Консультация для детей
консультация

Хартахоева Жаргалма Зоригтуевна

дети

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_bezopasnost.docx28.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Кыренский детский сад «Солнышко»

        

Консультация

«ПРАВИЛО БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ.

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ»

Подготовила: воспитатель  Хартахоева Ж. З..

с.Кырен

2020 год.

Содержание

  1. Категории детей группы риска.
  2. Фундамент безопасности дорожного движения для дошкольников - понимание первопричин беспечности
  3. Методика обучения дошкольников безопасности дорожного движения
  4. Требования к передвижению с группой детей
  5. Как рассказать о безопасности на дороге?
  6. Практические рекомендации.

  1. Категории детей группы риска

Автомобильная дорога по-прежнему остается одним из самых опасных мест в селах и городах. Чем раньше начать прививать маленьким пешеходам понимание опасностей, которые исходят от едущего автомобиля, тем лучше. Ведь дети, воспитанные большей частью на визуальной информации, не могут понять на интуитивном уровне угроз своей жизни от движущейся машины. Они не осознают последствий столкновения и удара.

Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге? На первый взгляд – легко.

Автомобили остаются самым опасным по числу жертв видом транспорта.   Остановки на сегодняшний день  тоже  являются так называемыми островками опасности. Опасность представляет и крупный транспорт (автобус, грузовые машины), закрывающий обзор при переходе. Вблизи проезжей части НЕТ БЕЗОПАСНОГО МЕСТА. Есть места с пониженным уровнем опасности.

Категории детей группы риска, чаще других травмирующихся на дорогах:

1. 7-14 лет (7-10 лет чаще всего)

2. Гиперактивные дети, (требуют только индивидуальной работы. С каждым нужно «прожить» ситуацию)

3. Дети левши

4. Дети в кризисные периоды (3-7 лет, переходный возраст)

5. Дети с ЗПР

6. Дети с нарушением психики

Вся работа воспитателей по безопасному поведению на дорогах должна быть в форме игр, направленных на интуицию. Для дошкольников используется больше наглядности, для родителей любая информация по ПДД должна начинаться со слов «ВНИМАНИЕ!»

  Воспитателям нужно запланировать и провести беседы с детьми своей группы, экскурсии или целевые прогулки, совместные с родителями мероприятия. В беседах с родителями следует им напомнить, что яркая одежда помогает родителям увидеть ребенка. Чтобы легче было увидеть ребенка на дороге, особенно в условиях плохой видимости (темное время суток, дождь, снег, туман, смог), необходимо снабдить одежду ребенка светоотражателями (фликерами). Ребенок как губка впитывает манеру поведения родителя на дороге, и в любой нестандартной ситуации он будет вести себя так же.

  1. Фундамент безопасности дорожного движения для дошкольников - понимание первопричин беспечности

В чем кроется суть непонимания детьми даже элементарных основ безопасности? Не только в отсутствии негативного опыта или четких наставлений, но и в физических и психологических ограничениях, которые есть у детей. Рассмотрим их подробнее:

В возрасте 3-5 лет возможности ребенка крайне ограничены:

  • Он не понимает суть тормозного пути и массы автомобиля;
  • Видит предметы только перед собой (эффект туннельного зрения);
  • Не понимает суть перспективы (удаленный предмет мы видим меньшим);
  • Дошкольник не правильно определяет реальные размеры предметов;
  • Не может правильно определить источник звука;
  • Не отличает «право» от «лево»;
  • Уже может отличить движущийся предмет от стоящего, но не может определить и сравнить скорость движения;
  • Затруднена ориентация в пространстве и правильный обход препятствий;
  • Внимание ребенка сосредотачивается на одном простом действии, он очень плохо способен при этом анализировать окружающую обстановку.

В возрасте 6 лет возможности ребенка дошкольника или школьника всё еще сильно ограничены:

  • Он по-прежнему имеет слабо развитое периферийное зрение, для того чтобы увидеть машину ему надо поворачивать голову;
  • Не может адекватно и быстро определить, какое транспортное средство движется быстрее;
  • Плохо ориентируется в источнике звука;
  • Распределение внимания затруднено. Выкатившийся на дорогу мяч займет всё его внимание, он может совершенно беспечно побежать на дорогу;

Начиная с 7 лет ребенок начинает улучшать свои возможности, но они еще недостаточно развиты:

  • Ребенку еще бывает сложно резко отреагировать на опасность;
  • Обычно он уже адекватно отличает понятие «лево» и «право», но иногда бывает отставание, особенно у девочек, на это надо обращать внимание;

