Мастер-класс для педагогов по работе с родителями: «Эффективное родительство – дружная семья»
консультация (старшая группа)

Дроздова Ольга Михайловна

Цель: Улучшение детско-родительских отношений и формирование навыков эффективного взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл efektivnoe_roditelstvo.docx685.79 КБ

Предварительный просмотр:

 Мастер-класс для педагогов по работе с родителями:

 «Эффективное родительство – дружная семья»

Цель: Улучшение детско-родительских отношений и формирование навыков эффективного взаимодействия.

Задачи:

1. Показать родителям степень понимания своего ребенка, помочь глубже осознать свои отношения с детьми и эмоционально обогатить их.

2. Продемонстрировать формы, приемы и средства, помогающие лучшему взаимодействию родителей и ребенка.

3. Формировать навыки позитивного взаимодействия родителей с детьми и закрепить полученные знания о «родительской уверенности» на практике.

4. Повышение педагогической компетентности родителей.

Участники: Педагоги детских садов, выступающие в качестве родителей дошкольников.

Продолжительность занятия 25 минут.                                                                                                                                                    Материалы и оборудование: Яркие конверты с подсказками для игры (по числу участников), прозрачная емкость для игры: «Градусник отношений», «Баночка идей», «Познавайка» и конспект  викторины: "Семья и семейные ценности". Ручки, листки бумаги, фломастеры, цветные карандаши, клей.   Буклеты «Игра в жизни ребенка».

План проведения мастер-класса:

1.Вводная часть: Приветствие игры: «Знакомство».

2.Информационно-содержательная часть:

- Игровой тренинг «Быть родителем - это...».

- Беседа о содержании, перспективах и проблемах родительства.

- Упражнение «Градусник отношений».

- Беседа о роли игры в развитии дошкольника.

- Игра «Баночка идей».

3. Заключительная часть: Викторина, посвященная году семьи в России:  "Семья и семейные ценности".                                     Игра: « Познавайка». Подведение итога работы мастера – класс(Ответы на возможные вопросы родителей по окончанию мастер – класса). Рефлексия: «Покажите свое настроение соответствующей карточкой». (Я тоже показываю).

Ход мастер-класса:

Здравствуйте! Я очень рада встрече с Вами!

 Термометр нашего настроения, будем следить за время работы, уважаемые родители.

 Чтобы создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и уважения друг к другу предлагаю Вам игровой тренинг «Быть родителем - это...»

1.Вам нужно продолжить эту фразу, вложив в неё ваше видение этого понятия. В случае затруднения, вы можете взять у меня яркий конверт с подсказкой. Готовы? Тогда мы начинаем, пожалуй начну я. Для меня «быть родителем – это… Теперь вы, прошу вас, смелее…

(Конверты: Красный - Это и значит всё время заботиться о том, чтобы сохранять отношения, в каких бы обстоятельствах вы и ребёнок ни оказались. Синий - Это значит жить не для себя, а для своего ребенка, не прося ничего взамен. Желтый- Это ответственность. Зеленый - Это должность, профессия, работа. Для того, чтобы ребёнок был воспитанным, грамотным, добрым и чес тным от нас требуется много усилий.  Оранжевы - Это каждый день решать нерешаемые задачи!»  Голубой -  это самая сложная профессия,  именно профессия, которой ты обучаешься на протяжении всей жизни.)

Вывод: Родитель - это профессия, которой надо учиться, а выучившись, постоянно самосовершенствоваться, причем независимо от того, сколько у вас детей - один или много.                                                                                                                    Вы согласны со мной?                                                                                                                                                                                Мы понимаем, что на плечах родителей лежит огромная ответственность за здоровье, развитие, счастье наших детей.  Но всегда ли мы осознаем эту меру, всегда ли действуем адекватно сложившейся ситуации?

2.Предлагаю вам следующее упражнение «Градусник отношений».

