Буклет "Учимся общаться с детьми с РАС"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Муралева Наталья Васильевна

Способы помощи родителям при общении с ребенком с расстройством аутистического спектра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchimsya_obshchatsya_s_detmi_s_ras.doc314 КБ

Предварительный просмотр:

Правила общения с ребенком с РАС

№1. Строгое соблюдение режима

Повторяющиеся ритуалы изо дня в день в мельчайших деталях упрощают жизнь ребенка.
Если ребенок привык, что он чистит зубы зеленой щеткой и кладет ее строго на вторую полочку справа, то не стоит перекладывать ее на другое место – это может сильно его расстроить. 
Если что-то пошло не по плану, ребенок с РАС не всегда может справиться с эмоциями. Если что-то пошло не по плану, постарайтесь адекватно реагировать на происходящее и не акцентировать на этом свое внимание и внимание окружающих. 
№2. Визуальное общение Ребенок с РАС лучше воспринимают информацию визуально, чем на слух. Самый простой способ коммуникации для него – это визуализация (картинки, символы, слова).
№ 3. Упрощенная речь.  В общении с ребенком с аутизмом почти всегда действует правило «Один-один». Если ребенок говорит вам одно слово, вы отвечаете ему также одним словом. Надо говорить медленно, спокойно, односложно. Если хотите позвать на прогулку достаточно спросить: «Гулять?» 
№ 4. Ожидание ответа (действия).  Обработка информации у ребенка с РАС может происходить медленно. Наберитесь терпения при ответе или действии ребенка, иначе если его поторопить, то можно усугубить ситуацию.
№ 5. Обустройте окружающее пространство.  Организуйте пространство соответствующим образом: Уберите ненужные и опасные вещи и предметы, отгородите пространство, за которое нельзя заступать. Заранее обозначьте место, где ребенку нужно стоять, сидеть, выполнять нужное действие. В целях ограничителей вполне подойдут стулья, веревки, кубики. 

№6. Сенсорная разгрузка. Найдите и используйте такой ритуал для ребенка, которые его может успокоить или расслабить. Это может быть музыка, тактильные предметы, игрушки и т.п.
№7. Поощрения. Не стоит концентрироваться на наказаниях, когда ребенок ведет себя как-то не так. Лучше проигнорировать такое поведение, если оно не выходит за границы допустимого. Гораздо эффективнее работает положительное подкрепление-поощрение. 
Нужно дождаться момента, когда ребенок сделает что-то, что вы от него хотели, и незамедлительно поощрить его. Это может быть его любимая еда, игра – то, от чего он получает удовольствие.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0b0b/0008aa12-6bce848a/hello_html_744e1bfc.jpg

педагог-психолог

Муралева Наталья Васильевна

Как помочь родителям вызывать и поддерживать общение у неговорящих или малоговорящих детей с расстройствами аутистического спектра. Наиболее эффективный и удобный способ предоставить информацию ребенку визуально, используя картинки, фото, слова, символы и т.д. Такой способ удерживается во внимании ребенка, запоминается и сохраняется на долгое время. Визуально поддерживая ребенка можно облегчить общение с ним, научить следовать социальным правила, предотвратить конфликтные ситуации, снизить проблемное поведение и уменьшить тревожность ребенка.

Доска «Сейчас – Потом»

http://outfund.ru/wp-content/uploads/2016/08/visual01.jpg

Доска сообщает о некоем приятном событии, которое произойдет после завершения не такой приятной задачи.

Как этим пользоваться?

- Решите, какое задание ребенок должен выполнить сначала, и какое приятное занятие или награда ждет его сразу же после выполнения.

- Расположите на доске изображения (например, фотографии, рисунки, написанные слова), которые символизирует первое и второе занятие.

- Покажите доску ребенку вместе с короткой устной инструкцией. Например: «Сначала надень ботинки, потом качели».

