Консудьтации для родителей
консультация

Коломейцева Ирина Николаевна

Консультация

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 393 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

Консультация

для родителей

на тему:

«Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста»

hello_html_m5110d84c.jpg

Подготовила:

Воспитатель 1 категории

Коломейцева И.Н.

Донецк 2023

«Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста»

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива.

 «Программа воспитания в детском саду» предъявляет к дидактическим играм большие требования. В ней говорится: «С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни».

 В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:

 а) с игрушками и предметами;

 б) настолько-печатные;

 в) словесные.

  Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации.

  Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

 Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.

 Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни), развитие речи, (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений.

 Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.).

 Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.

 Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и т. д. Но желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т. е. подчиняться правилам игры.

Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.

Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.

 Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.

 Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию — совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.

Дети всех возрастных групп играют в куклы. Такие игры, как «Угощение куклы», «Купание куклы», «Прогулка с куклой», «Укладывание куклы спать» и другие, используются в основном для закрепления, уточнения и расширения бытового словаря и развития связной речи, и меньше всего обращается внимание на использование этих игр с воспитательной целью. Кукла — любимая игрушка детей. Они обращаются с ней так, как мама обращается со своим ребенком. Это формирует у детей такие положительные качества, как бережное отношение к кукле, нежность, ласка, внимание, желание видеть куклу всегда чистой, опрятной, причесанной. Если взрослые будут прививать в процессе игр эти качества— ребенок не бросит куклу на пол, не будет таскать ее за ногу. Сформированные положительные моральные качества будут постепенно переноситься на взаимоотношения самих детей.

 Многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (чайная, столовая, кухонная посуда, мебель, одежда, обувь, продукты).

 Дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для родителей «Подготовка детей к обучению грамоте» Подготовила : Коломейцева И.Н. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА №393 Г.ДОНЕЦКА»

Слайд 2

Подготовка детей к обучению грамоте - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ и синтез слов, овладеть звуковой культурой речи. А фундаментом для всего этого должны стать сформированное слуховое внимание и фонематический слух.

Слайд 3

Что такое фонематический слух? Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму . Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию звуки . Это может тормозить процесс развития связной речи, а также обучение чтению и письму, ведь если ребенок плохо различает звуки, то он будет запоминать, произносить и писать то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме.

Слайд 4

Слуховое восприятие — это способность воспринимать и понимать звуки и различия между ними. Слуховое восприятие начинается со слухового внимания – умение сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с издающим его предметом, что и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков. Развитие слухового восприятия является важной задачей в дошкольном возрасте, так как на его основе у ребенка развивается фонематический слух.

Слайд 5

Игры, развивающие слуховое восприятие у детей старшего дошкольного возраста ИГРАЕМ ДОМА : Игра« Запомни и нарисуй » Взрослый произносит 3-4 слова, а ребенок должен их запомнить и нарисовать( можно схематично) , затем показать рисунок • солнышко, цветок, мячик, карандаш, треугольник. • Снежинка, кукла, листик, круг, облако, мяч . (можно придумывать свои варианты слов) Слова произносятся один раз . Игра «Слушаем слова» Взрослый сообщает ребенку , что будет произносить самые разные слова. Ребёнку надо хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее посуду : стул, дерево , тарелка , ручка, лиса , кастрюля , помидор, стакан «Хлопни, если услышишь слово,обозначающее транспорт: -тарелка, машина, яблоко, трактор, лопатка, пылесос, самолет, автобус « Хлопни, если услышишь слово, обозначающее овощи: -яблоко, капуста, хлеб, вилка, морковь, персик, перец, капуста, хлеб Хлопни, если услышишь слово, обозначающее игрушки: - тарелка, мячик, погремушка, платье, машинка, кукла, зеркало

