Главные вкладки

    Родительское собрание: «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению: проблемы и решения»
    консультация (младшая группа) по теме

    Общеизве­стно: степень адаптации ребенка к детско­му саду определяет его психическое и фи­зическое здоровье. Ребенок, придя в дет­ский сад, впервые сталкивается с большим количеством незнакомых людей (сверст­ников и взрослых) в незнакомой обстанов­ке. Резкое предъявление нового помеще­ния, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс, Следовательно, в детских садах необходимо организовать систему мероприятий, которые призваны снять напряжение, нервозность ребенка.

    Недостаточная проработанность (а в практике некоторых садов - полное отсут­ствие) мероприятий по адаптации ребенка к ДОУ отрицательно сказывается как на детях, так и на их родителях.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon rod.sobr_.adaptatsiya.ppt389 КБ
    Файл rod.sobr_.adaptatsiya.docx32.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Адаптация ребенка к дошкольному учреждению: проблемы и решения Педагог-психолог МАДОУ Детский сад №1 «Золотой ключик» г.Кызыла Республики Тыва Смоленова Анастасия Михайловна

    Слайд 2

    Преимущества пребывания ребенка в детском саду Четкое соблюдение режима дня, питания, отдыха, сна Развитие самостоятельности, навыков самообслуживания Систематическая занятость Разнообразие игровой деятельности, наглядного материала Детское окружение

    Слайд 3

    Основные показатели изменений в поведении ребенка в период адаптации к дошкольному учреждению Эмоции Социальные контакты Познавательная деятельность Социальные навыки Особенности речи Двигательная активность Сон Аппетит Здоровье

    Слайд 4

    Проявление и обострение отрицательных эмоций: хныканья, плач «за компанию», приступообразный плач «Уход в себя» Агрессия, неуправляемость Страх, тревога Изменения в эмоциональной сфере

    Слайд 5

    Снижение степени социальных контактов Напряжение Замкнутость Беспокойство Малообщительность и/или отказ от общения с детьми и/или взрослыми

    Слайд 6

    Изменения в познавательной сфере Снижение и/или отсутствие интереса к игрушкам, новой обстановке, окружающей действительности

    Слайд 7

    Изменения в сфере социальных навыков Частичная или полная утрата навыков самообслуживания: умения пользоваться ложкой, носовым платком умения одеваться самостоятельно умения умываться и пр.

    Слайд 8

    Особенности речи Обеднение, уменьшение словарного запаса Отказ от речи

    Слайд 9

    Изменение двигательной активности Заторможенность Отказ от двигательной активности Повышенная двигательная активность, гиперактивность

    Слайд 10

    Изменение в сфере сна Отсутствие сна Кратковременное засыпание Тревожный сон

    Слайд 11

    Изменение аппетита Снижение аппетита Отказ от пищи Значительное повышение аппетита дома

    Слайд 12

    Изменение в сфере здоровья Снижение иммунитета Частая заболеваемость Повышение температуры тела при относительном здоровье

    Слайд 13

    Правила поведения в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников Старайтесь не нервничать и не показывать свою тревогу при расставании В выходные дни не меняйте резко режим дня ребенка Не отучайте ребенка от определенных привычек в адаптационный период Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье

    Слайд 14

    Правила поведения в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест, сократите просмотр телевизионных передач, старайтесь щадить его ослабленную нервную систему Будьте терпимее к его капризам. При явно выраженных невротических реакциях оставьте дома Постоянно обращайте внимание на отклонения в поведении и здоровье малыша

    Слайд 15

    Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, зовите ласковыми именами Одевайте ребенка в детский сад в соответствии с температурой воздуха в группе, обращайте внимание на аккуратность и опрятность его внешнего вида Выполняйте предписания врача, советы и рекомендации педагога Когда ребенок привыкнет к новым условиям, не принимайте его слез при расставании всерьез – они могут быть вызваны просто плохим настроением Правила поведения в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению

    Слайд 16

    Как не надо вести себя родителям с ребенком, когда он впервые начал посещать детский сад В присутствии ребенка плохо говорить о детском саде. «Наказывать» ребенка детским садом и поздно забирать домой. Не уменьшать, а увеличивать нагрузку на нервную систему. Водить ребенка в многолюдные и шумные места. Все время кутать, одевать не по сезону. Конфликтовать с ним дома. Наказывать за капризы. В выходные дни резко изменять режим дня ребенка. Все время обсуждать в его присутствии проблемы, связанные с детским садом. Не обращать внимания на отклонения в обычном поведении ребенка. Не выполнять все предписания врача.

