Консультация для родителей: «ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ… ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ»
консультация (старшая, подготовительная группа)

Оксана Владимировна Никулина

Большая подвижность свойственна едва ли не всем детям дошкольного возраста. Но если неугомонность малыша регулярно переходит всякие границы и создает проблемы в общении со сверстниками, с родителями и воспитателями - это сигнал о том, что необходимо проконсультироваться у специалиста.

Очень часто к «шилу в попке» добавляются и другие особенности поведения. Прежде всего, это неспособность сосредоточиться, долго заниматься одним и тем же делом, отсутствие целеустремленности. Такую проблему врачи называют синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_giperaktivnost.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа-детский сад №26 «Акварель» г. Белгорода

Консультация для родителей:

«ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ…

ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ»

Подготовила

учитель-логопед

О.В. Никулина

Белгород, 2024

Многие мамы и папы, увидев спокойного, увлеченно занимающегося своим делом ребенка, завистливо вздыхают: «А мой-то ни минутки спокойно посидеть не может!..» И часто не подозревают, что чрезмерная активность - «то не черта характера, а диагноз».

Большая подвижность свойственна едва ли не всем детям дошкольного возраста. Но если неугомонность малыша регулярно переходит всякие границы и создает проблемы в общении со сверстниками, с родителями и воспитателями (учителями) - это сигнал о том, что необходимо проконсультироваться у специалиста.

Очень часто к «шилу в попке» добавляются и другие особенности поведения. Прежде всего, это неспособность сосредоточиться, долго заниматься одним и тем же делом, отсутствие целеустремленности. Такую проблему врачи называют синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Почему у детей формируется такое поведение? Медики называют несколько причин: это и наследственность, и инфекционные заболевания в младенчестве, и даже - как ни странно - пищевая аллергия, вызванная искусственными добавками. Но, по статистике, чаще всего (в 85% случаев) к гиперактивности приводят осложнения во время беременности и (или) родов. Например, если  мама страдала от токсикоза во время беременности, то из-за ее плохого самочувствия у ребенка не успевают «дозреть» некоторые механизмы работы головного мозга. В случае травматичных родов схема другая. Дело в том, что во время прохождения ребенка через родовые пути матери между центрами его головного мозга устанавливаются определенные связи. Если же порядок родов нарушен (скажем, в случае кесарева сечения), эти связи могут установиться не совсем так, как задумала природа.

Портрет в рамочке.

Несмотря на то, что медики расходятся во взглядах на гиперактивность, приблизительный психологический портрет ребенка с такой проблемой все же существует. Вот его основные черты:

  • ребенок не может долго удерживать свое внимание на чем-либо;
  • ему   трудно   дослушать   собеседника   до   конца,   без   конца перебивает других;
  • часто «не слышит», когда к нему обращаются;
  • не может усидеть на месте, ерзает на стуле, крутится, вскакивает;
  • с удовольствием берется за новое дело, но при этом почти никогда не доводит до конца начатое;
  • с завидной регулярностью теряет свои вещи;
  • даже в школьном возрасте неспособен самостоятельно следовать распорядку дня (нуждается в «палочке-погонялочке»);
  • легко забывает все, что его не интересует;

 руки беспокойные, ребенок постоянно что-то крутит, ковыряет, барабанит пальцами;

  • спит мало;
  • говорит много;
  • часто под влиянием эмоций совершает необдуманные поступки;
  • не любит и не умеет ждать своей очереди;
  • движения резкие, неожиданные, в результате окружающие предметы с грохотом летят на пол.

Если перечисленные симптомы вам до боли знакомы, не спешите хвататься за голову. Поставить диагноз может только доктор, да и то не при первой встрече. Квалифицированные специалисты наблюдают ребенка на протяжении нескольких месяцев, назначая при необходимости дополнительные исследования. Ведь практически каждый из вышеперечисленных симптомов может свидетельствовать не только о гиперактивности, но и о какой-то другой особенности развития. К тому же очень важно, как долго ребенок проявляет себя подобным образом, возможно, речь просто идет об очередном этапе взросления «с побочными эффектами», а не о неврологическом диагнозе.

Подсказки для родителей.