Слайд 6

Хлопни в ладоши, когда услышишь слово, обозначающее живой предмет .(взрослый читает слова) Мышь, стакан, лом, цветы, муравей, река, коза, человек, стол, морковь, столяр, карандаш, моряк, книга, телега, сумка, кошка, червяк, паровоз, яблоко, собака, машина, жук, снег, автобус, хомяк, резинка. Подними руку, когда услышишь название животного, у которого есть рога. Корова, лошадь, коза, кошка, баран, собака, олень, еж, носорог, волк, лось, лиса, бык, медведь, козел, осел , буйвол, слон, жираф, крокодил, обезьяна, мышь, улитка, поросенок. Когда услышишь название животного – присядь, когда услышишь название растения – подпрыгни, когда услышишь название птицы – взмахни руками. Медведь, ромашка, сорока, белка, дятел, осина, корова, воробей, лиса, шиповник, сова, пальма, волк, иволга, голубь, олень, береза, енот, ласточка, сирень, тополь, еж, аист, ива, кошка, роза, ландыш, цапля, собака, курица, камыш, лошадь, петух, мышь, яблоня, слон, страус, иван-чай, крокодил, лютик, попугай, тигр Топни, когда услышишь название «съедобного». Кирпич, булка, творог, ложка, тарелка, банан, конфета, стол, торт, салфетка, бутерброд, салат, завтрак, кастрюля, йогурт, дыня, вилка, котлета, сыр, печенье, чашка, колбаса, апельсин, нож, фартук, суп, каша, сметана, рыба, морковь, терка, сметана, пряник, стакан..

Слайд 7

Игры, развивающие фонематический слух, фонематическое восприятие у детей старшего дошкольного возраста . ИГРАЕМ ДОМА: Игра «Внимательные ушки». . Взрослый просит ребенка поднять руку, если он произнесет слово неправильно, если правильно – хлопнуть в ладоши.. Взрослый произносит: вагон, флакон, загон, вагон, фагон ... Тапка, хапка , сапка, шапка Фанки , санки, шанки , ханки Игра «Выдели слово». Взрослый предлагает ребенку хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам или поднимать руку вверх.) тогда, когда он услышит слова, с заданным звуком. Игра «Исправь ошибку» . Взрослый предлагает ребенку послушать стихотворение, найти в нём неправильное слово и заменить его другим, подходящим по смыслу и звуковому составу. Мама с БОЧКАМИ (ДОЧКАМИ) пошла п о дороге вдоль села. Пёс Барбос совсем не глуп, он не хочет рыбный ДУБ (СУП). Много снега во дворе – Едут ТАНКИ (САНКИ) по горе.

Слайд 8

Занятия по подготовке детей к обучению грамоте следует начинать со знакомства с понятиями «слово» и «предложение». Такая работа помогает детям осознать словесный состав нашей речи и затем перейти к еѐ звуковому анализу. При знакомстве с понятием « слово»необходимо раскрыть ребенку слово как смысловую единицу , сформировать понимание того, что за каждым названием кроется определенное содержание, значение. Для этого можно давать ребенку задания типа: «Я сейчас назову слово, а ты скажи, что оно означает » . Далее ребенка плавно подводят к знакомству с новыми понятиями, характеризу-ющими разные слова: «слова-названия», «слова-действия», «слова-признаки ». Сначала взрослый сам показывает на примере различных слов, к каким категориям они относятся, как одни слова помогают охарактеризовать другие слова. Затем задание выполняет ребенок. Например: «Я буду называть разные слова, а ты хлопни в ладоши, когда среди них услышишь слово, обозначающее действие». После углубления знаний детей о слове, их знакомят с понятием «предложение». детей учат выделять предложение из потока речи, используя небольшие тексты из трѐх предложений. Это может быть текст, составленный по картинке, что позволит им лучше запомнить содержание. Подготовка к обучению грамоте

Слайд 9

1 этап: вычленение предложений из текста. Дети играют в мяч. Мальчик бросает мяч девочке. Девочка ловит мяч .( задание ребенку: повтори любое предложение, которое запомнил) Дети дежурят по столовой. Катя раскладывает тарелки. Коля ставит чашки. Оля несёт ложки .( задание ребенку: повтори любое предложение, которое запомнил )