    Слайд 17

    Родители группы «Цыплята» громко прокричат «Ачи» Родители группы «Крошка Енот» громко кричат «Ячи» Родители группы «Незнайка» громко кричат «Ящики»

    Слайд 18

    Спасибо за внимание УДАЧИ В НАЧИНАНИЯХ!



    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание:

    «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению: проблемы и решения»

    Цели: дать родителям представление о том, что длительность и характер адаптационного периода зависят от того, насколько малыш подготовлен в семье к переходу в детское учреждение; помочь сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно войти в новые для него условия; нейтрализовать факторы риска, связанные с условиями социальной среды; помочь правильно организовать первые дни пребывания ребенка в яслях-саде; побудить близких ребенку людей выбирать педагогически целесообразные методы воздействия на малыша.

    Задачи: показать родителям значимость проблемы адаптации и возможности ее решения; предупредить возможную передачу тревоги и нервного возбуждения от матери к ребенку; создать условия для благополучного включения ребенка в новую социальную среду; устранить противоречия между возможностями ребенка и требованиями среды; продумать алгоритм совместных действий с родителями; раскрыть роль семьи в решении данной проблемы.

    «Неформальное знакомство»

    Поднимите руки те…..

    - Кто живет в Кызыле

    - У кого есть домашние животные

    - Кто родился летом

    - У кого есть красные детали одежды

    - У кого есть веснушки

    По команде ведущего участники начинают выполнять все то, что они выбрали из списка.

    — У кого кариее глаза — трижды подмигните.

    — Чей рост превышает 180 см — изо всех сил крикните: «Кинг-Конг!»

    — Тот, кто сегодня съел вкусный завтрак, — пусть погладит себя по животу.

    — Кто родился зимой — пусть погладит себя по плечам и скажет «Бррррр».

    — Кто любит кошек — мяукните.

    — У кого есть родная сестра — скажите соседу слева, что он замечательно выглядит.

    — Кто пьет кофе с молоком и сахаром — пусть заглянет под свой стул.

    — Кто хоть раз в жизни курил — должен громко крикнуть: «Я это оспариваю!»

    — Кто не переносит табачного дыма — пусть громко скажет: «Курить — здоровью вредить!»

    — Единственный ребенок у своих родителей — пусть громко скажет «Да».

    — У кого есть собственные дети — пусть хлопнет (1 хлопок за каждого ребенка).

    — Кто рад, что попал на родительское собрание, — пусть громко скажет: «А-А-А!»

    Когда ведущий произнесет: «Стоп!» — участников спрашивают о том, что делали их коллеги.

    Итак, ваш ребенок начал ходить в детский сад.

    - Зачем ребенку детский сад?

    - Необходима ли ему помощь со стороны близких людей в период поступления в дошкольное учреждение?

    Преимущества пребывания ребенка в детском саду:

    • четкое соблюдение режима дня, и соответственно – режима питания, отдыха, сна;
    • развитие у ребенка самостоятельности, навыков самообслуживания; В детском саду малыши значительно легче и быстрее осваивают навыки самообслуживания, учатся кушать, одеваться и раздеваться, отправлять естественные надобности, соблюдать личную гигиену, убирать за собой. Уже за три-четыре месяца пребывания в детсадовской атмосфере они осваивают все эти премудрости.
    • наличие системы занятий с детьми, ориентированной на физическое развитие, развитие речи, интеллекта, кругозора, художественных и музыкальных способностей;
    • разнообразие игровой деятельности, наглядного материала, примеров для подражания в процессе игровых действий, отношений; постоянное руководство со стороны взрослого;
    • Детское окружение: формирует умения общаться со сверстниками, жить в коллективе (уступать, помогать, делиться, взаимодействовать с позиции сотрудничества). Обстоятельство это особенно важно для первых и единственных детей в семье. Посещение группы приучает ребенка взаимодействовать с другими детьми на основе договоренности, учета общих интересов. В возникающей между ними атмосфере коллективизма дошкольники учатся ждать своей очереди, умерять личные желания, делиться тем, что имеют сами. И все это происходит без нудных наставлений и поучений взрослых, исключительно за счет разнообразных форм общения между детьми. Ребенок понимает, что и сам по себе имеет ценность, потому что он обладает такими качествами, как доброта, покладистость, смелость, инициативность, фантазия и т. п. Дети не просто привыкают друг к другу, а завязывают достаточно тесные отношения, подражают и учатся тому, что не умеют сами.