Примерно с 8-ми лет дети уже более-менее готовы к адекватному поведению возле дороги, но, тем не менее, до подросткового возраста ребенок всё еще будет иметь ограниченные возможности:

  • У ребенка уже развито понятие балансировки и объезда/обхода препятствий, он имеют возможность резко сменить траекторию движения;
  • Он научился определять источник шума;
  • Боковое зрение становится совершеннее;
  • Он понимают суть перспективы объектов;
  • Они может резко отреагировать на сигнал опасности (автомобильный гудок, сильный окрик и т.д.);
  • Он может осознанно отказаться от задуманного действия, например, стать на дорогу, а затем вернуться на тротуар.
  • Плюс ко всем факторам, ограничивающим возможности ребенка, стоит отнести его невысокий рост, что не позволяет ему так же хорошо видеть опасности на дороге, как взрослому.

  1. Методика обучения дошкольников безопасности дорожного движения

Правила безопасности дорожного движения для младших дошкольников

Обучение безопасности дорожного движения для дошкольников младшей группы имеет свои особенности. Так как дети еще не могут воспринимать сложные понятия, то процесс ознакомления должен быть максимально понятен и интересен. Необходимо максимально использовать игровой материал: машинки, пешеходов, дорогу, дома, светофор. Показывать яркие и понятные картинки, учить стихи, а также проводить дидактические игры (игры, направленные на обучение).

При обучении делайте акцент на утвердительных правилах, поскольку маленькие дети еще плохо воспринимают отрицательную частицу «не». Стройте примеры на противопоставлении «плохое поведение» и «хорошее поведение», пусть дети рассказывают, почему одни поступки плохие, а другие нет. Закрепляйте зрительную память, показывая на практике дорогу и её опасности.

Что должны усвоить маленькие дошкольники:

·       Находясь возле проезжей части или на ней всегда надо держать взрослых за руку;

·       Детям никогда нельзя самим выбегать или выходить на автомобильную дорогу;

·       Переходить дорогу можно только по пешеходным переходам и только на зеленый сигнал пешеходного светофора;

·       Для пешеходов есть тротуар, для машин широкая дорога (проезжая часть);

·       Движущаяся машина представляет собой опасность для людей, машина не может остановиться резко, она будет какое-то время ехать вперед, так же как катиться мячик, который мы бьем ногой;

·       Дети должны выучить цвета светофора и самые простые знаки (надземный, наземный и подземный пешеходный переход).

Материал необходимо периодически повторять, и проверять уровень понимания детьми опасности.

Правила безопасности дорожного движения для старших дошкольников

Дети старшей группы уже могут расширить свои знания о правилах дорожного движения и о безопасном поведении. Они лучше ориентируются в пространстве и способны усвоить более сложные понятия.

Для ознакомления с безопасностью дорожного движения широко используйте наглядный материал и игровой процесс. Хороший вариант - проведение игр, где часть детей водители, а часть пешеходы. Активно применяйте тематические стихи, рассказы и картинки. При нахождении возле проезжей части всегда старайтесь объяснять детям правильную модель поведения, показывая это личным примером и указывая на ошибки других. Пусть дети всегда делают свои комментарии, тогда вы лучше поймете уровень их знания и осознания опасности.

Что должны усвоить дошкольники старшей группы:

·       Базовые понятия правил дорожного движения (дорога, автомобиль, железнодорожный переезд, пешеход, остановка и т.д.);

·       Основные знаки дорожного движения, которые важны пешеходам (железнодорожный переезд со шлагбаумом и без, опасный поворот и т.д.);

·       Понятие тормозного пути в зависимости от погоды, состояния дороги и массы автомобиля;

·       Обязанности пешеходов и пассажиров транспорта;

·       Правила посадки на транспорт и проезда в транспорте;

·       Предупредительные сигналы светофора и регулировщика;

·       Правила перехода дороги;

·       Движение через железнодорожные пути, движение по тротуару, обочине, в жилой зоне, особенности езды на велосипеде.

Материал периодически повторяйте и проверяйте уровень его усвоения.

  1. Требования к передвижению с группой детей.

Группу детей разрешается водить только по тротуару или левой обочине (при отсутствии тротуара) не более чем в два ряда, в сопровождении трех взрослых. Руки детей должны быть освобождены от посторонних предметов.

Переходить улицу разрешается только в местах, где имеются линии или указатели, или на перекрестках по линии продолжения тротуаров. При этом воспитатель, дойдя до середины проезжей части поднятым флажком предупреждает водителей транспорта о колонне детей, переходящих улицу, до тех пор, пока дети не пройдут

Рекомендуется для организованного перехода улицы с детьми младшего дошкольного возраста использовать цветную веревочку, за которую по обе стороны держатся дети.