Слайд 10

2 этап: ознакомление со словесным составом предложений. Составление предложений из 2-3 слов по предметным картинкам. ( Мишка сидит .) ( Мальчик ловит бабочку ) Каждое слово обозначаем черточкой

Слайд 11

Составление предложений по схемам - составь предложения по картинкам, сосчитай сколько слов в каждом предложении, нарисуй схему.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для родителей «Подготовка детей к обучению грамоте» Подготовила : Коломейцева И.Н. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА №393 Г.ДОНЕЦКА»

Слайд 2

Подготовка детей к обучению грамоте - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ и синтез слов, овладеть звуковой культурой речи. А фундаментом для всего этого должны стать сформированное слуховое внимание и фонематический слух.

Слайд 3

Что такое фонематический слух? Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму . Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию звуки . Это может тормозить процесс развития связной речи, а также обучение чтению и письму, ведь если ребенок плохо различает звуки, то он будет запоминать, произносить и писать то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме.

Слайд 4

Слуховое восприятие — это способность воспринимать и понимать звуки и различия между ними. Слуховое восприятие начинается со слухового внимания – умение сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с издающим его предметом, что и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков. Развитие слухового восприятия является важной задачей в дошкольном возрасте, так как на его основе у ребенка развивается фонематический слух.

Слайд 5

Игры, развивающие слуховое восприятие у детей старшего дошкольного возраста ИГРАЕМ ДОМА : Игра« Запомни и нарисуй » Взрослый произносит 3-4 слова, а ребенок должен их запомнить и нарисовать( можно схематично) , затем показать рисунок • солнышко, цветок, мячик, карандаш, треугольник. • Снежинка, кукла, листик, круг, облако, мяч . (можно придумывать свои варианты слов) Слова произносятся один раз . Игра «Слушаем слова» Взрослый сообщает ребенку , что будет произносить самые разные слова. Ребёнку надо хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее посуду : стул, дерево , тарелка , ручка, лиса , кастрюля , помидор, стакан «Хлопни, если услышишь слово,обозначающее транспорт: -тарелка, машина, яблоко, трактор, лопатка, пылесос, самолет, автобус « Хлопни, если услышишь слово, обозначающее овощи: -яблоко, капуста, хлеб, вилка, морковь, персик, перец, капуста, хлеб Хлопни, если услышишь слово, обозначающее игрушки: - тарелка, мячик, погремушка, платье, машинка, кукла, зеркало

Слайд 6

Хлопни в ладоши, когда услышишь слово, обозначающее живой предмет .(взрослый читает слова) Мышь, стакан, лом, цветы, муравей, река, коза, человек, стол, морковь, столяр, карандаш, моряк, книга, телега, сумка, кошка, червяк, паровоз, яблоко, собака, машина, жук, снег, автобус, хомяк, резинка. Подними руку, когда услышишь название животного, у которого есть рога. Корова, лошадь, коза, кошка, баран, собака, олень, еж, носорог, волк, лось, лиса, бык, медведь, козел, осел , буйвол, слон, жираф, крокодил, обезьяна, мышь, улитка, поросенок. Когда услышишь название животного – присядь, когда услышишь название растения – подпрыгни, когда услышишь название птицы – взмахни руками. Медведь, ромашка, сорока, белка, дятел, осина, корова, воробей, лиса, шиповник, сова, пальма, волк, иволга, голубь, олень, береза, енот, ласточка, сирень, тополь, еж, аист, ива, кошка, роза, ландыш, цапля, собака, курица, камыш, лошадь, петух, мышь, яблоня, слон, страус, иван-чай, крокодил, лютик, попугай, тигр Топни, когда услышишь название «съедобного». Кирпич, булка, творог, ложка, тарелка, банан, конфета, стол, торт, салфетка, бутерброд, салат, завтрак, кастрюля, йогурт, дыня, вилка, котлета, сыр, печенье, чашка, колбаса, апельсин, нож, фартук, суп, каша, сметана, рыба, морковь, терка, сметана, пряник, стакан..

