Консультация для родителей "Гиперактивность в дошкольном детстве: проблемы и решения.
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Безбородова Марина Владимировна

Консультация предназначена родителям дошкольников и помогает понять что в  основе СДВГ лежит нарушение коры и подкорковых структур и характеризуется триадой признаков: гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность.

Гиперактивность, или чрезмерная двигательная расторможенность, является проявлением утомления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Гиперактивность в дошкольном детстве: проблемы и решения.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности:

факторы и механизмы развития.

СДВГ – это одна из форм проявления минимально-мозговой дисфункции (ММД), то есть очень легкой недостаточности мозга, который проявляется в дефиците определенных структур и нарушении созревания более высших этажей мозговой деятельности. ММД относят к категории функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга. ММД не является медицинским диагнозом в прямом смысле этого слова, скорее это только констатация факта наличия легких нарушений в работе мозга, причину и суть которых еще предстоит выяснить для того, чтобы начать лечение. Детей с реактивным типом ММД и называют иначе гиперактивными.

В основе СДВГ лежит нарушение коры и подкорковых структур и характеризуется триадой признаков: гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность.

Гиперактивность, или чрезмерная двигательная расторможенность, является проявлением утомления. 

Утомление у ребенка идет не так, как у взрослого, который контролирует это состояние и вовремя отдохнет, а в перевозбуждении (хаотическом подкорковом возбуждении), слабом его контроле.

        Дефицит активного внимания – неспособность удерживать внимание на чем-либо в течение определенного отрезка времени. Это произвольное внимание организуется лобными долями. Для него нужна мотивация, понимание необходимости сосредоточиться, то есть, достаточная зрелость личности.

        Импульсивность – неспособность оттормозить свои непосредственные побуждения. Такие дети часто действуют, не подумав, не умеют подчиняться правилам, ждать. У них часто меняется настроение.

        Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. При этом мозг продуктивно работает 5-15 минут, а затем 3-7 минут накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок «выпадает» и не слышит учителя, может совершить какие-либо действия и не помнить об этом. Чтобы оставаться в сознании, таким детям нужно постоянно держать свой вестибулярный аппарат в активности – вертеть головой, двигаться, крутиться. Если голова и тело будут неподвижны, то у такого ребенка снижается уровень активности мозга.

Когда ребенок с СДВГ остается один, он становится вялым, как бы полусонным или слоняется без дела, повторяет какие-нибудь монотонные действия. Эти дети нуждаются во внешней активации. Однако в группе при излишней «активации» такие дети перевозбуждаются и теряют работоспособность.

        Когда ребенок живет в семье, где ровные, спокойные отношения, то гиперактивность может быть не проявлена. Но попадая в школьные условия, где много внешних раздражителей, ребенок начинает демонстрировать весь набор признаков СДВГ.


Главные признаки ММД (СДВГ, СДВ):

        1. Невнимательность - лёгкая отвлекаемость, трудности концентрации на задачах, требующих длительного напряжения внимания.
        2. Импульсивность - склонность к необдуманным действиям, трудности переключения, сложности в организации работы. постоянные переходы от одного вида деятельности к другому.
        3. Под гиперактивностью понимают чрезмерную подвижность, невозможность оставаться на месте, спокойно сидеть. В целом гиперактивные дети - это дети, "постоянно находящиеся в движении".

        Список 14 признаков СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ, наличие любых 8 из которых, позволяет диагностировать данное расстройство 

Ребёнок:

1) совершает постоянные движения руками и ногами, ёрзает на стуле;

2) не может долго сидеть спокойно, когда это необходимо;

3) легко отвлекается на внешние раздражители;

4) с трудом переносит ситуацию ожидания перемен в играх или групповых занятиях;

5) часто начинает отвечать, не дослушав вопрос до конца;

6) при выполнении заданий испытывает трудности, не связанные с негативизмом или недостаточным пониманием сути просьбы;

7) не способен длительно концентрировать внимание как в играх, так и при выполнении заданий;

8) часто переходит от одного незавершённого дела к другому;

9) не способен играть спокойно и тихо;

10) чрезмерно разговорчив;

11) часто перебивает других, бывает назойливым;

12) производит впечатление не слышащего обращённой к нему речи;

13) часто теряет нужные (для занятий) вещи, как в школе, так и дома;

14) часто вовлекается (и совершает самостоятельно) рискованные, угрожающие физическому благополучию действия, не сознавая их возможных последствий”.