целевые прогулки, включенные в план работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях, в ходе бесед, игровых моментов.

  1. Как рассказать о безопасности на дороге?

Сегодня соблюдение правил безопасности на дороге является самым проблемным вопросом в нашей стране. Как следствие, больше 70% дорожно-транспортных происшествий происходят именно с участием детей. Что же делать, чтобы быть уверенным в том, что с ребёнком на улице ничего не случится? Для этого достаточно быть самому хорошим примером для детей, ну и, естественно, как можно раньше начать знакомить их с правилами дорожного движения. 

Рекомендации

Детям:

• Из подъезда, ворот дома, территории детского сада выходи спокойно, не беги - рядом могут быть машины;

• Иди по тротуару или обочине, держись как можно дальше от проезжей части;

• Если на пути стоит группа людей, обойди их, не выходя на проезжую часть;

• Если нет тротуара или обочины, иди по краю проезжей части навстречу транспорту;

• Подойдя к проезжей части, остановись;

• Переходи по пешеходному переходу, обозначенному знаками или разметкой «зебра»;

• Выбирая место перехода, помни: дорога должна просматриваться во все стороны;

• Не выходи на проезжую часть, когда обзору мешает препятствие - стоящая у тротуара машина, построенное близко здание, растущие кусты, а зимой - сугробы;

• Обходить стоящие на остановке автобус, трамвай, троллейбус нельзя;

• При переходе дороги, двигайся прямо, не меняй направления движения;

• Не останавливайся на середине дороги, рассчитывай время перехода;

• Не стой за машиной, которая припарковывается или отъезжает с места стоянки;

• Используй светоотражающие значки и наклейки на одежде и портфеле (сумке, ранце, рюкзаке);

• Играй только в местах, предназначенных для игр.

 

Дети-пешеходы

Пешеходы должны двигаться по тротуарам. Переходить дорогу только по пешеходным переходам. Самые безопасные из них – подземные. Увидеть пешеходный переход можно по знакам или по «зебре». Переход дороги в неположенном месте запрещён.

Перед началом перехода остановитесь на тротуаре в полуметре до края и осмотрите дорогу как слева, так и справа от себя. Переходите только тогда, когда убедитесь, что машин нет.

Выходить из-за кустов, заборов, которые находятся рядом с дорогой, не нужно. Это же правило применимо и к общественному транспорту. Запрещено обходить стоящие автобус, трамвай или троллейбус сзади или спереди.

Просто дождись, когда они отъедут. Если видите, что светофор моргает на любом цвете, то дорогу лучше не переходить. Дождитесь, чтобы ярко загорелся зелёный сигнал. Будьте видным пешеходом.

Дети - пассажиры

Поездки на переднем сиденье легкового автомобиля детям до 12 лет возможны только при наличии специального детского удерживающего устройства. Также детям до 12 лет запрещается кататься на заднем сиденье мотоцикла или скутера.

Если Вы в общественном транспорте, то следует крепко держаться за поручни. Стоять безопаснее в середине салона.

Дети - водители

Для велосипедистов и водителей мопедов (скутеров) существуют свои правила. Главное из них – выезд на дорогу на велосипеде разрешается только с 14-летнего возраста, на мопеде – с 16 лет. Также эти участники движения обязаны иметь навыки управления знать сигналы светофора и регулировщика, разбираться в дорожных знаках и разметке, сигналах, подаваемых другими водителями на дороге. Водитель мопеда должен быть в мотошлеме. Если Вы на мопеде или велосипеде, то Вам разрешается двигаться только по правой полосе, держаться следует как можно правее. Если Вы пытаетесь объехать лужу или яму, то все равно перемещаться на другую полосу запрещено. До 14 лет кататься на велосипеде можно только на закрытых территориях (спортивные площадки, парки). На велосипеде категорически запрещается проезжать по переходу. Надо сойти с него и перейти дорогу.

Последнее правило – одежда

Как показывает статистика, в основном пешеходы, которые попали в ДТП, были в одежде темных цветов. В плохую, пасмурную погоду такого человека могут не заметить. Сегодня многие производители детской одежды заботятся не только о красоте одежды, но и безопасности юного пешехода. На одежде они оставляют рисунок или различные полоски, которые отражают свет от фар. Если на одежде нет ничего светоотражающего, то это лучше приобрести в магазине. Светоотражающим элементом может быть сумка с рисунком, пакет и многое другое.

