Главные вкладки
«Приобщение детей к художественной литературе через семейное чтение»
консультация
В данной статье мы поднимем вопрос о том, что время, проведенное за книгой вместе с родителями, влияет на детей, и какие книги выбрать для разного возраста.
Ключевые слова: дети, книга, семейное чтение, родители.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.73 КБ |
Предварительный просмотр:
«Приобщение детей к художественной литературе через семейное чтение»
Аннотация: В данной статье мы поднимем вопрос о том, что время, проведенное за книгой вместе с родителями, влияет на детей, и какие книги выбрать для разного возраста.
Ключевые слова: дети, книга, семейное чтение, родители.
Сухомлинский В.А говорил: «Чтение-это окошко, через которое дети видят мир и познают себя. Какое окошко будет у наших детей, зависит только от нас и конечно от родителей, так как воспитание начинается в семье. От того, какое это «окошко», во многом зависят их представления о мире и о себе. Воспитание начинается в семье, и книга играет в этом ключевую роль.
Почему важно читать детям
- Книга помогает находить ответы на детские вопросы, развивает воображение и эмпатию, формирует нравственные ориентиры.
- Систематическое чтение обогащает словарный запас, улучшает память и речь.
- Совместное чтение укрепляет эмоциональную связь между родителями и ребенком, снижает семейную напряженность и способствует гармоничным отношениям.
Рабочая усталость, гаджеты и бытовые дела часто отодвигают семейное общение на второй план. Дети остаются с мультфильмами и видеороликами — они получают информацию, но не живую обратную связь. Совместное чтение возвращает диалог: ребенок получает ответы на «почему?» и «как?», а взрослые — возможность быть вместе и понимать внутренний мир малыша.
- самого маленького возраста малышам нужно читать как можно больше книг. Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас. Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память. Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства.
Но важно помнить, что в любой книге, в том числе и детской, самое главное-содержание. А для того, чтобы ребенок полюбил книгу, родителям нужно сильно потрудиться
Практические советы для родителей как помочь ребенку стать читателем:
- Показывайте ценность книги собственным примером: читайте сами и говорите о прочитанном;
- Воспитывайте бережное отношение к книгам: храните семейные экземпляры, рассказывайте об их истории.
- Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины;
- Выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию, учитывая возраст и интересы ребенка;
- Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибки не заостряйте внимание;
- Обсуждайте прочитанное всей семьей: задавайте вопросы, делитесь впечатлениями;
- Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги;
- Создайте дома уголок чтения: полка с детскими книгами, удобное место и мягкий свет.
- Делайте семейное чтение регулярным ритуалом — лучше вечером перед сном.
Не так давно нормой считались семейные посиделки, особенно чтение в семье, когда родители «вживую» учили ребёнка, что такое хорошо и что такое плохо, приводили жизненные примеры, а на вечерних чтениях по ролям, с интонациями вводили ребёнка в фантастический мир героев книг. И ребёнок всегда мог задать свой, такой важный в этот момент, вопрос, а мудрые родители давали свои мудрые ответы. И именно тогда родители сами погружались в мир детства, забывая свои взрослые проблемы, а ребенок получал долгожданное внимание, любовь и заботу.
Семейное чтение — это литература, интересующая всех членов семьи, обсуждение прочитанного всей семьей, это общение, сближающее людей разных возрастов.
Совместное чтение – прекрасный способ дать ребёнку возможность почувствовать себя любимым, поможет установить крепкую эмоциональную связь между ребенком и родителями на всю жизнь. Воспоминания об этих счастливых моментах остаются с нами на всю жизнь. А разговоры родителей и детей о прочитанной книге не только сближает, но и оказывает большое влияние на характер ребенка, его нравственные качества. К тому же, читающий ребенок быстрее развивается, легче устанавливает контакты, находит свое место в жизни.
Главное отличие семейных чтений от других его видов — классного, внеклассного и домашнего состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности.
Оптимальное время для семейного чтения.
Читать вместе с ребенком можно и днем, но как правило, самое подходящее время для чтения с ребенком — вечер. К этому моменту даже самые непоседливые дети уже не так активны, поэтому легче всего настроить ребенка на чтение книги перед сном.
Чтение может происходить в любой обстановке и в удобное для семьи время, но важно регулярность. Если это занятие превратится в семейный ритуал, то ребенок уже сам будет с нетерпением ждать того часа, когда сможет окунуться в мир сказок, стихов, историй и приключений с мамой или папой. И расстроится, если по какой-либо причине семейное чтение сорвется.
Совместное чтение может стать хорошей семейной традицией только в том случае, если этого захотят взрослые — родители, бабушки или дедушки. Для этого старайтесь выбирать книги, которые в том числе интересны вам самим, тогда выше шансы, что они принесут удовольствие и ребенку. А еще благодаря семейному чтению взрослые и сами ненадолго возвращаются в собственное детство. Ребенок, в свою очередь, проводя время с родителям перед сном за хорошей книгой, чувствует себя защищенным и счастливым.
Многие родители заменяют чтение аудиокнигами. Аудиокниги хороши как дополнение, но не заменяют живого чтения: у ребенка нет возможности немедленно обсудить услышанное и получить тактильный контакт с книгой.
