Консультация для родителей «Речевые игры для детей 3– 4 лет»
консультация (младшая группа)

Консультация для родителей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_detey_ot_3_do_4_let.docx17.73 КБ

Предварительный просмотр:

                          Консультация для родителей

«Речевые игры для детей 3– 4 лет»

Подготовил воспитатель Стрельникова В.В.

 «Разговор по телефону»

Разговоры по телефону с близкими и родными людьми, когда малыш их не видит, могут благотворно повлиять на развитие устной речи ребёнка. Но бывает такое, что говорит в основном взрослый, а ребёнок слушает. Чтобы этого не случалось, сделайте это общение интересным для ребёнка. Заранее договоритесь с родственниками, о чём они будут говорить с малышом, на какие слова обратить внимание, как взрослый должен говорить с ребёнком, какие вопросы задавать и т.д. Возможно, по началу ответы ребёнка могут быть односложными  («да» или «нет»), потом постепенно следует добавлять вопросы, на которые нужно давать развёрнутые ответы. Пусть  разговоры по телефону с бабушкой, дедушкой, тётей, крестной и другими станут каждодневным ритуалом, которого ребёнок будет ждать с нетерпением. Этим можно заниматься с детьми начиная с 2 лет.

«Вопрос – ответ»

Старайтесь задавать ребёнку как можно больше вопросов. Однако не стоит превращать ваши беседы в своеобразный экзамен для малыша. Ведь это игра, в неё надо играть! Используйте игрушки, говорите с ребёнком от их лица: «Привет, малыш. Как твои дела? Как прошёл день? Расскажи, мне так интересно об этом узнать…». Пусть малыш рассказывает о своём дне, как он прошёл, что он видел, что делал.

«Бывает – не бывает»

Начните игру с объяснения: «Сейчас мы с тобой поиграем в очень интересную игру: я тебе буду загадывать загадки, а ты мне будешь говорить, бывает такое или нет». Например: «Круглым может быть мяч, ещё яблоко, а ещё круглым может быть…» - и  подождите, пока ребёнок придумает свой вариант(хотя бы один). Если малыш не продолжает вашу фразу, закончите её сами и предложите аналогичную ещё с одним признаком – любым другим или противоположным по значению.

Вопрос  может звучать так: «Мячик может быть большим или маленьким, красным, зелёным или жёлтым, резиновым или пластмассовым. А ещё мячик может быть…» - ребёнок должен  сказать, каким ещё бывает мячик (например, круглым).

Дальше можно спросить: «А может мячик быть одновременно жёлтым и зелёным? А одновременно мягким и жестким? Или одновременно большим и маленьким?»

Можно также задавать такие вопросы: «Что бывает круглое? Жидкое? Длинное? Пушистое? Твёрдое? Квадратное? Ароматное? Синее? и т.д.»

Предложите ребёнку задавать вам подобные вопросы. При ответе время от времени допускайте ошибки, чтобы понять, насколько внимателен малыш или насколько хорошо он понимает суть игры и свойства предметов.

«Угадай, что сначала, а что потом»

Познакомьте ребёнка с понятиями «сначала» и «потом» на примерах,  используя детские книги или игры с карточками. Когда малыш будет понимать слова, предложите ему продолжать фразы. Например. Сначала чай наливают, потом пьют

Сначала человек ложится спать, потом встаёт.    

Можно использовать такие фразы.

Сначала мальчик упал, потом ….

Сначала девочка помыла руки, потом…

Сначала самолёт взлетает, потом…

Вы должны подобрать фразы с учётом возраста ребёнка, иначе малыш не сможет ответить правильно.

Есть другой вариант игры, когда последовательность нарушена и нужно восстановить правильный порядок действий. Такая игра подходит для детей более старшего возраста. Например.

Сначала надо посмотреть телевизор, а потом его выключить.

Сначала картошку надо бросить в суп, а потом помыть, порезать и почистить.

Сначала из котёнка вырастет большой кот, а потом у кошки рождается котёнок.        

«Что будет?»

Вы задаёте вопрос – ребёнок отвечает. Например:

Что будет, если я быстро побегу? Что будет, если я упаду? Что будет, если я встану в лужу? Что будет, если дразнить собаку? Что будет, если в ванну с водой упадёт мячик? Палка? Полотенце? Камень?

Периодически меняйтесь ролями с ребёнком – пусть он у вас спрашивает, а вы отвечаете.

«Что я могу сделать с ?»

Ребёнок должен сказать, что можно делать с тем или иным предметом. Вы начинаете, например, со слов:

«Мяч можно кидать, катать, отбивать его рукой ракеткой, а ещё…» - ребёнок продолжает.

Воду можно пить. Ею можно умываться, в ней можно плавать, а ещё…

Можно также формулировать предложение так.

Залезать можно на кровать, на лестницу, на …

Пить можно воду, молоко, сок, а ещё…

«Что делает?»

