Гиперактивный ребенок
консультация
Рекомендации составлены по материалам книги Лютовой Е.К., Мониной Г.Б. " Шпаргалка для взрослых:психокоррекционная работа с гиперактивными,агрессивными, тревожными и аутичными детьми"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Гиперактивный ребенок
Каждый ребенок —индивидуальность.
Портрет гиперактивного ребенка
Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка:
1.Дефицит активного внимания: ребенку трудно долгое время удерживать внимание; он не слушает, когда к нему обращаются; с большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его; испытывает трудности в организации; часто теряет вещи; избегает скучных и требующих умственных усилий заданий; часто бывает забывчив.
2. Двигательная расторможенность: ребенок постоянно ерзает; проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо); спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве; очень говорлив.
3. Импульсивность: ребенок начинает отвечать, не дослушав вопроса; не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает; плохо сосредоточивает внимание; не может контролировать и регулировать свои действия; поведение слабо управляемо правилами; при выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты.
Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков можно предположить, что ребенок гиперактивен.
Правила работы с гиперактивными детьми
1. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка. (Если дети в группе детского сада могут заниматься какой-либо деятельностью 20 минут, а гиперактивный ребенок работает продуктивно лишь 10 минут, не надо заставлять его продолжать занятие дольше. Разумнее переключить его на другой род деятельности: попросить полить цветы, накрыть на стол, поднять “случайно” оброненный карандаш и т. д. А если ребенок в состоянии будет продолжить занятие, можно разрешить вернуться к нему.) При этом лучше работать с ребенком в начале дня. а не вечером в тихом месте.
2. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки. (Например, после выполнения 2—3 заданий, можно поиграть с детьми в какую-либо игру, провести физкультминутку или сделать гимнастику для пальцев.)
3. Быть драматичным, экспрессивным, театральным педагогом. ( Необычность поведения педагога меняет психологический настрой ребенка, которого влечет все неожиданное, новое помогает переключить его внимание на нужный предмет.)
4. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха. (гиперактивному ребенку очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в начале работы педагог может понизить требовательность к аккуратности. Это позволит сформировать у ребенка чувство успеха (а как следствие — повысить учебную мотивацию).
P.S. Гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать воспитателя или учителя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Сначала желательно обеспечить тренировку только одной функции. Например, если вы хотите, чтобы он был внимательным, выполняя какое либо задание, постарайтесь не замечать, что он ерзает и вскакивает с места. Получив замечание, ребенок постарается какое-то время вести себя “хорошо”, но уже не сможет сосредоточиться на задании .В другой раз, в подходящей ситуации, вы сможете тренировать навык усидчивости и поощрять ребенка только за спокойное поведение, не требуя от него в тот момент активного внимания.
5. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым и периодически использовать тактильный контакт (элементы прикосновения, поглаживания). (в тот момент, когда ребенок начнет отвлекаться, может положить руку ему на плечо. Это прикосновение работает как сигнал, помогающий “включить” внимание. Взрослого он избавит от необходимости делать замечания и читать бесполезные нотации.)
6. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее. (гиперактивным детям сложнее переключаться с одного вида деятельности на другой. Поэтому взрослому необходимо подготовить его к смене рода занятий. Учитель в школе за несколько минут до окончания времени выполнения какого-либо задания может предупредить: “Осталось 3 минуты”)
7. Давать короткие, четкие и выполняемые инструкции. Длинная речь не будет до конца выслушана и осознана. Если ребенок в чем-то неправ, родителям не следует читать ему нотации, так как лучше заранее установить правила поведения и систему поощрений и наказаний. Можно, например, договориться с ребенком, что он “с сегодняшнего дня начнет ставить ботинки на место”. На отработку каждого из этих конкретных требований может уйти много времени (две—четыре недели и больше).
8. Использовать своевременную (сразу же) систему поощрений и наказаний Если родители едут со своим ребенком в гости, они должны заранее объяснить ему правила поведения. Например: “Когда мы выйдем из дома, ты должен дать мне руку и не отпускать ее, пока не перейдем улицу. Если ты все сделаешь правильно, я дам тебе жетон. Когда мы сядем в автобус...” и т.д. Затем определенное количество полученных за правильное поведение жетонов можно будет обменивать на приз (конфету, игрушку и т.д.). Если ребенок будет очень стараться, но случайно что-то сделает не так, то его можно и простить. Пусть он чувствует себя успешным..
9. Предоставлять ребенку возможность выбора. (Гиперактивному ребенку требуется постоянная психологическая поддержка. Как и другие дети, он хочет быть успешным в делах, за которые берется, однако чаще всего ему это не удается. Поэтому родителям следует продумывать все поручения, которые они дают ребенку, и помнить: ребенок будет делать только то, что ему интересно, и будет заниматься этим лишь до тех пор, пока ему не надоест. Как только ребенок устал, его следует переключить на другой вид деятельности.)
10. Оставаться спокойным. (Так вы лучше сможете лучше понять ребенка, который так нуждается в вашей поддержке.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»...
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА» «КАК ПОМОЧЬ ГИПЕР...
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»...

Гиперактивность. Гиперактивный ребенок.
Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следс...

Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком».
Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком»....

Советы родителям гиперактивного ребенка. Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Давайте разграничим эти понятия.
Активный ребенок:- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же ...

Советы родителям гиперактивного ребенка Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный?
Активный ребенок:- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но, если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же...
