Консультация для родителей. Тема: "Развитие памяти и речи у детей 3 - 5 лет"
консультация (средняя, старшая группа)

Юрченко Оксана Васильевна

В опубликованом материале, в доступной форме,  для родителей даны основные характеристики памяти. Отражны особенности памяти у детей с нарушениями речи. Подобраны игры, которые можно использовать в повседневной жизни, для развития памяти детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Тема: «Развитие памяти и речи у детей 3 – 5 лет».

Память — это психическое свойство человека, способность к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации.

Язык и память тесно связаны. Способность запоминать у людей не врождённая. Она развивается, когда мы учимся описывать мир. У нас практически нет воспоминаний о первых годах жизни именно потому, что мы не умели говорить. Затем, годам к 3-5, ребёнок начинает говорить предложениями и описывает события из жизни, тем самым закрепляя их в памяти.

Сохранение информации – сложный процесс, в ходе которого информация должна подвергнуться переработке, упорядочению и классификации

По длительности запоминания:

мгновенная (0,1 – 0,5 сек.) – удержание точной и полной картины только что воспринятой органами чувств информации;

кратковременная (до 20 сек.) – способ хранения информации в течение короткого промежутка времени; в ней сохраняются наиболее существенные элементы образа;

оперативная (до нескольких дней) – хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, который определяется стоящей перед человеком задачей;

долговременная (неограниченное время) – хранение информации в неограниченном промежутке времени;

генетическая – информация, которая хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству; единственный вид памяти, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

По второму критерию виды памяти классифицируются следующим образом:

зрительная – сохранение и воспроизведение зрительных образов;

слуховая – запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков;

двигательная – запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений;

эмоциональная – память на переживания; запоминаются, сохраняются и воспроизводятся эмоции и чувства. Эмоции запоминаются не сами по себе, а вместе с явлениями и предметами, которые они вызывают.

осязательная, обонятельная, вкусовая – удовлетворение биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.

  • словесно-логическая — запоминаются, сохраняются и воспроизводятся мысли.

По характеру участия воли в процессах память делят на:

непроизвольное запоминание – происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки перед ним специальной мнемической задачи;

произвольное запоминание – процесс запоминания и воспроизведения требует волевых усилий (наличие мнемической задачи).

Все виды памяти функционируют взаимосвязано, работают как целостная система.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций. Память является одним из важнейших психических процессов, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Хорошая память необходима в дальнейшем для успешного обучения в школе.

Особенности памяти у детей с ОНР:

  • сниженный уровень сформированности памяти, особенно слуховой, зрительной.
  • страдает продуктивность запоминания. Ребенок не может повторить ряд слов, фраз, удержать многоступенчатую инструкцию, с трудом запоминает стихи.
  • выделяет наиболее яркие признаки предмета, не замечая другие, нередко более важные. Поэтому представления, которые составляют основное содержание памяти дошкольника, нередко отрывочны.
  • Запоминание и воспроизведение проходят бессистемно. В памяти часто удерживается второстепенное, а существенное забывается.
  • на протяжении всего дошкольного возраста преобладает непроизвольная память. Сохраняется зависимость запоминания материала от таких eго особенностей, как эмоциональная привлекательность, яркость.

Ребенок мыслит образами, поэтому, чтобы лучше запомнить, ему надо все потрогать, обследовать. Чем больше видов памяти задействовано при запоминании, тем легче ребенку запомнить информацию. Другими словами, чтобы ребенок запомнил сказку, ее надо послушать, посмотреть, нарисовать, проиграть. Чтобы сформировать у ребенка произвольную память, учитывайте, что для запоминания чего-либо ребенку необходимо опираться на свой чувственный опыт — он должен прожить, прочувствовать ситуацию. Ему будет трудно запомнить то, что неинтересно. А интерес у него возникает в игре.

Развитие одних видов памяти человека может оказывать влияние на развитие других видов памяти. Например, увеличение объема кратковременной памяти обычно ведет к улучшению оперативной памяти, а совершенствование оперативной памяти порождает улучшение долговременной памяти. Если человек постоянно нагружает свою слуховую память, то от этого может улучшиться и его зрительная память, и наоборот.

«Давай выучим стишок к празднику!» – вряд ли мы, адресуя подобные реплики ребёнку, понимаем, какой сложный психический процесс мы при этом запускаем.

Попробуйте хотя бы на пару минут представить ситуацию, когда вы получаете огромные объёмы новой информации, которую требуется запомнить, а вам никак не удаётся связать её со своим предыдущим жизненным опытом. Мороз по коже пробежал? А ведь ваш ребенок ежедневно попадает в такую ситуацию…

Мы знаем, что память как способность запечатлевать и сохранять впечатления, дарована человеку с самого рождения, но владеть ею мы учимся всю жизнь.

В силу этих и других причин заучивание стихотворений детьми с ОНР вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить у детей с такой патологией интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ.

Игры для развития памяти у детей 3 – 5 лет.

Каждой вещи — своё место»

Игра развивает долгосрочную память.

Как играем: вы наводите дома порядок? Привлеките ребенка к уборке. Пусть он скажет, где лежит та или другая вещь — полотенце, книга и т. д. Если он правильно ответил — значит, победил. В результате — и дома чисто, и ребенок доволен, и память упражняется.

«Озорной котёнок»

Игра развивает зрительную краткосрочную память.