    Ваш малыш делает первые шаги в самостоятельную жизнь. Во многом от родителей зависит, насколько легко для него пройдет период адаптации.


    Всем известно, что первые дни в детском саду — тяжелое испытание для ребенка и его родителей. Расставаясь утром с мамой, дети, как правило, плачут, кричат, а по вечерам у них бывает плохое настроение, подавленность или же, наоборот, нехарактерная раньше чрезмерная активность, перевозбуждение. Чтобы миновать этот негативный период как можно быстрее, следует грамотно подойти к адаптации чада в дошкольном учреждении. В противном случае слезы каждое утро перед выходом из дома и нежелание идти в садик могут затянуться на месяцы.

    Основные показатели изменений в поведении ребенка в период адаптации к дошкольному учреждению.

    Система 9 показателей ( по материалам А. Баркан).

    1. Эмоции ребенка.

    Первые дни и даже недели проходят у всех по-разному. Кто-то буквально с первых дней с радостью идет в группу, но все-таки чаще расставание с мамой сопровождается слезами. Правда, в группе одни дети быстро отвлекаются и успокаиваются, другие плачут все время до прихода родителей. Отрицательные эмоции, как правило, проявляются у каждого ребенка. Однако степень их проявления различна: от хныканья, плача «за компанию» до постоянного, приступообразного плача. Обычно дольше всех из отрицательных эмоций сохраняется так называемое хныканье, с помощью которого ребенок стремится выразить протест при расставании с родителями. И это нормально — ведь привычная домашняя обстановка меняется на шумную группу, где помимо большого количества детей на ребенка сразу обрушивается много новых правил и ограничений, и малыш не может понять, зачем же мама привела его сюда и ушла. Меняется и поведение детей после садика — часто родители жалуются, что их кроха стал неуправляемым, плохо засыпает, часто плачет, стал агрессивным. Это естественно в период адаптации, ребенок еще не может осознать, что с ним происходит, и таким образом реагирует на переживания и нервное напряжение. Нет ни одного ребенка, который не испытал страх хотя бы раз в период адаптации к условиям детского сада. В этот период ребенок раним настолько, что поводом для гнева может послужить все что угодно! В ребенке словно заложена пороховая бочка… Но на смену всем отрицательным эмоциям обязательно приходят положительные, что свидетельствует о завершении адаптационного периода.

    2. Социальные контакты

    В первые дни пребывания в дошкольном учреждении у ребенка обычно снижается степень социальных контактов. Дети более напряжены, замкнуты, беспокойны, малообщительны. Общение со взрослыми и сверстниками налаживается постепенно. Некоторые при этом все время ищут контакта с воспитателем, некоторые, наоборот, замыкаются в себе, отказываясь от общения и с детьми, и со взрослыми.

    3. Познавательная деятельность

    В начале пребывания ребенка в детском саду познавательная деятельность, как правило, снижается или совсем угасает на фоне стрессовых реакций. Нередко ребенок не интересуется даже игрушками.

    4. Социальные навыки

    Под влиянием новых внешних воздействий первое время малыш может частично или почти целиком утратить все усвоенные дома навыки самообслуживания. Например, умение пользоваться ложкой, носовым платком, умываться, может требовать, чтобы его снова кормили и одевали, даже если он уже прекрасно умеет делать это самостоятельно и т.д. Однако в процессе адаптации он не только вспоминает забытые навыки, но и усваивает новые.

    5. Особенности речи

    У некоторых детей словарный запас скудеет, иногда они начинают употреблять «облегченные слова». Если ребёнок хорошо говорил, может перейти на лепет.

    6. Двигательная активность

    Редко сохраняется в пределах нормы. Ребенок может быть сильно заторможен или неуправляемо гиперактивен. Но, говоря об изменении двигательной активности ребенка, необходимо учитывать его темперамент.

    7. Сон

    Вначале ребенок засыпает не сразу, порой всхлипывает, внезапно пробуждается или практически не спит. По мере привыкания ребенок начинает своевременно засыпать и пробуждаться.

    8. Аппетит

    Может снизиться аппетит. Когда вы оставляете ребёнка на обед, он может отказаться от еды или поесть совсем немного. Зато дома будет есть, как будто не ел целый месяц. Дело в том, что у ребёнка в д/с от напряжения появляются спазмы в горле (как у вас перед экзаменом, ему тяжело глотать, а дома ребёнок расслабляется. Значительное повышение аппетита-это также реакция на стресс, когда ребенок «заедает» свое напряжение. Нормализация пониженного или повышенного аппетита, как правило, сигнализирует о привыкании ребенка к условиям дошкольного учреждения.