Перед вами градусник! Но не обычный ртутный термометр, а «Градусник отношений».                                                                  Его шкалами являются одни из самых важных вопросов отношений «родитель- ребенок»: ссоры, понимание друг друга, умение советоваться, помогать друг другу, играть.                                                                                                                                     Итак, вооружившись честностью, отметьте на линиях, где находится ваша «температура» отношений с ребенком.                  Вам дается время для анализа Ваших отношений с Вашим ребенком. У каждого из вас получилась своя температура отношений.                                                                                                                                                                                                                

А что для вас самое важное в отношениях с ребенком? (слушаем ответы).

Вывод: Самое важное в отношениях с ребенком между родителями - должно присутствовать:                                                                 1.В первую очередь в обязательном порядке - безусловная любовь, какие бы они не были они наши -дети  и их родители, других уже не будет, не поменяешь как в магазине на другой товар.                                                                                                       2.Уважение, его легко потерять, но нужно стараться самому уважать.                                                                                                               3. это Терпение - там где нет понимания, должно быть терпение. Без терпения нет ни каких отношений. Терпение во всем: в высказываниях, в поступках, в отношении.                                                                                                                                           4. И самое главное - это осознание ценности родственная связь и прощение. Какие бы обиды не были, нужно всегда думать о том что в мире нет ни кого ближе чем родители и дети, нужно уметь прощать. Право на личную тайну, личные границы, право быть любимым просто так, а не за набор качеств и соответствие каким то догмам и нормам.

3. Беседа о роли игры в развитии дошкольника.

1.3: Что такое игра для ребенка?

Правильно, это  ведущий вид  деятельности детей дошкольного возраста, так считают психологи и педагоги - Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Е. Е. Кравцова, А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, С. Л. Рубинштейн, К. Д. Ушинский и др.  В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

1.2: Какие виды игр мы знаем?

Сюжетно-ролевые игры; Творческие игры, театрализованные; подвижные «игры с правилами» ; Настольно – дидактические, Дидактические игры, конструкторские – строительные, экспериментирование. Самодеятельные сюжетные игры: сюжетно-отображающие, сюжетно-ролевые, режиссёрские и театрализованные;

1.3: Скажите, а плохие игры у детей существуют? ( Как Вы считаете). Какие?

«Плохие» игры- да, я согласна, не бывает от рождения плохих детей, так не бывает и плохих игр. Дети отражают то, что видят. Поэтому плохо не то, что Вася бьет сестренку, играя с ней в папу-маму, а то, что где-то он усвоил такой сценарий мужского поведения. Ребенок, который любит мучить животных не обязательно жестокий – возможно, ему просто не объяснили, что другим бывает больно и плохо, либо он так переживает обиду, которую нанесли ему самому. Что уж говорить о забавах с собственным телом или традиционной игре «в доктора» с раздеванием, когда жажда познания интерпретируется как нечто непристойно-сексуальное? Дело здесь за правильной реакцией взрослых. Прежде всего, не нужно вешать на ребенка ярлык «плохой», если то, что он делает, вам не нравится. Важно разобраться с причиной, которая побуждает ребенка играть в опасную или агрессивную игру и устранить или нейтрализовать ее.

Повторимся, нет «плохих» игр. Есть те, что должны привлекать внимание к проблеме или потребности, возникшей у ребенка.

Правильно – игра бесценна в отношениях ребенком с родителем. Значительную часть своего свободного времени дети проводят в играх.

Почему именно вам – маме, папе, - нужно играть с ребенком?

Да, я согласна, общение с вами дает ребенку значительно больше, чем любая механическая «развивающая» игрушка. Проводя время с близкими, малыш растет счастливым, эмоционально-здоровым и смышлёным.                                                                                     Вам скучно собирать пирамидку из кубиков из раза в раз? Да и ребенка это уже не занимает?                                                         Мы собрали для вас идеи, которые помогут раскрыть ребенка, выработать новые навыки, разнообразить вашу совместную игру. Идеи мы включили в наш буклет, который, надеемся, станет для вас началом для поиска новых идей.

Перейдем от слов к делу!

В одну из оригинальных игр предлагаю поиграть прямо сейчас! Играем?

4. Игра «Коробочка идей».