Слайд 7

Игры, развивающие фонематический слух, фонематическое восприятие у детей старшего дошкольного возраста . ИГРАЕМ ДОМА: Игра «Внимательные ушки». . Взрослый просит ребенка поднять руку, если он произнесет слово неправильно, если правильно – хлопнуть в ладоши.. Взрослый произносит: вагон, флакон, загон, вагон, фагон ... Тапка, хапка , сапка, шапка Фанки , санки, шанки , ханки Игра «Выдели слово». Взрослый предлагает ребенку хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам или поднимать руку вверх.) тогда, когда он услышит слова, с заданным звуком. Игра «Исправь ошибку» . Взрослый предлагает ребенку послушать стихотворение, найти в нём неправильное слово и заменить его другим, подходящим по смыслу и звуковому составу. Мама с БОЧКАМИ (ДОЧКАМИ) пошла п о дороге вдоль села. Пёс Барбос совсем не глуп, он не хочет рыбный ДУБ (СУП). Много снега во дворе – Едут ТАНКИ (САНКИ) по горе.

Слайд 8

Занятия по подготовке детей к обучению грамоте следует начинать со знакомства с понятиями «слово» и «предложение». Такая работа помогает детям осознать словесный состав нашей речи и затем перейти к еѐ звуковому анализу. При знакомстве с понятием « слово»необходимо раскрыть ребенку слово как смысловую единицу , сформировать понимание того, что за каждым названием кроется определенное содержание, значение. Для этого можно давать ребенку задания типа: «Я сейчас назову слово, а ты скажи, что оно означает » . Далее ребенка плавно подводят к знакомству с новыми понятиями, характеризу-ющими разные слова: «слова-названия», «слова-действия», «слова-признаки ». Сначала взрослый сам показывает на примере различных слов, к каким категориям они относятся, как одни слова помогают охарактеризовать другие слова. Затем задание выполняет ребенок. Например: «Я буду называть разные слова, а ты хлопни в ладоши, когда среди них услышишь слово, обозначающее действие». После углубления знаний детей о слове, их знакомят с понятием «предложение». детей учат выделять предложение из потока речи, используя небольшие тексты из трѐх предложений. Это может быть текст, составленный по картинке, что позволит им лучше запомнить содержание. Подготовка к обучению грамоте

Слайд 9

1 этап: вычленение предложений из текста. Дети играют в мяч. Мальчик бросает мяч девочке. Девочка ловит мяч .( задание ребенку: повтори любое предложение, которое запомнил) Дети дежурят по столовой. Катя раскладывает тарелки. Коля ставит чашки. Оля несёт ложки .( задание ребенку: повтори любое предложение, которое запомнил )

Слайд 10

2 этап: ознакомление со словесным составом предложений. Составление предложений из 2-3 слов по предметным картинкам. ( Мишка сидит .) ( Мальчик ловит бабочку ) Каждое слово обозначаем черточкой

Слайд 11

Составление предложений по схемам - составь предложения по картинкам, сосчитай сколько слов в каждом предложении, нарисуй схему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консудьтация для родителей "Развитие мелкой моторики, как средство улучшения речи"

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени моторная недостаточность, а также отклонения в движениях пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией.Сотру...

консудьтация для родителей детские страхи

Уважаемые родители, наверное, всем знакома ситуация, когда малыш  чего-то боится, а мы – взрослые, не понимаем,  почему ему страшно, и думаем, что страхи маленьких детей часто имеют так мало...

КОНСУДЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Как развивать мелкую моторику рук у детей 3–4 лет»

Актуальной проблемой в наше время становится полноценное развитие детей с дошкольного возраста. Важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка являе...

Консудьтация для родителей "Роль отца в воспитании ребёнка"

   Отец и мать, папа и мама - два самых родных и самых важных человека в жизни каждого ребенка. И если роль мамы всем понятна, то роль папы часто неосознаваема, непонятна и, к огромно...

КОНСУДЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Учимся работать ножницами»

Начиная со средней группы, дети начинают осваивать технические приёмы работы с ножницами. Важно понимать, что для ребенка это трудный процесс, ведь ему нужно держать не только ножницы, но и бумагу, да...