        Другие симптомы (признаки) минимальной мозговой дисфункции (ММД) (СДВГ, СДВ):

        повышенная умственная утомляемость, отвлекаемость внимания, затруднения в запоминании нового материала, плохая переносимость шума, яркого света, жары и духоты, укачивание в транспорте с появлением головокружения, тошноты и рвоты. Возможны головные боли, перевозбуждение ребенка к концу дня пребывания в детском саду при наличии холерического темперамента и заторможенность при наличии флегматического темперамента. Сангвиники возбуждаются и затормаживаются почти одновременно.

        Существуют значительные колебания в связи с ухудшением или улучшением соматического состояния, временем года, возрастом.

        


Вопросы коррекции

 поведенческих, эмоциональных и волевых нарушений при СДВГ

        Родителям детей с СДВГ рекомендуется следующие методики коррекции и улучшения состояния своего ребёнка.

  • Развивать самоконтроль и ответственность. Необходимо поручить ребенку выполнять несложные обязанности: выносить мусор, ходить в магазин за хлебом, мыть обувь, поливать цветы. В специальном дневнике можно отмечать детские успехи за день и назначать за них соответствующее вознаграждение.
  • Строго соблюдать распорядок дня. Необходимо приучать ребенка вставать, гулять, кушать, заниматься делами и ложиться спать в одно и то же время. Запрещено долго находиться перед телевизионным и компьютерным экранами, это усиливает перевозбуждение.
  • Установить рамки поведения. Ребенок должен раз и навсегда усвоить, что можно делать, а что нельзя. Дети с СВДГ должны научиться самостоятельно справляться с проблемами и трудностями, присущими их возрасту. Причем требования к таким детям не должны быть ниже, чем к здоровым сверстникам. Ни в коем случае нельзя относиться к ребенку как к больному.
  • Развивать интерес к занятиям. Ребенку важно ощущать себя успешным и умелым, уверенным в себе. Если ему с трудом даются школьные знания, то не следует требовать от него высокой успеваемости по всем предметам. Лучше, чтоб хорошие оценки ребенок получал лишь по основным из них.
  • Необходимо дать возможность ребенку выплеснуть накопившуюся энергию. В помощь детям длительные прогулки и физические упражнения, плавание и активные игры на свежем воздухе.

        Коррекционный процесс в семье:

Семья должна участвовать в коррекционном процессе при симптомах синдрома гиперактивности и дефицита внимания: ребенка необходимо хвалить при любом удобном случае, ему важно быть успешным; в семье должна присутствовать система вознаграждений за каждый хороший поступок; требования к ребенку должны быть посильными для его возраста; исключить родительскую придирчивость; важно совместное семейное времяпровождение; скопление людей способствует вспышкам гиперактивности у ребенка; недопустимо переутомление ребенка, унижение, злость и грубость в его адрес; не оставлять без внимания детские просьбы; запрещено сравнивать малыша с ровесниками, выделяя его недостатки; необходимо четко соблюдать рекомендации лечащего врача.

        Превентивные меры Похвала ребенка. Излишне активным детям не следует принимать участие в соревнованиях и играх, имеющих выраженный эмоциональный компонент. Силовые виды спорта – тоже не вариант. В качестве профилактики СДВГ подойдут пеший и водный туризм, плавание, бег трусцой, катание на лыжах и коньках. Физическая нагрузка должна быть умеренной!        Мать и отец должны быть спокойными и допускать как можно меньше ссор. С ребенком необходимо построить доверительные отношения. Гиперактивные дети практически не реагируют на замечания, наказания, запреты, зато с радостью отвечают на поощрение и похвалу. Поэтому и отношение к ним должно быть особым. Симптомы заболевания в большинстве случаев по мере взросления ребенка будут сглаживаться и проявляться не столь ярко, ребенок будет постепенно «перерастать» сложный период. Поэтому родителям нужно набраться терпения и помочь пережить любимому чаду тяжелый жизненный этап.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Гиперактивность в дошкольном детстве: проблемы и решения.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности:

факторы и механизмы развития.

СДВГ – это одна из форм проявления минимально-мозговой дисфункции (ММД), то есть очень легкой недостаточности мозга, который проявляется в дефиците определенных структур и нарушении созревания более высших этажей мозговой деятельности. ММД относят к категории функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга. ММД не является медицинским диагнозом в прямом смысле этого слова, скорее это только констатация факта наличия легких нарушений в работе мозга, причину и суть которых еще предстоит выяснить для того, чтобы начать лечение. Детей с реактивным типом ММД и называют иначе гиперактивными.

