"Игра, как средство коррекции поведения детей дошкольного возраста"
консультация (старшая группа)

Доронина Светлана Владимировна

Игра даёт возможность ненавязчиво, в интересной и увлекательной для ребенка форме оказывать на него влияние, формировать модели правильного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_kak_sredstvo_korrektsii_povedeniya_detey.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

«Игра, как средство коррекции поведения детей дошкольного возраста»

         

         На современном этапе развития общества ускорился темп жизни, жизненный уровень многих семей понизился.  В связи с этим повысилась агрессивность людей, от этого страдают, в первую очередь, наши дети. Многие родители загружены работой, учебой - вследствие этого дети часто остаются без внимания. Они испытывают дефицит общения с близкими им людьми, переживают постоянные стрессы, потому что не удовлетворяются их базовые потребности: в родительской любви, ласке, защищенности.

В результате этого нарастает напряженность, появляется агрессивность и озлобленность сначала на родителей, потом на всех окружающих.

      Отсутствие своевременных мер по предупреждению и исправлению недостатков поведения приводит к тому, что ребёнок приобретает привычку вести себя неорганизованно, недисциплинированно.

        Воспитание дошкольника путем нравоучений изначально обречено на провал. А вот использование игры как воспитательного средства позволит достичь значительных результатов. Возможности игры в этом плане огромны. Игра для ребенка — это не просто развлечение или способ занять себя в свободное время. Это серьезная деятельность, которая является первым шагом по освоению норм и правил существования в социальной среде. Игра дает возможность ненавязчиво, в интересной и увлекательной для ребенка форме оказать на него следующее влияние:

расширить кругозор;

развивать психические процессы;

удовлетворять детские эмоциональные и интеллектуальные потребности;

развивать творческие способности;

учить взаимодействовать в социуме;

формировать характер и отношение к действительности;

вырабатывать трудовые и познавательные навыки.

Игра — это способ вхождения ребенка во взрослый мир, получения опыта человеческой деятельности, репетиция своей будущей жизни. Участие родителей в детской игре показывает, что они одобряют такие их занятия. Ребенку не нужно десять раз повторять правила поведения в общественных местах, за столом, на празднике и т.д. Проще показать это на примере игры и дать возможность попрактиковаться в их применении вплоть до выработки устойчивого навыка. Играя в такие игры, как «В магазине», «Мы пассажиры», «На Дне рождения у подруги», «В гостях у Маши» и т.п. дети быстро вживаются в роль взрослого и уже сами начинают давать указания игрушкам или товарищам по игре «не разговаривай за столом», «уступи место в автобусе» и т.д. Дети учатся вежливости, быстрее запоминают словесные формулировки, которые используются в тех или иных обстоятельствах. Получается, что теперь они стают инициатором выполнения существующих норм и правил.  Причем в ходе игры можно воспроизводить, как позитивные, так и негативные способы действия. Эмоции и впечатления от разыгрывания разных форм поведения позволят детям интуитивно выбрать именно те, которые считаются нормой в нашем обществе. Таким образом, у дошкольников формируются модели правильного поведения.

          Подвижные игры являются хорошим средством для снижения агрессии у детей. Получение детьми удовольствия от самого процесса игры и укрепление желания играть в подвижные игры. Такие игры, как «Водяной», «Белочка с орехами», «Каракатица», «Городки». Играя в эти игры, у детей вырабатывается готовность к любой активности, если она приносит радость. Игры с правилами, освоением новых движений, ролей, развитием ловкости и скорости движений хороши тем, что в них, четко предусмотрены требования к поведению детей. Ребенок, вынужден подчиняться этим требованиям, то есть, не нарушать правила, если он желает играть, и не хочет испортить игру.

В играх-соревнованиях правила игры отличаются не только четкостью, понятностью, но и открытостью: выполняет ребенок правила игры, или нарушает — это сразу же замечают другие игроки, что создает наилучшее условие для самостоятельного контроля за собственным поведением и одновременно за выполнением правил.

        Игра как форма сотрудничества, приводящая к подчинению поведения известному игровому правилу, становится внутренней формой деятельности ребенка, управляющей его волевыми процессами. Следовательно, подвижная игра занимает такое же место в развитии детской воли и творчества, как спор или дискуссия в развитии мышления (Л.С. Выготский, 2003).
Большинство из них носит соревновательный характер, где выигрывает более ловкий, смелый, сообразительный. Кроме этого подвижные игры играют огромную роль в физическом воспитании дошкольников, выработке основ здорового образа жизни.

Также часто в ходе игры ребенок ставится в условия, когда он должен делать самостоятельный выбор. Это способствует формированию у него ответственности за свои действия, уверенность в себе.

        Участие в игровой деятельности вызывает у детей много эмоций. Под воздействием этого у них закладывается способность к сопереживанию, сочувствию, проявлению снисходительности. Использование дидактических игр развивает у дошкольников любознательность и интеллектуальную активность. Это повышает их работоспособность и способствует совершенствованию познавательных процессов.

       Игра подталкивает ребенка к преобразованию существующей реальности, созданию вымышленной новой действительности. Это помогает развивать фантазию, воображение. Творческие, театрализованные игры способствуют выявлению талантов малыша, формированию эстетических склонностей.

         Есть определенный алгоритм вовлечения детей в игровую деятельность. Если детям предлагается новая игра, с условиями которой они не знакомы, необходимо объяснить и показать, как в нее играют. Сначала взрослым отводится роль ведущего, а затем они становятся просто партнером по игре.

Следует помнить, что играть нужно вместе с ребенком, а не вместо него!

Ответственное и правильное отношение родителей к организации игровой деятельности детей, делает ее действительно содержательной и полезной, превращает игровые забавы в мощный инструмент воспитания, помогает в ходе игры привить дошкольникам интерес к получению знаний, сформировать у них модели отношений и поведения в социуме. Благодаря игре обогащается внутренний мир ребенка, развивается его личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство коррекции поведения детей дошкольного возраста

Картотека игр, которые направлены на преодоление проблем в поведении ребенка. Игры, в которые могут играть дети, имеющие такую проблему в поведении, как застенчивость....

Игра как средство коррекции поведения детей дошкольного возраста

Картотека игр, которые направлены на преодоление проблем в поведении ребенка.Игры, в которые могут играть дети, имеющие следующие проблемы в поведении:- гиперактивность,- агрессивность,- тревожность....

Мастер-класс "Игра, как средство коррекции гиперактивности детей дошкольного возраста"

В последнее время мы все чаще сталкиваемся с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличаются подвиж...

Презентация "Психологическая игра "Лепешка" как метод коррекции поведения детей дошкольного возраста"

Игра «Лепешка» учит участников управлять своими эмоциями, а также внимательно относится к чувствам и потребностям других участников, неагрессивно отстаивать свои права и защищать свои гран...

Игра как средство коррекции поведения детей дошкольного возраста

Картотека игр, которые направлены на преодоление проблем в поведении ребенка.Игры, в которые могут играть дети, имеющие следующие проблемы в поведении:- гиперактивность,- агрессивность,- тревожность....

Игра как средство коррекции поведения детей дошкольного возраста

Картотека игр, которые направлены на преодоление проблем в поведении ребенка.Игры, в которые могут играть дети, имеющие следующие проблемы в поведении:- гиперактивность,- агрессивность,- тревожность.А...