Не секрет, что от общения с гиперактивным ребенком даже самые терпеливые родители и самые опытные педагоги подчас теряют терпение и начинают «бегать по потолку»: ну никакого сладу с этим «вечным двигателем»! Вот несколько советов, которые помогут нормализовать отношения и добиться от своего чада желаемого поведения.

  • Почаще поощряйте своего малыша - такие дети очень нуждаются и в похвалах, и в материальных стимулах (сладостях, игрушках и т.д.). Старайтесь обращать внимание на те достижения ребенка, которые дались ему с особым трудом, - усидчивость, аккуратность, последовательность, пунктуальность и т.д.
  • Учебные и развивающие занятия планируйте в первой половине дня, тогда и результаты будут выше.
  • Свои просьбы ребенку формулируйте покороче в 1-2 предложениях, чтобы он наверняка дослушал до конца.
  • Гиперактивные  детки  очень  быстро утомляются.  Поэтому почаще делайте перерывы в занятиях (в любых, даже интересных для ребенка).
  • Помните: когда ваш ребенок в общественном месте начинает себя вести неприлично с точки зрения общепринятого этикета (громко говорить, кричать, вертеться), одергивать его бесполезно. Постарайтесь отвлечь его внимание интересным разговором, ласково погладьте ручки, щечки. (Приятные тактильные ощущения помогают снять эмоциональное напряжение. А чтобы не испытывать чувства стыда перед окружающими, постарайтесь убедить себя, что ребенок не виноват в том, что родился таким, он и сам страдает от своей непоседливости. Занимаясь с ребенком, не требуйте от него выполнения сразу нескольких условий: сидеть смирно, писать (вырезать, рисовать и т.д.) аккуратно, слушать внимательно и т.д. Выберите один пункт, который в данный момент наиболее важен, например, писать аккуратно, а за то, что ребенок поминутно вскакивает, грызет ручку, то и дело отвлекается, постарайтесь его не ругать. Если ребенок выполнит это условие обязательно похвалите. В следующий раз выберите другое условие сидеть спокойно.
  • Если вы хотите, чтобы ваш ребенок четко следовал распорядку дня, перед окончанием одного дела и при переходе к «следующему пункту программы» обязательно напоминайте ему (лучше не один, а 2-3 раза): «Играть осталось 10 минут, потом - обед!» Дети постарше, которые умеют определять время по часам, могут готовиться к смене деятельности с помощью будильника.

Сам же распорядок дня составляйте таким образом, чтобы ребенок не слонялся без дела и 10 минут. Такого малыша нужно постоянно чем-то занимать, чтобы он не перевозбуждался. Очень полезно записать гиперактивного ребенка в спортивную секцию и (или) регулярно играть с ним в спортивные игры.

«Кричалки - шепталки - молчалки»

 (И.В. Шевцова)

Цель. Развивать наблюдательность, умение действовать по правилу, волевую регуляцию.

Из разноцветного картона надо сделать три силуэта ладони; красный, желтый, синий. Это сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь, «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь, «шепталка», означает, что можно тихо передвигаться и шептаться; синяя ладонь, «молчалка», призывает детей замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».

«Говори»

(Е.К. Лютова, Г.Б. Монина)

Цель. Развивать умение контролировать импульсивные действия.

Скажите детям следующее: «Я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно только тогда, когда я дам команду; "Говори!". Давайте потренируемся. "Какое сейчас время года? (Педагог делает паузу.) Говори!", "Какого цвета у нас в группе (в классе) потолок?... Говори!", "Какой сегодня день недели?... Говори!", "Сколько будет два плюс три?"». И т.д.

«Король сказал...»

(известная детская игра)

Цель. Научить переключать внимание с одного вида деятельности на другой, преодолевать двигательный автоматизм.

 Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять только в том случае, если он добавит слова «Король сказал». Тот, кто ошибется, выходит на середину круга и выполняет какое-нибудь задание участников игры, например улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.д. Вместо слов «Король сказал» можно добавлять и другие, например: «Пожалуйста» или «Командир приказал».

«Запрещенное движение»

 (Н.Д. Кряжева)

Цель. Учить играм с четкими правилами, которые организуют, дисциплинируют, сплачивают, развивают быстроту реакции и вызывают эмоциональный подъем.