    9. Здоровье

    В период адаптации, несмотря на щадящий режим, дети заболевают, кто-то раньше, кто-то позже – всё зависит от организма ребёнка. Дело в то, что:

    • происходят первые перегрузки, силы уходят, снижается сопротивляемость, организм ослабевает;
    • в группе ребёнок не один, кто-то чихнул, у кого-то насморк, дети играют одними игрушками – вот и передача инфекции;
    • в группе проводится проветривание в отсутствие детей, поэтому групповая температурная среда отличается от домашней.

    Так же повышение температуры тела в период адаптации при относительном здоровье ребенка может проявляться как реакция на стресс.

    Основные правила поведения в период, когда ребенок начал посещать дошкольное учреждение.

    Первое время, и об этом вам скажут педагоги и воспитатели, ребенок должен находиться в саду 1-2 — максимум 3 часа (а еще лучше первые два-три дня — час, потом еще три дня — два часа и, наконец, три часа). Такой период может длиться неделю, а то и две. Постепенно время пребывания в группе увеличивают. Затем хотя бы до месяца с момента первого посещения (то есть еще две-три недели) малыша оставляют в садике до сна. И только потом малыш может находиться в группе целый день.

    Приведенные здесь цифры — это минимум. Некоторые дети в силу своих индивидуальных особенностей могут адаптироваться к новому образу жизни и дольше.

    Заранее поговорите с воспитателем о вашем ребенке. Расскажите о его привычках, особенностях поведения, что он любит (не любит), какие предпочитает игры (занятия), о методах воспитания, принятых в вашей семье — обо всем том, что, по вашему мнению, должен знать воспитатель. Эта информация очень поможет в дальнейшей работе с вашим ребенком, поможет найти к нему индивидуальный подход.

    Когда отводите малыша в группу, старайтесь не показывать ему свое волнение, которое у вас обязательно возникнет. Во время прощания родители должны всегда демонстрировать хорошее настроение, чувствовать себя уверенно, общаться с ребенком только доброжелательным тоном. При расставании будьте спокойны, но тверды. Обязательно скажите, когда вы за ним придете (а то он, не дай Бог, решит, что его оставили с чужой тетей навсегда) и укажите время прихода в доступной для его понимания форме. Например: «я приду за тобой, когда ты пообедаешь», «когда ты вместе с ребятами пойдешь гулять». Помогает преодолеть стресс расставания привычный ритуал прощания (поцелуй, объятия,прощание «мизинчиками»,воздушный поцелуй и т.д.), который повторяется ежедневно.
    Не стоит устраивать долгое прощание перед группой, это может вылиться в настоящую истерику. Важно уходить не задерживаясь, не оборачиваясь – так малышу будет проще отпускать вас. Если вы не будете бояться разлуки с ребенком, то и он легче будет ее переносить.

    Фразы, которые ухудшают ситуацию

    • "Не пускаешь меня на работу - не будет денег тебе на новую машинку!";
    • "Ну пожалуйста, можно мама пойдет на работу?!";
    • "Ты же большой мальчик (большая девочка)! Как тебе не стыдно плакать!";
    • "Если будешь так реветь - уйду от тебя и вообще не приду!".

    Важно помнить: эти фразы не только не помогают ребенку, но даже вредят, потому что в них есть УПРЕК. Упрек ребенку в том, что он МЕШАЕТ маме делать какие-то ее дела. Мамы говорят такие слова просто потому, что не знают, как успокоить малыша, а ребенок слышит, что он - помеха маме в ее жизни, и еще больше переживает, тревожится и, как следствие, капризничает.

    Дайте ребенку с собой какую-нибудь вещь, которая будет напоминать о маме (платочек, записочка, фотографию). Можно дать ему с собой "ключ от квартиры", без которого вы не попадете домой, пока не заберете его из садика..

    Большое значение в этот период имеет сон. Дома необходимо укладывать ребёнка пораньше. Подольше находиться с ребёнком в момент засыпания. В выходные дни важно также не сбивать режимные моменты.

    В этот период родителям нужно постараться ограничить нагрузку на нервную систему ребенка — свести к минимуму просмотр телевизора, избегать шумных мероприятий, и, наоборот, как можно больше времени проводить с ним в спокойных играх, за чтением книг. Старайтесь чаще обнимать и целовать кроху — телесный контакт с родителями поможет снять психоэмоциональное напряжение и успокоиться. Ни в коем случае не ругайте его за то, что он снова "впал в детство", стал хуже себя вести — отнеситесь к этому с пониманием.