Заведите дома с ребенком небольшую коробочку - это может быть любая емкость, простор ваших возможностей и фантазий, которую можно украсить вместе с ребенком. Напишите на небольших бумажечках разные задания.              Наполните ими баночку. Пусть ребёнок вытаскивает одну такую записку каждый день и выполняет написанное задание самостоятельно или вместе с Вами.

Примерный список идей заданий, которые могут оказаться в записках:

• Нарисовать цветы.

• Придумать маленькую сказку или рассказ.

• Рассмотреть, на что похожи облака.

• Измерить разные вещи в доме линейкой.

• Выучить скороговорку.

• Сделать бумажный самолетик.

• Посчитать в обратном порядке от 10 до 1.

• Рассказать, что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка.

• Назвать как можно больше вещей красного цвета.

• Раскрасить картинку.

• Построить крепость из одеял и подушек.

• Вырезать из журнала картинки и сделать из них коллаж.

• Написать письмо бабушке или дедушке.

• Создать план поиска сокровищ с подсказками.

• Рассказать шутку.

• Улыбнуться за день 100 раз.

• Взять магнит и проверить, что в доме к нему прилипает.

• Вырезать бумажных кукол и костюмы для них.

• Спеть песенку.

• Обежать вокруг дома три раза.

• Сделать кукольный домик из картона.

• Назвать пять вещей, за которые любишь каждого члена семьи.

• Расчесать питомца.

• Вырезать из картона гитару и добавить струны из резинок.

• Сделать открытку на день рождения своими руками.

• Устроить кукольный театр в коробке.

• Назвать все деревья, которые знаешь.

• Включить музыку и танцевать.

• Убраться в своей комнате.

• Украсить свои канцелярские принадлежности.

• Сделать игрушечный зоопарк из бумаги.

• Отметить важные даты в календаре.

• Сделать кубики льда из сока и кусочков фруктов.

• Начать собирать коллекцию из листьев, камней, пуговиц.

• Устроить цирковое представление.

• Посмотреть мультфильм.

• Выучить наизусть стихотворение и прочитать его родителям.

• Нарисовать необитаемый остров.

• Поиграть в настольную игру.

• Сделать собственную настольную игру.

• Сделать куклу из носка, пуговиц, лент и т. д.

• Научиться отбивать футбольный мяч.

• Сделать и наполнить кормушку для птиц.

• Пускать мыльные пузыри.

• Устроить кукле ванну с пеной.

« Познавайка»- семья.

Отгадайте загадку.

Какой полевой цветок является символом Всероссийского дня семьи, любви и верности в России?

 василёк

 незабудка

 ромашка

А что такое семья? (это близкие люди, которые живут вместе.)

Счастливая семья, как цветок, красивый и нежный. Каждый лепесток цветка находится рядом, друг с другом, притягивает наш взгляд, не нарушая его композицию. Хочется долго – долго смотреть на эту красоту.

Поэтому, счастливую семью можно назвать «Цветком семейного счастья».

Попробуем все вместе создать такой цветок семейного счастья?

У каждой семьи своя история.

Расцвел наш красивый цветок – «Цветок семейного счастья». Берегите его. Оказывается, что семья счастлива тогда, когда она имеет много родственников, и все они любят, заботятся, помогают друг другу, дружат и умеют интересно и увлекательно отдыхать с пользой для своего здоровья.

Следите, чтобы не один лепесток не исчез с вашего цветка. А от всей души желаю, чтобы в семьях, где есть один, два ребёнка обязательно появились ещё детки.

Придумайте свои варианты

 Попробуйте пофантазировать вместе с ребенком.

(выполнение такого рода заданий воспитывает интерес к совместному семейному досугу, развивает у воспитанников внимание, речь, смекалку, быстроту реакции, логическое мышление, опираясь на полученные знания и умения.)      

 

Подведение итога работы мастера – класс: «Эффективное родительство – дружная семья».

Рефлексия: «Покажите свое настроение соответствующей карточкой». (Я тоже показываю).