Как играем: поставьте на стол 3-4 игрушки. Предложите ребенку рассматривать их в течение одной минуты и запомнить их расположение. Затем перемешайте игрушки, сказав, что это котёнок расшалился: все перемешал. Ребенок должен все игрушки поставить на место так, как они стояли вначале. В такую игру можно играть каждый день по 5-10 минут, меняя игрушки. Если ребенок справляется с заданием, то можно увеличивать количество игрушек до 6-8 штук. Можно убирать их со стола по 1-2 штуки сразу.

«Запоминай-ка»

Игра развивает зрительную краткосрочную память, образное мышление.

Кладёте перед ребёнком 3 знакомые картинки, называете их. Затем картинки убираете и просите перечислить, всё что запомнил.

Начинаем с 3 – 4 картинок, когда ребёнок будет хорошо справляться, добавляйте по одной.

«Пряталки»

Игра развивает зрительную память, произвольное внимание.

Необходимо 4 – 6 пластиковых стаканчика из-под йогурта. На глазах у ребёнка положите под один из стаканчиков фасолину (монету, мелкую игрушку…). Секунд через 15 – 20 попросите его показать, где спрятана фасолина.

Повторяй-ка»

Игра развивает зрительную память, мелкую моторику.

На листе бумаги вы рисуете простой узор: волнистая линия, ломаная линия… Ребёнок рассматривает, Затем вы прячете картинку, он(а) рисует такой же узор.

«Узор из пуговиц»

Игра развивает зрительную память, произвольное внимание.

Выкладываете простой узор из пуговиц (счётных палочек, бусин…), рассматриваете его с ребёнком. Затем прикрываете его листом бумаги и просите повторить.

«Внимательные ушки»

Развитие слуховой механической памяти.

Медленно, чётко называете ребёнку хорошо знакомые слова. Через 10-15сек. ребёнок должен вспомнить их и повторить. Начинать нужно с 3 – 4 слов, постепенно добавляя по одному.

«Пароль»

Развитие слуховой долговременной памяти.

Утром дома, по дороге в д/с или при прощании говорите ребёнку хорошо знакомое слово, просите его запомнить, а вечером назвать, как пароль, чтобы что-то получить взамен.. Начинать можно со слов, постепенно переходя на фразы.

«Обезьянки»

Развитие зрительной, двигательной памяти.

Превращаетесь в обезьянок. Взрослый показывает движения, просит ребёнка повторить все движения в той же последовательности. Начинать с простых 2 – 3 движений.

«Послушай, повтори»

Развитие слуховой, двигательной памяти. Взрослый произносит вслух действия, не показывает их. Ребёнок должен запомнить и выполнить эти движения. Начинать 1 – 3 простых движений.

«Магазин»

Развитие слуховой памяти.

Взрослый «отправляет» ребёнка в магазин, просит купить определённые продукты. Ребёнок должен запомнить и принести их (настоящие продукты или картинки или игрушечные…). Начинаем с 1 – 3.

«Я возьму с собой….»

Развиваем слуховую память.

Обговариваете с ребёнком, куда вы сегодня пойдёте: в цирк, на прогулку, в Африку… Например в кино. Взрослый называет: деньги, ребёнок должен повторить это слово, затем добавить своё, и так называть до тех пор, пока ребёнок удерживает в памяти названные слова.

«Чудесный мешочек»

Развитие осязательной памяти.

Складываете в мешочек несколько хорошо узнаваемых предметов. Просите ребёнка опустить руку в мешочек, ощупать предмет и назвать его. Только потом достать и назвать его.

«Узнай фигуру»

Развитие осязательной памяти.

Нужно вырезать фигуры из бархатной или наждачной бумаги и наклеить их на картон. Завязать ребёнку глаза, предложить ощупать фигуру, запомнить её. Затем развязать глаза и попросить найти такую же среди других фигур разложенных на столе.

«Чем пахнет?»

Развитие обонятельной памяти. Завязать ребёнку глаза, дать понюхать узнаваемые предметы. Например: апельсин, яйцо, цветок, мыло….

«Я бы съел…»

Развитие вкусовой памяти.

Ребёнку завязать глаза. Класть на язык кусочки овощей, фруктов, продуктов… по одному. Предложите прожевать кусочек и сказать, что он съел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: консультация для родителей. Тема: Развитие фантазии и речи детей на основе устного народного творчества.

Аннотация к методической разработке.Консультация для родителей.Тема: «Развитие фантазии и речи детей на основе устного народного творчества».Образовательная область: познавательно-речевое развитие дет...

Консультация для родителей Тема: «Развитие речи детей второй младшей группы». Воспитатель: Коротья Светлана Викторовна МАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин

Консультация для родителей Тема: «Развитие речи детей второй младшей группы». Воспитатель:Коротья Светлана ВикторовнаМАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин...

Консультация для родителей Тема:"Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего возраста"

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически и ежедневно. Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев руки оказывает самомосаж (пальчиковые...

Консультация для родителей Тема: «Развитие речи наших детей»

Тема: «Развитие речи наших детей»Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях. Уважаемые родители!До школы осталось немного времен...

Консультация для родителей тема: «Развитие активной речи детей»

Что значит развивать речь ребёнка? Ответ на этот вопрос и предельно прост, и в то же время чрезвычайно сложен. Конечно же, развивать у ребёнка речь-это учить его разговаривать. Однако как возникает и ...

Консультация для родителей. Тема: "Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста методом мнемотехники"

К. Д.Ушинский - основоположник   научной   педагогики:«Учите ребёнка каким-нибудь  неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите два...

Консультация для родителей Тема: «Развитие словесно – логической памяти у детей 5-7 лет»

Цель: формирование педагогической компетенции родителей.Память – это психический процесс, который обеспечивает человека способностью накапливать, сохранять и воспроизводить знания и навыки.Кратк...