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается движение, которое нельзя выполнять. Тот, кто нарушит этот запрет, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной запрещенной, например цифры 5. Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).

«Слушай хлопки»

 (М.И. Чистякова)

Цель. Тренировать внимание и контроль двигательной активности.

Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

«Замри»

 (М.И. Чистякова)

Цель. Развивать внимание и память.

Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны - вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Если кому-то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка - оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге не останется один играющий.

«Передай мяч»

(Н.Л. Кряжева)

Цель. Снять излишнюю двигательную активность.

В кругу, сидя на стульях или стоя, играющие стараются как можно быстрее передать соседу мяч, не уронив его. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, предложив детям играть с закрытыми глазами или одновременно с несколькими мячами.

«Зевака»

 (М.И. Чистякова)

Цель. Развивать произвольное внимание, быстроту реакции, формировать умение управлять своим телом и выполнять инструкции.

Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (звук колокольчика, погремушки, хлопок руками, какое-нибудь слово) останавливаются, хлопают четыре раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное (оговоренное заранее) слово песни.

«Колпак мой треугольный»

(старинная игра)

Цель. Научить концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движениями и контролировать свое поведение.

Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово «колпак», заменяют его жестом (например, два легких хлопка ладошкой но своей голове). В следующий раз уже заменяются два слова: «колпак» и «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а «показывают» на одно больше. В завершающем повторе дети изображают жестами уже всю фразу.

Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.

«Слушай команду»         

(М.И. Чистякова)

Цель. Развивать внимание, произвольность поведения.

Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: «Положите правую руку па плечо соседа») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии и хорошо слушать, и выполнять задание.

Игра поможет воспитателю сменить ритм действий расшалившихся ребят, а детям -успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.

Осторожно - ловушка!

Известно немало случаев, когда родители гиперактивных детей с дефицитом внимания, «купившись» на их высокие интеллектуальные способности, отдавали свое чадо в школу несколько раньше, чем это было необходимо. Но не все так просто. Одна из особенностей таких детей - асинхрония развития. Малыш действительно по некоторым параметрам опережает своих сверстников, но в чем-то, увы, отстает от них. (Часто опережение идет именно в плане развития интеллекта, а отставание - в вопросах социализации.) Для такого ребенка урок продолжительностью 30 минут равносилен пытке. Он станет вертеться и отвлекаться, пропускать слова педагога мимо ушей и, умея решить сложную задачу, будет 20 минут раздумывать над элементарным примером. А его буковки будут скорее напоминать диковинных насекомых. Он просто еще не дозрел» до школы физиологически и психологически!

Даже у сложных задач всегда есть свое решение. А когда речь идет о том, чтобы облегчить жизнь не только себе, но и маленькому, пока беззащитному перед этой жизнью человечку, появляются силы, находятся специалисты и нужная информация. И пусть иногда подводит терпение, главное, что вы любите свое дитя, а оно любит вас, и, значит, вместе рано или поздно справитесь со всеми проблемами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Гиперактивность у детей"

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ У ДЕТЕЙВ медицине проявление повышенной активности называют гиперактивностью, или гиперкинезом. Существуют и другие термины, которые также определяют повышенную, неконтролируемую...

Консультация. Речевое развитие. Проблемы. Пути решения

Консультация. Речевое развитие. Проблемы. Пути решения...

Консультация для родителей "Гиперактивность у детей"

Консультация для родителей "Гиперактивность у детей"...

Консультация для родителей "Гиперактивность в дошкольном детстве: проблемы и решения.

Консультация предназначена родителям дошкольников и помогает понять что в  основе СДВГ лежит нарушение коры и подкорковых структур и характеризуется триадой признаков: гиперактивность, дефиц...

Консультация для родителей "Гиперактивность у детей"

Родители должны знать, с какими проблемами сталкивается гиперактивный ребенок и какие трудности он испытывает....

Консультация для родителей «Гиперактивность у детей»

Двигательная активность, подвижность, любознательность являются характеристиками нормального развития ребенка. Но существует группа детей, у которых эти качества достигают патологического уровня. Таки...

Консультация для родителей «Гиперактивность у детей дошкольного возраста»

Гиперактивный ребенок – это ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), неврологическими и поведенческими нарушениями, развивающимися в детском возрасте. Поведению гипер...