Многие родители задаются вопросом, до какого же возраста стоит читать детям книги? Рекомендуется регулярно читать детям до 12 лет и старше по мере необходимости. Особенно важно сохранять совместное чтение в период дошкольного и младшего школьного возраста — это время интенсивного формирования речи, мышления и эмоциональной сферы. Увы, довольно часто родители прекращают читать вместе, как только ребенок научится читать сам. Они считают, что выполнили свою задачу, и после 7–8 лет видят свою роль лишь в том, чтобы покупать интересные книги и следить, чтобы ребенок их читал.
Родители старших дошкольников часто совершают большую и грустную ошибку: начинают заставлять ребенка читать. И тогда семейное чтение довольно быстро сменяется уроками чтения. Ведь скоро в школу, и взрослые чувствуют ответственность за навыки ребенка (или их отсутствие).
Однако одно дело — вырабатывать вместе с ребенком навык соединения слогов в слова, а предложений — в тексты. И совсем другое — совместное чтение. Это разные задачи. Например, учить чему бы то ни было детей эффективнее в первой половине дня. А вечер пусть станет временем, которое можно провести с удовольствием.
Когда же родители начинают смешивать эти две функции, то могут вызвать у ребенка отторжение к книгам. Тем более что обучение чтению всем дается по-разному, и довольно часто этот процесс сопряжен со сложностями.
Как и что читать в разные периоды
Раннее детство (1–3 года): короткие рифмованные тексты, песенки, простые сказки; книги с крупными иллюстрациями и элементами для тактильного взаимодействия.
Дошкольный возраст (3–7 лет): приключенческие и познавательные истории, повторы любимых рассказов, интерактивные книги (наклейки, задания). Важны яркие персонажи и понятный сюжет.
Младший школьный возраст (7–12 лет): более сложные сюжеты, повести, научно-познавательная литература; развитие критического мышления и способности обсуждать прочитанное. В этом возрасте детям нравятся книги с яркими, запоминающимися персонажами, полные приключений, путешествий и открытий. У дошкольников быстро растет словарный запас, и совместное чтение играет в этом процессе важную роль. Одну и ту же любимую историю они готовы слушать по многу раз.
Дошкольникам также нравятся книги с наклейками, заданиями, интерактивным наполнением. В этом направлении тоже издается много интересной литературы.
В современном мире роль книги постепенно меняется: если раньше книга была основным источником знаний и опыта, накопленного человечеством, то теперь у неё появились серьезные «конкуренты» — телевидение, компьютер, интернет. В детской сфере «конкуренты» представлены в виде разнообразных интерактивных пособий — это детские компьютеры, говорящие книги, интерактивные плакаты и другие электронные игрушки, играя с которыми дети могут просто нажимать на кнопки.
В наших с вами силах любить и ценить книгу на уровне своей семьи, невзирая на мировые тенденции. В нашем детском саду мы с педагогами используем разные формы работы с родителями и детьми, для поддержки семейного чтения, которые предлагаем использовать дома. Например, мы оформляем уголки чтения в группах. Предлагаем родителям сделать дома для ребенка полку с детскими книгами. Бывает так, что книги в группе рвутся. Тогда мы с детьми превращаемся в «книжных» врачей. Ремонт книг в «книжкиной больнице» для ребят это и игра, и труд, а также у детей формируется бережное отношение к книгам.
Раз в месяц мы оформляем тематические выставки детских рисунков по мотивам прочитанных произведений, организовываем конкурсы чтецов.
Самая любимая форма взаимодействия ребенка с книгой –это создание книг-самоделок, что помогает развивать их творческие способности.
В рамках взаимодействия с социальными партнерами периодически организовываются экскурсии в библиотеку, встречи с белгородскими писателями, которые формируют читательский интерес детей.
Совместное чтение — простое и эффективное средство для развития речи, мышления и эмоциональной близости в семье. Оно требует времени и внимания взрослых, но дает долгосрочные результаты: читающий ребенок быстрее развивается, увереннее строит отношения и сохраняет теплые воспоминания о детстве. Начинать стоит с раннего возраста и делать чтение частью семейной жизни.
Список литературы:
- Буслаева, М. Как увлечь детей чтением [Текст] / Мария Буслаева // Библиополе. – 2014 – № 2 – С. 29-31.
- Волкова, Т. В. Читаем всей семьей [Текст] / Т. В. Волкова // Современная библиотека. – 2014 – № 7 – С. 76-79.
Шипилова, И. З. Библиотека семейного чтения как социокультурный институт [Текст] / И. З. Шипилова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2016 – № 1 – С. 216-220.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Приобщение детей к художественной литературе через семейное чтение"
Консультация для родителей: "Приобщение детей к художественной литературе через семейное чтение"...

«Приобщение детей к художественной литературе через семейное чтение!»
Помочь родителям осознать ценность совместного чтения как средства образования, воспитания и развития дошкольников.Распространение положительного опыта семейного воспитания.Задачи родительского собран...

Приобщение детей к художественной литературе через семейное чтение.
Семейное чтение очень важно для каждого ребёнка. ...

Приобщение детей к художественной литературе через семейное чтение
Приобщая детей к чтению, родители выступают как основные проводники между ребенком и книгой, художественным словом. Педагоги же, в свою очередь, должны помочь родителям осознать пользу чтения для дете...

Консультация для родителей: «Приобщение детей к художественной литературе через семейное чтение»
Консультация для родителей: «Приобщение детей к художественной литературе через семейное чтение»...

Консультация для родителей «Приобщение детей к художественной литературе через семейное чтение»
Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие...

Консультация для родителей «Приобщение детей к художественной литературе через семейное чтение»
Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью онсможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя,переживать истории героев, фантазировать развитие д...