В основе СДВГ лежит нарушение коры и подкорковых структур и характеризуется триадой признаков: гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность.

Гиперактивность, или чрезмерная двигательная расторможенность, является проявлением утомления. 

Утомление у ребенка идет не так, как у взрослого, который контролирует это состояние и вовремя отдохнет, а в перевозбуждении (хаотическом подкорковом возбуждении), слабом его контроле.

        Дефицит активного внимания – неспособность удерживать внимание на чем-либо в течение определенного отрезка времени. Это произвольное внимание организуется лобными долями. Для него нужна мотивация, понимание необходимости сосредоточиться, то есть, достаточная зрелость личности.

        Импульсивность – неспособность оттормозить свои непосредственные побуждения. Такие дети часто действуют, не подумав, не умеют подчиняться правилам, ждать. У них часто меняется настроение.

        Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. При этом мозг продуктивно работает 5-15 минут, а затем 3-7 минут накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок «выпадает» и не слышит учителя, может совершить какие-либо действия и не помнить об этом. Чтобы оставаться в сознании, таким детям нужно постоянно держать свой вестибулярный аппарат в активности – вертеть головой, двигаться, крутиться. Если голова и тело будут неподвижны, то у такого ребенка снижается уровень активности мозга.

Когда ребенок с СДВГ остается один, он становится вялым, как бы полусонным или слоняется без дела, повторяет какие-нибудь монотонные действия. Эти дети нуждаются во внешней активации. Однако в группе при излишней «активации» такие дети перевозбуждаются и теряют работоспособность.

        Когда ребенок живет в семье, где ровные, спокойные отношения, то гиперактивность может быть не проявлена. Но попадая в школьные условия, где много внешних раздражителей, ребенок начинает демонстрировать весь набор признаков СДВГ.


Главные признаки ММД (СДВГ, СДВ):

        1. Невнимательность - лёгкая отвлекаемость, трудности концентрации на задачах, требующих длительного напряжения внимания.
        2. Импульсивность - склонность к необдуманным действиям, трудности переключения, сложности в организации работы. постоянные переходы от одного вида деятельности к другому.
        3. Под гиперактивностью понимают чрезмерную подвижность, невозможность оставаться на месте, спокойно сидеть. В целом гиперактивные дети - это дети, "постоянно находящиеся в движении".

        Список 14 признаков СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ, наличие любых 8 из которых, позволяет диагностировать данное расстройство 

Ребёнок:

1) совершает постоянные движения руками и ногами, ёрзает на стуле;

2) не может долго сидеть спокойно, когда это необходимо;

3) легко отвлекается на внешние раздражители;

4) с трудом переносит ситуацию ожидания перемен в играх или групповых занятиях;

5) часто начинает отвечать, не дослушав вопрос до конца;

6) при выполнении заданий испытывает трудности, не связанные с негативизмом или недостаточным пониманием сути просьбы;

7) не способен длительно концентрировать внимание как в играх, так и при выполнении заданий;

8) часто переходит от одного незавершённого дела к другому;

9) не способен играть спокойно и тихо;

10) чрезмерно разговорчив;

11) часто перебивает других, бывает назойливым;

12) производит впечатление не слышащего обращённой к нему речи;

13) часто теряет нужные (для занятий) вещи, как в школе, так и дома;

14) часто вовлекается (и совершает самостоятельно) рискованные, угрожающие физическому благополучию действия, не сознавая их возможных последствий”.

        Другие симптомы (признаки) минимальной мозговой дисфункции (ММД) (СДВГ, СДВ):

        повышенная умственная утомляемость, отвлекаемость внимания, затруднения в запоминании нового материала, плохая переносимость шума, яркого света, жары и духоты, укачивание в транспорте с появлением головокружения, тошноты и рвоты. Возможны головные боли, перевозбуждение ребенка к концу дня пребывания в детском саду при наличии холерического темперамента и заторможенность при наличии флегматического темперамента. Сангвиники возбуждаются и затормаживаются почти одновременно.

        Существуют значительные колебания в связи с ухудшением или улучшением соматического состояния, временем года, возрастом.

        


Вопросы коррекции

 поведенческих, эмоциональных и волевых нарушений при СДВГ

        Родителям детей с СДВГ рекомендуется следующие методики коррекции и улучшения состояния своего ребёнка.

