни, что расческа, зубная щетка, полотенце и мочалка – предметы личной гигиены, они должны быть у каждого свои.

        Воспитатель:

- Посмотрите, солнышко улыбается, радуется за вас, потому что мы нашли, куда Боги спрятали наше здоровье. Я уверена, что вы сохраните здоровье, данное вам Богами. Напомните нашим гостям, как же называются лучики здоровья?  (Ответы детей).

        Воспитатель:

- На прощанье я хочу вам пожелать: «Будьте здоровы!» А вы, пожалуйста, пожелайте это нашим гостям.

        Дети хором:

- Будьте всегда здоровы!!!

Конспект НОД  «В царстве лекарственных растений»

с детьми старшего дошкольного возраста

Задачи:

  1. Развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни.
  2. Развивать экологическое мышление на основе представлений о «царстве» лекарственных растений.
  3. Развивать творческое воображение и коммуникативное общение в процессе игры, основываясь на свободном обмене мнениями и интересах детей.
  4. Формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.

Методические приемы: Рассматривание альбома «Лекарственные растения», загадки, ситуационные задачи и решение проблемных ситуаций, исследовательская деятельность: изучение строения трав (крапивы, тысячелистника, ромашки, корня валерианы), рассказ воспитателя о способах лечения травами. Игра «Какого растения не стало?».

Ход:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы побываем в царстве растений, а каких растений – вы узнаете, отгадав загадки:

Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня (крапива)

Рос шар бел, дунул

Ветер- шар

Улетел (одуванчик)

Стоят сестрички,

Желтый глазок, белые реснички (ромашка)

Это не простые растения - они могут лечить, поэтому их называют – лекарственные растения.

Издавна люди заметили, что больные домашние животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений. Наши предки знали полезные свойства многих цветов и трав: больных и раненых лечили травяными бальзамами и настоями, пили чай из разных трав. Давайте побольше узнаем о лекарственных растениях и для чего они нужны человеку.

Исследовательская деятельность.

Знаете ли вы, чем хорошо лечить царапины и разбитые коленки?

Зелёным бинтом, который называется ПОДОРОЖНИК!

Да, ребята, мы иногда топчем его, оно плотнее прижимается к земле, листья его упругие, с прочными жилками. Надежно укрепился в почве густым пучком корней. Вверх поднят только стебелёк с соцветием. Они тоже жесткие и упругие вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого так страдают многие другие растения. Семена подорожника клейкие, легко прилипают к ногам людей и шерсти животных, поэтому животные и люди, проходящие по дорожке, помогают семенам распространяться вдоль дорожек и тропинок.

Вы знаете, как пользоваться подорожником при ушибе и порезе?

(лист подорожника надо обязательно очистить от пыли, затем немного поцарапать, чтобы выделился сок, и затем прикладывать к ране).

О каком растении говорят, что оно жжет?

Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом, можно даже заквашивать крапиву, как капусту. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, а также она хорошо останавливает кровь. Для этого надо взять крапиву, растолочь её и приложить к ранке. А еще отвар из крапивы укрепляет волосы. Из неё делают бумагу, веревки и мешковину, вспомните сказку Г.Х. Андерсена «Дикие лебеди», именно из крапивы пришлось сестрице  вязать рубашки для братцев, чтобы спасти их от чар колдуньи. Но почему всё-таки крапива обжигает?

На листьях и стеблях крапивы имеются особые волоски. Каждый волосок, как игла крошечного шприца. Внутри волосков - едкая жидкость. Дотронулся - получай уколы. Но пройдет немного времени, и вы перестанете чувствовать жжение.

А что это за растение? Выставляется картинка с изображением ромашки.

Если горло заболело, то лучший доктор – отвар из луговой лекарственной ромашки. Еще её называют аптечная ромашка. Давайте научимся отличать её от другой, которая никого не лечит и называется ПОПОВНИКОМ.

Дети приходят к выводу: у лекарственной ромашки листья, рассеченные и много мелких цветков; у поповника – листья цельные на каждом стебле один цветок. Аптечная ромашка не имеет запаха. Она растёт только на солнечных местах, а поповник может расти и в тёмных, влажных местах.

Кто отгадает по запаху, о каком растении пойдёт сейчас речь?

(даёт ватку с запахом валерианы).

Это растение называется ВАЛЕРИАНА. В переводе с латинского языка «Валере» означает «Быть здоровым». В медицине используют корень валерианы. Рассмотрите корневище, что можно сказать о нём? (корневище толстое, короткое, внутри полое с многочисленными корешками).

На Руси валериану издавна рекомендовали в качестве успокаивающего средства, при бессоннице. Еще царь Петр 1 повелел выращивать лекарственные растения, в том числе валериану, в специально созданных  «аптекарских огородах». Растет валериана по заболоченным и влажным местам, по берегам рек и канав, на лесных опушках.

Кто знает это растение? (Мать-и-мачеха).

Лишь только сходит снег, появляются цветы мать-и-мачехи, а по окончанию цветения отрастают листья. Давайте сравним верхнюю и нижнюю часть листа (сравнивают, приходят к выводу почему называется растение именно так), листья этого растения используют как отвар для лечения кашля.

Физминутка

Игра «Какого растения не стало?» (на внимание)

Правила сбора лекарственных растений.

  1. Цветки собирают, когда растение цветет. Корневища – поздней осенью, когда плоды уже осыпались.
  2. Запрещается сбор лекарственных растений, занесенных в Красную книгу.
  3. Нельзя собирать лекарственные растения вблизи автомобильных дорог, в городе, рядом с железной дорогой. А как вы думаете почему?
  4. Сушить траву надо под навесом, чтобы не попадали прямые солнечные лучи.
  5. При сборе цветков часть из них оставляют на растении. Зачем?
  6. Нельзя собирать больные и поврежденные вредителями растения.

Итог занятия. Какие лекарственные растения вы знаете?

                        Какое растение называют «зелёным бинтом»?

                        Отвар листьев, какого растения лечит кашель?

                        Из какого растения готовят витаминные щи и салаты?

Приведите пример того, как можно помочь заболевшему братику или сестренке, маме или папе, используя лекарственные растения, с которыми мы познакомились.

Таким образом, использование ситуационных задач в воспитании ребенка как субъекта здоровьесберегающей деятельности:

  • развивает мотивацию дошкольников к освоению правил и норм здоровьесбережения и здоровьесохранения, мотивацию к активному освоению ценностей здоровья, здорового образа жизни;
  • актуализирует имеющиеся у ребенка знания с целью решения личностно-значимых проблем на деятельностной основе;
  • способствует развитию субъектных основ детской личности, активизируя самостоятельность, инициативность, свободу выбора, целеустремленность, способность к оценке своих действий и в целом результата и мн.др.;
  • способствует становлению партнерских отношений между детьми и детьми и воспитателем.