ИТОГ: Мы с вами должны, создать в группе необходимые условия для развития ответственных  взаимоотношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие  личности дошкольника, повышать компетентность родителей в области воспитания детей. Особенно ценно то, что мы смогли  с вами посмотреть на нашу  работу с нескольких точек зрения,  ведь вы делились своим мнением  уважаемые педагоги. Но вы можете  сами провести с родители мастер – класс: «Эффективное родительство – дружная семья» смочь подкрепить теорией нашу работу и определить точки роста в этом направлении. У ребенка, как мы знаем - представления о мире еще не сформированы,  а жизненный опыт ничтожно мал. Наша с вами задача – задача взрослых людей, окружающих ребенка, – помочь ориентироваться в еще непонятном для него мире, объяснить, что опасно и непозволительно, а что допустимо и даже необходимо для малыша.   Кто, если не взрослый, защитит ребенка, предостережет от опасностей и в то же время научит разбираться в бесконечных “нельзя“ и “можно“! Чтобы научить этому детей, родителям самим нужно отлично в этом разбираться и стремиться быть очень дружной семьей.

Предлагаю вашему вниманию викторину,

посвященную Году семьи в России:

 "Семья и семейные ценности".

Вопрос №1

Что такое семья?

 люди, живущие на одной улице

 люди, живущие вместе и связанные между собой родством или супружескими отношениями

 люди, живущие в одном городе 

Вопрос №2

Продолжите фразу: «Традиции семьи - прекрасное …»?

 детство

 наследие

 средство

Вопрос №3

Что является символом семейной родословной?

 дерево

 колыбель

 стол

Вопрос №4

Назовите русских православных святых, считающихся покровителями семьи?

 Пётр и Феврония

 Федул и Маланья

 Владимир и Ольга

Вопрос №5

Как называются обычаи, порядки, сформировавшиеся в семье за определённый период времени?

 династия

 поколение

 семейные традиции

Вопрос №6

Первый, старший ребёнок в семье первенец. А как на Руси назывался третий ребенок в семье?

 третьяк

 подскребыш

 малыш

Вопрос №7

С какого возраста, согласно законодательству РФ, можно вступать в брак без разрешения родителей?

 с 16 лет

 с 18 лет

 с 20 лет

Вопрос №8

Одно из личностных качеств человека, укрепляющее внутрисемейные отношения?

 Эгоизм 

 агрессивность

 ответственность

Вопрос №9

Какая часть родового имени, по русскому обычаю, присваивается новорожденному ребенку в семье?

 Имя

 Отчество

 Фамилия

Вопрос №10

                                                                                                                                                                                         Какой полевой цветок является символом Всероссийского дня семьи, любви и верности в России?

 василёк

 незабудка

 ромашка

 

ИТОГ: У ребенка представления о мире еще не сформированы, а жизненный опыт ничтожно мал. Наша задача – задача взрослых людей, окружающих ребенка, – помочь ориентироваться в еще непонятном для него мире, объяснить, что опасно и непозволительно, а что допустимо и даже необходимо для малыша. Кто, если не взрослый, защитит ребенка, предостережет от опасностей и в то же время научит разбираться в бесконечных “нельзя“ и “можно“! Чтобы научить этому детей, родителям самим нужно отлично в этом разбираться.

Придумайте свои варианты (соответствующие возрасту ребенка, которыми можно дополнить список. Попробуйте пофантазировать вместе с ребенком. Совместное выполнение такого рода заданий воспитывает интерес к совместному семейному досугу, развивает у воспитанников внимание, речь, смекалку, быстроту реакции, логическое мышление, опираясь на полученные знания и умения. Идею вполне можно использовать на семейном торжестве, праздничной вечеринке, лесном пикнике.

ИТОГ: У ребенка представления о мире еще не сформированы, а жизненный опыт ничтожно мал. Наша задача – задача взрослых людей, окружающих ребенка, – помочь ориентироваться в еще непонятном для него мире, объяснить, что опасно и непозволительно, а что допустимо и даже необходимо для малыша. Кто, если не взрослый, защитит ребенка, предостережет от опасностей и в то же время научит разбираться в бесконечных “нельзя“ и “можно“! Чтобы научить этому детей, родителям самим нужно отлично в этом разбираться.

4.Упражнение «Солнце любви»

Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей.

Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали.                                                     Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня атмосферу вашего дома. Расскажите вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.