  • Развивать самоконтроль и ответственность. Необходимо поручить ребенку выполнять несложные обязанности: выносить мусор, ходить в магазин за хлебом, мыть обувь, поливать цветы. В специальном дневнике можно отмечать детские успехи за день и назначать за них соответствующее вознаграждение.
  • Строго соблюдать распорядок дня. Необходимо приучать ребенка вставать, гулять, кушать, заниматься делами и ложиться спать в одно и то же время. Запрещено долго находиться перед телевизионным и компьютерным экранами, это усиливает перевозбуждение.
  • Установить рамки поведения. Ребенок должен раз и навсегда усвоить, что можно делать, а что нельзя. Дети с СВДГ должны научиться самостоятельно справляться с проблемами и трудностями, присущими их возрасту. Причем требования к таким детям не должны быть ниже, чем к здоровым сверстникам. Ни в коем случае нельзя относиться к ребенку как к больному.
  • Развивать интерес к занятиям. Ребенку важно ощущать себя успешным и умелым, уверенным в себе. Если ему с трудом даются школьные знания, то не следует требовать от него высокой успеваемости по всем предметам. Лучше, чтоб хорошие оценки ребенок получал лишь по основным из них.
  • Необходимо дать возможность ребенку выплеснуть накопившуюся энергию. В помощь детям длительные прогулки и физические упражнения, плавание и активные игры на свежем воздухе.

        Коррекционный процесс в семье:

Семья должна участвовать в коррекционном процессе при симптомах синдрома гиперактивности и дефицита внимания: ребенка необходимо хвалить при любом удобном случае, ему важно быть успешным; в семье должна присутствовать система вознаграждений за каждый хороший поступок; требования к ребенку должны быть посильными для его возраста; исключить родительскую придирчивость; важно совместное семейное времяпровождение; скопление людей способствует вспышкам гиперактивности у ребенка; недопустимо переутомление ребенка, унижение, злость и грубость в его адрес; не оставлять без внимания детские просьбы; запрещено сравнивать малыша с ровесниками, выделяя его недостатки; необходимо четко соблюдать рекомендации лечащего врача.

        Превентивные меры Похвала ребенка. Излишне активным детям не следует принимать участие в соревнованиях и играх, имеющих выраженный эмоциональный компонент. Силовые виды спорта – тоже не вариант. В качестве профилактики СДВГ подойдут пеший и водный туризм, плавание, бег трусцой, катание на лыжах и коньках. Физическая нагрузка должна быть умеренной!        Мать и отец должны быть спокойными и допускать как можно меньше ссор. С ребенком необходимо построить доверительные отношения. Гиперактивные дети практически не реагируют на замечания, наказания, запреты, зато с радостью отвечают на поощрение и похвалу. Поэтому и отношение к ним должно быть особым. Симптомы заболевания в большинстве случаев по мере взросления ребенка будут сглаживаться и проявляться не столь ярко, ребенок будет постепенно «перерастать» сложный период. Поэтому родителям нужно набраться терпения и помочь пережить любимому чаду тяжелый жизненный этап.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание: «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению: проблемы и решения»

Общеизве­стно: степень адаптации ребенка к детско­му саду определяет его психическое и фи­зическое здоровье. Ребенок, придя в дет­ский сад, впервые сталкивается с большим количеством незнакомых людей ...

Консультация для родителей "Гиперактивный ребенок – проблемы воспитания"

В данной консультации для родителей предлогаются  портрет гипер активного ребенка, а так же тест на гипер активность и предлогаются игры для гипер активных детей,...

«Социальная адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и решения»

Социализация представляет собой комплекс социальных и психических процессов, благодаря которым происходит усвоение человеком знаний, норм и ценностей, определяющих его как полноправного чле...

Консультация для родителей "Золотая середина дошкольного детства" (возрастные особенности детей 4-5 лет)

Актуальная и полезная консультация для родителей, дети которых переходят в среднюю группу. Консультация оформленна на четырёх страницах, крупным шрифтом с иллюстрациями....

Консультация для родителей младших дошкольников о значимости проблемы адаптации и возможности ее решения.

Консультация для родителей младших дошкольников о значимости проблемы адаптации и возможности ее решения." Адаптация детей в детском саду"Цель: Сообщить родителям о длительности и харак...

Консультация для родителей: «ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ… ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ»

Большая подвижность свойственна едва ли не всем детям дошкольного возраста. Но если неугомонность малыша регулярно переходит всякие границы и создает проблемы в общении со сверстниками, с родителями и...