- Когда задание «сначала» выполнено, снова привлеките внимание ребенка к доске. Например: «Ты надел ботинки, теперь качели!». Немедленно предоставьте ребенку обещанный предмет или доступ к приятному занятию. В противном случае ребенок больше не будет доверять тому, что изображено на доске.

Визуальное расписание

http://outfund.ru/wp-content/uploads/2016/08/schedule01.jpg

Наглядное отображение того, что произойдет в течение дня, либо во время какого-то одного занятия или события. Расписание полезно при обучении ребенка заданиям, состоящим из нескольких последовательных шагов, например, бытовым навыкам, а также помогает снизить тревожность в непривычных ситуациях.

Как этим пользоваться?

- Визуальное расписание лучше начинать использовать после освоения доски «Сейчас-Потом».

- Расположите на расписании изображения выбранных событий (в виде фотографий, рисунков, написанных слов).

- Выбирайте те события, которые действительно произойдут в данной последовательности. Старайтесь, чтобы в расписании чередовались приятные и не очень желательные для ребенка события.

- Перед началом события согласно расписанию сделайте подсказку с помощью короткой инструкции. Например: «Проверь расписание». Поначалу можно мягко подвести ребенка к расписанию и указать на нужное событие его рукой. Постепенно уменьшайте подсказки, чтобы ребенок начал самостоятельно пользоваться расписанием.

- Когда задание выполнено, подскажите ребенку снова свериться с расписанием, используя описанную выше процедуру и переходите к следующему событию.

- Хвалите ребенка и/или предоставляйте ему иные поощрения за то, что он следует своему расписанию, выполняет указанные в нем задания и переходит к следующим. Полезно использовать таймер, чтобы ребенок понимал, когда пора переходить к следующему событию.

Визуальные правила и инструкции

http://outfund.ru/wp-content/uploads/2016/08/parameters.jpg

Визуальные правила полезны, чтобы сообщить ребенку, что можно, а что нельзя делать в определенной ситуации (например, знаки «Стоп», «Жди»)

Физические границы: Установите визуальную подсказку там, где границы уже обозначены и обращайте на нее внимание, во время следования правилу. Например, когда ребенок останавливается у двери, покажите на знак «стоп» и скажите: «Стоп». Похвалите ребенка или предоставьте ему поощрение за то, что он следует знаку.

Ограниченная доступность: Решите, сколько раз или как долго будет доступен тот или иной предмет. Укажите это с помощью визуальной подсказки, например, если ребенок может выпить только 3 пакетика сока в течении дня, расположите на холодильнике 3 карточки с пакетиком сока. После того как предмет больше не доступен, используйте визуальные подсказки, чтобы это объяснить.

Ожидание: Начните показывать символ «жди» на очень короткий промежуток времени перед тем, как ребенок сможет получить желанный предмет или доступ к желанному занятию. Можно использовать карточку «жди» вместе с таймером.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Умейте общаться с детьми!

консультация для родителей...

Как научить ребенка общаться с детьми.

Задача взрослых научить ребенка играть и общаться с детьми....

Как правильно общаться с детьми

консультация для родителей...

«Умеем ли мы общаться с детьми?»

Стиль общения родителей и всех взрослых в семье крайне важен. Прежде  чем учить малышей общаться в окружающем мире, примите, пожалуйста, несколько советов, правил, выполнение которых поможет...

Консультация для родителей "Общаемся с детьми"

Человек постоянно взаимодействует с другими людьми. Первую школу человеческого общения ребенок проходит в семье, соприкасаясь с родителями. Общение «ребенок — родители» происходит повседневно в различ...

Как правильно общаться с детьми?

Помните, когда ваш ребёнок только научился говорить, он надоедал, утомлял, преследовал вас своими вопросами? Как же вдруг случается так, что мы сами становимся "почемучками", стоит только нашим детям ...

Буклет "Умеем ли мы общаться с детьми?"

Буклет "Умеем ли мы общаться с детьми?"...