Вы называете предмет и его действия, а ребёнок продолжает ряд. Например.

Солнце – светит, греет, а ещё…

Чайник – кипит, а ещё…

Машина – едет, светит фарами, а ещё…

Мальчик – бегает, прыгает, а ещё…

Собака – лает, прыгает, а ещё…

Кошка – лает, прыгает, а ещё…

Или другой вариант, более сложный. Вы называете два предмета, а ребёнок должен назвать общее для них действие. Например.

И лягушка, и заяц – прыгают.

И птица, и комар – летают.

И червяк, и змея – ползают.

И снежинка, и лёд тают.

Ещё один вариант: назвать предметы, которые выполняют одно и тоже действие. Например.

Летит – самолёт, птица, а ещё…

Светит – солнышко, лампа, фонарь, фара, а ещё…

Едет – машина, поезд, велосипед, а ещё…

Поёт – птичка, девочка, а ещё…

Тает – мороженое, лёд, а ещё…

  «Скажи где...»

Чтобы играть в эту игру, вы должны убедиться, что ребёнок знает все предметы, которые находятся у вас в квартире. Вы задаёте вопрос, а ребёнок отвечает. Например.

Что есть у нас на кухне?

Что есть у нас в прихожей?

Где у нас стоит телевизор?

Где у нас лежат шапки?

Ребёнок может давать односложный ответ: «В шкафу» - или более развёрнутый: «В шкафу у окна, на верхней полке».

«Что или кто есть в ?..»

Вы называете предмет или место, а ребёнок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места. Например.

Дом: что может быть в доме? – Стол, кровать и т.д.

Шкаф: что может быть в шкафу? – Свитер и т.д.

Холодильник: что может быть в холодильнике? – Кефир и т.д.

Тумбочка: что может быть в тумбочке? – Книжка и т.д.

Пузырёк: что может быть в пузырьке? – Лекарство и т.д.

Кастрюля: что может быть в кастрюле? – Суп и т.д.

Дупло: что может быть в дупле? – Белка и т.д.

Автобус: кто может быть в автобусе? – Пассажиры, водитель и т.д.

Больница: кто может быть в больнице? – Врачи, больные и т.д.

Магазин: кто может быть в магазине? – Покупатели, продавцы и т.д.

 «Кто это?»

Вы называете несколько слов (в основном прилагательных), описывающих животное. Ребёнок  как можно быстрее должен угадать, о ком идёт речь.

Сначала вы задаёте общее описание, потом называете более точные признаки, характерные только для загаданного животного. Например.

Серый, злой, голодный…(волк)

Пушистая, рыжая, хитрая…(лиса)

Маленький, серенький, трусливый, длинноухий…(заяц)

Большой, неуклюжий, бурый, косолапый…(медведь)

Маленький, трудолюбивый, колючий…(ёжик)

«Когда один, а когда много»

В этом задании нужно подобрать множественное число для существительных. Вы для примера даёте несколько законченных заданий, потом делаете паузу там, где должен ответить ребёнок. Например.

Стол – столы, сковородка – сковородки, кот – коты, сын – сыновья, дом - … ,рот - …, нос - …, стул - …,рука -…

Для детей, которые хорошо знают порядковый счёт, можно использовать такой вариант.

Один стол, два стола, три стола, четыре стола, и т.д.

Можно считать до пяти, или до десяти, или пока ребёнок не собьётся.

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Речевые игры для детей дошкольного возраста»

Предлагаемые речевые игры для дошкольников научат детей сопоставлять, анализировать, ориентироваться в цветах, формах, характеризовать предметы и действия, подготовят к вдумчивому чтению. Играть...

Консультация для родителей «Речевые игры для детей 3 лет»

Учить ребенка правильной речи надо, прежде всего, путем примера. Все старания родителей и других окружающих ребенка взрослых должны быть направлены на то, чтобы он слышал правильную, ясную и логически...

Консультация для родителей. Речевые игры для детей старшего возраст

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при р...

презентация консультация для родителей "Речевые игры для детей 4-5 лет"

Консультация для родителей о значении речевых  игр для детей 4-5 лет...

Консультация для родителей: «Речевые игры для детей подготовительной к школе группы»

Развитие речи у дошкольников идет ускоренными темпами. В этом возрасте дети не только учатся произносить звуки, но и делать это правильно, параллельно пополняя собственный словарный запас. Для родител...

Консультация для родителей "Речевые игры для детей дошкольного возраста"

Наблюдения показывают: речь детей, как правило, бедна и невыразительна, в ней много шаблонных выражений и слов – «сорняков». Почему? Дети, как губка впитывают в себя речь окружающих ...

Консультация для родителей "Речевые игры для детей 6-7 лет"

В основе занятий с детьми возраста 6-7 лет лежит подготовительная работа к обучению в школе. Поэтому особое внимание уделяется совершенствованию фонематического слуха, овладению звуко-буквенным анализ...