Предлагаем вашему вниманию викторину, Посвящена Году семьи в России " Дружная семья".

Вопрос №1

Отгадай загадку: "И у мамы есть, и у папы есть, и у меня есть, и у тебя есть.

Чтоб тебя узнать, надо вслух ее назвать."

 дата рождения

 фамилия

 родословная

Вопрос №2

Кто в семье старше папы и мамы?

 бабушка и дедушка

 сын и дочь

 племянник

Вопрос №3

Он стар, но это ничего, его добрее нет. Он папа папы моего, а для меня он?

 прадед

 дед

 брат

Вопрос №4

Чем чаще всего занимаются бабушки?

 строят дома

 ходят в походы

 пекут пироги

Вопрос №5

Посмотри на картинку и выбери, кто лишний?

 соседка и друг папы

 друг папы

 дедушка

Вопрос №6

Отгадайте загадку: "Это слово каждый знает, ни на что не променяет! К цифре «семь» добавлю «я» — Что получится?"

 скамья

 семья

 семена

Вопрос №7

Кто любит и меня, и братца, но больше любит наряжаться? - Очень модная девчонка - моя старшая...

 бабушка

 тётушка

 сестренка

Вопрос №8

Продолжите пословицу: «В гостях хорошо, … »

 а на улице лучше

 а дома лучше

 а в магазине лучше

Вопрос №9

Для мамы он сын, а для бабушки ...?

 брат

 внук

 отец

Вопрос №10

Кому из членов семьи Красная шапочка несла пирожки?

 дедушке

 матушке

 бабушке

Предлагаем вашему вниманию викторину, посвященную Году семьи в России "Семья и семейные ценности". 

Вопрос №1

Что такое семья?

 люди, живущие на одной улице

 люди, живущие вместе и связанные между собой родством или супружескими отношениями

 люди, живущие в одном городе

Вопрос №2

Продолжите фразу: «Традиции семьи - прекрасное …»?

 детство

 наследие

 средство

Вопрос №3

Что является символом семейной родословной?

 дерево

 колыбель

 стол

Вопрос №4

Назовите русских православных святых, считающихся покровителями семьи?

 Пётр и Феврония

 Федул и Маланья

 Владимир и Ольга

Вопрос №5

Как называются обычаи, порядки, сформировавшиеся в семье за определённый период времени?

 династия

 поколение

 семейные традиции

Вопрос №6

Первый, старший ребёнок в семье первенец. А как на Руси назывался третий ребенок в семье?

 третьяк

 подскребыш

 малыш

Вопрос №7

С какого возраста, согласно законодательству РФ, можно вступать в брак без разрешения родителей?

 с 16 лет

 с 18 лет

 с 20 лет

Вопрос №8

Одно из личностных качеств человека, укрепляющее внутрисемейные отношения?

 Эгоизм 

 агрессивность

 ответственность

Вопрос №9

Какая часть родового имени, по русскому обычаю, присваивается новорожденному ребенку в семье?

 Имя

 Отчество

 Фамилия

Вопрос №10

 

Какой полевой цветок является символом Всероссийского дня семьи, любви и верности в России?

 василёк

 незабудка

 ромашка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме: «Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями....

Конспект проведение мастер-класса «Осуществление деятельностного подхода в работе с семьей»

Проведение мастер-класса для родителей «Осуществление деятельностного подхода в работе с семьей»....

Конспект проведения мастер-класса «Осуществление деятельностного подхода в работе с семьей»

Конспект проведения мастер-класса «Осуществление деятельностного подхода в работе с семьей» ...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Тема мастер – класса: «Использование кинизеологических упражнений в работе педагога при обучении дошкольников с ОВЗ».

     Растущее число детей, имеющих различные нарушения, ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приёмов профилактики и укрепления здоровья воспитанников детского ...

Конспект родительского собрания в форме мастер-класса «Использование блоков Дьенеша в работе педагога ДОУ».

Конспект родительского собрания в форме мастер-класса «Использование блоков Дьенеша в работе педагога ДОУ». ...

Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"

Использование рефлексии в работе педагогов...