    Конфликты в семье также усугубляют процесс адаптации. Конфликты родителей всегда тревожат ребенка, а в период адаптации к детскому саду – тем более. Если родители конфликтуют со дня его рождения – это для него привычная ситуация. Это его жизнь. Важно, чтобы конфликты не выходили за рамки привычной ссоры, не пугали ребенка. Не рекомендуется менять жизненную ситуацию:  разводиться,  переезжать – это усилит негативную сторону адаптационного процесса.

    Самое главное — ваше эмоциональное состояние! Принимаете ли вы для себя то, что ваш ребенок будет посещать детский сад. Если вы негативно относитесь к садику, испытываете чувство вины за то, что приводите туда ребенка, и не ждете от садика ничего хорошего — ваш ребенок обязательно будет чувствовать то же самое. Если для вас садик — это новый этап в жизни вашего ребенка, вы уверены в необходимости его посещения, в том, что ребенку в нем будет хорошо — эти же чувства будут передаваться и ему. Ни при каких условиях не следует обсуждать воспитателей и сад при ребенке, т.к. это несет напряжение и ребенок начинает воспринимать д/с как враждебное учреждение.

    Итак, динамика продолжительности времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении первую неделю определяется поведением самого ребенка. Вот несколько полезных советов.

    • В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.
    • Старайтесь не нервничать и не показывать свою тревогу при расставании.
    • В выходные дни не меняйте резко режим дня ребенка.
    • Постоянно обращайте внимание на отклонения в поведении и здоровье малыша.
    • Не отучайте ребенка от определенных привычек в адаптационный период.
    • Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье.
    • На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест, сократите просмотр телевизионных передач, старайтесь щадить его ослабленную нервную систему.
    • Будьте терпимее к его капризам. При явно выраженных невротических реакциях оставьте дома.
    • Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, зовите ласковыми именами.
    • Одевайте ребенка в детский сад в соответствии с температурой воздуха в группе, обращайте внимание на аккуратность и опрятность его внешнего вида.
    • Выполняйте предписания врача, советы и рекомендации педагога.
    • Когда ребенок привыкнет к новым условиям, не принимайте его слез при расставании всерьез – они могут быть вызваны просто плохим настроением.

    Как не надо вести себя родителям с ребенком, когда он впервые начал посещать детский сад

    • В присутствии ребенка плохо говорить о детском саде.
    • «Наказывать» ребенка детским садом и поздно забирать домой.
    • Мешать его контактам с детьми в группе.
    • Не уменьшать, а увеличивать нагрузку на нервную систему. Водить ребенка в многолюдные и шумные места.
    • Все время кутать, одевать не по сезону.
    • Конфликтовать с ним дома.
    • Наказывать за капризы.
    • В выходные дни резко изменять режим дня ребенка.
    • Все время обсуждать в его присутствии проблемы, связанные с детским садом.
    • Не обращать внимания на отклонения в обычном поведении ребенка.
    • Не выполнять  все предписания врача.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание "Адаптация ребенка к ДОУ"

    Ниже представлена презентация "Адаптация ребенка к доу". На 1-м родительском собрании педагог-психолог знакомится с родителями и рассказывает об адаптации....

    родительское собрание "Адаптация ребенка в детском саду"

    Цель: расширение представления родителей о факторах эмоционального и социального развития детей в период адаптации....

    Родительское собрание "Адаптация ребенка в детском саду"

    Родительское собрание "Адаптация ребенка в детском саду"...

    Родительское собрание "Адаптация ребенка к детскому саду"

           Адаптация – сложный процесс приспособления организма к новым условиям. С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: стро...

    Родительское собрание «Адаптация ребенка в ДОУ»

    Родительское собрание «Адаптация ребенка в ДОУ»...

    План психопросветительской работы по проблеме адаптации ребенка к дошкольному учреждению

    План психопросветительской работы по проблеме адаптации ребенка к дошкольному учреждению СрокМероприятиеКатегория участниковСентябрьВыступление на родительском собрании на тему «Адаптация д...

    Конспект родительского собрания "Адаптация детей к дошкольному учреждению"

    Конспект родительского собрания в первой младшей группе «Адаптация ребенка в детском саду»Добрый вечер. Мы рады видеть вас на нашей встрече, на первом родительском собрании. Сегодня м...