Родитель-пешеход, родитель-водитель, родитель-пассажир. Как вы относитесь к этим ролям, так и ваш ребёнок воспринимает дорожные законы. Поэтому очень важно, чтобы вы уделяли большое внимание обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге. Это залог безопасности ребенка!

  1. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ИГРА: КУБИК

(на каждой грани кубика написано задание. играющие бросают кубик по очереди, и выполняют выпавшее задание)

1грань: Собери знак (пазл, из частей)

2 грань: Загадка по ПДД

Везет, а не лошадь,

Сам в калошах,

На красный взглянет –

Сразу встанет!

(автомобиль)

С тремя глазами живет,

По очереди мигает,

Как мигнет –

Порядок наведет!

(светофор)

Как зовут те дорожки,

По которым ходят ножки?

(пешеходный переход)

Не живая, а идет,

Неподвижна, а ведет

(дорога)

Дом – чудесный бегунок

На своей восьмерке ног.

День-денской на дороге

Бегает аллейкой

По стальным двум змейкам.

(трамвай)

Полосатая лошадка,

Ее зеброю зовут,

Но не та, что в зоопарке, -

По ней люди все идут

(переход)

В два ряда дома стоят:

10, 20, 100 подряд.

И квадратными глазами

Друг на друга глядят.

(улица)

Вот утюг так утюг!

Ах, какой огромный!

Он прошел – дорога вдруг

Стала гладкой, ровной.

(каток)

Там, где нужно 100 лопат,

Я один работать рад.

(экскаватор)

3 грань: Раскрась  знак

4 грань: Доскажи словечко

Все будьте правилу верны:

Держаться правой… (стороны)

Должен помнить пешеход:

Перекресток - … (переход)

Есть сигналы светофора –

Подчиняйся им без… (спора)

Желтый свет – предупрежденье,

Жди сигнала для …(движенья)

Зеленый свет открыл дорогу,

Переходить ребята… (могут)

Леша с Любой ходят парой.

Где идут? По … (тротуару)

Садясь в трамвай –

Старшим место … (уступай)

5 грань: Дорожная ситуация 

6 грань: Почини технику (дорисовать недостающий элемент у силуэтного изображения транспорта)

ИГРЫ В КОПИЛКУ ПЕДАГОГАМ:

Внимание, внимание! (двигательная игра с сигналами светофора)

красный – сложить руки а стол,

желтый – хлопнуть в ладоши,

зеленый – постучать ногами

Игра в слова.

Водящий взрослый. Читает рассказ по ПДД, или перечисляет предметы, которые видит (на целевой прогулке). Детям предлагается хлопнуть в ладоши, если они услышат слово (словосочетание), относящееся к светофору.

Цель: развитие внимания, быстроты реакции.

Четвертый лишний. 

Из предложенных наборов слов назвать не относящееся к дороге.

например:

снегоуборочная машина, разметка, тротуар, снеговик.

поливальная машина, остановка, помидор, колесо. и т.д.

Цель: Знакомство с понятиями, относящимися к дороге, развитие внимания.

2 вариант: назвать цвет, не относящийся к цветам светофора.

Запрещенное движение. 

Водящий показывает движение, которое ни при каких обстоятельствах повторять нельзя. А все остальные движения – можно. Детям предлагается ряд движений, они повторяют, при показе запрещенного движения – топают ногами. (усложнение – ускорение темпа, в тишине, нельзя смеяться)

Машины (Я. Пишумов)

Стихотворная разминка

На улице машины, машины –

(дети идут по кругу, останавливаются.)

Машины-малютки,

(Приседают.)

Машины большие.

(Встают, поднимают руки вверх.)

Эй, машины, полный ход!

(Быстро идут по кругу, останавливаются.)

Я – примерный пешеход:

(Прижимают ладони к груди)

Торопиться не люблю,

(Поворачивают голову вправо-влево)

Вам дорогу уступлю.

(Разводят руки в стороны, наклоняясь вперед.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация: Технология «Дети — волонтеры как средство эффективной социализации детей — дошкольников»

Сценарий конкурса чтецов  «Россия – Родина моя!» Консультация:Технология «Дети — волонтеры как средство эффективной социализации детей — дошкольников...

Консультация для детей "Особенности речевого развития детей 4-5 лет"

Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания.Поскольку, развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллектуальные...

Бесплатные консультации для детей до 18 лет и их родителей в рамках "Поддержка семей, имеющих детей".

Уважаемые родители!!!В Челябинской области с 1 января 2020 года стартовал Федеральный проект "Поддержка семей, имеющих детей" в рамках Национального проекта "Образование"....